Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 12:24
.
Признание
пользователей

В гостях у «Охотников за головами»

Кота-Кинабалу — Малайзия Март 2019
31 54

Наше весеннее путешествие по Юго-Восточной Азии, начатое в Сингапуре, продолжается. Проведя в небольшом султанате Бруней два дня, на третий вылетели в расположенный на этом же острове Борнео малайзийский город Сандакан. Там мы познакомились с хорошо сохранившимся и оберегаемым властями штата местным животным миром — посетили находящийся в море Сулу остров Селинган, где увидели процесс воспроизводства черепахового потомства. Вернувшись в Сандакан, заглянули в два заповедника, в которых познакомились с обезьянами носачами, орангутунгами и солнечными медведями.

Закончив экскурсию, вылетели в город Кота-Кинабалу и по прилету заселились в расположенный на Jalan Tun Fuad Stephen — центральной променадной улице в хорошем отеле Promenade Hotel Kota Kinabalu, 4*. В этом городе нас ждут две интересные экскурсии — встреча с представителями обитающих в этих краях аборигенами, которые получили прозвище «Охотники за головами» и дневная экскурсия на остров Тигу, известный среди любителей приключенческих фильмов как остров «Последнего Героя».

Город Кота-Кинабалу

После прилета и заселения в отель, прогулялись по главной улице, которая была как бы и променадом вдоль моря. Правда, чтобы выйти к воде, нужно было пройти за ряд стоящих на берегу домов и уже там можно было прогуляться по набережной, сплошь заставленной ресторанными столиками. Когда ехали на машине из аэропорта в отель, было видно, что город, в отличие от Сандакана, более современный, модерновый и многоэтажный. После ужина на берегу Южно-Китайского моря, немного прогулялись по набережной. На ней с одной стороны обычный туристический ассортимент — рестораны, магазины, отели, а с другой море с многочисленными островами вдали. Красота…

4
В гостях у «Охотников за головами»

История города насчитывает много сотен лет, из которых почти один век он был английской колонией. Во время Второй Мировой войны Кота-Кинабалу, называвшийся тогда как Джесселтон, был оккупирован японцами и при освобождении союзными армиями был так разрушен, что его пришлось отстраивать заново. Зато сейчас у него не азиатский, а новый и современный облик и хорошее упорядоченное расположение улиц. Все они расположены строго параллельно или перпендикулярно береговой линии, что делает город очень удобным для прогулок и заблудиться в нем практически невозможно. Поужинав на набережной, пошли отдыхать.

В городе есть своя цепочка городских и архитектурных достопримечательностей, таких как Городская мечеть, различные торговые центры, но нас интересовали в первую очередь природные и этнографические достопримечательности и поэтому первой мы сделали полудневную экскурсию в Этнографический Парк Mari Mari Cultural Village — там мы познакомились с образом жизни аборигенов острова Борнео, их культурой и обычаями.

6
В гостях у «Охотников за головами»

Этнографический Парк Mari Mari Cultural Village

От нашего отеля до этой Культурной деревни около 20 км. В полдень за нами заехала гид Ирина, которую я нашел на просторах Туристера и мы вырулили к этому Парку. Такая экскурсия обошлась вместе с транспортом $90/чел.

В этой деревне Мари Мари мы познакомились с пятью самыми распространёнными племенами, проживающими на Борнео в штате Сабах — Дусун, Рунгус, Лундаех — «охотники за головами», Баджау и Муруты — самыми свирепыми из всех «охотниками за головами». Итак, едем в деревню к дикарям!

Первой на нашем пути была деревня племени Дусун.

3
В гостях у «Охотников за головами»

В принципе, на наш «просвещенный» взгляд, эти поселения ничем особым друг от друга не отличались. И даже девушки везде были одинаково привлекательны, и, как показалось, даже одинаково одеты. Но, все равно пройдемся и кое-какие отличия увидим.

Деревня племени Дусун

У представителей этого племени дома привычного нам типа, а не длинные. Из 5 племён, с которыми мы познакомимся в этой этнографической деревне, длинные были только у племен Рунгус и Мурут. У Дусунов же дом небольшой и обычно в нем проживают 3 поколения. Так как представители этого племени были «выпить не дураки», они держали у дома много кувшинов с крепкой рисовкой. У незамужних девочек комната располагалась на чердаке и когда начинались гулянки, их там и запирали.

Сразу видно, что народ гостеприимный — нас встречают, как говорится, хлебом-солью…

1 из 2

Стены домов делались из крупного тростника или расщепленного бамбука и для защиты от всякого рода стрел, покрывались еще и толстой корою деревьев.

Удивительно, но на такого рода полах, сделанных из горючего деревянного материала, располагались еще и защищенные снизу камнями очаги для приготовления пищи. Подобное я видел как-то и у папуасов Новой Гвинеи в их домах, стоящих высоко на деревьях.

1 из 2

Для нас, зашедших в дом, гостеприимная хозяйка уже накрыла стол, на котором стояли нехитрые яства, которыми питаются представители племени Дусун. И все из них можно было попробовать.

1 из 2

О! А вот и сама кухня! Но уже другая — стоит на улице. Подходи и угощайся, сколько душа пожелает…

3
В гостях у «Охотников за головами»

Отведав довольно вкусных вегетарианских яств, пошли по тропе дальше.

Деревня племени Рунгус

Следующей на нашем пути оказалась деревня племени Рунгус. Эта народность является 4-й по величине племенем в провинции Сабах после Мурута, Баджау и Дусун. Считается, что это племя произошло от Tomborungus, который был сыном Аки Раганга, обитавшим на вершине горы Кинабалу.

4
В гостях у «Охотников за головами»

Там нас встречала обаятельная девушка и пригласила зайти в дом. У представителей этого племени, также как и у Мурут, у которых мы побываем в конце нашей экскурсии, дома были уже длинные и напомнили мне студенческое общежитие — с длинными коридором и комнатами по сторонам. Правда, здесь комнаты были только с одной стороны и кухоньки были в каждой своей комнате, у каждой семьи.

4
В гостях у «Охотников за головами»

Он тоже был типа LongHouse и внутрь его вела лесенка, сделанная из одного бревна с крупными насечками. Хорошо нетрезвый человек вряд ли по нему попадет к себе в этот дом…

2
В гостях у «Охотников за головами»

Поднявшись по одному, мы более детально ознакомились с бытом представителей этого племени. Вот здесь спальное место. В тенечке, с легким сквознячком и мошкарой…

Никаких противомоскитных сеток. Да и где их достать в диких джунглях? Фактически, такой дом защищает только от дождя.

1 из 3

О! А это что? Оказалось, что это набор разного рода ударных инструментов — гонги. Из других музыкальных инструментов, которые нам встречались, были различного рода трубочки и свистульки. Никаких скрипок и гитар в культуре малазийцев не было…

5
В гостях у «Охотников за головами»

Выйдя из дома, направились к третьей деревне — аборигенам племени Лундаен (Lundayen). Их уже в определенных кругах, считали «Охотниками за головами». По дороге нам встретились красивые и ярко раскрашенные петухи. Наверно такие же драчливые и задиристые как и представители этого племени.

4
В гостях у «Охотников за головами»

Деревня племени Лундаех

1
В гостях у «Охотников за головами»

У представителей племени Лундаех, дома также как и у Дусун, были небольшими и полностью покрыты снаружи корой дерева. И это делалось неспроста, не в качестве защиты от джунглевой живности. Так как они были «охотниками за головами», на них в отместку часто нападали их противники и родственники жертв и чтобы копья и стрелы не пролётали насквозь, стены и укреплялись корой деревьев.

Вот перед входом в жилище аборигенов этого племени под небольшим навесом стоял какой-то громадный горшок. С водой? Думаю, скорее, тоже с рисовкой …

4
В гостях у «Охотников за головами»

Интерьер дома, в который мы поднялись тоже по лесенке, ничем не отличался от предыдущих. Такая же скромная обстановка. Только все самое необходимое для жизни.

1 из 2

1
В гостях у «Охотников за головами»

Но зато нас встречал здесь уже мужчина-воин. Вот мы и попали к первому представителю из воинственных племен, которых все больше знают под именем Даяки.

4
В гостях у «Охотников за головами»

Сидит себе такой обаятельный парень и, конечно, глядя на него, трудно представить себе реализацию строк, которые были написаны в конце 19 века о его предках в книге «Нравы и обычаи всех народов», изданной во Франции в 1870 году. В ней про даяков сказано так:

«Даяки… неискренни, вероломны, жестоки, невежественны, вороваты и суеверны… На свете нет людей более свирепых… ярых охотников за головами; у них на уме одно коварство, западни, набеги на деревни, засады в лесу. Чем больше человек отрезал голов, тем больше он достоин уважения и тем большим почетом он пользуется; юноша не может жениться, если он не в состоянии преподнести своей невесте хотя бы одну отрезанную голову».

На самом деле истинные Даяки, оставившие по себе такую недобрую память, живут в западной части Борнео в провинции Саравака. Но местные племена из восточной части — в провинции Сабах, где мы находимся и, в частности, представители племен Лундаех, у которых мы сидим и Муруты, у которых мы еще будем, тоже не чурались этих жестоких обычаев и, наверно, их можно причесать «под одну гребенку» с Даяками.

Деревня племени Баджау

Простившись с ребятами-головорезами, подошли к обители следующего племени Баджау (Bajau) — этнической группе, проживающей в Малайзии, Индонезии и на Филиппинах. Собственно, это как бы несколько взаимосвязанных между собой групп коренных народов и племён из близлежащих регионов. Часто их называют «морскими цыганами», из-за того, что они представляют собой кочевой народ мореплавателей и как бы «рассеяны» по окрестным островам моря Сулу в трех перечисленных выше государствах.

2
В гостях у «Охотников за головами»

Согласно литературным источникам, считается, что они являются первыми известными людьми, адаптированными к дайвингу — умеют хорошо плавать и долго находиться под водой. Трудно верится, но установлено, что представители Баджау могут оставаться под водой до 13 минут и опускаться на глубину до 60 метров. Без всяких масок, трубок и аквалангов! Мне, как дайвингисту, имеющему более ста погружений в разных морях и океанах, трудно в это поверить, но…

Но здесь мы увидим образ их оседлой жизни. Нас ждет тоже гостеприимный стол и прогулка с осмотром интерьера дома.

5
В гостях у «Охотников за головами»
6
В гостях у «Охотников за головами»

Пройдя в следующую комнату, мы видим ее хорошо украшенной. Что это? Оказывается, это зал, оформленный для приёма гостей племени Баджау во время свадьбы. Там сидят жених с невестой и к ним подходят с подарками.

5
В гостях у «Охотников за головами»

После церемонии, все убирают и нарядная комната превращается в обычную. Как правило, вначале своей совместной жизни молодожены живут в доме родителей…

4
В гостях у «Охотников за головами»
3
Приглашение на Чай
Приглашение на Чай

Деревня аборигенов Мурут

Последней на нашем пути стала деревня настоящих воинов-даяков. В этой части Борнео они относятся к самому свирепому племени Мурут. На вывеске, приглашающей в эту деревню, написано: «Мурут является третьей по величине этнической группой в провинции Сабах и они сосредоточены во внутреннем районе Тенома и прилегающих к нему местах. Они также известны как «Охотники за головами».

1
В гостях у «Охотников за головами»

После этого приглашения, пройдя еще немного, мы видим перед собой высокий забор с полуоткрытой калиткой, у входа в которую стоит серьезного вида воин. Правда, без оружия. Ну, там с ножом за поясом только. Его суровый вид дает понять, что абы кого на территорию племени не пустят. Только друга-приятеля. Иначе — голова с плеч! Во время этой церемонии знакомства они хотят узнать как можно больше о человеке и тех, кто с ним пришёл. С благими намерениями или нет. Если страж племени после всех вопросов решит, что мы хорошие ребята, то гостей пропускают.

4
В гостях у «Охотников за головами»

А дальше идёт церемония очищения от злых духов, где женщина-шаман обмахивает гостя веничком с листиками силат и кидает под ноги зерна риса. Не дай Бог, чтобы эти чужеземцы принесли в деревню злых духов! Таким высшим Богом в народной религии Kaharingan, исповедуемой многими этими племенами, является Ranying!

3
В гостях у «Охотников за головами»

Как рассказала нам наш гид Ирина, в прошлом эти племена между собой частенько воевали и их деревни были самыми настоящими крепостями, обнесенными высоким бамбуковым частоколом. Чтобы нападающие не могли перерубить его своими мачете, бамбук заполняли мелкими камнями, о которые мгновенно портились самые лучшие лезвия. Каждый кол венчался пустотелым бамбуком, наполненным перченой водой, которая, попадая в глаза перелезающим через забор воинам, ослепляла их.

3
Типичный ЛонгХаус в джунглях провинции Сабах. Из интернета
Типичный ЛонгХаус в джунглях провинции Сабах. Из интернета
4
Внешний вид современного Лонг Хауса. Бруней
Внешний вид современного Лонг Хауса. Бруней
2
Интерьер современного Лонг Хауса. Бруней
Интерьер современного Лонг Хауса. Бруней

А тем, кому все же удавалось перебраться на другую сторону и вовсе трудно было позавидовать: когда они прыгали на землю, то, казалось бы, прочная земля, поросшая травой, обрушивалась у них под ногами и чужаки летели в глубокие ямы, на дне которых были вкопаны заостренные бамбуковые колья. Но даже если неприятель и прорывался и за этот частокол, ему было рано праздновать победу. Дома даяков стояли на высоких сваях и пока враги лезли наверх, их осыпали стрелами из сарбаканов и лили на голову кипяток, специально для этого круглосуточно гревшемся в особых бамбуковых сосудах.

1
В XVII-XVIII вв. племена даяков, обитающих в джунглях острова Борнео (Калимантан), даже среди соседей отличались особой жестокостью и кровожадностью. Из интернета
В XVII-XVIII вв. племена даяков, обитающих в джунглях острова Борнео (Калимантан), даже среди соседей отличались особой жестокостью и кровожадностью. Из интернета

Историки описывают, что бывало и так, что два племени сходились где-нибудь в лесу и начинали между собой самые настоящие сражения. Побежденным отрезали головы или, взяв в плен, делали на всю жизнь рабами. Празднества победителей по этому поводу могли длиться месяц. Отрезанные же головы коптили, сушили и хранили под крышами домов, а впоследствии использовали их даже в качестве валюты…

Молодая пара даяков. Фото начала 20 века. Из интернета

Молодая пара даяков. Фото начала 20 века. Из интернета

3
Современные девушки - Даячки острова Борнео. Из интернета
Современные девушки - Даячки острова Борнео. Из интернета

Почему Муруты, как и Даяки, жили и еще сейчас живут в таких длинных домах? Полагают, что это их древний обычай и они всегда обитали в таких жилищах и раньше. Ведь эти жители джунглей прежде всего были воинами и такое совместное проживание позволяло мужчинам быстро собраться вместе и отразить нападение врага.

6
В гостях у «Охотников за головами»

После всех этих страшных историй, мы вышли во двор и всем желающим дали в руки довольно серьезное оружие, с которым в джунглях лучше не встречаться. Это Сумпитан — духовое оружие представляющее собой полую трубку, сделанную из самого прочного, растущего на Борнео, «железного» дерева. Его длинный ствол, при сильном выдохе человека направляет стрелку в противника или птичку-зверушку. Сумпитан является любимым оружим всех племён на Борнео, аборигенов Моллукских и Филиппинских островов. Поначалу было сложно удерживать эту, почти полутораметровую трубку-ружье. Но потом даже женщины хорошо приспособились и хорошо попадали стрелкой в цель.

4
В гостях у «Охотников за головами»

Практика использования этого оружия показывает, что эффективная дальность стрельбы из него достигает 15–20 метров. И сила, с которой вылетает стрела, достаточна для поражения среднего по размерам и весу животного или птицы. Ну, а для поражения человека пользовались стрелами, наконечник которых смачивался ядом…

После уроков такой стрельбы нас пригласили в довольно просторное помещение, которое выглядело больше похожим на спортивный зал. Посередине был большой, эдакий спортивный батут, на котором воины, прыгая, показывали различные акробатические трюки. Не думаю, что этот батут был на пружинах. Скорее всего — натуральный из каких-то гибких и упругих пород дерева. Так оно и оказалось — вон они, эти упругие жерди и видны на снимке…

6
В гостях у «Охотников за головами»

Потом другой парень продемонстрировал умение добывать огонь методом трения. Я видел такой способ у масаев в Африке, но хотя здесь и была несколько иная методика, однако результат был тот же — огонь получили! Видео об этом процессе 1' — https://youtu.be/gHvoc9ifnxM

Концерт народной музыки и танцев

Закончив встречу с нашими современными "головорезами", Ирина сопроводила нас до сценической площадки, на которой состоялся небольшой 20-минутный концерт из песен и танцев представителей всех этих племен. После концерта сразу поехали в город и оставшееся до заходя солнца время посвятили просто бесцельному релаксному шатанию по городу и последующему ужину на набережной.

1 из 3

Что еще есть интересного в Кота-Кинабалу из естественных и природных достопримечательностей? Все рекомендуют, кроме поездок на соседние острова, где можно просто попляжиться, посетить еще остров Тига (Pulau Tiga Island). До него около ста километров сначала по шоссе и потом надо будет еще полчаса плыть до него на лодке. Говорят, Тига интересен хорошим снорклингом и небольшим грязевым вулканом, в котором можно поваляться-искупаться. Интересен этот остров и для киноманов, которые знают его как остров, в котором снималась часть нашумевшего в определенных кругах сериала «Последний Герой».

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Кота-Кинабалу
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии