2. Думаю, что сюда доходят не многие, так как путь долог и тернист. К тому же, буддийские монастыри сравнительно скучны, даже не смотря на то, что в храмах Аджанты прослеживается явное влияние индуизма. Тут же, на парковке, вас ждут торговцы всяким хламом, типа драгоценных камней, древних монет и прочей кукурузы. Впервые в моей жизни мне пригодилось умение лаять: индийцы, услышав лай, опешили, что дало нам время для свободного прохода. Индийцы были в восторге. Вход в пещеры платный, местным он стоит 10 рупий, для туристов — 250 рупий с человека. Но, если пойти не по маршруту, можно войти бесплатно.
3. На скальной породе видны следы от воды, которая водопадами спускается по храмам в сезон муссонов. В январе же тут сухо, и даже река, которая течет внизу пересыхает, и от нее остаются лишь лужицы.
4. К сожалению, нам не удалось залезть так высоко, чтоб было видно, что по форме это ущелье напоминает подкову, так что фотография с просторов интернета.
5. В центре «подковы» находится холм с беседкой. По холму лестница ведет к смотровой точке.
6. Героям, забравшимся сюда, откроется вид на еще один каньон, в нем нет храмов, зато в сезон, когда воды достаточно, можно увидеть каскады водопадов. К сожалению, солнце било прям в объектив, так что всей красоты на фотографии не увидеть.
7. И, конечно, с этой точки открывается вид на всё ущелье. Глубина ущелья около 70 метров, это 2,5 девятиэтажки.
8. Весь маршрут по комплексу можно пройти по современным лестницам и дорожкам.
9. Те, кому не по силам обойти весь комплекс пешком, могут нанять носильщиков.
10. Сами храмовые пещеры целиком высечены из скальной породы, а глубина их внушительна.
11. Нужно признать, что высечены они очень искусно.
12. Как и в Эллоре, храмы Аджанты были окрашены в яркие цвета, краска наносилась на штукатурку, которая, в свою очередь, делала все элементы более детальными.
13. Но до наших дней дожили лишь малые кусочки.
14. При входе в действующий храм, нужно непременно снять обувь. Индийцы же оставляют обувь в самом начале пути, так как для них это священное место, а не памятник.
15. Повсюду можно увидеть высеченные фигуры Будды.
16. Их очень много.
17. И все они примерно одинаковы.
18. Также встречаются танцующие, полуголые женщины. Явное влияние других религий.
19. Но все-таки, основным мотивом является сидящий Будда. Нередко сменяя позу лотоса на нетипичные для Будды позы.
20. Также, в некоторых храмах высечены комнаты, внутри которых есть лавки из камня. Эти лавки служили монахам кроватями. Кроме кроватей в комнатах ничего нет, сами комнаты очень тесны, размером не более метра в ширину и двух метров в длину, нет ни окон ни дверей, лишь узкий вход.
21. Помимо фигур Будды встречаются и слоны, стоящие на коленях.
22. Но статуй Будды тут не счесть.
23. Cама горная порода, напоминает нечто похожее на ракушечник. Видимо, пористая структура камня и натолкнула древний народ применять штукатурку, которая выполняла несколько функций. Она служила грунтовкой, делая краски более яркими, так как сама имела белую окраску. Также штукатурка заполняла поры ракушечника, создавая гладкий рельеф.
24. В храмах, которые действуют поныне, некоторые фигурки красят. И видно, что без штукатурки краска очень тусклая.
25. Редкие для буддизма статуи. Танцующие полуголые женщины.
26. Эротические сцены.
27. И силуэты танцовщиков скорее присущи индуизму, нежели буддизму. Явное влияние одной культуры на другую.
28. Замысловатые флористические мотивы украшают углы.
29. А у порогов лежат слоны.
30. Или львы. Не многие знают, что раньше на территории Индии водились львы. Сейчас, из всей популяции азиатских львов сохранилось лишь около 300 особей в Гирском заповеднике в штате Гуджарат.
31. Внутри пещер также высечены всевозможные фигурки. На некоторых сохранилась штукатурка, и даже цвет.
32. Все элементы очень детальны.
33. Как и снаружи, внутри основной мотивом является Будда, окруженный различными фигурами разной тематики.
34. Потолки украшены флористической тематикой.
35. Иногда встречаются сцены из жизни.
36. Также сохранились кусочки живописной росписи. Роспись пещер всемирно известна. Живопись, сохранившаяся во фрагментах, — иллюстрации к буддийским легендам и мифам, но по сути она раскрывает панораму общественной жизни во всем её разнообразии.
37. Одна из пещер полностью испещрена росписями. К сожалению, до нас дошли лишь кусочки.
38. Но не смотря на потрепанный временем вид, можно судить о трудолюбии древних зодчих.
39. Разглядывать можно часами.
40. Некоторые вещи не похожи ни на одну из тематик буддизма, или иной другой культуры.
41. Внутри, порой, играют музыканты.
42. В основном, все пещеры выполнены одинаково и представляют из себя большой холл.
43. Стены которого украшены фигурами с мотивами из жизни древних индийцев.
44.
45. Либо фигурами Будды.
46. В глубине, обязательно, находится комната, в которой сидит Будда.
47. Статуи Будды также были покрыты штукатуркой и раскрашены.
48. В целом, это одинаковые скульптуры, меняются лишь положение рук.
49. И лишь в последних трех храмах все кардинально меняется: в двух из них Будда стоит в центре храма в форме купола, окруженный расписными колоннами.
50. А в последнем Будда изображен лежа.
51. Положив голову на мягкую подушку.