Русский Север… Есть в нем что-то особенное, что цепляет мертвой хваткой и не отпускает, заставляя мысленно возвращаться в те края. Так было после поездки на север Пермского края в 2017 году, такое происходит и сейчас, даже спустя год после поездки по Архангелогородчине. Подвинье, Поонежье, Поморье — слова эти вновь и вновь возвращают в ту незабываемую поездку. В прошлом году «по горячим следам» написал небольшой цикл о своих впечатлениях. Но, видимо, эмоции переполняли — о многом проговорил вскользь, сделав акцент на природу Кенозера и Онеги, какие-то исторические, бытовые и житейские факты. То, что было основной нитью маршрута, осталось практически «за кадром». Эмоции улеглись, наверное, пришло время рассказать более подробно.
Преображенский собор в Кижах давно считается верхом плотницкого мастерства на Руси. И уже не помню, с какого времени желание посмотреть на него вживую засело у меня в мозгу. Всегда что-то мешало. А тут еще и реставрацию затеяли, когда пасьянс вроде начал раскладываться в пользу поездки в Карелию. Что, опять мимо?.. И в это время кто-то незримый подсовывает мне фотографию в интернете. Национальный парк Кенозеро. Начал рыть. Обнаружил, что в Архангельской области таких, срубленных одним топором, церквей и часовен несравнимо больше, нежели в Карелии. А потолочная роспись в храмах — так вообще уникальная вещь, присущая только Поонежью. Не думал, что эта поездка для меня, человека в принципе далекого от религии, станет своеобразным паломничеством. Ведь большинство посещенных храмов были действующими. А, может быть, свою роль в восприятии этих мест сыграла малолюдность. Когда в глуши дверь часовни или церквушки просто подперта доской, в лучшем случае в петлю на засове вставлена веточка. Эти моменты и людская доброта оставили неизгладимый след.
В совсем древние времена на этих землях жили чудь, вогулы и другие народы, чьи самоназвания затерялись в глубине веков. Строили в потаенных местах в лесной глуши капищи, молились Велесу, Перуну, Мокоше и прочим своим богам. В XIV — XV веках в северные края стало проникать православие. С иноками, ушедшими из монастырей в поисках уединения, с торговыми людьми, пробиравшимися по рекам и лесным тропам в поисках новых «рынков сбыта», да и просто беглых крепостных, спасающих свою жизнь, хватало. Народ этот был оцерковленный, привыкший свои действия начинать с молитвы. А где ее прочесть, где прислонить иконку, взятую из дома? Так начали появляться первые кресты — памятные, обетные, росстанные.
Росстанный крест в Зехново.
Вначале перекладины креста просто прикрывались досочками от намокания. Выросшие со временем в округе деревья становились Святой рощей. Сам крест во многих местах тоже претерпевал изменения. Вокруг него ставился сруб с крышей, а крест перекочевывал на главку новосрубленной часовни, как здесь, в самой маленькой часовне в России в святой роще недалеко от дер. Тырышкино в Кенозерье. Войти в нее и помолиться можно только на коленях.
Часовня - крест в Тырышкино.
Зачастую крест становится частью иконостаса, как в этой часовне во имя Воздвиженья Креста Господня в дер. Слобода.
Но иногда, когда в святой роще вырастала часовня, крест оставался доживать свой век здесь же. Это можно увидеть в святой роще в дер. Шишкино (Вершинино), где возле часовни Тихвинской иконы Божией Матери стоит прислоненный к стволу дерева старинный крест.
За околицей деревень, где пути-дорожки разбегались в разные стороны (росстань по-древнеславянски), росстанные кресты тоже становились часовенками. За дер. Коровино мы видим соседство старого креста и часовни Пахомия Кенского.
Часовни стали появляться и возле каких-то важных для жизни сельчан мест. К примеру, родники. Вытекает тоненький ручеек из толщи обрыва, а вода в нем вкуснющая! Не поленится плотник, срубит часовню, посвятит ее какому-то святому, дабы тот оберегал этот родничок от напастей.
По дороге из Почозера в Вершинино, в лесу, над родником стоит эта часовня Космы и Дамиана. Давно стоит, и берегут ее местные — хоть и далеко от села, а воду для засолки огурчиков берут только здесь. Вплоть до начала XVIII века число часовен только увеличивалось. Потом последовал указ Сената о запрете строительства. Часовни в этой глуши стали использовать раскольники. Только русский человек всегда уход от запретов находил. Ну, во-первых — до Бога высоко, до царя далеко. А во-вторых, священники сами давали во многих случаях разрешение на строительство. Как во время весенне-осенней распутицы по бездорожью добираться прихожанам на богослужения?
Почти треть часовен в этом краю посвящена Николаю Чудотворцу. Он, как известно, оберегает тех, кто на воде, а ее здесь хватает — озера, реки, Белое море, наконец. Очень органично смотрится символ Кенозерского нацпарка — Никольская часовня в Вершинино. Стоит на высоком холме на краю Пятиозерья, и каждый путник на лодке видит ее издалека и незримо ощущает защиту святого Николая.
Со временем начал изменяться и облик часовен. Население понемногу увеличивалось, в часовнях, стоящих в деревнях, становилось тесновато. Молельные комнаты в таких «избах» расширялись, появлялось место для алтаря. Это, в основном, в тех деревнях, куда приезжал на богослужения и благословение мирян священник.
Часовня Николая Чудотворца в Усть-Поче.
А как оповестить сельчан о чем-то важном? Нужен колокол. У часовен появились маленькие башенки-звонницы.
Часовня Флора и Лавра в дер. Калитинка.
Часовня Иоанна Богослова в дер. Зехнова.
Часовня Параскевы Пятницы в Тырышкино.
Часовня Сошествия святого Духа в дер. Глазово.
Часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи в дер. Рыжково.
Такими, в небольших поселениях вдали от наезженных дорог и трактов, часовни остаются на протяжении веков. А там, где жизнь кипит, где приезжий и проезжий люд толпится на площадях, на ярмарках часовней уже не обойтись. В таких селах бригады плотников рубили большие церкви. Вначале перестраивали существующие часовни.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких в Ворзогорах.
Церковь Илии Пророка в Ведягино.
Затем стали строить небольшие одноглавые, с шатровым или кубоватым куполом, церкви. Отличие от часовен было в пристроенном большом алтаре.
Церковь Рождества Христова в Большой Шалге.
Церковь Сретенья Господня в Архангело.
Места для прихожан зачастую все равно не хватало, и с другой стороны от алтаря стали пристраивать трапезную.
Власиевская церковь в Тулгасе.
Башен-звонниц, как на часовнях, да чтоб звон колоколов за 50 верст округ разливался, в новых церквях не хватало. Рядом с храмом стали ставить отдельную колокольню.
Церковь Богоявления Господня в Ошевенском Погосте.
Церковь Иоанна Златоуста в Саунино.
Имена плотницких дел мастеров, рубивших церкви, были известны не только в округе, но и далеко за ее пределами. До сих пор жива людская память о Нестере, рубившем Преображенский храм в Кижах. Как этот мастер-плотник со словами «Дабы не повторил никто!», выбросил свой топор в озеро, да и сам сгинул…
Заказчиками-то церквей в те времена кто был? Да купцы! Только не ставили они мемориальных досок в свою честь, как нынешние спонсоры и благотворители на новодельных храмах. Мало о ком спустя века сохранилась память. А вот храмы, выстроенные под их попечительством, живы! Пусть порой и сильно обветшавшие.
Церковь Михаила Архангела в Архангело.
Церковь Богоявления Господня в Поле.
О селах в старину как судили? По внешнему виду домов и храмов! Вот и делали купцы заказы — «Да чтоб не как у других!» А мастера старались. Вместо одноглавых церквей появлялись многоглавые, высоченные, серебром осиновых лемехов на луковках сиявшие на десятки верст окрест. Да еще и надписи писали под куполом, как на этой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бережной Дуброве. «Сей храм обшит тесом и выкрашен, а внутри украшен иконостасом в лето 1882 г. от благодарных к памяти своим предкам и славе имени бережно — дубровенских прихожан усердием своим и средствами в память 200-летнего юбилея храма." Заметьте — ни слова о себе любимом…
Вот только одно неудобство было у этих шатровых высоченных церквей. Неотапливаемые они были. А зимы-то в этих краях ох и суровые! Как молиться, креститься, причаститься прихожанину в жуткий холод? По соседству с величественными летними стали строить неброские, с небольшими куполами, но с печами внутри зимние церкви. Так появилось уникальное решение в церковном зодчестве — ансамбли или «тройники». Конечно, до революции и богоборчества уникальным это явление не было. Более 300 «тройников» стояло на Русском Севере. ХХ век почти полностью уничтожил это понятие. На сегодняшний день осталось полноценными всего 6. Кижи в Карелии, Варзуга в Мурманской области и 4 в Архангельской — Малошуйка, Нёнокса, Ворзогоры, Филипповская. Основная беда, постигшая «тройники» — пожары от молний и людской халатности. Сильно грозовыми, почему-то, были 1960-е годы. Основная масса церквей сгорела в те годы. Только что-то большие сомнения меня обуревают. Ведь именно в начале 60-х у Никиты Хрущева случился очередной приступ борьбы с «опиумом для народа». А на природные катаклизмы все списать можно… Стоят сейчас «разукомплектованные» церковные ансамбли во многих селах, но своей красоты от этого не потерявшие. Колокольня и многоглавая церковь Спаса Преображения в Турчасово. Уже и дорог к селу Посад нет, перебраться на другой берег можно только с лодочником, а купола видны за десятки километров.
Деревня Пияла. Самая высокая из сохранившихся (45 метров) и вторая по высоте из когда-либо построенных (около 50 метров была церковь в Типиницах, сгоревшая в 1970 г.) церковь Вознесения Господня и недавно восстановленная колокольня.
Единственная, оставшаяся от ансамбля, церковь Владимирской иконы Божией Матери на Жеребцовой Горе (Подпорожье).
Во время той поездки было огромное желание посетить все 4 «тройника» на Архангелогородчине. Увы… Малошуйка лежит среди болот, и добраться туда можно только по зимнику. Нёнокса — закрытая территория (церкви не в «зоне») и как раз в дни нашего гостевания на Поморье на «объекте» случился инцидент, связанный с атомом. Местные сразу сказали:«Не дергайся. Слишком много „гостей“ понаехало. Жесткий контроль». И все же 2 «тройника» мы посетили. Первым был ансамбль Почозерского погоста в Кенозерье. Летняя церковь Происхождения Честных древ Креста Господня, зимняя церковь Обретения главы Иоанна Предтечи и колокольня.
Уникальность «тройника» в том, что все здания соединены между собой крытыми галереями.
Стоит этот ансамбль на берегу Почозера. И с колокольни далеко видать, и главки куполов видно издалека.
Второй из сохранившихся «тройников» — единственный оставшийся на высоком берегу Белого моря в Ворзогорах. Зимняя церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, колокольня и летняя церковь Николая Чудотворца.
Начало образования ансамбля на Ворзогорском погосте — 1636 год. Именно тогда была освящена Никольская церковь. За четыре века каким только испытаниям не подвергалась. Набеги шведов и англичан на Поморье, войны и разруха — перед всем устоял этот ансамбль. А какие необъяснимые явления здесь происходили. В начале 1930-х сняли колокола и повезли на переплавку. Лодка затонула с двумя перевозчиками, колокола остались на дне Белого моря. Решили снести купола на Никольской церкви. Нашелся лишь один доброволец. Срубив три луковки, он увидел, что загорелся его дом. Спустился, забежал в горящий дом, видимо за ценностями, и не вышел… Во Введенской церкви в советское время был клуб, в Никольской — зернохранилище. Их стены до сих пор хранят метки кладовщиков о сдаче зерна и довоенные каракули любителей поковырять ножичком.
Сейчас церкви стараниями священника и местной общины принимают свой первоначальный вид. Несколько лет назад вернулись купола на Никольскую церковь. В день нашего приезда бригада реставраторов заканчивала обшивать лемехами подготовленный купол Введенской церкви. Пройдет немного времени и эти свежие досочки потемнеют и купола примут органичный вид.
В своем рассказе я пока затронул только внешний вид часовен и церквей. Но как раз именно внутри скрывается главное сокровище северной религиозной культуры.
Как сохранить небольшое тепло в помещении с высоченным шатром? Правильно, отсечь купол от молельного зала потолком. А чтобы низко прибитые доски не «давили», их надо расписать яркими красками. Роспись в домах на Севере была очень распространена. Но здесь другой случай — птички, цветочки не нарисуешь в церкви. И мастера нашли выход. Потолок стали делать в форме очень пологой усеченной пирамиды с восемью, двенадцатью или шестнадцатью гранями. В середине — круглый медальон, по углам — треугольные грани-«паруса». И называется эта конструкция «небо», «небеса». Вот это-то «небо» и расписывалось фигурами и сценами из Библии. В центральном круге обычно изображали Христа или Троицу, ниже на гранях херувимы и серафимы. Основное место на грани занимали архангелы, евангелисты и апостолы, в зависимости от числа граней. Центральную грань всегда занимало Распятие. В редких случаях грани были двухярусными — по самому низу шли или образы Двунадесятых праздников, или сцены из Евангелия. Не стану грузить вас разными нюансами росписи «небес» в различных местах. Просто включим сейчас свое зрительное восприятие.
В этой поездке мы посетили где-то полтора десятка часовен и церквей с «небесами». Пройдемся по ним в слайдерах. Правда, первое знакомство с росписью «неба» состоялось в храме-музее в Каргополе на выставке «Шестой день творения». Там собраны грани из нескольких церквей. Здесь мы посмотрели на «небо» из Рождественской церкви в Большой Шалге. Первое фото в слайдере — сама церковь или часовня, дальше фрагменты росписи.
Часовня Георгия Победоносца в дер. Низ (Ошевенская). «Небеса» хранятся в Каргополе.
Церковь Михаила Архангела в Шелоховской.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бережной Дуброве.
Никольская часовня в Вершинино.
Часовня Иоанна Богослова в Зехнова.
Часовня Параскевы Пятницы в Тырышкино.
Церковь Происхождения Честных древ Креста Господня в ансамбле Почозерского погоста. Здесь 2 «неба» — в молельном зале и алтаре.
Часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи в Рыжково.
Часовня во имя Сошествия святого Духа в Глазово.
Никольская часовня в Усть-Поче. Образец двухярусных «небес». Редкий случай, когда автор оставил свою подпись. «Писаны сии небеса в 1881 живописцем Федором Захаровым Иоком, урожденном Олонецкой губернии, Каргопольского уезда, Мишковской волости дер. Большого Конёва. От роду 17 лет мастеру».
Церковь Вознесения Господня в Пияле. Еще один образец двухярусной росписи.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье (Жеребцова Гора).
Извиняюсь за качество. Сами понимаете — условия. Слабое освещение, низкие потолки. Но, думаю, представление о росписи «небес» вы получили. Да, многие нуждаются в срочной реставрации, какие-то фрагменты граней утеряны. Но даже за эти сохраненные огромная благодарность подвижникам и энтузиастам, кто бережно хранит память об этом искусстве.
Ну вот, хотел прошлогодние впечатления в памяти освежить, а получился трактат об истории церковного зодчества на Русском Севере. Хотя… Посмотрел вновь фотографии, повспоминал. Хочу на Север!
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Паломнические туры, Самостоятельные путешествия