У подножия Восточных Альп, на берегах реки Адидже расположилась Верона. Этот город ассоциируется у нас с историей о всепоглощающей любви Ромео и Джульетты, рассказанной Шекспиром много столетий назад. С лёгкой руки классика Верона обрела статус столицы любви и стала одним из любимейших мест романтиков. «Не существует мира вне Вероны…», — писал Шекспир, и большинство с ним согласится.
История Вероны насчитывает более двух тысяч лет. Город не раз подвергался нападению завоевателей и побывал в руках готов и ломбардцев, франков и византийцев, французов и австрийцев. Многочисленные народы оставили в Вероне зримые следы своего пребывания. Город усеян памятниками римской эпохи, средневековыми площадями и ренессансными дворцами.
Ежегодно Верона привлекает более трех миллионов туристов со всего мира. Чтобы спокойно и не спеша всё осмотреть нужно ехать минимум на 3 дня (или на всю жизнь). Но город прекрасно подходит и для однодневной поездки. Вот её мы и совершили, отдыхая на озере Гарда. Поезда ходят довольно часто и за 30 минут доставляют пассажиров от озера до Вероны, на главный железнодорожный вокзал Порта-Нуова.
Знакомство с Вероной мы начали с холма Святого Петра, возвышающимся над городом. Сюда стоит приехать ради прекрасных видов, которые открываются с высоты. Внизу теснятся пурпурные крыши, поднимаются над домами башни, шпили церквей и сверкает серебряной нитью река Адидже.
Холм Святого Петра не только лучшая смотровая площадка города, но и место рождения Вероны. Именно здесь в VI–V веке до нашей эры возникло первое поселение. Историки до сих пор ведут споры о том, кто первым поселился на берегах реки Адидже: этруски или племя эвганеев. Как бы там ни было местечко для проживания основатели выбрали отличное: и река рядом, и горы поблизости, и мягкий климат в любое время года.
Считается, что слово «Верона» произошло из итальянского слова этрусского происхождения «verone», означающего «терраса», которое в точности относится к холму Сан-Пьетро, первому жилому ядру. Сегодня на холме можно видеть остатки римского амфитеатра первого века до н. э. и замок Святого Петра, который неоднократно то сносили, то снова восстанавливали. Территория замка обнесена по периметру крепостной стеной, а рядом разбит уютный парк с аллеями из кипарисов.
С холма достаточно быстро можно спуститься по лестнице, которая ведет вниз, на набережную реки. Своенравные воды Адидже во время разлива не раз разрушали все на своем пути, подвергая опасности местных жителей и затапливая дома. Возле Вероны бурная река описывает большую плавную дугу, охватывая большую часть старого города.
Неподалеку от холма Сан-Пьетро берега реки Адидже соединяет один из старейших в городе мост Понте-Пьетра (Ponte Pietra). Период постройки моста точно не определен, но скорее всего это 90 год н. э. Сначала мост назывался Мраморным, так как для постройки сооружения использовался мрамор, вытесненный впоследствии камнем. Мост сменил имя на Каменный. За истекшие тысячелетия на долю сооружения выпало немало природных катаклизмов, разрушений и перестроек. В последний раз Ponte Pietra был уничтожен в 1945 году, когда немецкие солдаты взорвали его при отступлении. В 1959 году по чертежам и старым фотографиям мост восстановили, используя поднятые со дна реки оригинальные фрагменты.
Стоя на мосту приятно наблюдать за искрящимися внизу струями воды. Кругом тишь да гладь да божья благодать.
В 1298 году правитель Вероны из династии Скалигеров Альберто I приказал построить по обеим сторонам моста сторожевые башни. Одна из них и сейчас охраняет вход на мост. Башенные ворота открывают путь в старый город, исторический центр Вероны. Здесь сосредоточено большинство достопримечательностей и архитектурных памятников.
Как и в любом другом итальянском городе в Вероне множество церквей. Главным католическим храмом города является Кафедральный собор, посвященный Деве Марии. Собор был построен на остатках предыдущей раннехристианской базилики и был освящен в 1187 году. В последующие годы здание много раз перестраивалось и расширялось.
Внутренний интерьер церкви хорошо освещен и богато декорирован. Три просторных нефа разделенными колоннами из красного мрамора из ближайших каменоломен. В оформлении боковых капелл главную роль играют фрески, выполненные в начале XVI века художником Джованни Марией Фальконетто. Алтари украшены произведениями веронских художников XV и XVI веков. Самая известная из них — картина «Вознесение Мадонны», выполненная Тицианом в 1535 году.
При кафедральном соборе Вероны в 1123 году в качестве баптистерия построили церковь Сан-Джованни-ин-Фонте, больше похожую на часовню. В центральном нефе установлена восьмигранная крестильная купель конца XII века, вырезанная из цельного мраморного блока. Каждая грань купели украшена барельефом со сценами из жизни Христа: от Благовещения до Крещения. Работу приписывают скульптору Бриолото.
От кафедрального собора тянется прямая и узкая улица Via Duomo, ведущая до площади Св. Анастасии (Piazza Santa Anastasia). Здесь находятся сразу две церкви. Небольшая церковь Святого Петра Мученика была построена монахами-доминиканцами в конце XIII в. Церквушку освятили во имя святого Георгия Победоносца, а в народе храм прозвали San Giorgetto (маленький). В 1424 году церковь переосвятили во имя католического Святого Петра Мученика Веронского, одного из покровителей города.
Немного в глубине одноименной площади находится самая большая церковь Вероны -церковь Святой Анастасии (Chiesa di Santa Anastasia). На её месте когда-то стояла другая церковь, возведенная по приказу императора Теодориха Великого и освященная в честь этой же святой. Строительство нынешней базилики началось в 1290 году и было закончено только в 1481 году. Незавершенным остался лишь главный фасад церкви.
В 1471 г. храм был освящен в честь святого Петра Веронского. Однако местные жители упорно продолжали называть базилику именем предыдущей церкви. 200 лет спустя церковь официально вернула себе прежнее имя Анастасии.
Внутренний интерьер трехнефной базилики великолепен. Главной доминантой внутреннего пространства являются 12 огромных круглых колонн, поддерживающих крестовые своды с растительным орнаментом. Пол выложен мраморной мозаикой из красного, белого и черного цветов.
Боковые нефы церкви хранят огромное количество произведений живописцев и скульпторов, работавших в Вероне с 14-го по 18-й век. Среди них Никколо Джольфино, Джованни ди Бартоло, Альтичиеро да Зевио, Франческо Мороне, Рануччи Арвари, Микеле да Фиренце и др.
У входа в храм установлены водосвятные чаши, которые поддерживают гротескные статуи, прозванные горбунами Св. Анастасии. Предполагают, что одного из них выполнил скульптор Габриеле Калиари. Рядом в рваных штанах сидит второй горбун, младше первого на 100 лет. Он устроился тут на Пасху 1591 года и поэтому зовется Пасквино. Это работа скульптора Паоло Орефиче.
Главным сокровищем базилики считается фреска капеллы Пеллегрини «Святой Георгий, освобождающий принцессу», написанная Антонио Пизано (более известным как Пизанелло) в 1438 году. Это фактически единственное сохранившееся монументальное произведение художника. Левая сторона фрески, на которой изображен дракон, по большей части погибла. На уцелевшей части картины Святой Георгий встречает царственно одетую принцессу Трапезунду, которую хочет сожрать чудовище. Полный отваги и решимости святой собирается сесть на свою лошадь, чтобы отправиться убить дракона.
Слева от церкви Святой Анастасии находится висячий саркофаг могущественного феодала Гульельмо ди Кастельбарко. Мраморная фигура правителя покоится на крышке саркофага. Над ним четыре изящные колонны поддерживают каменный балдахин. Создание памятника относят к 1320 году. Считается, что саркофаг Гульельмо послужил прообразом знаменитых арок Скалигеров.
Арки Скалигера (Arche Scaligere) является одним из выдающихся образцов готического искусства. Они представляют собой комплекс погребальных памятников, расположенный рядом с церковью Санта-Мария-Антика. Почти 750 лет покоятся здесь останки древних лордов из династии Скалигеров, правителей Вероны. Саркофаги с надгробиями высоко подняты над землей и похожи на маленькие ажурные храмы.
Знатный род делла Скала правил Вероной с 1260 по 1387 год и за это время сделал немало для развития города. Строились дворцы, замки, церкви и мосты. В эпоху владычества Скалигеров начал формироваться и архитектурный ансамбль площади Синьории. В 1865 году на площади установили памятник Данте Алигьери, созданный скульптором Уго Дзаннони.
Мраморная статуя поэта стоит прямо напротив Палаццо Подеста. Более 10 лет в этом дворце по приглашению Кангранде делла Скала проживал изгнанный из Флоренции Данте. Палаццо состоит из комплекса зданий, окружающих с трех сторон прямоугольный внутренний двор. В Венецианскую эпоху вход со стороны площади был дополнен порталом, напоминающим по форме древнеримскую триумфальную арку. Над порталом помещен барельеф с изображением крылатого льва, символа Венецианской республики.
Остальные здания на площади Синьории, были построены в 13–15 веках и предназначались для административных целей и правительства. Их названия говорят сами за себя — Дворец Капитанов, Лоджия Совета, Дворец Правосудия. Между собой здания соединены друг с другом изящными арками и в целом площадь выглядит гармонично и уютно. У памятника Данте назначают свидания, встречаются заблудившиеся, а туристы отдыхают в кафе.
Отправляемся дальше и выйдем на соседнюю площадь Эрбе через Арку делла Коста (Arco della Costa). Невинному и правдивому обязательно свалится на голову ребро кита, подвешенное к арке. Так гласит легенда. Но похоже кругом одни врунишки и плуты. За пятьсот лет ребро ни разу не шелохнулось. До сих пор ведутся споры о том, как китовая кость попала в Верону.
Неугомонная Пьяцца делле Эрбе («площадь Трав») расположена там, где в античности находился римский Форум. В средние века здесь располагался рынок, где торговали овощами, фруктами, специями и травами. С тех пор мало что изменилось. Разве что добавились палатки с сувенирами, да и туристов стало больше. Из-за шумного рынка с огромными зонтами и многолюдной толпы очень сложно рассматривать достопримечательности на площади. А их тут немало. Это и Домус Меркаторум (дом купцов), и палаццо Маффеи, и Часовая башня (башня дель Гарделло), и дом Маццанти и др. строения.
В центре площади Трав находится фонтан Веронской Мадонны (Fontana di Madonna Verona), очень любимый жителями города. Он был установлен в 1368 году по решению князя Кансиньорио делла Скала. Фонтан имеет две чаши — большую и малую. Большая чаша из красного веронского мрамора имеет римское происхождение: её нашли рядом с Кафедральным собором, где в древности располагались римские термы. Над бассейном возвышается статуя Мадонна Вероны. Она держит в руках бронзовый свиток с девизом с девизом Вероны: Est iusti latrix urbs hec et laudis amatrix is via (этот город, носитель правды, достоин почести).
Пройдем по улице Via Cappello до дома № 23. В 1907 году это дом был выкуплен местными властями для устройства здесь музея Джульетты. Понятно, что в музее нет подлинных предметов, имевших отношение к героине трагедии Уильяма Шекспира. Но благодаря реставрации, выполненной в 1935 году, был воспроизведен интерьер богатого дома XIV века.
Несмотря на то, что описанные в трагедии «Ромео и Джульетта» события являются вымыслом, здание считается самым романтичным уголком Вероны. Во внутренний дворик дома выходит небольшой балкон — предполагаемое место свидания влюбленных. В центре двора стоит бронзовая статуя Джульетты, прикосновение к правой груди обеспечит исполнение желаний.
На стенах двора многочисленные посетители оставляют записки, пёстрые надписи и автографы. Кроме того, из разных стран люди посылают послания, написав на конверте только два слова: «Верона, Джульетте». Официальный клуб Джульетты отвечает за ответы на эти письма от ее имени.
История о безграничной жертвенной любви стара как мир. Но она не перестает быть актуальной. Как бы то ни было, в наших сердцах постоянно живет вечная потребность в красоте и любви. Поэтому Верона всегда будет полна романтиками и влюблёнными со всех концов света.
Пока Верона носит это имя,
не будет изваяния ценней,
чем памятник Джульетты
верной, в ней.
Шекспир
Главным архитектурным памятником римской эпохи в Вероне является знаменитая Арена ди Верона — римский амфитеатр. Это третье по величине римское сооружение такого рода в Италии. Построенный примерно в 30-х годах нашей эры амфитеатр сохранился лучше, чем остальные подобные сооружения. В течение многих веков он был предметом восхищения и символом города. В Средневековье на Арене жгли еретиков, здесь же проходили турниры, различные представления и очень популярные среди местного населения бои с быками. Благодаря реставрационным работам, которые проводились с XVII века, на Арене теперь проходит всемирно известный оперный фестиваль, привлекающий более полумиллиона зрителей в год.
С юго-западной стороны амфитеатра находится Пьяцца Бра — самая просторная площадь во всей Вероне. На площадь ведут мраморные ворота Портони делла Бра, построенные в пятнадцатом веке. На их месте были ворота средневековых стен конца XIV века. От этих построек сохранилась до наших дней Пятиугольная башня (Torre Pentagona).
По улочке via Roma идем до замка Кастельвеккио (Castelvecchio). В одном из внутренних дворов крепости на каменной плите написано: «Франческо Бевилаква, капитан Скалиджери, в 1355 году заложил первый камень этого замка по указанию Кангранде II». Хорошо укрепленная крепость, с высокими зубчатыми стенами была разработана согласно новейшим требованиям военно-инженерного искусства. Во время венецианского правления в замке размещались арсенал и тюрьма, а в годы наполеоновской оккупации замок преобразовали в казармы.
После Второй мировой войны архитектор Карло Скарпа провёл масштабную реконструкцию замка. В наше время в замке размещен Городской музей Кастельвеккио (Museo di Castelvecchio).
Одновременно с замком был сооружен Мост Скалигеров (также известный как мост Кастельвеккьо) с зубцами в виде ласточкиного хвоста. Мост простоял почти шесть веков, выдержал осаду наполеоновских войск и другие напасти, пока не был разрушен фашистами во Вторую Мировую войну. В 1951 году его полностью восстановили.
Прекрасная Верона подкупает уютными узкими улочками, элегантными площадями, изящными дворцами и дарит каждому незабываемое, романтичное настроение даже без шекспировских страстей!