Из Даугавпилса мы поехали дальше по Латгалии, направляясь в следующий город — Краславу. Но пока ехали, по дороге нам попалась деревня с невероятно красивой усадьбой. Правда с тех пор я уже забыл, что это была за усадьба, так что пришлось применить поиск по фотографии. Гугл на этот раз не подвел, выдав точный результат.
Это оказалась помещичья усадьба Червонка. Такое название она получила из-за красного цвета кирпича, из которого была построена. Хотя было у поместья и другое название, немецкое — Alt-Sallensee, а владела им семья немецких баронов фон Хан. Главное здание в стиле неоготики было построено в 1870 году и, несмотря на все войны, неплохо сохранилось до наших дней.
В независимой Латвии название усадьбы перевели на латышский язык — Вецсалиена. И если раньше в господском доме была главная контора колхоза им. Жданова, то сейчас здесь располагается управа волости Вецсалиена Даугавпилсского края. В который раз поражаюсь сложной и раздутой административной структуре Латвии — вместо 26 советских районов там сейчас 104 края — novads, каждый из которых еще и делится на волости — pagasts. К примеру, в Даугавпилсском крае волостей аж 19:)
А уже у самой Краславы мы наткнулись на смотровую вышку — Priedaines skatu tornis — своей высотой поразившую меня до глубины души. Подумать только, у нее даже верхняя площадка на самой верхушке — двухэтажная!
Лезть на такую было прямо страшно. Но надо:)
Вот мы и на самом верху. Река внизу — это все та же Даугава, что и в Риге, и в Даугавпилсе. Отсюда уже совсем недалеко до Белоруссии, где она будет называться Западной Двиной.
На том берегу уже виднеется частный сектор на окраине Краславы. Сам центр города из-за леса не видать.
Часть берега вдается в реку выступающим мысом
Окраина Краславы крупным планом
А теперь про саму Краславу. Что есть такой городок, я знал еще с детства. Уже тогда я увлекался картами, и у меня на стене на даче висела в том числе и разноцветная карта Латвии. Вот, нашел ее в сети, про 26 районов — это как раз оттуда информация. Посмотрите, какие красивые и наглядные карты раньше делали. И Краславский район здесь как раз под № 26, в самом низу, рядом с границей Белоруссии.
Сейчас население Краславы составляет около 7 тысяч человек, а в 1989 году было больше 12 тысяч. Потеря 42% населения для независимой Латвии — это вполне в порядке вещей. Латышей среди жителей сейчас 43 процента, во времена СССР было меньше, всего 34 процента.
Вообще население в этих краях, находившихся на стыке нескольких культур, всегда было очень смешанным. Об этом напоминает символ Краславы — ладья с пятью веслами, которые символизирует пять основных национальностей жителей города — латыши, русские, белорусы, поляки и евреи. Евреев, правда, сейчас почти совсем не осталось, большинство погибло во время войны, а остальные уехали.
Мы же остановились у подножия холма, на котором располагается главная достопримечательность города — замок Плятеров.
Памятник на переднем плане установлен в честь советских солдат, погибших при освобождении Краславы в июле 1944 года. На заднем плане — лютеранская церковь 1939 года постройки.
Без колокольни как-то совсем не смотрится. Вообще раньше многие церкви строились постепенно, и колокольни появлялись лишь спустя много лет.
А дальше по лестнице поднимаемся на Замковый холм, где возвышается дворец графов Плятеров, которым до революции принадлежала вся Краслава.
Самым известным представителем этого дворянского рода был граф Константин Людвик Плятер (1722 — 1778), ополяченный немец, обладатель многочисленных титулов и званий Великого Княжества Литовского. Строительство дворца на холме началось еще при нем.
Однако дальше последовал первый раздел Польши, и вся Латгалия оказалась в составе Российской Империи. Плятеры, правда, особо много от этого не потеряли, так как русские цари всегда подтверждали привилегии дворянства присоединяемых территорий.
А достроил замок в 1791 году уже сын графа, Август Иероним Гиацинт Плятер (1750–1803). Так и жила тогда Российская Империя, огромные территории принадлежали потомственным дворянам, а народ бедствовал. Да собственно тогда вся Европа так жила.
А с холма у замка открывается красивый вид на Краславу. Куда мы дальше и направились.
Самая большая церковь Краславы — римско-католический собор, построенный еще при поляках, в 1750-х годах
Православная церковь Александра Невского в Краславе маленькая, переделанная из одной из построек католического монастыря. Сразу видно, что польское влияние в Латгалии не прошло даром, до сих пор католические церкви здесь превалируют над всеми остальными.
А так выглядит одна из улиц в центре Краславы. Старинные дома соседствуют здесь с советскими пятиэтажками.
Некоторые дома стоят полуразрушенные, с выбитыми стеклами
Мемориал советским солдатам поддерживается в хорошем состоянии
Но вообще Краслава это настолько крошечный городок, что если отойти от католического собора буквально на два шага в сторону, как начинается типичный деревенский частный сектор
Но, впрочем, разноцветные домики смотрятся довольно колоритно
А этому местному жителю уже так хорошо, что он присел на асфальт отдохнуть и дальше идти не хочет, несмотря на увещевания друзей:)
А на ночлег мы поехали в еще одно интересное место — в поселок Аглона
Находится поселок в живописной местности среди озер
В Аглоне находится очень почитаемая в католическом мире базилика, где каждый год в августе происходит паломничество верующих. Но что делает это место таким почитаемым?
Базилика в Аглоне была построена в 1780 году, но монахи-доминиканцы из Вильнюса обосновались здесь еще раньше, в 1698 году, приглашенные тогдашними хозяевами этих земель, польскими магнатами Шостовицкими. Монахи принесли сюда икону, прозванную Богоматерь Королева Севера, он же — Латгальская Мара. Со временем икона стала почитаться как чудотворная, сделав место объектом поклонения верующих.
15 августа отмечается день Вознесения Пресвятой Девы Марии. Для этого церковного праздника характерна прекрасная традиция — паломничество в Аглону. В путь отправляются верующие не только из Латвии, но и Литвы, Польши и других европейских стран. Самый длинный путь преодолевают лиепайские католики, которые добираются до Аглоны более недели. По мере приближения к Аглоне группы паломников заполняют все местные дороги. Ночное богослужение наполняет религиозным чувством каждого, кто находится на площади перед базиликой, стоя плечом к плечу с братьями и сестрами по вере.
Еще прочитал в сети, что базилика в Аглоне является одним из 8 «всемирных святилищ» (international shrines) католической церкви. Наряду с Аглоной это еще три церви в Польше, две в Италии, и по одной в Индии и Португалии. Честно говоря, вообще не понял, о чем это, и почему надо почитать Аглону больше, чем Св. Петра в Риме или Мариацкий костел в Кракове, например:)
Долго задерживаться у католической святыни мы не стали, тем более, что пока ходили вокруг, заметили на другом берегу интересный парк.
Парк называется — Гора Царя Иисуса (Kristus Karaļa kalns). Место очень красивое и интересное, мы там провели даже больше времени, чем у базилики.
Весь парк посвящен христианской тематике, но имеет местную специфику — все Иисусы, ангелы и святые выполнены из дерева и этим напоминают древние языческие тотемы, которым поклонялись прибалты до обращения в христианство.
Место отдаленно напоминает Гору Крестов в Литве. Такое же смешение католических атрибутов с традиционной прибалтийской резьбой по дереву. Хотя местные, как мы знаем, умеют ваять из дерева не только Иисусов, но и всякую нечисть:)
А так парк будет интересен всем, не только верующим
Католики увидят здесь Иисуса, а неверующие просто оценят искусство мастеров резьбы по дереву
Ну, а фотографы оценят прото красивые пейзажи:)
… и отражения в воде, моя любимая тема:)
Напоследок, как всегда, вставлю карту, на которой на которой я отметил все описанные места