Тебе — и розовый миндаль,
И горы, всавшие над Арно,
И запах трав и в блеске даль.
Гумилев
Флоренция. Гордость Италии. Великий город на берегах Арно. По выражению французского писателя Анатоля Франса, «больше нигде нет в природе такой хрупкости, такого изящества и такой тонкости, как в прекрасной Флоренции…». Идеально вписанная в тосканский ландшафт Флоренция удивительным образом подчеркивает всю его прелесть. В городе всё гармонично, уравновешено и совершенно.
Имя Флоренции неразрывно связано с блестящей эпохой Возрождения. Какое-то странное стечение обстоятельств повлияло на то, что в одном месте в одно и то же время рождались, жили и творили гениальные творцы. Мыслитель Макиавелли, ученый Галлилей, художники Джотто, Ботичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Свое мастерство здесь оттачивал Брунеллески, писал свои бессмертные сочинения Данте, и вдыхал в мрамор жизнь Микеланджело. Их произведения стали примером подражания на многие последующие века. Шедевры архитектуры, живописи и скульптуры во Флоренции встречаются буквально на каждом шагу. Город полон чудес, тайн, символов. Повсюду загадочные надписи, геральдические знаки и барельефы. Каждый дом, каждый угол скрывает свою легенду. Свои истории рассказывают дворцы, храмы, площади и улочки.
Мы провели во Флоренции пять дней. Остановились в отеле Hotel Bonciani Palazzo Pitti Broccardi, расположенном во дворце 16 века, в самом центре города. От былой роскоши старого палаццо осталось очень мало. Здание давно нуждается в капитальном ремонте. Однако некоторые неудобства компенсирует отличное расположение. Рядом вокзал. До всех основных достопримечательностей можно дойти пешком.
Недалеко находится центральный рынок Mercato Centrale. Здесь можно найти все, что душе угодно. Овощи, фрукты, мясо, колбасы, цукаты, сухофрукты, маринованные оливки, тосканские сыры. Хорошим подарком друзьям и знакомым станут вяленые помидоры.
В трех шагах от нашего отеля расположена площадь Санта-Мария-Новелла (Piazza di Santa Maria Novella). Она была образована в 1287 году по указу Флорентийской Республики и с тех пор использовалась для праздников, турниров и других мероприятий. В конце четырнадцатого века, при Козимо I тут устроили некое подобие римского ипподрома и организовали гонки на колесницах Palio dei Cocchi. Это развлечение полюбилось горожанам и стало постоянным. В 1608 г. на площади установили два мраморных обелиска, обозначив ими границы бегового круга. В конце 20 века после масштабной реконструкции здесь открылись элегантные отели, бары и бистро. Мы часто приходили сюда выпить кофе или полакомиться десертом.
В северной части площади расположена доминиканская церковь Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella). Микеланджело обычно называл эту базилику «моей невестой», так как находил в ней черты, присущие женскому идеалу: чистоту и совершенство. Строительство церкви, начатое в 1279 году, было завершено в 1348 году зодчим Альберти. Лёгкий ажурный фасад с четким ритмом квадратов увенчан треугольным тимпаном.
В интерьере храма объемное и выразительное пространство образуют нефы, величественные колонны со стрельчатыми арками, крестовые своды и цветные витражи на окнах. Внутренние помещения и многочисленные капеллы содержат в себе немалое количество произведений искусства XIV–XVI веков.
В центральной части алтаря привлекает внимание капелла Торнабуони. Бронзовое Распятие, венчающее алтарь создал Джованни Джамболонья. Стены сплошным ковром покрывают фрески на тему жития Девы Марии и Иоанна Крестителя, выполненные художником Доменико Гирландайо. Его современники с портретной точностью тоже изображены на рисунках.
Капелла Барди сначала была посвящена святому Григорию Великому. В 18 веке её переосвятили во имя основателя ордена доминиканцев святого Доменика. Фрески «История св. Григория, святые и пророки» приписывают кисти Спинелло Аретино. В 1570 году алтарь капеллы украсила картина Джорджо Вазари «Пресвятая Дева Мария Розария» (Madonna del Rosario), написанная в 1570 году. Над украшением капеллы Филиппо Строцци (Cappella di Filippo Strozzi) с 1487 по 1502 год работал представитель так называемой медицейской школы Филиппино Липпи. Серия фресок повествует о жизни святых Иоанна Богослова и апостола Филиппа. За алтарем находится красная порфировая гробница Филиппа Строцци.
Проход рядом с часовней ведет в Обитель мертвых (Chiostro dei Morti) — кладбище, существующее на этом месте с 1270 года. Это старейшая часть монастыря. Долгое время доступ широкой публики сюда был закрыт. После реставрации обитель вновь открылась и теперь можно пройтись по галереям с надгробными плитами и посмотреть росписи на стенах. Однако, фрески сохранились плохо.
Не в лучшем состоянии прибывают фрески в Зеленом дворике (Chiostro Verdo). Доминирующим цветом на всех рисунках является зеленый цвет. Отсюда происходит и название дворика. Художник Паоло Уччелло расписал стены портика краской, в основе которой лежит зеленая земля (terra verde naturelle). В 14 веке её очень часто применяли итальянские живописцы, используя в станковой и стенной живописи.
Район вокруг монастыря Санта-Мария-Новелла раньше считался аристократическим. Сильные мира сего строили для себя дворцы, возводили церкви. Самой популярной была улица Торнабуони (via de' Tornabuoni). В XIV — XV веке её застроили помпезными дворцами благородные семейства Антинори, Ручеллаи, Минербетти, Дадли и др. Почти целый квартал занимает Палаццо Строцци. Он построен по заказу богатейшего в Европе банкира Филиппо Строцци, вечного соперника Медичи. Работы велись под руководством Бенедетто да Майано. Амбициозный банкир мечтал построить дом, который будет самым заметным, самым великолепным и самым большим. Однако Филиппо умер, так и не дожив до окончания работ. Почти через пятьдесят лет, в 1538 году строительство завершил архитектор Баччо д’Аньоло. Сейчас во дворце проводятся встречи, концерты и международные выставки.
Все дороги во Флоренции ведут к площади Синьории (Piazza della Signoria). Со времен средневековья это был самый центр политической жизни города. Здесь вершились судьбы горожан, проводились народные собрания и устраивались митинги. Тут и сегодня до глубокой ночи шумно и многолюдно. Туристы со всего света спешат сюда, чтобы прежде всего, увидеть различные скульптуры и статуи (точные копии оригиналов). Больше всего их в Лоджии Ланци (Loggia dei Lanzi). На её лестнице стоят мраморные львы.
Помимо бронзового «Персея с головой медузы» (единственный оригинал) работы Челлини внутри лоджии находятся: «Похищение Поликсены» скульптора Пио Феди и шедевры Джамболоньи — «Похищение сабинянок» и «Геркулес и кентавр». У стены установлены античные женские статуи.
Самый знаменитый на площади — «Давид» Микеланджело. Высеченная из цельного куска мрамора гигантская фигура воспринимается как идеал мужского совершенства. Слева от Давида стоит «Юдифь с головой Олоферна» Донателло, а справа установлен «Геркулес, победивший Какуса» работы Баччо Бандинелли.
Очень любят фотографироваться туристы у фонтана Нептуна. Он был введен в эксплуатацию в 1565 году. Однако статуя бога моря работы Бартоломео Амманнати, изготовленная из каррарского мрамора, вызвала насмешки горожан. Они прозвали Нептуна Il Biancone (Белый великан). В числе соавторов Амманнати был Джамболонья Джованни. Он трудился над бронзовыми фигурами нимф, тритонов и морских божеств. Еще десять лет ушло на оформление бассейна, которым занимались лучшие в городе скульпторы. В дальнейшем фонтан неоднократно подвергался вандализму. Лошадям отбивали уши и копыта, а у несчастного Нептуна сбивали корону и отрывали руку.
Слово signoria в переводе с итальянского означает «правительство». Дворец Синьории был построен специально для городского правительства в конце 13-го века по проекту Арнольфо ди Камбио. Похожий на крепость, дворец известен также как палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio). Примерно в 1310 году над зданием была построена 94-метровая башня Арнольфо, названная по имени архитектора. Во дворце располагались учреждения власти, одно время там жил герцог Козимо I Медичи, а с 1865 по 1971 г. здание занимал парламент.
В настоящее время в палаццо располагается офис мэра Флоренции. Большинство помещений открыто для посещения. Входные ворота ведут во внутренний дворик с высокими колоннадами и фонтаном с уменьшенной копией скульптуры «Мальчик с дельфином» Андреа Вероккьо. Оригинал выставлен на втором этаже в Апартаментах стихий.
Дворцовые залы поражают великолепием и роскошью. У каждого зала свое название, часто полученное по оригинальной отделке. На кессонированном потолке зала Лилий изображены золотые лилии на синем фоне. Роспись на стене напротив входа выполнил Доменико Гирландайо в 1482 году.
В зале Географических карт можно узнать каким представлялся мир в 16 столетии. Об этом говорят 53 старинные карты, нарисованные прямо на дверях шкафов.
Зал иногда называют Гардеробным. В стенных шкафах из орехового дерева раньше хранили вещи и драгоценности. Одна из дверей (с картой Армении) вела в комнату Бьянки Каппелло, возлюбленной великого герцога Тосканского Франческо I. В центре зала помещен глобус Mappa Mundi диаметром почти два метра. Он был построен в 1581 году и на тот момент был крупнейшим в мире.
Еще один глобус мы увидели в Зале приемов. Раньше комнату использовали для проведения заседаний. Фрески на стенах, работы Франческо Сальвиати, появились в середине 16 века. Они представляют историю жизни римского полководца Фурия Камилла. А вот глобус, находящийся в зале выполнил наш современник, бельгийский художник и режиссер Ян Фабр. Вся поверхность шара выложена мёртвыми жуками с блестящими панцирями.
Дни нашего визита совпали с проведением во Флоренции выставки работ Яна Фабра. Перед Палаццо Веккьо красовался «Человек, который измеряет облака», а на площади Синьории, по соседству с великим герцогом тосканским Козимо Первым Медичи установили гигантскую черепаху с бронзовым человеком, пребывающим «В поисках утопии». С творчеством Фабра мы еще встретимся. Вернемся к классике.
Самый крупный зал дворца Синьории — Зал Пятисот (Salone dei Cinquecento). Он был создан в 1495 г. по поручению Джироламо Савонаролы Савонаролы, сменившего Медичи. Зал предназначался для правительственного совета, состоявшего из 500 человек. Позже, во времена правления Козимо I архитектор Джорджо Вазари расписал стены фресками с батальными сценами.
В 2012 году группой ученых при помощи ультрафиолетового света, инфракрасных камер и химического анализа было доказано существование оригинальной фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри» за фреской «Битва при Марчиано». Оказалось, что Джорджо Вазари нарисовал свой рисунок не поверх работы да Винчина, а на бутафорской стене. Между фресками осталось небольшое пространство. На мысль о том, что работа Леонардо скрывается за фреской Вазари, ученых натолкнула едва заметная надпись на знамени: «Кто ищет, тот всегда найдет» (Cerca trova).
Во дворце Веккьо можно осмотреть апартаменты Льва X и Элеоноры Толедской, Зал Юпитера, Зал Геркулеса, капеллу Приоров, кабинет Франческо Первого (Studiolo) и др. Кругом блеск и богатство!
В завершение совершим подъем на башню Арнольфо. На её вершину ведёт лестница из 223 ступеней. Три промежуточных уровня дают возможность остановиться на передых. По пути можно увидеть небольшую тюремную камеру. В ней около месяца содержался под стражей Козимо Медичи. Здесь же ожидал казни монах-бунтарь Савонарола. На вершине башни открывается невероятно восхитительная панорама на весь центр Флоренции. Кафедральный собор, мост святого Николая, базилика Санта-Кроче, флорентийское аббатство… Незабываемый вид!
Рядом с Палаццо Веккьо в конце XVI ввека по проекту Вазари для правительственных канцелярий построили здание, известное как Палаццо Уффици. Ufficio по-итальянски как раз и означает офис, то есть канцелярия. Строение выполнено в строгом сдержанном стиле и состоит из двух флигелей, соединенных со стороны набережной Арно корпусом с эффектной аркадой.
В 1581 году Великому Герцогу Тосканскому Франческо I пришла в голову идея разместить в залах третьего этажа произведения искусства. Художественные коллекции Медичи росли и пополнялись. В XVIII веке последняя представительница рода Анна Мария Луиза Медичи даровала дворец родному городу. Галерея Уффици приобрела статус публичного музея.
По поводу посещения галереи дам несколько советов:
- Билеты приобретайте заранее на сайте https://www.visituffizi.org/ru/
- Приходите в музей с самого утра
- Помните о том, что перенасыщение опасно. Невозможно увидеть всё! После осмотра музея надо остаться в живых.
Про галерею Уффици можно рассказывать бесконечно. Здесь собрано огромное количество экспонатов. Картины, рисунки, иконы, гобелены, бюсты и античные скульптуры.
Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Караваджо, Рубенс, Ван Дейк, Веласкес… Всего и всех не перечесть. Чтобы лучше ориентироваться желательно иметь при себе схему этажей и выставочных залов.
Одна из самых известных и всеми любимых картин — «Рождение Венеры». Сандро Боттичелли написал её в 1484 году по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Картина должна была стать подарком для Лоренцо Великолепного, двоюродного брата заказчика. Предполагается, что моделью для Венеры была прекрасная Симонетта Веспуччи, сводившая с ума всех мужчин рода Медичи.
Чтобы ощутить очарование Флоренции, не стоит ограничиваться посещением музеев и картинных галерей. Оставьте время на отдых. Отлично провести вечер можно в отеле The Westin Excelsior 5*. Там, на последнем этаже есть ресторан, с открытой террасы которого открывается изумительный вид. Даже если вы не являетесь клиентами гостиницы, загляните сюда на ужин. После насыщенного дня можно расслабиться и получать удовольствие любуясь на город. Внизу загораются огни, серебрится Арно и сливаются с потемневшим небом очертания тосканских холмов.