Предыдущие части рассказа:
Часть 1: Грузия старая и новая. Тбилиси: Старый город.
Часть 2: Грузия старая и новая. Тбилиси: район Авлабар.
Часть 3: Грузия старая и новая. Тбилиси: район Мтацминда.
Мцхета — первая столица Грузии — расположена примерно в 20 км к северу от Тбилиси в очень живописном месте — на стрелке, где сливаются реки Арагви и Кура (фото 1–2). Это святые для христианской Грузии места, и с 1994 года памятники Мцхеты находятся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото 1. Место слияния рек Куры (прямо) и Арагви (справа) - с Мцхетой на стрелке. Вид со смотровой площадки Джвари
Фото 2. Вид на Мцхету с храмом Светицховели в центе. Вид со смотровой площадки Джвари
Поселение здесь появилось в далёкой древности: вероятно, еще до нашей эры. С III по V век н. э. Мцхета была столицей раннего грузинского царства Иверии. В IV веке здесь жила Святая Нино, и в Мцхете происходили все события, связанные с её христианской проповедью, приведшие к крещению Иверии. Именно здесь в 327 году христианство было провозглашено государственной религией страны. Однако в конце V века царь Вахтанг Горгасал начал перенос столицы страны из Мцхеты в основанный им Тбилиси. Потеряв столичный статус, Мцхета еще некоторое время оставалась важным транзитным торговым городом, через который проходили караванные пути на север, в Аланию. В 736 году Мцхета была почти полностью разрушена арабской армией, и после этого в течение многих веков влачила жалкое провинциальное существование…
Сегодня Мцхета — это уютный небольшой городок с 8-ми тысячным населением, самое посещаемое место в грузинской провинции. Этому способствует и близость к Тбилиси (20 км к северу), и самое главное — недавняя серьезная реставрация, превратившая Мцхету в одну из главных достопримечательностей Грузии. От прошлого в городе осталось только несколько храмов, но зато каких! В их числе — знаменитый собор Светицховели, бывший в течение многих веков главным в Грузии, и храм Самтавро.
Главный объект туристического паломничества в городе — собор Светицховели (фото 3–4). Первую церковь (тогда деревянную) по совету равноапостольной Нино на этом месте построил ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III. Во второй половине V века ей на смену была возведена базилика — по приказу царя Вахтанга Горгасала. То, что мы видим сейчас — ассиметричный купольный храм — в значительной степени постройка XI века, восстановленная в веке XV-м.
Фото 3. Храм Светицховели со смотровой площадки Джвари
Фото 4. Храм Светицховели со стороны главного входа
Это громадное сооружение сейчас окружено стеной XVIII века, сложенной из гальки и воздвигнутой по приказу царя Ираклия II. В некоторых местах хорошо видны остатки другой стены — из каменных блоков, уцелевшей с XI века (фото 5).
Фото 5. Храм Светицховели местами окружен тремя стенами: высокой галечной XVIII века, мощной из каменных блоков XI века, ну а третья - коммерческая
На западной стороне комплекса сохранились врата XI века — из огромных каменных блоков и с мордами быков, вмурованных в стену (фото 6–7).
Фото 6. Врата XI века с мордами быков, вмурованных в стену.
Фото 7. Считается, что быки сохранились от постройки храма V века
По фасадам и барабану купола проходят изысканные аркатурные пояса. Так в архитектуре называют декоративные ложные арки с тонкой, мастерски выполненной орнаментальной резьбой, рельефами и изразцами (фото 8–11).
Фото 8. По фасадам и барабану купола проходят изысканные аркатурные пояса - декоративные ложные арки с орнаментальной резьбой
Фото 9. Внешний декор с аркатурными поясами с южной стороны храма
Фото 10. Декоративные украшения восточной стороны храма
Фото 11. В нишах на фасаде когда-то стояли статуи
В щипце (треугольная часть стены, охватываемая двускатной крышей) — барельефы орла и льва, символов двух евангелистов — Иоанна и Марка соответственно (фото 12–13).
Фото 12-13. В щипце - барельефы орла и льва, символы двух евангелистов - Иоанна и Марка соответственно
Изразцы богаты, разнообразны и хорошо выделяются на фасадах песочного цвета (фото 14–17).
Фото 14-15. Декоративные обрамления окон храма
Фото 16. Крест, выложенный изразцами
Фото 17. Яркие изразцы эффектно выглядят на фасадах песочного цвета
Официальное название этого храма — Собор во имя Двенадцати Апостолов, но общеупотребимое — другое: Светицховели. Это в переводе с грузинского означает «животворящий столб» (свети — это столб, а цховели — живой, или чудотворный). Здесь самое время рассказать о легенде, связанной с главной реликвией храма, одновременно объясняющей и его необычное название.
По одному преданию, один из римских солдат, присутствовавший при распятии Иисуса Христа и по жребию получивший в свое распоряжение его хитон, затем продал божье одеяние грузинскому паломнику. Тот принес его в Грузию, в Мцхету, и отдал хитон своей сестре Сидонии, которая под впечатлением от рассказа о распятии скончалась, прижимая к груди святой артефакт. Все попытки отделить хитон от Сидонии были безуспешны. Так ее и захоронили вместе с хитоном Христовым. На месте этого погребения вырос кедр. Со временем жители Мцхеты забыли о хитоне и Сидонии, но заметили, что подходившие к кедру раненые животные покидали его здоровыми. Язычники стали почитать дерево, способное лечить.
Святая Нино, оказавшись в Мцхете, попросила царя Мириана, принявшего христианство, построить храм на месте захоронения хитона. Но разросшийся кедр мешал, и из него было вырублено семь столбов (колонн), которые использовали в качестве опор деревянного храма. Однако один из столбов начал мироточить и его никак не удавалось сдвинуть с места. На помощь пришел ангел, и столб был в конце концов установлен над местом захоронения хитона и Сидонии (фото 18). Вокруг чудотворного столба, источавшего миро, и был возведен первый храм Светицховели.
Фото 18. Икона, рассказывающая историю создания храма Светицховели (хитон, Сидония, ангел и животворящий столб).
А в XVI веке животворящий столб был помещен внутрь небольшого каменного шатра, украшенного фресками со сценами из истории храма. Этот шатер и сейчас стоит в центре собора Светицховели (фото 19–20), а сам чудотворный столб не виден и более не является опорным. Его мироточение прекратилось в 1614 году, когда в Мцхету пришёл персидский шах Аббас и решил, что всё здесь надо разрушить. Но кто-то из его исламских богословов, как пишут, сказал ему про Светицховели буквально следующее: «Воздвигнуто для молитвы, как божий дом. Негоже человеку его разрушать». И Аббас не тронул храмы Мцхеты.
Фото 19-20. В XVI веке животворящий столб был помещен внутрь небольшого каменного шатра, украшенного фресками
Фрески собора много раз повреждались или гибли, особенно во время вражеских нашествий, которых было немало. Поэтому те из них, которые были выполнены в XI, XVI и XVII веках, сохранились только фрагментарно. В 1830-е годы, когда ожидался визит императора Николая I, фрески собора забелили, чтобы собор выглядел чище и официальнее. Позже их расчистили и частично восстановили. Самая крупная и самая заметная фресковая фигура в храме — это Христос Пантократор в алтарной нише (фото 21–23). Алтарная перегородка в храме современная, зато каменная резьба на ней — древняя (фото 24–25).
Фото 21. Христос Пантократор в алтарной нише
Фото 22-23. Христос Пантократор крупным планом
Фото 24-25. Алтарная перегородка в храме современная, зато каменная резьба на ней - древняя
Среди фресок храма специалисты неизменно выделяют редкую сцену Страшного Суда. Центральное место на этой фреске занимает фигура Христа в окружении ангелов и зодиакального круга (фото 26–27).
Фото 26. Сцена Страшного Суда, где центральное место занимает фигура Христа в окружении ангелов и зодиакального круга
Фото 27. Фигура Христа в окружении ангелов и зодиакального круга крупным планом
Храм Светицховели внутри, по мнению многих, оставляет впечатление хаотичного и неупорядоченного. Как некоторые пишут: «Здесь криво всё». Даже его опорные колонны (а их — 8) не только разной формы, но и установлены не в линию. В значительной степени это объясняется, видимо, тем, что собор строился на месте предыдущих церквей, стены которых не были разрушены полностью и сохранились как элементы более поздних сооружений. Фундамент, например, достался Светицховели в наследство от базилики V века. Внутри, у основания опорных столбов, где археологи разобрали кладку до слоев V века, оставлены застеклённые участки, позволяющие увидеть древние античные грузинские орнаменты.
В храме имеются и другие религиозные и исторические артефакты, помимо хитона Христа и животворящего столба. Так, на одной из стен храма находится большой деревянный крест с эмалевыми украшениями (фото 28–29). В нижнюю часть креста вставлена частица «Истинного креста» (того, на котором, якобы, был распят Христос). Предание гласит, что эту реликвию грузинской общине подарил сам римский император Константин, узаконивший христианство.
Фото 28. Частица "Истинного креста"
Фото 29. Частица "Истинного креста" крупным планом
К реликвиям храма относят и купель для крещения (фото 30–31): предполагается, что в ней крестился Мириан (первый христианский царь Грузии) и его жена Нана. Рядом на стене висит икона, где изображены Мириан, Нана, и святая Нино — между ними.
Фото 30. Купель, в которой крестился Мириан (первый христианский царь Грузии). На стене - икона, изображающая Мириана, Нану и святую Нино
Фото 31. Купель (крупный план), в которой крестился Мириан (первый христианский царь Грузии).
Конечно, нельзя не сказать о захоронениях. Когда-то храм был усыпальницей грузинских царей, но лишь несколько их могил сохранилось до нашего времени. Большая белая плита — могила царя Вахтанга Горгасала (фото 32), который считается основателем Тбилиси и одним из основоположников грузинской государственности.
Фото 32. Надгробная плита над могилой царя Вахтанга Горгасала
Ближе к алтарю — могила Ираклия II, которая распознаётся по изображению щита и сабли (фото 33). Кстати, именно захоронение Ираклия II, подписавшего в 1783 году с Россией договор о протекторате над Грузией (Георгиевский трактат), упоминает Лермонтов в поэме «Мцыри» вот в этих строках:
«…Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ».
Фото 33. Могила Ираклия II, подписавшего с Россией Георгиевский трактат
Эти строки — одно из доказательств того, что речь в поэме идет не столько о Джвари, как многие считают (см. часть 5), сколько о Светицховели. Остальные плиты в храме — это в основном надгробья князей Багратиони-Мухранских и их родственников. На всём протяжении своего существования собор служил не только усыпальницей для представителей царского рода, но и местом их коронования. В марте 2007 года в Светицховели прошло отпевание первого грузинского президента Звиада Гамсахурдиа, но захоронили его в Пантеоне Мтацминда в Тбилиси.
Еще один популярный у туристов объект в Мцхете — монастырь Самтавро. Его корни — в IV веке, но строился он не как монастырь, а как дворовая церковь царя Мириана. Название храма дословно переводится с грузинского как «царская территория». Его строительству предшествовало принятие христианства царем Мирианом и его женой Наной — под сильным влиянием Святой Нино, жившей в этих краях в IV веке. После этого события Мириан провозгласил христианство национальной религией Грузии и приказал построить храм Светицховели, а в честь Нино, сыгравшей такую большую роль в судьбе страны и его личной — церковь Святой Нино (фото 34).
Фото 34. Церковь Святой Нино
Территория, где расположена церковь Святой Нино и нынешний монастырь Самтавро, ранее находилась за пределами крепостной стены Мцхеты, на краю оврага. Считают, что именно в этом месте, у проживавшего здесь царского садовника, и поселилась вначале Нино, пришедшая в Грузию из Кападокии проповедовать христианство и соорудившая себе здесь, под кустом ежевики, скромное жилище. На этом месте позже царь Мириан и приказал построить церковь Святой Нино. А вскоре после этого в непосредственной близости — и второй храм, известный как «Верхняя церковь» — «для себя и народа грузинского» (фото 35). Отсюда название Самтавро — «царская территория».
Фото 35. "Верхняя церковь", она же Преображенский собор
Официальное название Верхней церкви — Преображенский собор, и знаменит он, прежде всего, тем, что служит усыпальницей первым христианским правителям Грузии — царю Мириану и его жене Нане (фото 36–37). Считая себя греховным человеком, царь Мириан так объяснил в одном из текстов строительство этого храма: «Я не осмелился пред ним (светицховельским столбом) вырыть землю для своей могилы, чтобы останки мои были похоронены пред ним, ибо я, грешный, боялся его; поэтому приготовил себе могилу в Верхней церкви, чтобы быть вдали от его глаз и приобщиться его благ в день воскресения».
Фото 36. Каменные саркофаги Мириана и его жены Наны. На стене - мозаика с их изображениями
Фото 37. Двери собора с изображением Мириана и Наны
Время, вражеские нашествия, землетрясения были причиной многочисленных разрушений храма, и его неоднократно перестраивали. Тем не менее, он сохраняет особенности типичного древнегрузинского зодчества, хотя и не считается эталоном. Некоторые эксперты даже называют его стандартным, типовым храмом эпохи Золотого века Грузии (XII–XIII век). Специалисты выделяют здесь искусно исполненные орнаменты на куполе и стенах Преображенского собора (фото 38–40).
Фото 38. Орнаменты на куполе и стенах Преображенского собора
Фото 39. Детали внешних орнаментов Преображенского собора
Фото 40. Детали внешних орнаментов Преображенского собора
С 1820 года Преображенский храм, церковь Святой Нино и некоторые другие постройки — это части женского монастыря Самтавро. В 1930-х годах обитель была закрыта, однако Преображенский храм и позже продолжал свою работу. Вновь монастырь был открыт в 1990-х годах, а в 1994 году его храмы, наряду с другими памятниками Мцхеты, были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Заключительная часть нашего рассказа про Грузию будет посвящена путешествию по Военно-Грузинской дороге с посещением храмов Джавари и Цилкани, а также крепости Ананури.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм