Buongiorno, дорогие друзья! Доброе утро! Начнем день по-итальянски и посетим ближайшую пастичерию (кондитерскую). Там готовят плюшки, печенюшки, бискотти (ароматное сухое печенье), фокаччу (хлеб), бриоши (булочки) и прочие всевозможные сладости и выпечку. Работают пастичерии с восьми утра. Для тех, кто рано встает это то, что надо. Типичный итальянский завтрак состоит из чашечки капучино с круассаном. Очень вкусно и питательно!
Сегодня мы отправимся в район Ольтра́рно, то есть «за Арно». Самый протоптанный путь с правого берега на левый пролегает через мост Понте-Веккьо (Ponte Vecchio). Он поставлен в самом узком месте реки, где когда-то, давным-давно был брод. Позже соорудили первый деревянный мост. Потом второй, третий и так далее. Сложно подсчитать, сколько мостов из-за частых наводнений Арно было разрушено и сколько вновь отстроено. В конце концов, в 1345 году возвели каменный мост, чудом дошедший до наших дней. На мосту устроились в лавках колбасники и мясники, взяв за привычку сбрасывать отходы в воды Арно. В конце XVI века дурно пахнущих торговцев с моста прогнали. Их места чуть позже заняли ювелиры.
В 1565 году заметный вклад в нынешний образ Понте Веккьо внес Джо́рджо Ваза́ри, построив над мостом крытую галерею. Длиной почти в километр коридор Вазари тянется от Палаццо Питти через мост Веккьо, галерею Уффици и ведет в Палаццо Веккьо. Проход позволил членам семьи Медичи комфортно и безопасно бегать от одного дворца до другого. К некоторым изменениям моста приложил руку и Муссолини. В 1939 году по случаю визита во Флоренцию Адольфа Гитлера он приказал расширить в переходе окна, дабы фюрер смог в полную силу наглядеться на реку Арно и ее берега. Смотреть и правда есть на что. Вид с моста Веккьо замечательный!
Понте Веккьо был единственным мостом, который уцелел во время Второй мировой войны. При отступлении из города в августе 1944 г. фашисты взорвали все мосты. Долго и с трудом их пришлось восстанавливать. В их числе был и мост Святой Троицы (Ponte Santa Trinita), построенный архитектором Бартоломео Амманнати в 1569 году и полностью восстановленный в 1957 году. Благодаря арочной конструкции мост кажется изящным и выразительным.
Перейдя по мосту Санта-Тринита, мы выйдем на площадь Фрескобальди, названную в честь известного благородного семейства. История рода Фрескобальди уходит своими корнями в средневековье. В те времена во Флоренции быстро начало развиваться банковское дело. Весьма преуспев на этом поприще, Фрескобальди довольно скоро сколотили себе целое состояние. На протяжении веков представители семьи занимали высокие посты, принимали участие в политических распрях, были покровителями поэтов и художников. При финансовой помощи Фрескобальди построили мост Святой Троицы и базилику Санто-Спирито.
Архитектором церкви Санто-Спирито (Basilica di Santo Spirito) был Филиппо Брунеллески. Он хотел окружить храм широкими улицами и уютными площадями. Для этого требовалось снести дома местных жителей Ольтрарно. Это вызвало решительный протест и от грандиозных планов вынуждены были отказаться. Строительство церкви началось только в 1446 году. 15 апреля этого же года Брунеллески ушел из жизни. Работу продолжили Антонио Манетти, Джованни да Джайоле и Сальви д’Андреа. Элегантный фасад, выполненный по проекту гениального Брунеллески, так и не был завершен. В 18 веке его всего лишь оштукатурили. Церковь Святого Духа имеет форму латинского креста и разделена на три просторных, светлых нефа. Чередование колоннад и арочных сводов создает архитектурный ритм. Полукруглые боковые капеллы содержат немало произведений искусства.
Район Ольтрарно раньше считался не совсем престижным. В Средние века здесь селился рабочий люд: кожевенники, плотники, рабочие и ремесленники. В конце пятнадцатого века всё изменилось. Богатые флорентийские семьи, оценив по достоинству тосканские холмы, виноградники и свежий воздух, стали возводить для себя дворцы и виллы. После того, как Великий Герцог избрал своей резиденцией палаццо Питти, в районе и вовсе начался строительный бум. Со временем Ольтрарно превратился в благоустроенный район. Здесь всё не так суматошно и шумно, как в историческом центре. Тут можно спокойно посидеть за столиком траттории или просто побродить, заглядывая в мастерские, где трудятся реставраторы, портные или сапожники.
Тихие улочки Ольтрарно таят разные секреты и увлекательные истории. Вокруг много всего любопытного. Вот, например, милый фонтан (Fontana dello Sprone) на пересечении Via dello Sprone и Via Maggio хранит память о свадьбе Козимо II Медичи и Марии Магдалины Австрийской. К этому событию фонтан создал в 1608 году скульптор Бернардо Буонталенти.
Чуть дальше, на Via Maggio 26, среди строгих зданий своим фасадом с граффити выделяется Палаццо Бьянки Капелло. Внешний облик этого дома также необычен, как и судьба его бывшей владелицы. Жизнь красавицы Бьянки Капеллы, полная страсти и любви породила немало загадок и легенд. Фаворитка, а затем законная супруга герцога тосканского Франческо I Бьянка была очень хороша собой. Франческо осыпал Бьянку щедрыми подарками. В их числе был и этот дворец. Рассказывают, что от него проложен тоннель до Палаццо Питти. Герцог Франческо I Медичи использовал подземный ход для своих встреч с любимой.
В самом сердце Олтрарно находится Палаццо Питти. Его заказчик, флорентийский банкир Лука Питти мечтал построить свой дворец гораздо больше и роскошней, чем у Медичи. Однако, по ходу строительства Лука разорился. В 1550 году Элеонора ди Толдео, жена Козимо I Медичи, купила палаццо и поручила Амманнати его изменить в стиле Ренессанса. Был переделан внутренний двор, добавлены боковые корпуса, заложены Сады Боболи. Сооружение обрело презентабельный вид и Козимо I Медичи переехал в новое имение. С тех пор во дворце жили все правящие семьи: Медичи, герцоги Габсбурги-Лотарингские и Савойские.
Известно, что Медичи были страстными коллекционерами. Осознав, что обладание ценными вещами укрепляет их статус они собирали все, что имело художественную ценность. За многолетнюю историю родовые коллекции Медичи изрядно пополнились. Множество уникальных произведений искусства скопилось и в Палаццо Питти. В 1743 году последняя представительница угасающего рода Анна-Мария-Луиза Медичи завещала коллекцию городу. От титула ее супруга, Иоганна Вильгельма II, курфюрста Палатинского пошло название галереи — Палатинская (Galleria Palatina).
Посещение Палаццо Питти может занять целый день. Про Палатинскую галерею можно написать целую книгу.
Пышность внутреннего убранства дворца производит неизгладимое впечатление. Все помещения оформлены позолотой, лепниной и яркими фресками. Коридоры и залы наполнены скульптурой, тонким фарфором, старинной мебелью, коврами и гобеленами.
Стены комнат сплошь покрывают картины в великолепных рамах. Богатейшая коллекция живописи включает в себя картины Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Караваджо, Джорджоне, Бронзино, Рубенса и других европейских мастеров. Картины размещены не по периодам и школам, а исключительно по декоративному принципу, согласно вкусам владельцев дворца.
От дворца Питти и его блистательных покоев мы получили миллион положительных эмоций и испытали истинное удовольствие. С уверенность могу сказать, что это один из самых красивых дворцов Европы.
Позади дворца, на живописном склоне раскинулись Сады Боболи. Здесь есть где разгуляться любителям природы и неспешных прогулок. Сады украшены многочисленными статуями, гротами и фонтанами.
С запада на восток парковый ансамбль пересекает аллея Вьоттолоне, вдоль которой посажены вечнозеленые пирамидальные кипарисы и самшитовые кустарники.
В нижней части садов Боболи создан искусственный остров Изолотто, в центре которого стоит фонтан «Океан» работы Джамболоньи. В верхней части парка привлекает внимание фонтан «Нептун» с бронзовой статуей морского бога с трезубцем в руках.
Творение скульптора Стольдо Лоренци флорентийцы шутливо называют «фонтан с вилкой». Я бы назвала его «фонтан с цаплей».
Гуляя по миртовым лабиринтам парка легко потерять счет времени. Каждый поворот дарит восхитительный вид, один краше другого. С холма Боболи можно не только вдоволь налюбоваться на Флоренцию, но и увидеть живописные тосканские пейзажи с виноградниками и оливковыми полями.
С восточной стороны к садам Боболи примыкает крепость Бельведере (Forte di Belvedere), построенная в 1590 году по приказу Фердинанда I Медичи. Форт должен был служить убежищем в случае захвата города, бунта или эпидемии. За бастионами виднеется трехэтажный особняк, в подвалах которого прятали свои сокровища Медичи.
В наши дни в крепости проводятся международные выставки. В 2016 году на территории форта выставлялись работы Яна Фабра (мы уже встречались с его творениями в Палаццо Веккьо). Экспозиция под названием «Духовный стражник» включала в себя 60 шедевров современного художника. Под открытым небом красовались позолоченные инкарнации автора: Фабр с усами, ослиными ушами, рогами, Ян Фабр, дирижирующий облаками.
Желающих выискивать глубинные смыслы плодов вдохновения Фабра было немного. Прежде всего хочется окинуть взглядом изумительную панораму. С крепости открывается обзор практически на всю Флоренцию и ее близлежащие окрестности.
Городские стены, окружающие Флоренцию, расширяли и перестраивали шесть раз. Последними построили стены, защищавшие кварталы Олтрарно. Значительная часть этих стен хорошо сохранилась до сих пор. Вдоль стены на восток ведет улица Via di Belveder. По ней мы придем в Розовый сад. Это еще одно место, где можно зависнуть надолго.
Помимо множества различных сортов роз в саду Rose Garden растут лимонные деревья, цветущий олеандр, кусты мирта. Есть пруды с рыбками, а также японский сад, подаренный Флоренции городом-побратимом Киото. Сад роз был создан флорентийским архитектором Джузеппе Поджи в 1865 году и с тех превратился в любимое место отдыха горожан и туристов.
По высокой длинной лестнице молитвы и покаяния (scalinata del monte alle croci) поднимемся на холм Монте алле Крочи. В начале 16 столетия на вершине горы поставили церковь Святого Сальваторе (сhiesa di San Salvatore al Monte). За простоту линий и форм Микеланджело называл базилику «Прекрасная крестьянка» (la bella villanella).
В конце 19 века город подвергся обновлению и перестройке. Особенно интенсивно велись работы на левобережье. Из-за сноса внушительной цепи городских стен XIV века, спроектированных Арнольфо ди Камбио, не обошлось без полемики и споров. В ходе этих преобразований в 1869 году на холме по проекту Джузеппе Поджи основали площадь Микеланджело, ставшую одной из самых интересных достопримечательностей Флоренции. Благодаря стараниям архитектора Поджи на площади появилась и симпатичная Лоджия. Предполагалось разместить в ней музей работ Микеланджело. Вместо этого в 1876 году в неоклассическом здании открыли панорамный ресторан-кафе La Loggia.
Площадь Микеланджело носит имя выдающегося итальянского скульптора, архитектора, живописца и поэта XVI столетия. В его честь в 1873 году в центре пощади установили копию знаменитого «Давида», окружив знаменость точными копиями аллегорических фигур времени из Капеллы Медичи.
Вот уже почти 150 лет бронзовый Давид смотрит на Флоренцию. Внизу, как на ладони лежат церкви, чудесные дворцы, горделивые башни и река Арно, отливающая серебром. Какая-то невидимая сила провидения выбрала это место чтобы соединить здесь воедино гармонию природы и творения рук человеческих. «Природа здесь не только расцветала, но некий непостижный сплав из сотен ароматов создавала»… напишет Данте Алигьери.
В обрамлении тосканских холмов город выглядит божественно и фантастически красиво. Таким мы его запомним. И навсегда сохраним образ Флоренции в своем сердце.