С двух сторон от скального индуистского храма Кайласанатха расположены небольшие храмовые пещеры. Справа от него, внутри утеса Чамадири, расположен комплекс из 12 буддийских храмовых пещер, строительство которых датируется с VI по IX веками. Эти пещеры расположены в 100 километрах к северо-востоку от пещер Аджанты. В XIV веке храмы Эллоры сильно пострадали от борьбы мусульман против язычников, но, не смотря на старания, им не удалось одолеть твердый базальт.
2. Их не много и все они выполнены классически. Храмы высечены из скальной породы со множеством ходов. Практически все пещеры представляют собой вихары (место жительства, жилище, обитель), которые монахи использовали для обучения, медитации, а также для таких мирских занятий как еда и сон. По мере знакомства с этими пещерами можно заметить, как их залы постепенно увеличиваются в размерах и приобретают более утонченный стиль.
3. Пещеры-вихары (VIII в., Tin Thal, или «трехъярусная»). Они некогда использовались для обучения медитации. По бокам алтарного помещения в конце зала находятся пять больших барельефов бодхисатв, а ряды семи Будд располагаются в передней части у входа. Не так много мест, где можно увидеть трехэтажки высеченные в скале.
4. Некоторые ходы имеют не совсем понятное предназначение, вероятно, это обычное жилище монаха тех времен.
5. Даже тут индийцы, не изменяя своим нравам, справляют нужду где придется.
6. Разумеется, все украшено характерной росписью и когда-то было покрыто штукатуркой и расписано краской.
9. Прекрасно сохранившиеся барельефы можно разглядывать вечность.
10. Внутри по всему периметру стоят колонны, порой они голые.
11. Но колонны и другие украшательства могут вовсе отсутствовать.
12. Неизменным для всех буддийских храмов остаются изображения Сиддхартха Гаутамы, то есть Будды. Он изображен в окружении его предыдущих семи реинкарнаций.
13. Единственным и очень существенным отличием от других изображений Будды является его поза. В этих пещерах он изображен сидя в окружении бодхисаттв, то есть существ с пробуждённым сознанием. Или просто среди сцен из жизни. Также Будда сидящий на троне олицетворяет себя до просветления в образе правителя, то есть принца Сидхартха Гаутама.
14. А его изваяние окружают пышногрудые женщины.
15. В общем, без бутылки тут не разобраться. По моему мнению, выдолбить все это из камня гораздо легче чем придумать. И без наркотиков тут дело явно не обошлось.
16. Также, в более молодых пещерах, уже можно увидеть привычного всем, сидящего в позе лотоса просветленного Будду.
17. С левой стороны находятся другие пещеры, тут буддийскую скуку сменяют 17 индуистских и 5 джайнских храмов, которые также высечены в скале и датируются VII–IX веками. Вдоль стен пещер тянутся огромные барельефы, изображающие динамические сцены из индуистских преданий. Большинство их связано с именем бога Шивы, но есть также изображения бога Вишну и его воплощений-аватар.
18. Они сильно отличаются от буддийских и, помимо различных божеств, тут можно найти изображения животных, таких как быков. Бычок Нандин изображается лежащим против главной молельни храма. Иногда Нандина рассматривают как зооморфный образ самого Шивы. Когда Нандин является индивидуальным объектом почитания, выражает идеи сексуальной мощи, деторождения и плодородия. Выступает он также и как охранник всех четвероногих животных, Нандин главный спутник, ездовое животное (вахана) бога Шивы.
19. Почитаемых во всей Индии, слонов.
20. А также коров и прочих лошадей.
21. Отлично сохранившееся изваяние Ганешы — покровителя путешественников, бога мудрости и благополучия. У него, как и у большинства индуистских богов, 1000 имен, каждое из которых символизирует отдельный аспект бога. Из этих имен слагаются сахасранама-стотры, этот текст читается ежедневно и по праздникам во многих храмах, которые посвящены Ганеше и его ипостасям — Ганапати, Винаяке и т. д.
22. Также, на ряду со всеми божествами, тут очень много статуй женщин с завидными формами. Возможно это храмовые танцовщицы девадаси, а может быть и жены Шивы и Вишну.
23. Несколько храмов переделаны в индуистские храмы после того, как их покинули буддисты.
24. Среди них речные богини Ганга и Ямуна.
25. У тех статуй, которые находятся на уровне, до которого легко дотянуться, есть отшлифованные части. В основном, этой частью являются груди танцовщиц девадаси.
26. На некоторых барельефах изображены древние мифы, здесь Шива отражает попытки многорукого Раваны стряхнуть его и Парвати с вершины горы Кайласа.
27. Также тут находятся редко встречающиеся статуи, на которых изображены Ганы. Слуги Шивы, его преспешники в демонических танцах на местах кремаций — веталы, злые духи, вселяющиеся в мертвецов, или помощники бога Ямы (покровителя душ умерших), в частности Мритью в центре. Но, вполне возможно, что это более древний культ предков — питри. Точнее сказать сложно.
28. Человек, не знающий различий между религиями, вряд ли найдет отличия между всеми храмами Эллоры, но для тех, кто разбирается это настоящий кладезь.
29. Также частым изображением является Шива. В индуизме — олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации. Одно из божеств верховной тримурти, наряду с творцом Брахмой и поддержателем Вишну. Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара. Основная мантра Шивы «Ом намах Шивая». Вообще Шиву можно узнать по наличию бычка Нандин, он считается символом и ваханой Шивы. У некоторых статуй руки Шивы как бы лежат на отсутствующем быке Нандине. Руки у Шивы, обычно сложены в мудры — особые комбинации пальцев рук, обозначающие тот или иной символ, который имеет сакральную и энергетическую силу.
30. Богиня Деви воплощает в себе активную энергию и силу мужских форм Бога — Вишну в вайшнавизме и Шивы в шиваизме. Женской половиной Вишну является Лакшми, а Шивы — Парвати. Деви в образе Дурги, вооружившись оружием богов: трезубцем, диском, копьем и мечом, в течение девяти дней боролась с Махишасурой и победила его. Махишасура изменял свои формы, чтобы ввести ее в заблуждение, пока она не убила его, когда он обернулся быком, который, кстати, считается символом смерти. Она изображается спокойной, стоящей одной ногой на быке.
31. Атмосфера в храмах напряженная из-за обилия индийских туристов, каждый из которых очень хочет сфотографироваться с представителем белой расы. По началу это действо носит интересный характер, и даже самим интересно, но после сотого кадра это начинает надоедать. Ходить спокойно практически не возможно, нужно идти короткими перебежками, иначе можно застрять надолго в объятиях целой ватаги школьников. Рассчитывайте на то, что 1/10 часть времени вместо осмотра достопримечательностей вы будете позировать перед камерами. В маленьких городах из машины лучше не выходить.
Подробно про пещеры Эллоры написано тут. Огромное спасибо за сбор информации хочу сказать Ивановой Наталье.