«Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых» Марк Туллий Цицерон
«Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых» Марк Туллий Цицерон
Долго не решался написать эту заметку, ценную для меня в социально-этнографическом плане. Во-первых, я понимал что не всем она придётся по душе (или телу). Во-вторых, не хотел нарушать хронологию мадагаскарского путешествия. До этого момента я выложил 12 альбомов (ссылки в конце рассказа).
В культурном плане Фамадихана была главным событием нашего тура. Некоторым туристам оно не очень понравилось, но точно всем запомнилось. Заметил такую особенность, что чем старше человек, тем меньше он хотел присутствовать на этой неоднозначной церемонии.
Итак, из города Анцирабе мы отправились в населённый пункт Vinaninkarena. Про него в интернете информации практически нет. Известно лишь, что данная коммуна территориально относится к Анецирабе и население здесь чуть более 11 тысяч человек.
Большинство жителей коммуны — фермеры (90%), а ещё 10% получают средства к существованию за счёт животноводства. Наиболее важными культурами являются рис и пшеница, а другие сельскохозяйственные продукты это овощи, маниока, ячмень и картофель.
Мы свернули с асфальтовой дороги на грунтовую и остановились на маленькой улочке.
С первых секунд понятно, что мы приехали на локальный праздник. Вокруг люди с хорошим настроением, лотки с едой, напитками и пивом.
Идём дальше и попадаем во двор, где стоят колонки из которых звучит французский рэп и другие танцевальные композиции.
Рядом двухэтажный дом. На балконе справа работает диджей. Вроде ничего особенного, если бы не зелёный гроб слева на балконе.
Да, куда только не заносит судьба пытливого путешественника. В этот раз мы приехали на традиционный, погребальный праздник почитания мёртвых. Это важное событие для любой малагасийской семьи.
Перед домом сидят организаторы церемонии и родственники умерших. К ним подходят соседи, знакомые, родственники из других городов и отдают денежные пожертвования.
Все взносы записываются в тетрадку. Заглянув в неё я увидел цифры от 2000 до 20000 малагасийских ариари. Это совсем мало. 1000 ариари примерно 20 рублей. Хотя народу приходит много и в итоге набирается более менее приемлемая сумма.
Позже музыка в колонках затихает и на смену ей приходит живой оркестр.
Вначале мелодия казалась мне очень оригинальной и весёлой, но когда эти парни практически беспрерывно гудели и стучали в барабаны два часа, все ноты слились в одну и было уже тяжеловато их слушать:)
В это же время с балкона спустили останки пожилой женщины, которую выкопали и привезли для воссоединения с остальными умершими родными из другой деревни.
Этот мужчина, её близкий родственник, сразу пустился в пляс призывая это сделать и остальным.
Желающих нашлось немного, все берегли силы и танцевальную энергию на потом.
Минут через 15 музыканты, гости и родственники с одним из тел отправились через всю деревню на кладбище.
Точнее это место не похоже на кладбище. Тут нет отдельных могил. Склон и поляна на которой видны фундаменты старых склепов и стоят свежие постройки для захоронений. Неподалёку два больших храма.
После того как мы сюда пришли, несколько человек начали откапывать вход в старый склеп. Это длилось очень долго.
Для меня было большим удивлением видеть как все местные жители с терпением наблюдали за этим скучным процессом. Детей так вообще не оторвать.
Нам конечно этого всего не понять. Выглядит странно, но тем и интереснее было здесь присутствовать. Нашей группе повезло вдвойне. Обычно останки достают из склепа, заворачивают в новую ткань и кладут обратно в этот же склеп.
Мы же попали на церемонию воссоединения нескольких человек из разных мест и самое главное именно в этот день (28 июля 2017 года) состоялось открытие нового склепа. Такое бывает крайне редко, ведь затраты в разы больше. Поэтому и народу собралось очень много.
Перед тем как занести останки в этот новый склеп его открыли и всем разрешили его посетить. Народ прям счастливый ринулся заглянуть внутрь. Потом туда смогут войти только близкие. Склеп даже использовался как трибуна на которой выступали старейшины и кто-то типа местного мэра. Играл гимн страны. Так что мероприятие очень почётное и важное.
Далее приведу описание из интернета.
Фамадиха́на (малаг. famadihana — переворачивание костей) — ритуальная церемония почитания мёртвых, распространённая на острове Мадагаскар.
Церемония имеет относительно недавнюю историю, появившись примерно в XVII веке у горных племён мерина и бецилеу. Возможно, она уходит своими корнями в традиции некоторых народов Юго-Восточной Азии, откуда Мадагаскар был когда-то колонизован.
В древности объектом религиозного поклонения служили те из предков малагасийцев, которые при жизни занимали значимое положение в обществе. Прижизненное подчинение власти вождей перешло в их посмертное обожествление. Однако со временем культ обожествлённых правителей постепенно сошёл на нет. Объектом почитания всё больше становились прародители семьи, рода.
Церемония основывается на вере в то, что жизнь человека исходит от бога посредством разана, или духа предков. Таким образом, предки являются посредниками между живыми и богом, а живые — временным продолжением мёртвых.
Духам предков молятся, так же, как и богу, а место погребения умерших родственников всегда устраивается возле дома, в углублённом в земле склепе. Человек, согласно вере, переходит в иной мир только тогда, когда его тело полностью разложится, пока же этого не произошло, духу умершего необходимо периодически «встряхиваться», общаясь с членами своей семьи.
День этого обряда выбирается знахарем или астрологом. Обычно это среда в период сухого зимнего сезона с июня по октябрь и не ранее чем через год после последнего захоронения, чтобы тело высохло. Близкие родственники умершего извлекают из семейного склепа наружу останки своего сородича, завёрнутые в материю, переносят их на циновке и укладывают на помосте в северо-восточном углу двора и оборачивают их в новый саван из шёлка.
Фамадихана сопровождается многочисленными табу: нельзя класть тело на землю, произносить имя усопшего, показывать на него пальцем. Во время церемонии нельзя плакать, наоборот, все ласково и весело разговаривают с предком. Кто-то просит у него благословения, кто-то здоровья, богатства, детей. Рассказывают о новостях в семье и стране, произошедших за время отсутствия родственника. Старейшины рода объясняют детям важность почитания мёртвых, которые в это время лежат перед ними, рассказывают об их генеалогии.
Останки оборачивают в новый саван из домотканого шёлка (ламбамены), окрашенного отваром дерева нату, который препятствует процессу тления, поднимают на руки и начинают носить и танцевать с ними, смеясь и толкаясь, вдоль границ двора.
На церемонию собираются все родственники усопшего, которых приглашают за месяц, нанимаются музыканты и актёры народного малагасийского театра хирагаси. Для родственников и знакомых устраивается обильное угощение, приносят в жертву животных.
Через несколько часов действа останки возвращают в гробницу и кладут уже на новое место в соответствии с иерархией. Склеп запечатывают глиной. Циновку, на которой переносили усопшего, разрывают на части и раздают людям: обладание таким кусочком считается хорошей приметой, например, подложенная под матрац ткань якобы избавляет женщин от бесплодия.
В результате первой фамадиханы усопший переходит из нечистого мира мёртвых в священный мир предков и превращается тем самым в могущественное божество разана. Ритуал повторяется через семилетние промежутки времени, несмотря на то что затраты на него составляют не менее трети годового дохода.
В последнее время распространённость фамадиханы пошла на убыль, что связано, с одной стороны, с дороговизной шёлка, с другой, противодействием некоторых христианских организаций, в основном протестантских.
Католическая же церковь относится к этому ритуалу нейтрально, считая его скорее культурным, нежели религиозным. По словам самих малагасийцев, фамадихана важна для них как способ воздать уважение мёртвым, а также как повод собраться родственникам со всех уголков страны. Фамадихана считается днём, когда можно продемонстрировать свою любовь к семье. Источник
До самого конца мы не были. Там наверняка гулянка приобрела ещё более шумный и веселый характер. Но и того времени что мы там присутствовали, хватило, чтобы лишний раз понять насколько разнообразен и удивителен наш мир в социально-культурном плане.
Фамадихана мне понравилась, ведь это по настоящему семейный праздник. Данные ритуальные похороны устраиваются не для мёртвых, а для живых. Здесь собраны видео фрагменты.
Спасибо за внимание! Живите долго и счастливо! Следующая заметка из Мадагаскара будет уже не такой противоречивой, а более наглядной и близкой для восприятия.
Хронология мадагаскарского путешествия
ДЕНЬ 1 — Прилёт в Антананариву
ДЕНЬ 2 — Вылет в Мурундаву Мадагаскарские хроники — Мурундава и Бетания — южная соседка Мурундавы
ДЕНЬ 3 — Выезд в Цинги Мадагаскарские хроники — переправа Mania и Мадагаскарские хроники — переправа Manambolo
ДЕНЬ 4 — Знакомство с Цинги Обнаженная история Земли — Цинги де Бемараха
ДЕНЬ 5 — Выезд в Мурундаву и баобабы Мадагаскарские хроники — возвращение в Мурундаву и Визитная карточка Мадагаскара или закат на «Аллее баобабов»
ДЕНЬ 6 — Вылет в Антананариву Мадагаскарские хроники — утро на пляже и Мадагаскарские хроники — три свидания с Антананариву
ДЕНЬ 7 — Выезд в Антцирабе Мадагаскарские хроники — латеритная дорога в Антцирабе
ДЕНЬ 8 — Знакомство с достопримечательностями Анцирабе и Фамадихана Мадагаскарские хроники — рикши Анцирабе и озеро Тритрива и Мадагаскарские хроники — озеро Андраикиба и петушиные бои