«Кто был в Италии, тот скажет „прости“ другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю. Словом, Европа в сравнении с Италией все равно, что день пасмурный в сравнении с днем солнечным» — говорил об Италии Гоголь и был далеко не одинок в своем восхищении. Во все времена итальянские красоты притягивали и завораживали людей, заставляя возвращаться сюда вновь и вновь. Каждый город открывает что-то новое. Прекрасны Венеция и Флоренция, грандиозен Рим, неповторимы Неаполь, Верона, Пиза. Незабываемо удивительное по красоте побережье Лигурийское побережье со своей столицей Генуей.
В Геную мы прилетели из Москвы. Взлетно-посадочная полоса генуэзского аэропорта построена на искусственном полуострове у самого берега и первое, что видишь, подлетая к городу — это бескрайнее синее море. С ним и с мореплаванием прочно и неразрывно связана вся история Генуи. Быстро развивающийся за счет морской торговли город в средние века стал центром Генуэзской морской республики имперских масштабов. В период крестовых походов Генуя достигла апогея расцвета и могущества.
Геную с полным правом можно назвать городом контрастов. Современные улицы соседствуют с облупленными переулками, а рядом с роскошными особняками стоят требующие капитального ремонта дома. Зато здесь можно почувствовать атмосферу настоящей итальянской жизни. Бродить по городу интересно. На неряшливость улиц не обращаешь внимание, а сохнущее бельё на веревке, протянутой над ликом Мадонны вызывает улыбку.
Начнем маршрут с улицы Бальби, созданной в первые десятилетия 1600-х годов, в период «золотого века» Генуи. Улица была спроектирована архитектором Бартоломео Бьянко по заказу Стефано Бальби, представителя состоятельного семейства банкиров. По желанию Стефано был построен и Palazzo Stefano Balbi — будущий Королевский дворец, в котором жили короли и принцы Савойской династии. Со временем узкую улочку сплошь застроили дворцами и монументальными зданиями.
В ту пору сильные мира сего старались не только для собственного благополучия. При поддержке семьи Бальби во время чумы, постигшей Геную в 1656 году, соорудили общественную прачечную, известную как мойка Святой Бригитты. Невероятно, но каменная ванна, в которой стирали в средневековье бельё сохранилась до наших дней.
Своим названием прачечная обязана находившемуся неподалеку монастырю Святой Бригитты. В 1850 году его снесли. От обители осталась только входная арка.
Ряд дворцов на Via Balbi занесен в реестр Palazzi dei Rolli. Первый список составили в 1576 году. Потом его дополняли и редактировали. Дворцы, включенные в каталог делились по эстетике, комфорту и важности. В соответствии с установленными критериями владельцы палаццо обязаны были размещать у себя высокопоставленных гостей города-принцев, вице-королей, кардиналов, послов или губернаторов. Таким образом система «Ролли» стала прообразом фешенебельных отелей. Практически все дворцы в Генуе до сих пор находятся в частной собственности, в то время как многие из них стали музеями, штаб-квартирами банков или офисов.
Часть зданий на Бальби используется Университетом Генуи. Библиотека университета расположилась в бывшей иезуитской церкви Святых Джероламо и Франческо Саверио (Chiesa dei Santi Gerolamo e Francesco Saverio). Она была построена между 1650 и 1658 годами по проекту Бартоломео Бьянко.
Via Balbi заканчивается площадью Нунциата (Piazza della Nunziata), на которой доминирует неоклассический фасад базилики Святейшего Благовещения (Basilica della Santissima Annunziata del Vastato). Она справедливо считается одной из красивейших в Генуе.
Храм возвели в 1520 году монахи-францисканцы. В начале 17 века собор был богато декорирован. Оформлением церкви занимались ведущие мастера и художники Италии.
Во внутреннем убранстве церкви воплотилось вся броская пышность барокко. Торжественный центральный неф обильно украшен фресками, лепниной и скульптурой. Не уступают главному боковые нефы. Мраморные колонны подпирают высокий сводчатый потолок с изумительной росписью.
Дойдем до прямой улицы Гарибальди, главной артерии исторического центра. Помимо множества дворцов генуэзской аристократии и прочих зданий здесь расположены две самые крупные картинные галереи города — галерея Палаццо Бьянко и Галерея Палаццо Россо. Вместе с Палаццо-Дориа-Турси эти дворцы составляют единый музейный комплекс, называемый Страда-Нуово (Musei di Strada Nuova).
Билеты мы приобрели в музейном магазинчике, что находится во дворце Дориа — Турси. Маршрут по выставочным залам начали с осмотра Палаццо Бьянко. По ходу заглядываем в симпатичные внутренние дворики с мраморными фонтанами и зеленью.
Palazzo Bianco был построен в 1540 году для Луки Гримальди и из-за белоснежной облицовки получил название «Белый дворец». До 19 века здание неоднократно продавалось и передавалось по наследству. В 1884 году Мария Бриньоле-Сале де Феррари, герцогиня Галльерская, завещала палаццо городу вместе с коллекцией искусства.
Дворец превратился в музей. За прошедшие годы количество экспонатов значительно увеличилось. Сегодня к услугам посетителей несколько десятков залов с работами европейских художников XII–XVIII веков. Здесь можно увидеть полотна Караваджо, Джорджо Вазари, Прокаччини, Мемлинга, Рубенса, Яна Матсиса, Яна Провоста и Сурбарана.
Среди многих значимых картин галереи особое место занимает полотно Рубенса «Венера и Марс».
Питер Пауль Рубенс часто приезжал в Геную, где получал большое число заказов от генуэзской знати. Наряду с этим художник внимательно изучал архитектурные постройки города. Дворцы Генуи настолько вдохновили Рубенса, что в 1622 году он издал книгу «Palazzi Moderni di Genova» с планами и фасадами зданий.
Переходим в Красный дворец. Его выстроили по проекту архитектора Пьетро Антонио Корради в 1677 году. Длительное время Palazzo Rosso принадлежал семейству Бриньоле и сейчас в его залах выставлена основная часть коллекции этой семьи. В экспозиции представлены произведения Ван Дейка, Гвидо Рени, Дюрера, Гверчино, Веронезе, Бернардо Строцци, Маттиа Прети и др. Отдельного внимания заслуживают гобелены, мебель, коллекции китайского фарфора и французского фаянса.
Очень обрадовало то, что можно подняться на крышу Palazzo Rosso. Там оборудована смотровая площадка с отличным видом на центр города, горы и порт. «Bellissima Genova!» — с восхищением хочется воскликнуть, глядя на захватывающую дух панораму.
Сверху хорошо просматривается прямоугольный двор и часовая башня соседнего дворца Дориа-Турси. Палаццо был построен в 1565 году на средства баснословно богатого банкира Николо Гримальди. Для облицовки фасада использовали камень разных оттенков: розовый известняк, серо-черный сланец, белоснежный каррарский мрамор.
В 1595 году дворец приобрел князь Джованни Андреа Дориа для своего сына Карло Дориа, герцога Турси (отсюда и нынешнее название здания). В 1820 году дворец был продан семье Савойя. С 1848 года палаццо выполнял функцию городской ратуши.
Теперь во дворце располагается музей, в котором собрана любопытная коллекция предметов быта времен Генуэзской республики: посуда, аптекарские инструменты, одежда, старинные гири и весы. Гордостью экспозиции являются скрипка Джузеппе Гварнери. Однажды её купил у мало известного в то время мастера Николо Паганини и за необыкновенно полное и теплое звучание назвал ее Cannone (пушка). До самой смерти Паганини не расставался с этой скрипкой и завещал ее музею родного города Генуи. Скрипка хранится в зале Паганини с 1851 года. Но и сегодня она продолжает звучать. На ней играют виртуозы в самых престижных залах мира.
Выставка завершается скульптурой Антонио Кановы «Кающаяся Магдалина». Впервые этот шедевр представили зрителям в Парижском салоне 1808 года. Скульптура считается одним из самых значимых произведений современности. Между 1808 и 1809 годами Канова создал еще одну Магдалину. Она находится в Эрмитаже и признается наиболее удачной версией.
Бодрым шагом движемся в сторону главной площади города. К ней ведут основные транспортные магистрали Генуи. С 1877 года площадь носит имя мецената, филантропа и политика Раффаэле Луиджи де Феррари. В 1936 году в центре установили круглый бронзовый бассейн с фонтаном.
В глубине площади находится оперный театр, названный в честь герцога Карло Феличе Савойского. Торжественное открытие театра состоялось в 1828 году с премьеры оперы Беллини «Бьянка и Фернандо». Театр отличался хорошей акустикой, а пятиярусный зрительный зал вмещал 2500 зрителей. В годы Второй мировой войны здание серьезно пострадало от бомбардировок. На реконструкцию и ремонт ушло почти пятьдесят лет.
Своим изогнутым фасадом, обращенным к площади, выделяется громадное здание с арочной галереей. Его построили в 1912 году для генуэзской фондовой биржи. Всю её финансовую мощь должна была подчеркнуть помпезная архитектура. В 1998 году биржа прекратила свою деятельность, здание заняли офисы и кафе, а в бывшем биржевом зале проводят конференции и концерты.
Совсем близко находится площадь Маттеотти, северо-восточную сторону которой занимает Дворец Дожей (Palazzo Ducale). Построенный в конце XIII века этот дворец почти шесть веков служил резиденцией правительства Генуэзской республики. В конце 16 века палаццо был расширен, а после разрушительного пожара 1777 года капитально перестроен. В наши дни во дворце Дожей проводят выставки, культурные мероприятия и организовывают встречи на высшем уровне.
На площадь Маттеотти выходит фасад иезуитской церкви Джезу. Её построили в начале XVI века и освятили в честь святых Амвросия и Андрея. В 1552 году храм перешел к иезуитам и его посвятили Иисусу. Поэтому полное название церкви — Chiesa del Gesù e dei Santi Ambrogio e Andrea.
Церковь полностью переделали и украсили произведениями искусства. Амбициозные иезуиты не скупились и потратили довольно солидную сумму на отделку и декор. Внутренний интерьер храма с избытком позолоты, лепнины, скульптуры и живописи поражает своим блеском.
В украшении церкви принимали участие лучшие мастера и художники своего времени: Гвидо Рени, Бернардо Строцци, Джованни Андреа-Де Феррари, Лоренцо де Феррари, Таддео Карлоне, Андреа Поццо, Бернандо Кастелло, Джованни Мерано. Картину «Обрезание» над алтарем написал в 1608 году Питер Рубенс. В одной из капелл находится ещё один шедевр Рубенса — «Чудеса святого Игнатия Лойолы».
Пройдем далее по пешеходной улице San Lorenzo и обратим внимание на Palazzo Sinibaldo Fieschi. Он был построен в 1618 году для Синибальдо Фиески, выходца из знатного рода Фиески. Семья имела тесные дипломатические связи с анжуйскими королями Сицилии. Из рода Фиески вышло два римских папы, 72 кардинала и 54 военочальника. Память о своих хозяевах хранит массивная дверь с гербом.
По противоположной стороне улицы тянется каменный фасад собора святого Лаврентия. Не бегите мимо. Присмотритесь к фигурам и надписям. Каждый элемент не случаен и наполнен глубоким смыслом.
На стене собора примечателен погребальный памятник Антонио Гримальди, лидеру республики и защитнику Фамагусты. Надгробие выполнено в виде подвесного саркофага c балдахином и рельефом с изображением Христа в окружении тетраморфных существ.
Кафедральный собор Святого Лаврентия (Cattedrale di San Lorenzo) является главной святыней и самым значимым католическим местом поклонения в Генуе. Воздвигнутый на месте древней кладбищенской часовни собор был освящен папой Геласием II в. 1118 году и посвящен святому Лаврентию.
Главный черно-белый фасад выполнен в готическом стиле. На общем фоне выделяются три портала. Полукруглый тимпан над центральным входом заполнен рельефной композицией со сценой мученичества святого Лаврентия и образом Христа с крылатыми символами евангелистов.
Внутреннее пространство собора делится колоннами и арками на три нефа. В храме много фресок, картин и скульптур. Немало ценных предметов и реликвий содержится в соборе и музее-сокровищнице. Среди артефактов — Святой Грааль (восьмигранная чаша из зеленого египетского стекла); блюдо из халцедона, на котором Саломее принесли голову Иоанна Предтечи; крест генуэзской семьи Заккария с частицей̆ Животворящего Креста Господня; частица мощей святого Иоанна Крестителя.
Мы идем сторону моря, заскакивая по пути в бутики и магазины, которым на поверку может оказаться больше ста лет. Исторические лавки здесь называют «боттеги» и они тоже внесены в список — Botteghe Storiche di Genova. Ходить по улицам, разглядывать витрины и просто разложенный на земле товар можно бесконечно.
Генуэзский порт встречает нас оживленной суетой, свежестью, запахом моря и пальмами на набережной.
Какое-то время администрация порта размещалась в средневековом палаццо Сан-Джорджо. Его фасад, обращенный к морю, оживляют яркие фрески. В 13 веке дворец предназначался для создания центра гражданской и политической власти Генуэзской республики. Однако в качестве муниципального учреждения здание просуществовало недолго. Впоследствии дворец стал использовался как тюрьма. В её застенках Марко Поло рассказал о своих приключениях на востоке своему товарищу по несчастью писателю Рустичано. Вместе они потом издали книгу «Путешествия Марко Поло». В 1407 году во дворце разместился банк Banco di San Giorgio, учрежденный обществом генуэзских менял. Основатели были люди не жадные и в авантюры ввязывались редко. За короткий срок банк существенно нарастил огромный капитал и эффективно функционировал на протяжении последующих 400 лет. Историки склонны считать, что Банк Сан-Джорджо послужил прототипом многих центральных банков. Но все когда-нибудь кончается. «Лавочку» прикрыл Наполеон, когда вторгся в Италию. Официально банк прекратил свое существование в 1805 году.
Одним из самых известных клиентов банка Сан Джорджио был знаменитый мореплаватель Христофор Колумб. В архивах сохранилась его долговая расписка от 1502 года. А вот точное место рождения Колумба подвергается сомнениям до сих пор. Право называться его малой родиной оспаривает целый ряд городов Италии и Испании. Наиболее вероятным претендентом считается Генуя. Доподлинно известно, что до 1472 года семья будующего путешественника жила в Генуе, в небольшом трехэтажном доме. Здание было разрушено во время бомбардировки французского флота короля Людовика XIV, обрушившейся на город в 1684 году. Позже дом буквально по кирпичику собрали заново и устроили там музей. Найти дом первооткрывателя Америки не составит труда. Он находится недалеко от высоких ворот Порта-Сопрано. Когда-то они были частью крепостной «Стены Барбаросса», возведенной в XII столетии в оборонительных целях и служили главным входом в город со стороны моря.
Вокруг генуэзского порта вертится вся городская жизнь. Сюда приходят круизные лайнеры, грузовые корабли, швартуются яхты, рыболовецкие и торговые судна.
На самом видном месте на приколе стоит шикарный парусник — галеон Нептун. В 1985 году его построили по старым чертежам в Тунисе специально для съёмок фильма Романа Полански «Пираты». Сегодня за небольшую плату можно подняться на борт и почувствовать себя членом команды испанского многопалубного судна XVI–XVIII веков.
Гулять по дивной генуэзской набережной приятно. Насладиться легким бризом и морскими пейзажами можно на открытой террасе местного бара или ресторана. Их тут предостаточно. Усевшись за столик у самой воды, мы заказали пасту с соусом песто из свежих листьев базилика. У соуса довольно давняя история. Генуэзцы уверены в том, что состав песто придумали лигурийцы и очень гордятся своим изобретением.
В выходные дни на набережной проводятся ярмарки, гастрономические праздники и всевозможные фестивали — вина, сыра, равиоли, мяса, жареных блюд и даже улиток.
В день нашего приезда открылась ярмарка мороженого и сладостей. Вдоль берега вытянулись палатки с печеньем, пирогами, конфетами, шоколадом, марципаном, цукатами, засахаренными плодами и ягодой. Можно купить и попробовать любое лакомство. Molto dolce e delizioso! (очень сладко и вкусно).
Мы провели в Генуе целый день и прошлись по основным достопримечательностям. Считается, что российские туристы недооценивают город и используют его только в качестве транзита, направляясь к курортам Лигурии.
Но в Генуе действительно есть, на что посмотреть. И я с удовольствием вернулась бы сюда снова. Мы планировали остановиться в современном отеле с видом на генуэзскую гавань в мае 2020 года. К сожалению все планы рухнули и полетели в тартарары. Будем надеяться, что 2021 год принесет в наш мир здоровье, избавление от вирусов и прочей чумы. Пользуясь случаем, поздравляю всех туристеров с наступающим Новым годом! Будьте счастливы, верьте в чудеса и пусть мечты сбываются!
Теги:
Самостоятельные путешествия