Какое-то время назад, в виду некоторых личных обстоятельств, пришлось мне прервать своё повествование о поездке в Суздаль. Успел тогда рассказать лишь о центральной части города, что вокруг Кремля располагается, и о двух главных монастырях (Спасо-Евфимиевом и Покровском):
1. Кремль и ближайшие окрестности
2. Спасо-Евфимиев монастырь
3. Покровский монастырь
И, в общем-то, решил было тему на этом закрыть.
Но где-то в глубине сознания постоянно сидела мысль, что надо, всё же, закончить начатое. Ибо как-то неправильно получилось, не так, как планировал изначально. Да и показал ведь далёко не всё, что можно было показать. Поэтому возвращаюсь.
На этот раз речь пойдёт о Суздале как таковом. Так сказать, более обобщенный взгляд на город. Конечно, без знакомства с новыми церквями и храмами вновь не обойдется, так как невозможно говорить о Суздале, и не упоминать о религиозной застройке. Но всё же это не только город-музей с десятками куполов, каким мы его привыкли видеть. Здесь так же, как и в обычной русской глубинке живут простые люди, а потому имеется и жилая застройка, и объекты социальной сферы, и места памяти.
Вот от этого и буду отталкиваться.
Вместе с тем, рассказывая о Суздале, невозможно в тысячный раз не отметить потрясающе красивое место, в каком он расположился. Здесь и поныне особенно сильно ощущается тот самый, настоящий русский колорит, который многие наши древние города к настоящему времени уже подрастеряли. Тут же до сих пор всё вокруг буквально дышит этим наследием:
Но периодически посещая подобные места, я невольно задаюсь вопросом: «А как в действительности живётся здесь местному населению? Довольны ли они своей жизнью? Где работают? Как отдыхают? Чем интересуются и о чём мечтают?» Как вообще привыкнуть к тому, что круглогодично вокруг тебя во все стороны снуют разноязыкие путешественники с фотоаппаратами, считающие чуть ли не своей обязанностью засматриваться к тебе в вечерние окна?
Ведь с одной стороны все мы мечтаем жить в окружении красоты, и быть причастными к чему-то значимому, а с другой? Все ли из нас внутренне готовы променять жизнь в условном безликом российском городе, но зато со всеми современными удобствами и более-менее приличным качеством жизни (образование, медицина, социальная инфраструктура и т. д.) на эти потрясающие пейзажи? Ответ, я думаю, будет у каждого свой:
Кстати, сразу отметил, что откровенно местных с виду жителей в Суздале не так-то просто и встретить. Поначалу даже удивляешься, что вокруг одни только туристы. Но со временем, и чуть поодаль от центра, начинаешь замечать и местное население. Оно почти невидимо живёт своей жизнью, лишь изредка пересекаясь с приезжими на городском рынке, либо в сфере туристического обслуживания:
Интересно, что подавляющее большинство, от мала до велика, в качестве средств передвижения используют велосипед. Видимо, велотренды последних лет пришли и в маленькие городки. Хотя оно и понятно: населённый пункт совсем небольшой, но ходить пешком, всё же, довольно утомительно. Тогда как собственный автомобиль держать здесь, по сути, незачем (по тем же причинам + отсутствие нормальных автодорог):
Ну, а мы, тем временем, начнём свой путь с Торговой площади — главной площади города, расположенной неподалеку от Кремля, сразу за крепостными валами. Это центр, так называемого, Посада — части города, где селились люди, ставили дома и занимались ремеслами. Здесь бурлила повседневная жизнь, проходили ярмарки, собирались народные сходки.
Естественно, такое место не могло обойтись без своего храма. Этим храмом и стала Воскресенская церковь, построенная в 1720 году, с образом почитаемой Преподобной Евфросиньи на фасаде крытого крыльца. Рядом — колокольня с высоким шпилем, являющимся, надо сказать, редким для Суздаля, где гораздо чаще встречаются шатровые колокольни. Любопытно, что сначала колокольня была невысокой, но позже старые арки звона были заложены (их, к слову, и сейчас можно увидеть примерно на половине её высоты) и добавлен новый ярус:
Здесь же, на площади расположились колоритные торговые ряды. Построенные в 1806–1811 годах, они были предназначены для купеческих лавок и сегодня выглядят очень похожими на аналогичные сооружения в других городах России (например, в Костроме):
В наши дни, как и двести лет назад, здесь ведётся бойкая торговля. Правда, в отличие от стародавних времён, основным сегодняшним товаром являются многочисленные сувениры: искусно вышитые полотенца с видами города, ручной росписи тарелки и мастерски оформленные шкатулки. И всё же одной из самых распространённых покупок является производимая по особым старинным рецептам суздальская медовуха. Это уже одна из визитных карточек города:
Собаки тоже частые гости на Торговой площади. Видимо, что-то и им перепадает:)
Небольшой храм справа от Воскресенской церкви — это Церковь Казанской иконы Божьей Матери (постройки 1739 года). Примечательно, что по своей сути они представляют собой единый ансамбль, так как являются летним и зимним храмом соответственно. Воскресенская церковь — летний, холодный храм, из-за большого объема её не натопишь морозной зимой, поэтому рядом с такими храмами стали строить небольшие, приземистые, зимние церкви. Такой вот тёплой церковью и является Казанский храм:
Немного удаляясь от центра, переходим дорогу, и оказываемся в городском сквере на углу ул. Ленина и Васильевской, где расположен мемориал с Вечным огнём, в память о суздальцах, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Открыт был в честь 40-летней годовщины Победы — 9 мая 1985 года:
Понятно, что Вечный огонь не является самым посещаемым местом Суздаля, но даже беглым взглядом сразу отмечаешь большое количество цветов у постамента и Вечного огня. Справедливости ради, не везде у нас так:
Мы же вновь возвращаемся к храмам древней суздальской земли, которые, всё же, приковывают основное внимание путешественников, прибывающих в эти места. Как не пытайся абстрагироваться от церковной тематики, всё равно время от времени начинаешь ловить себя на том, что внезапно «подвис» у того или иного храма, рассматривая детали архитектурного облика или искусную резьбу по камню на фасадах. Архитектура церквей тут действительно очень разнообразна:
Особенно в этом плане примечательны посадские церкви. Идешь вдоль улочек, от одного храма к другому, а внутри чувство восхищения от какого-то, чуть ли не осязаемого, соприкосновения с древностью.
Вот, например, ещё один образец летнего и зимнего храма — Входо-Иерусалимская церковь (летняя) на переднем плане, и Пятницкая церковь (зимняя) — за ней. Обе постройки первой половины XVIII века:
Древний Александровский монастырь, расположенный в очень живописном месте на левом берегу реки Каменка, и по преданию, основанный ещё в 1240 году Александром Невским для сирот и вдов, оставшихся без пищи и крова после татаро-монгольского погрома двумя годами ранее.
Практически сразу же монастырь стал именоваться Большою Лаврою и служил усыпальницей суздальских княгинь, что говорит о многом:
Посмотрите, какие письмена сохранились здесь на фасадах церквей! Уникальная же по своей значимости вещь! Даже сегодня легко могу представить себе человека с тесёмкой на лбу и с засученными рукавами посконной рубахи, много столетий назад работавшего на этом месте и кропотливо выводящего букву за буквой на стене. Мог ли он тогда подумать, что плоды его трудов переживут десятки поколений?
Продвигаясь чуть дальше, выходим к летней Цареконстантиновской церкви 1707 года постройки, расположенной в восточной части Посада. Местным жителям она известна еще под названием Царевская. И, наверное, некоторые из них ещё помнят, как до 1976 года здесь располагался общественный туалет…
А это Церковь Богоявления Господня, построенная в 1781 году. На момент нашего посещения Суздаля, этот летний храм был единственным в городе, который был в полном запустении. Не было стекол в окнах, двери заколочены досками, а в широкие щели можно было без труда осмотреть пустующие внутренние залы с шикарной обтрескавшейся фресковой росписью. Его заброшенность идёт ещё с лихих 1930-х годов, когда богослужения повсеместно были приостановлены. Здание использовалось под колхозный клуб, позже — под склад. Во второй половине XX века оно стало приходить в запустение. Таким мы его и застали несколько лет назад.
Сейчас, говорят, в храме уже полным ходом идёт процесс реставрации. Хорошо, если так:
Идём дальше.
Вот ещё пример, когда к холодному летнему храму лепятся теплые зимние трапезные церковки — это Смоленские летняя (1696 год) и зимняя (1749 год) церкви с колокольней XVIII века:
Ну и чтобы уж закончить с парными храмами — вот вам Лазаревская летняя церковь (1667 года постройки) и небольшой одноглавый храм на переднем плане — Церковь Антипия, или Антипиевская церковь (1745 год) с колокольней — одной из самых нарядных и заметных в Суздале. Как видите, такое соседство здесь далеко не редкость:
В общем, перечислять храмы, церкви и соборы с колокольнями в Суздале можно бесконечно. Такой мощной концентрации религиозной застройки на квадратный километр я больше нигде в России не встречал.
Но Суздаль хорош и тем, что даже просто гулять по нему — отдельное удовольствие. Не нужны ни храмы, ни церкви, ни монастыри. Просто гулять.
В городе спокойно даже ночью, несмотря на обилие шумной приезжей публики. Видимо сказывается то, что большинство туристов из-за высоких цен на жильё в Суздале не ночуют, удаляясь для этого в соседний Владимир, где ценник на проживание куда более лояльный. А что касается малочисленного местного населения, то, судя по всему, местные органы правопорядка знают здесь каждого чуть ли не в лицо:
Личный автотранспорт, как я уже говорил, здесь используют крайне редко. И то, больше для выездов в близлежащие города и деревни. Многие ездят за покупками и отдыхом во Владимир:
Очень приятно пройтись по улочкам Суздаля, неторопливо рассматривая деревянную застройку города. Хотя, по правде говоря, настоящая улица, в прямом понимания этого слова, здесь практически одна — улица Ленина. Но имеется также ряд пересекающих её переулков и небольших улиц (Васильевская, Крупской и др.), куда тоже непременно стоит свернуть.
Сразу замечаешь, что в противовес другим городкам с похожей застройкой, в Суздале все деревянные дома как на подбор — крепкие, нарядные, добротно сложенные. У многих калиток — вывески и рекламные столбики с предложением что-нибудь купить или зайти к ним «на угощение» или «на отдых»:
Вообще, суздальцы, как я понял, народ очень предприимчивый. Это заметно буквально везде: по каждому дому, по облагороженному участку, по массе всевозможных услуг и предложений. Город действительно живёт туризмом. И это у него неплохо получается.
А посмотрите какие там дома! Даже ворота для въезда автомобиля украшены искусной резьбой по дереву:
В таком же деревянном стиле выполнена архитектура и некоторых муниципальных и церковных организаций. Вот, к примеру, Суздальская православная гимназия:
Не отстают и магазины с торговыми лавками. Дереву здесь почёт и уважение. И это приятно:
Но и сказать, что весь город деревянный тоже было бы неверно. Сегодня идёт планомерная застройка Суздаля комфортабельными современными зданиями туристической направленности. Как в центре, так и на окраинах возводятся всевозможные отели, рестораны и тур. комплексы:
Цены, как я уже упомянул, довольно высокие, особенно в сезон. Но, судя по тому, как подобные объекты инфраструктуры быстро множатся на окраинах Суздаля, спрос превышает предложения:
Выглядит всё по-московски пафосно, «дорого-богато». Заметно, что хозяева таких заведений не жалеют средств на интерьеры и внутреннее убранство. И действительно, многие из них — настоящие произведения искусств. Вот, например, знаменитый символ трактира «Пушкарь» — литая пушка у входа в ресторан. Много вы видели пушек у ресторанов?)
Правда, свои затраты те же хозяева окупают немаленьким чеком за свои услуги. В общем-то, всё по-честному:
Ну, а мы снова перемещаемся в центр, на Красную площадь. Есть здесь и такая)
И свой памятник Вождю, куда же без него. Тут по всем канонам советских регламентаций находятся здания администрации Суздаля и Суздальского района:
Кстати сказать, для такого небольшого городка как Суздаль, здания эти имеют вид весьма внушительный:
Ещё одно муниципальное строение — Пожарная каланча, постройки 1890 года. Интересно, что, уже являясь в настоящий момент памятником градостроительства и архитектуры регионального значения, она до сих пор используется по своему назначению:
Заканчивая обзор небезынтересных построек нерелигиозного характера Суздаля, нельзя пройти и мимо трёх амбаров на сваях XIX века, привезённых в своё время из приокской поймы, а ныне стоящих на берегу реки Каменки за ограждённой территорией Суздальского музея деревянного зодчества:
Тут поделюсь своим личным.
Когда-то, ещё задолго до своей поездки в Суздаль, я где-то случайно, на каких-то картинках в учебниках увидел эти амбары, и сразу их запомнил. Не знаю даже по каким таким причинам, просто как-то так сложилось у меня в голове.
С тех пор именно они, а не Кремль или знаменитые суздальские монастыри являются для меня визитной карточкой города, этаким его символом:)
Здесь нам и пришло время прощаться с этими местами. Конечно, это далеко не всё, что мы успели увидеть и посетить за те четыре майских дня, что провели тут. Но растягивать обзор на кучу отчётов тоже, считаю, неправильно.
Тем более, будет ещё визит в Кидекшу, но об этом уже отдельно и в следующий раз. А Суздаль… Суздаль потрясающе красив. По правде говоря, не ожидал, что будет настолько приятно здесь находиться:
Сюда нужно приезжать и не раз. Я, например, загорелся теперь посетить эти места в Рождество. Думаю, зимний город не менее колоритен. Ну и осенью, конечно: