Планируя отправиться в Кимры как в бывшую «обувную столицу России» Где-то между Петербургом и Москвой, захотелось поближе познакомиться и с тем, что представляет собой этот город без сапог и кроссовок. Он оказался на редкость разноплановым. Стараясь дать объяснения увиденному и углубляясь в историю, порою хотелось написать «по слухам» или более наукообразно — «по непроверенным данным», но есть слово «легенда». Легенды — это не всегда истории о девушке, бросившейся со скалы из-за неразделенной любви. Цитирую википедию: «В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности». Так что без легенд не обойтись.
Въезжали мы в город со стороны Твери, и увиденное за окном удручало. Даже когда какие-то промышленные постройки сменялись жилыми домиками. На саркастическое «Вот и Кимры» мне было что возразить. «А что в Петербурге или Москве лучше?». Въезд во многие города может напрочь убить первое лелеемое представление о городе. В отличие от мною названных городов, Кимры — город небольшой (около полусотни тысяч человек. Справка: за последние 20 лет население снизилось с 61 тыс. до 43 тыс., т. е. на 30%, цифра впечатляющая!), а въезд в небольшой город не столь затяжной, так что скоро перед нами предстал великолепный Преображенский собор.
Этот собор так и остался для меня несколько «выпадающим» из общего представления о городе, потому и рассказ о нём отдельно — Поразмыслить всегда полезно
Воодушевленные движемся в центр города. Еще стоит перед глазами ухоженность и уютная атмосфера, в которую мы окунулись.
Город модерна (или моя шизофрения)
Раздвоение, если и не личности, то представлений, возникающих в голове, начались еще на стадии подготовки к визиту. Просматривая различные сайты и отзывы, к удивлению узнала, что Кимры — это еще и модерн, воплощенный как в камне, так и в дереве. Многие отмечают печальное состояние зданий, но ведь и я не в рафинированной Европе живу. Понятно, что обувное производство останется вне поля нашего зрения, а здесь, оказывается, есть чему глаз порадовать, думала я, рассматривая красивые фотографии. Итак, всех тащу в Кимры, удивлю. Просто погуляем по улицам, что-то увидим, пусть и не всё. Однако, чувствуя на себе ответственность, перед отъездом захожу на гугл-карту и ставлю человечка на центральной улице, рядом, еще рядом. Здесь и началось раздвоение: увиденное имело мало общего с тем образом, который успел сформироваться в голове.
Первым порывом было изменить маршрут, но история города уже увлекла меня. «Предупрежден, значит, вооружен», надо чуть-чуть изменить свой взгляд. Настоящая живая история, дошедшая до наших дней!
А чтобы увидеть красоту, задуманную и воплощенную, постараться сосредоточиться на деталях, хоть временно убирая всё лишнее.
Дом торговцев Шквариных (ул.Кирова, 19).
Это, конечно, не модерн, но не лишен простой милоты милой простоты, а главное, не доведен до полной разрухи или, в противоположность, не сияя ярко выкрашенным фасадом. Сейчас здесь Дом-музей ремесел и фольклора. Шизофрения не шизофрения, а раздвоенность восприятия, несомненно, присутствовала. Находясь рядом, не возникало никакого желания попасть внутрь, но, судя по описанию музея, там есть, что посмотреть: помимо предметов быта, есть коллекции народных костюмов и обрядовых кукол.
Чтобы рассмотреть «кабанчика» на торговом доме П.Вахлина (1907 года постройки), безжалостно отрезаю нижнюю часть здания с жуткой вывеской «Хозмаг». Вряд ли это правильно. Не знаю, чем торговал этот купец, но наверняка на доме тоже вывеска была.
Каба́нчик — разновидность керамической облицовочной плитки для наружных работ, характерной вытянутой формы, имитирующей размеры кирпича при кладке плашмя. Своим названием обязан двум технологическим отверстиям с задней стороны.(википедия)
Буквально следующий дом — купцов Серепьевых — вновь деревянный, но не лишенный оригинальности. С эркером-теремком. Тоже построен в начале ХХ в., даже позже, чем предыдущий.
Мы чуть-чуть не дошли до самого знакового дома, ставшего практически визитной карточкой кимрского модерна и невообразимой кимрской архитектуры — дом купца Лужина (ул. Кирова, д. 28А). Изображение этого дома можно видеть практически на всех туристических проспектах и рекламах туров в Кимры — город модерна. Прототипом для них могли бы послужить и другие дома, но этот, в отличие от них, не так давно отреставрирован и выкрашен ярко-желтой краской. Вообще-то, мы тоже к нему направлялись, но мой заход в магазин несколько нарушил планы (моё изложение не вполне совпадает с последовательностью наших перемещений + склероз забывчивость).
Магазинчик находится в полуподвальном помещении некогда домовой церкви. О том, что это была церковь трудно предположить, если не знаешь об этом или не видел старых фотографий.
Производит впечатление такая концентрация воплощенных архитектурных фантазий, какую можно встретить в городе. Другая парочка соседей.
Дом купца Теплова (ул. Кирова, 5)
Рядом с ним дом, известный как Дом врача Н. А. Жардецкого. Он построен несколько позже, уже во времена НЭПа.
Дом, безусловно, привлекает внимание. Но мои ассоциации совсем другие, чем тем те, о которых я читала: «Неповторимость и особенную выразительность ему придают элементы немецкой архитектуры: фахверк, башня, напоминающая о средневековом замке, срез двухскатной кровли со стороны фасада — прием, характерный как для немецкой архитектуры, так и для модерна». Ну, не возникает у меня сравнений ни с немецкой архитектурой, ни даже с модерном.
Естественно, у меня не было задачи знакомиться с фамилиями кимрских владельцев домов, но не хочется довольствоваться только внешними чертами, хочется постичь логику, придти к каким-то умозаключениям. Пожалуй, основным из которых будет очевидное: подобная застройка — иллюстрация купечества в чистом виде. Даже вспомнилось: «Желаю выйти тутова! Рубите дверь по мне». Абсолютная разношерстность, каждый сам по себе и во что горазд, игнорирование того, кто что рядом. Прошли купеческие времена (настали, правда, новые, но нынешние первогильдийные не в Кимрах селятся), а привычка осталась.
Дом торговца-промышленника О. В. Потапенко представляет собой странное зрелище. Один эркер отремонтирован и всё. Предполагаю, напряглись, чтобы показать туристам, как было красиво когда-то. Правда, если представить в первозданном виде, то очень симпатично. Но если все-таки дом будет отреставрирован, то столь странное соседство с другим домом будет еще контрастнее.
Человеку, привыкшему к жесткому, архитектурно выдержанному плану застройки, такое принять сложно. А был ли здесь план? Кажется, был: улицы прямые, пересекаются под прямыми углами и выходят к водным магистралям: Волге и Кимрке. Самый центр — несомненно, торговый — и Гостиный двор, и Ряды и торговые дома. В частности, Серепьевы, с деревянным домом которых мы уже познакомились, имели каменный торговый дом в центре, который тоже сохранился. Поскольку купцы эти были богаты, я думаю, почему для себя они деревянный дом построили? В деревянном, наверно, уютнее.
Одной из самых престижных торговых точек был дом Собцова, так понимаю, это был доходный дом, и торговали здесь различные и весьма солидные (по местным меркам) фирмы.
Останки Гостиного ряда, пожалуй, самое печальное зрелище, поскольку безнадежно.
И еще недавно, было не так катастрофично. А еще раньше совсем шикарно.
Большая часть огромного и, судя по всему, красивого некогда здания находится за забором. Но какова дальнейшая судьба?
Относительно плана застройки. Дальше, как и положено, чем богаче, тем ближе к центру, а рабочий люд, чьими руками создавалась слава Кимр где-то там, куда мы и не добрели. Судя по истории тех домов, с которыми познакомились, наиболее престижной была улица Кирова (бывшая Конная).
Да, еще: конечно же, в центре купеческого города должны были быть трактиры и банки.
Дом, известный как «Дом крестьянина», где выступал Калинин. Однако в купеческие времена здесь были трактир на первом этаже и чайная на втором. «В советские годы в здании находилось общежитие Дома крестьянина, потом столовая медицинского училища. В начале войны в нем располагался истребительный отряд. Потом случился пожар, и здание разобрали». Но что-то обветшалое стояло и что-то было реконструировано в 2016 г.
Был даже купеческий клуб. На сегодняшний день я впервые встречаю сведения о существовании подобного.
Мы посмотрели улицы и дома, осталось добавить одну деталь — до революции это было СЕЛО! К концу 1916 г. в нём проживало около 20 тысяч человек. Немалая численность даже по современным меркам. Не в курсе, как присваивается статус города в России, но знаю, что в Норвегии с конца ХХ в. населенный пункт для этого должен иметь не менее 5000 жителей. А здесь такое количество в начале ХХ в. и Село. Причем, заселённое не хлеборобами и хлебопашцами. Для объяснения без легенды не обойтись: практичные жители вместо статусности горожан предпочли поменьше платить налоги. В те времена, как и сейчас, существовала разница в налогообложении городского и сельского населения, а зачем менять названия, если это приведет к расходу денег, а не к доходу? Повторю, это только легенда, есть и другие точки зрения.
(Б.Кустодиев. Купец, считающий деньги)
Некая связь с этой легендой старых Кимр существует и с сегодняшними днями. В Кимрах название улиц как-то режет глаз. Незаметно мы привыкли, что, начиная с 90-х, улицы наших городов меняли свои названия, возвращая им исторические и стирая память о революционном прошлом. Не все, конечно, но оставшиеся смешались с переименованными и как бы растворились. Кимры остались верны себе: улицы Кирова, Ленина, К.Маркса, Урицкого, Калинина, Володарского. Есть с именами местного значения, мне запомнилась улица Звиргздыня (нет, написать по памяти я бы не смогла). ЗВИРГЗДЫНЬ Эдуард Христофорович (1882–1925), участник борьбы за Сов. власть в Твер. губ., чл. КПСС (с 1904). За рев. работу в мае 1915 выслан в Тверь под надзор полиции …. В 1916 выслан в Кимры, в февр. 1917 один из орг-торов Кимрской орг-ции РСДРП (б), … в 1918 комиссар охраны (милиции). Кимряки переименовывать не стали, не из любви, а чисто по практическим соображениям, т. к. это «вызовет массу неудобств для бизнеса и учреждений» (из местной прессы).
О бизнес-профиле Кимр я расскажу в следующий раз. Напоследок еще об архитектуре. Дом на Набережной, в котором, наконец, совпало всё: и головокружительная вычурность, которая в голову придти не могла бы, но, тем не менее, реализованная, и достойное содержание, и отсутствие соседей и вывесок.