При упоминании о Флоренции из памяти непременно всплывает образ её великолепного собора. Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) — собор Святой Марии в цветах.
При упоминании о Флоренции из памяти непременно всплывает образ её великолепного собора. Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) — собор Святой Марии в цветах.
Он и сам похож на чудесный цветок, выросший среди черепичных крыш и устремленный ввысь своим пламенеющим куполом. И куда бы мы не направились собор обязательно покажется за поворотом улочек.
Строительство собора было вызвано страстным желанием затмить все другие тосканские храмы. По задумке властей величественный и гигантский храм должен был стать символом богатства Флоренции. Первый камень был заложен в 1296 году, в день Рождества Богородицы. Стены построили при архитекторе Арнольфо ди Камбио, разработавшим проект собора. Шли года, бежало время. Сменяли друг друга архитекторы. Велись работы по украшению боковых входов, облицовывались мрамором стены.
Денег в казне хватало, поэтому размахнулись не на шутку. Опомнились в 1334 году, когда осталось закрыть куполом огромное пространство. Однако, никто не знал, как это осуществить. Целых четыре десятилетия простоял храм без крыши. Гениальное решение нашел Филиппо Брунеллески, предложив беспрецедентный, уникальный проект. Кроме того, он придумал и специальные подъемные механизмы, ставшие огромным достижением того времени. Начав строительство в 1420 году, великий флорентийский зодчий, после 16 лет борьбы и сомнений, блестяще реализовал свой замысел. «И воссияет солнцем красота, которую считал ты небылицей!» — ответил как-то Брунеллески в ответ на критику и оказался совершенно прав!
Интерьер собора лаконичен и строг. Его готические своды были свидетелями многих исторических событий. Отсюда звучали обличительные проповеди неугомонного монаха Савонаролы; В 1439 году здесь проходил XVII Вселенский собор, на котором была подписана так называемая Флорентийская уния (договор об объединении Православной и Католической церквей при главенстве Рима). В апреле 1478 года в храме разыгралась трагедия. Во время пасхальной мессы заговорщики напали на братьев Медичи. Лоренцо Великолепному удалось спастись, а Джулиано закололи кинжалами на глазах многочисленной толпы.
Над главным входом собора находятся одни из самых старых механических часов в мире. Циферблат представляет собой фреску, написанную итальянским живописцем Паоло Уччелло в 1443 году. Оригинальный часовой механизм был разработан флорентийским часовщиком Анджело ди Никколо. Интересно, что всего одна стрелка движется против обычного направления и до сих пор от заката до заката показывает нам «итальянское время».
На стенах собора висят портреты военачальников и выдающихся людей. Среди них есть и портрет Данте Алигьери, написанный Доменико ди Микелино в 1465 году. Это теперь флорентинцы почитают и воздают должное поэту и мыслителю. Когда-то все обстояло иначе. В 1270 году поэта выслали из родного города по политическим причинам. На чужбине Данте бесконечно тосковал по родине и всегда мечтал вернуться в любимую Флоренцию. В изгнании Алигьери написал свою знаменитую «Божественную комедию», начав её словами:
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу.
Утратив правый путь во тьме долины…
Фантастическое зрелище представляет внутренний интерьер баптистерия. Стены облицованы двухцветным мрамором, а полихромный пол оформлен орнаментом и рисунком с восточным мотивом. Но прежде всего взгляд устремляется вверх. Своей роскошной красотой притягивает свод купола, покрытый мерцающей мозаикой.
И смертный час для них недостижим,
И эта жизнь настолько нестерпима,
Что все другое было б легче им.
Данте. «Божественная комедия». Ад. Песнь III.
Истинным произведением искусства являются бронзовые двери баптистерия. Самые древние, южные двери, создал Андреа Пизано в 1330 году. На 28 панелях изображены сюжеты из жизни Иоанна Крестителя и аллегории добродетелей. Северные врата сотворил Лоренцо ди Чоне Гиберти. Более двадцати лет работал скульптор над рельефами дверей с многофигурными композициями, на которых представлены сцены из Нового завета.
Рядом с баптистерием стоит стометровая колокольня Джотто. Строили её с 1298 по 1359 год. Арнольфо ди Камбио придумал проект; Джотто ди Бондоне построил нижний этаж; закончили строительство Андреа Пизано и Франческо Таленти. Благодаря совместным усилиям и тонко найденным пропорциям получилось настоящее чудо.
Собор, кампанила и баптистерий образуют единый архитектурный ансамбль Соборной площади. Для любителей панорам и высот здесь есть две такие возможности. Можно подняться и на купол Брунеллески, и на колокольню Джотто. В обоих случаях придется подниматься наверх по лестнице. Хотелось лишний раз полюбоваться на Дуомо и мы поползли по ступеням кампанилы. На каждом её ярусе есть окна. Можно во всех деталях рассмотреть собор, до которого рукой подать. На самой верхней смотровой площадке открывается захватывающий и незабываемый вид на Флоренцию.
Улочки вокруг Дуомо заполнены туристами, снующими туда-сюда, от одной достопримечательности до другой. Побежим дальше и мы. На этот раз до уютной площади Святейшего Благовещения (Piazza della Santissima Annunziata). В её центре возвышается конная статуя Фердинандо I Медичи.
По разные стороны от герцога Тосканского в строгой симметрии установлены барочные фонтаны с диковинными морскими монстрами.
Аркады с колоннами добавили и к церкви Сантиссима Аннунциата (Santissima Annunziata), основанной в 1250 году монахами-сервитами. Интерьер церкви претерпел неоднократные переделки и в итоге приобрел черты барокко. Кругом шик и блеск: разноцветный мрамор, лепнина, резьба и позолота.
Почти все часовни базилики строились на деньги богатых семей Флоренции, стремящихся заполучить собственное захоронение. В правом нефе, в небольшой часовне находится гробница семьи скульптора Баччо Бандинелли. Над погребением установлена скульптура «Оплакивание Христа» (Пьета), изготовленная Баччо около 1559 года. Придирчивые современники считали фигуру Иисуса слишком тяжеловесной.
К северу от центра города лежит квартал Медичи (Medici Quartiere). Представители этой знатной фамилии правили Флоренцией почти 300 лет и повидали за это время немало побед и поражений. Всесильные и влиятельные Медичи покровительствовали художникам и архитекторам, давали деньги на храмы, строили дворцы. Фактическим правителем государства в первой половине 15 столетия был Козимо Медичи Старший. По его поручению на одной из самых широких центральных улиц ( нынешняя Кавур -Via Cavour) воздвигли дворец Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi). Второе имя палаццо получил в 1540 году, когда потомки Козимо продали дом маркизу Габриэлло Рикарди. Все помещения дворца располагаются вокруг изысканного внутреннего дворика с эффектной колоннадой.
Нижние этажи в наши дни занимает музей. От восхитительного убранства дворца осталось немного. Свой прежний вид сохранила Капелла Волхвов, расписанная Беноццо Гоццоли в 1460 году. Стены полностью покрывают фрески на тему прихода в Вифлеем волхвов. В образе библейских персонажей выступают члены семьи Медичи и реальные люди того времени.
В историческом центре Флоренции, между Дуомо и Санта-Мария-Новелла находится базилика Сан Лоренцо — одна из важнейших флорентийских церквей и место погребения членов семьи Медичи. Согласно летописям, первое культовое сооружение на месте церкви было освящено святым Амвросием в 393 году. В 1059 году базилику перестроили.
В 15 веке, благодаря финансовой поддержке основателя политического могущества рода Медичи Джованни ди Биччи вновь решили провести масштабную реконструкцию церкви и значительно расширить её пространство. Дело поручили Филиппо Брунеллески. Из-за самых разных трудностей процесс продвигался крайне медленно. Брунеллески успел закончить только Старую сакристию (Sagrestia Vecchia). Все остальное доделывали другие архитекторы и к 1461 году работы были почти завершены. В начале 16 века по заказу папы Льва Х Микеланджело пристроил к церкви Новую сакристию (Капелла Медичи) и библиотеку Лауренциана с уютным внутренним двориком.
Сложенный из грубого камня передний фасад базилики остался таким, каким был много веков назад. Внутренний интерьер, лишенный всякой вычурности, дарит ощущение спокойствия, порядка и совершенной гармонии. Брунеллески сделал акцент на пропорцию, симметрию и геометрию. Ритмичные ряды арок с колоннами зрительно увеличивает пространство и придают ему элегантный и торжественный вид.
В украшении базилики участвовали почти все именитые художники, какие только нашлись в городе. Джованни Баттиста ди Якопо написал для Сан-Лоренцо картину «Обручение Девы Марии» (1523); Якопо да Эмполи «Мученичество святого Себастьяна»; Джироламо Мачиетти «Поклонение волхвов». Перед самой смертью перед алтарем Донателло сделал две резные кафедры. Недалеко от них находится и могила скульптора, пожелавшего быть похороненным подле покровителя своего Козимо Старшего.
Восьмиугольный купол часовни планировали покрыть лазуритом и позолоченной бронзой, но это не было исполнено. В 1828 году Пьетро Бенвенути расписал купол фресками со сценами из Ветхого и Нового Заветов.
За Капеллой Принцев следует Новая Сакристия, задуманная как усыпальница дома Медичи и построенная по проекту Микеланджело между 1521 и 1534 годом. Скульптурный ансамбль сакристии входит в число наиболее грандиозных творений Микеланджело. У стен стоят саркофаги Джулиано, герцога Немурского и Лоренцо, герцога Урбинского. Для каждой гробницы Буонарро́ти изваял трёхфигурные композиции: статуи самих герцогов и аллегории времени — «День», «Ночь», «Утро» и «Вечер». В выражениях и позах обнаженных фигур присутствует глубокая скорбь, тревога и осознание быстротечности времени. Известны строки Микеланджело, написанные от лица «Ночи»:
Когда кругом позор и преступленье:
Не чувствовать, не видеть — облегченье.
Умолкни ж, друг, к чему меня будить?
(Пер. А. Эфроса)
Бегать от памятника к памятнику во Флоренции можно целый день. Вокруг да около столько всего интересного! Хочется посмотреть как можно больше. Главное, не подхватить «синдром Стендаля», то есть состояние слабости и помутнения рассудка от обилия прекрасного. С некоторыми чувствительными туристами это случается.
Слово gelato означает замороженный десерт. По сути то же самое мороженое. Итальянцы большие затейники и его сортов готовят невероятно много. Кроме классического можно попробовать: дынное, банановое, ореховое, творожное, с корнем солодки, шоколадное с перцем, медовое, лимонное и даже со вкусом шампанского.
На этом скажем Флоренции "Ариведерчи". С ней мы обязательно еще встретимся!