Итак, наше весеннее путешествие по Юго-Восточной Азии подошло к своему логическому концу. Проведя два дня в Куала-Лумпуре, мы вылетаем домой. Но, так как у нас запланирован поздний выллет, мы решили этот день провести с пользой и наша гид Татьяна порекомендовала сделать поездку в сторону аэропорта с заездом в два интересных места — города Малакку и Путраджая. Прикинув на карте где это и как туда ехать, мы согласились и утром следующего дня за нами заехал водитель микроавтобуса Мансур. Загрузившись с вещами, выехали в Малакку. 150 км, которые были до этого города, мы с парой небольших остановок, проехали за пару часов. Большую часть дороги был хороший хайвэй.
Малакка
Учитывая лимит времени, прогулку по городу сделали автомобильной с двумя остановками и выходами из машины в самых интересных его местах. Короткая поездка по улицам показала, что его строили в основном европейцы — англичане, голландцы и португальцы. Но в ряде мест очень чувствовались и китайские мотивы. Малакка, являясь столицей одноименного штата, находится на юге Малайского полуострова и южнее на 240 километров будет уже Сингапур. По статистике основная часть населения имеет китайские корни. Но в городе проживают также и потомки европейских колонизаторов и многие — от смешанных браков.
Проехав по улочкам города, Мансур остановился в его самой интересной для туристов части — в центральном историко-туристическом квартале Джонкерс. Оставив машину, прошли к реке Malakka River, протекающей через весь город к Малаккскому проливу и прогулялись вдоль ее левого берега.
Вскоре показались остатки старых крепостных стен бастиона Bastion Middleburg. Его, захватив у португальцев, уже отстроили в 1660 году голландцы. Когда-то крепость являлась оплотом города — ведь именно она стояла первой стеной от всех пришельцев с моря — с Малаккского пролива. В наше время нам сложно понять как раньше только такие бастионы и спасали от врагов. Сейчас увы, не спасет ничто, а раньше ведь здорово эти каменные стены помогали. Сама Малакка в целом показалась красивой картинкой и этот форт был лишь одним пазлом в ней.
Берега реки оформлены в уютные неширокие набережные и по ним было приятно прогуливаться. Конечно, по такой набережной, наверно, приятнее бродить вечером, когда только-только начнут зажигаться уличные фонари. Но — не судьба…
Река Малакка, растянувшаяся километров на десять, считается местом рождения города, так как суматранский принц Парамешвара в 1400 годах основал здесь, на восточном берегу, свой дворец, чей восстановленный облик можно увидеть и сейчас у холма Cв. Павла. По реке есть экскурсии, но, увы — у нас времени на это не было. Как-нибудь в другой раз …
А так, в рамках лодочной экскурсии, можно было бы сплавать к старинному поселению — Кампунг Мортен, представляющим собой музей под открытым небом. По описаниям, в нем хорошо сохранена традиционная малайская архитектура и консервативный образ жизни аборигенов этих мест.
Пройдясь еще немного по набережной, вскоре увидели стоящее на суше старинное морское судно. Как оказалось, в его трюмах находится Martime Museum — морской музей, который мы и посетили.
У входа на его палубу нас встречает пират со знакомым до боли обличием. Интересно — кто-нибудь узнает в нем актера, который сыграл известную роль в каком-то фильме про пиратов? За фото с ним — доллар! А может и два…
Купив билет (10 рингит) и пройдя мимо очереди желающих запечатлеться вместе с пиратом, поднимаемся на верхнюю палубу. Это судно представляет собой точную копию португальского корабля Flor de la Mar. Его длина 36, а ширина 8 метров. Корабль девять лет принимал участие в важных исторических событиях, которые происходили на просторах Индийского океана. Но в 1511 году, перевозя в Португалию добытые в Малакке товары, оно затонуло. Позднее было решено корабль воссоздать и открыть выставку, посвященную истории мореплавания. И вот мы на верхней палубе этого ожившего памятника тех давних времен.
Выставка музея расположилась в трюмах корабля и разделена на различные эпохи, через которые пришлось пройти Малакке — от периода Султаната до португальской, голландской и британской колонизаций. Основу жизнедеятельности, развития и богатства города составляла припортовая торговля.
Экспонаты музея включают в себя важные документы и подлинные морские предметы прошлых столетий, коллекцию моделей судов, а также коллекцию фарфора, шелка, тканей и специй, хранившихся в огромных старинных сундуках, которые привозили торговцы из арабских стран. Ведь именно эти товары и были основными в торговле того времени.
Стены трюмов украшают ряд картин и изображений, иллюстрирующих роль Малакки как торговой империи. Также на верхней палубе видна диорама каюты капитана.
Следующим интересным объектом, который стоило посетить, стал Музей таможни (Museum of Royal Malaysian Customs). Там была своя тематика, посвященная делам таможни, механизма досмотра товаров и техники морских пограничников.
Побывав в этих двух музеях, прогулялись по улице Jalan Merdeka до Голландской площади. Возле часовой башни Melaka Clock Tower и христианской церкови города было очень много прямо фантастически разукрашенных велосипедных колясок, на которых туристам предлагалось покататься по центральным улицам города.
Стояли целые ряды этих красиво украшенных средств передвижения. Сколько бывал в азиатских краях, но такой красоты в колесном транспорте никогда не видел.
Ну и, конечно, как и везде в туристических местах всех городов мира, и здесь были всякого рода шуты, эквилибристы и затейники.
Малакка показалась нам очень интересным городом, на который надо выделять не несколько часов, как это получилось у нас, а минимум пару дней. Ведь помимо двух музеев, которые мы посетили и прогулки по близлежащим улочкам от Голландской площади, там есть еще старинная крепость, А’Фамоса, ведущая свою историю с момента захвата в 1512 г. города португальцами. А еще при наличии времени, можно было бы подняться на самую высокую точку города — телевизионную башню Taming Sari Tower. Ее обзорная площадка находится на 80-метровом уровне. Правда, говорят, там лифта нет…
Ну, а любители старины могли бы посетить ещё и дворец Султана Мансура Шаха, правившего Малаккой в XV веке. Этот комплекс находится неподалеку от Голландской площади у подножия холма Св. Павла, но — это не оригинал, а Новодел. Восстановленный с нуля. Там сейчас расположился культурный музей, в котором хранится более тысячи разнообразных поделок, печатных изданий, фотографий и рисунков, посвященных истории Малакки.
Закончив знакомство с этой исторической частью города, мы переехали китайский квартал на улицу Jalan Hang Jebat, чтобы заглянуть в какое-то кафе или ресторанчик и поланчевать. Описывать блюда меню и сам процесс ланча не буду — это не мое…
Перекусив, прогулялись по этой торговой улочке и в одном из небольших сквериков увидели памятник необычному силачу. Как оказалось, здесь расположен монументальный комплекс, посвященный д-ру Ган Бул Леонгу (Datuk Wira Gan Boon Leong) — выдающемуся бодибилдеру. Эдакому малайзийскому Шварцнеггеру.
Datuk Wira Gan Boon Leong очень почитается в Малайзии и считается отцом-основателем бодибилдинга в этой стране. Сначала он был «Мистером Маллака», потом получил это звание по Малайзии и Азии (1956 г.) и даже Вселенной (2000 г.)! В наши дни он является почетным председателем федерации бодибилдинга своей страны. Ему сейчас 83 года (1937 г.р.) и было бы интересно взглянуть на его тело сейчас, но, думаю, при том образе жизни и питании, который есть в этой стране, ему удалось многое сохранить.
Datuk Wira Gan Boon Leong. Фото 2017 г. Из интерната
Говорят, в академии бодибилдинга находится его статуя, отлитая даже из чистого золота. А всего благодарные горожане установили ему в Малакке четыре памятника…
На этом мы простились с такой уютной и красивой Малаккой и выехали в сторону новой административной столицы Малайзии — города Путраджая.
Путраджая
От Малакки до Путраджая всего 137 км и по хорошему хайвею можно было бы достигнуть этого города за часок с небольшим. Времени, посчитал наш водитель, хватало и он решил свернуть с трассы и хотя бы мельком показать нам район пляжей у города Порт Диксон. Вот, наконец, показалось море с длинными линиями пляжей налево и направо. Оставив машину на стоянке, вышли к лениво плескавшейся водичке. Народу — ни души. Вода чистая, теплая, но тратить время на купание на стали.
Эта пляжная зона длиной 18 км, протянувшаяся между городками Танджунг Gemuk и Танджунг Туан, является популярным местом отдыха как для местных жителей, так и для тех, кто приезжает из столичного Куала-Лумпура. В последние годы здесь понастроено множество всяких отелей на самый разный карман.
Море чистое, но на горизонте видны нефтевышки. Это работают основные нефтемагнаты страны — фирмы Shell и Petronas. Да! Именно та Петронас, которая и выстроила знаменитые башни-близнецы в Куала-Лумпуре.
В сам город Порт Диксон, чтобы не терять драгоценное время, заезжать не стали, а сразу выехали в направлении Путраджаи. Попав на трассу, поняли, что Путраджаи нам не видать — все стояло в пробках. Водитель Мансур нервничал — тыкался в разные стороны, но потом принял правильное решение — съехал со скоростной трассы и помчался совершенно свободно по вполне приличным сельским дорогам. И довольно скоро мы увидели на газоне приветственное цветастое панно — Putrajaya!
Уф-ф! Наконец, мы в Путраджая — новой административной столице страны. Власти Малайзии 25 лет назад приняли правильное решение — вынести административные функции управления страной из хаотичного в то время Куала-Лумпура и выбрали почти пустое место в 20 километрах от столицы на пути в аэропорт. Такие примеры переноса административного управления страной в другие места в мире есть, но их не очень много. На слуху — города Бразилиа и Астана.
Город Путраджая был основан в 1995 году и получился небольшим по площади (50 км²) и по количеству населения (ок. 80 тыс.), так как его жители, это в основном административные работники всякого рода министерств и обслуживающий их персонал. Свое название город получил в честь первого премьер-министра принца Абдула Рахмана — Putrajaya: putra — принц, jaya — славный.
До отъезда в аэропорт у нас оставалось чуть больше часа и поэтому знакомство с городом было довольно беглым. Мы проехали по нескольким центральным улицам и сделали остановку в самом центре города возле площади Джатаран Путра.
Эта площадь объединяет и главную мечеть, выполненную из розового мрамора и резиденцию премьер-министра страны.
Внешне мечеть красива и огромна и по словам нашего Мансура может вмещать во время молитвы до 6 тысяч человек. Она была построена в самом конце 20-го века из камня, который был привезен с юга Италии. Туристов пускают, но женщинам надо одеть балахоны с капюшоном, которые бесплатно выдают на входе. Внутрь всем нужно идти босиком…
Если посмотреть в противоположную от мечети сторону, мы увидим русло реки, которое пересекает изящный мост Сери Вавасан (Seri Wawasan). Он связывает центральную часть города, которая располагается на острове, с одним из жилых районов. Вечером включается подсветка и он переливается всеми цветами радуги.
Слева здания министерства федеральных территорий и Zenith Hotel Petrajaya. Справа вдали - мост
Мост Seri Wawasan с вечерней подсветкой
Левее моста находятся деловые кварталы со зданиями различных управлений и министерств Малайзии. Вот на следующем снимке мы видим слева оригинальные конструкции моста с небольшими зданиями над его колоннами. А правее — министерство федеральных территорий и отель Зенит.
Ну, а повернувшись от мечети влево, мы видим красивое, выполненное в эдаком восточном стиле, здание. Это Резиденция премьер-министра Малайзии. Наш самодеятельный гид водитель Мансур сказал, что на его строительство было потрачено всего 28 миллионов долларов. Борьба с коррупцией сработала хорошо!
По данным Transparency International по уровню восприятия коррупции Малайзия находится на 53-м месте из 180 в списке стран. Россия — на 144-м, Украина — на 129-м, Сингапур — на 3-м. Замыкает список — Сомали…
Вот и все! Можно считать, что знакомство с прекрасной Малайзией закончено и можно отправляться в аэропорт. От Путраджаи до него около 44 км. Всего за этот день, бегло познакомившись с городами Малакка, Порт Диксон и Путраджая, мы проехали 373 километра. Впереди аэропорт и вылет домой.
На этом наше весеннее двухнедельное путешествие по Юго-Восточной Азии было закончено. Быстро, мобильны, интересны и очень красочны были наши встречи с тремя странами — Сингапуром, Брунеем и Малайзией. Везде был великолепный сервис и особую благодарность я хотел бы выразить нашим гидам, которые нам хорошо помогали в восприятии мест, упомянутых в циклах этих очерков — Марине (Сингапур) Ирине Поплаухиной (Борнео), Татьяне Ивановой (Куала Лумпур). Все они были на высоте и давали исчерпывающую информацию по своей тематике.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия