Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Каппадокия — Турция Сентябрь 2014

Предыдущая часть закончилась внезапно, это не была граница между днями, просто мы покинули долину Зельве. А следующая точка, представляющаяя интерес — местечко Пашабаг.
Это не деревня и не комплекс церквей, просто кусочек местной природы. Здесь стоит провести примерно час.

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Не припомню других мест в Каппадокии, где грибочки росли бы прямо из плоской поверхности:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Здесь есть площадка для стоянки автобусов, что подразумевает немалое количество туристов. Но места для бродилок много, никто никому не мешает.

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Смотрит, как баран на нового туриста:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Можно совершить кружок по местности на этом улыбчивом верблюде (почему-то только дамы идут на это):

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Если забрести чуть дальше к западу от парковки, ландшафт будет чуть другим:

Можно выбраться на почти плоское белое плато:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Слишком далеко отходить я не планирую, возвращаюсь к скоплению грибочков. Здесь несколько скал явно напоминают животных. Вот, например, царь-хомяк с короной на голове:

А это кролик:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Тени стали длинными, скоро сумерки, пора возвращаться в Гёреме.
Доехали, поставили машину опять под окнами своего номера, вышли, пешком поднялись чуть выше, вид на предзакатные скалы:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Ужинать идем в другой ресторан, выбор еды везде примерно одинаков.
Часто встречаются греческие блюда — мусака, дзадзыки (но здесь, помимо огурцов, в йогурт кладут еще мяту). Жена пристрастилась к айрану, пьет его вместо пива.
Публика в ресторанах пёстрая и многоязычная, все веселы и расслаблены.
Поужинали, вернулись в отель, Ночью прохладно, хорошо спится без кондиционера (в мае мы с сыном откровенно мерзли).
Утром на завтраке повстречали новых знакомых, договорились вечером посетить баню (хамам).
А пока продолжаем ковровые осмотры местных красот, с машиной это очень удобно и комфортно. Сегодня по плану две точки — долина Любви и городок Чаушин.

Долина Любви находится недалеко от Гёреме, но в таком месте, куда не проедет четырехколесный транспорт, разве что серьезный внедорожник, впрочем, въезд туда все равно закрыт.
Надо парковаться возле трассы и минут 10–15 идти пешком.
В прошлый приезд брали в прокат скутер и заезжали сюда прямо на нем, вроде запрета не было.
Некая удаленность долины Любви служит ей хорошую службу — здесь мало людей. Автобусные экскурсии минуют это припрятанное сокровище Каппадокии стороной. Не знаю, возможно, в последнее время возят и сюда.
Не побывать здесь никак нельзя.
Разным людям требуется разное время, чтобы понять, почему долина называется именно так, но понимание все равно приходит неизбежно.

Самая «козырная» группа:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Бродим здесь с женой вдвоем, полная благодать. За все время встретили лишь одинокого торговца свежевыжатым гранатовым соком (выпили по стакану) да одинокого путешественника.

Каменные джунгли:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

А эту скалу хочется окрестить: скала-нож:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Зелень, стелящаяся по земле — не просто травка, а виноград. Иногда имеет признаки причастности людей к его выращиванию, иногда растет беспорядочно и без всяких признаков. Попробовал — очень вкусный виноград.

Покидать долину совсем не хочется, упасть бы тут в траву да полежать, неспешно глядя на синеву неба, каменных истуканов по сторонам и дыша пронзительно чистым воздухом…
Но все же пора, идем к выходу.
Группка интересных скал, одна — в круглом беретике:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

И последняя группа перед выходом к машине:

Едем в Чаушин. Пишется Чавушин, но вроде бы В не произносится. Встречал оба варианта на русском.
Чаушин видно издали, как и Учисар. Основной интерес представляет скала, изъеденная норами, как кусок сыра Маасдам.
Люди здесь, как и в Зельве, жили до середины двадцатого века, но основу заложили еще древние хетты.
Раньше скала была больше по размеру, когда-то вследствие землетрясения огромная часть отвалилась, и сейчас многие помещения представляют собой сквозные дыры в скале.
Чаушин, часть скального города:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Напротив скала с древними голубятнями. Порой нелегко отличить, где голубятни, а где старинные захоронения. Классическая местная голубятня — вырубленная в скале ниша или небольшая пещера, а ячеистые структуры на стенах — это места для кладки яиц. На этом фото подобные ячейки видны в глубине ниши в левой части кадра:

После обрушения части скалы лазание по внутренним помещениям не очень безопасно. Но разве это служит для меня преградой? Только подстегивает интерес. Оставляю жену в кафе внизу пить айран, сам карабкаюсь по скале вверх.
Внутри много помещений, попасть в которые можно лишь с риском для здоровья (иногда и для жизни). Но к некоторым церквям и помещениям ведут вполне благоустроенные тропы.

Церковь:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Поднялся наверх. Пять лет назад проходили до самой верхней точки, там нужно было перепрыгнуть расщелину шириной чуть больше метра, под которой пропасть (мы с сыном ранее перепрыгивали), и попасть на самый край скалы. Однако сейчас перед пропастью тропу перегородили цепью, дальше проход закрыт. Возможно, были несчастные случаи.
Решил еще немного побродить в задней части комплекса.
Сверху видны вот эти симпатичные грибочки, напоминающие группу смиренных монахов:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Уступ, на который можно сесть и болтать ногами над пропастью (я сидел и болтал), высота — метров двадцать отвесно, затем очень крутой склон:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

За Чаушином находятся розовые скалы, видные и из Гёреме, и с верхней точки крепости Учисар:

Побродил еще, много строений, сравнительно новых, но словно прорастающих из древних нор:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Спустился, нашел жену в кафе, она меня склонила к употреблению айрана, он здесь был необычайно вкусный и свежий. Опасаясь, что исчерпаем все запасы айрана в Чаушине, покидаем это славное место.
На выезде из Чаушина есть место древних захоронений. Сходили и туда.

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Можно возвращаться в Гёреме. Но по пути есть еще одно интересное место (о, сколько их здесь), не знаю, есть ли у него название. Это между Чаушином и Гёреме, здесь то ли стартуют, то ли приземляются воздушные шары (не полностью вник).
Я здесь впервые, очень интересные пейзажи.

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Дорога, ведущая туда, грунтовка, вернее, правильно ее назвать каменкой, потому что под колесами не грунт, а гладкая скальная порода. Здесь тоже есть церкви, вот, например, одна:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Снаружи один этаж не соединяется с другим, наверное, такое соединение есть внутри. Порыскал там, действительно, есть, этакие люки в «перекрытиях», к ним ведут выдолбленые в вертикальной стене углубления, залезть несложно, но при этом можно порвать одежду, а болтающийся на боку фотоаппарат может повредиться о стену. Попытался, выявил риски, дальше не полез, хотя и с трудом подавил «творческие порывы».
Рядом находится чудесный скальный фрагмент с гладкими боками:

Далеко-далеко видна крепость Учисар (в кадре справа):

В пять часов у нас встреча с новыми друзьями, едем в баню. Они все разузнали: бань здесь несколько, пара штук ориентированы чисто на иностранцев, но лучше поехать в городок Ургюп, там аутентичный хамам для местных, без туристических прибамбасов. Едем.
По пути заскочили в городок Ортахисар, там тоже есть известная крепость:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Баня оказалась и вправду аутентичной, иностранцы были и помимо нас, но совсем немного.
Процедура такова — сначала раздеваешься в раздевалке, обматываешь чресла выданной простынью, идешь в душ, потом в паровую комнату, где паришься, а правильнее сказать, томишься, т. к. пар очень влажный, но не очень горячий, истомившись до изнеможения, выходишь и поливаешь себя холодной водой. Затем ложишься на центральный круглый мраморный помост, он горячий, лежишь и думаешь о вечном. Дяденьки и тетеньки парятся вместе, все или в купальниках. или плотно обернуты простынями. Потом заходит банщик и приглашает на массаж (входит в стандартную стоимость). Массаж мыльный, парень тебя трет мочалкой, моет голову, потом покрывает пеной, выдавливая ее из чего-то типа наволочки, потом мнет и тянет конечности, все длится минут пятнадцать. Заранее спрашивает, хочешь ли ты пожестче или стандарт. Ощущения приятные, действительно здорово расслабляет и даже умиротворяет. После массажа идешь в душ, потом еще минут десять можно поваляться на центральном мраморном помосте. Затем одеваешься и уходишь, чаевые приветствуются.

В Гереме вспомнил о знаменитом закате, надо бы снять. Для этого нужно взобраться на точку, откуда, как считается, это делать лучше всего.
Поехали на машине. Не сразу нашли дорогу, поблукали, но все же въехали (большинство идет пешком). Это плоская вершина плато над Гереме. Там кучи людей, есть даже местное телевидение, все с фотоаппаратами, треногами, запарковаться проблематично, пока нашел место, пока приготовился — закат уже почти состоялся. Сделал пару снимков — ничего особенного. Никакой полумифической розовой вспышки (как только это не описывают в интернетах) не было. Но в целом, конечно, все равно очень красиво и духоподъемно.
Затем ужин с пивом, неспешная прогулка к отелю, сон.

На рассвете я проснулся от какой-то непривычной активности в комнате. Продрав глаза, увидел странное зрелище — жена с фотоаппаратом открыла окно и что-то оживленно снимает. Надо упомянуть, что к фотографии она относится сложно, даже на мобильник что-то снять для нее проблема. А тут вдруг такая суета. Оказалось, за окном вид и вправду необычный — куча взлетающих воздушных шаров. Зрелище слегка портит утренняя мгла с туманной дымкой, но все равно это завораживает.
Взлетающие шары над Гёреме:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Один прошел прямо над нашим окном, гулко пыхтя пламенем:

Навстречу рассвету:

Каппадокия. Нереальная реальность, часть 2

Я прошлым утром заходил в контору, где висит вывеска «Туры на воздушных шарах», все разузнал.
Стоимость немалая, но терпимая, а вот вылет… сборы начинаются около пяти утра. Для меня это почти невозможно.
Есть и вечерние полеты, только почему-то не сейчас, т. е. их нет.
Поэтому я не летал на шаре…

Также мы не посещали подземные города, их в этих краях около 40, самые известные — Деринкую и Каймаклы. Здесь причина проще — небольшая клаустрофобия жены, а ехать без нее мне не очень хотелось. Да и всегда приятно иметь что-то про запас, на будущий визит.

Когда-то в юности, разглядывая картинки Каппадокии в журналах типа «Вокруг света», искал эту область на карте, прикидывал — далековато. Если мыслить в парадигме отпуска, съездить туда было маловероятно. Но как только я перестал «работать на работе», перейдя в режим самозанятости (2009 г.), сразу же спланировал и поехал, прихватив сына. Самолет до Стамбула, затем автобус до Гереме. Было тяжеловато, сын в автобусе спал, я же все 11 часов бодрствовал. Назад решили самолетом, из Нефшехира до Стамбула есть рейсы, цена невелика. Но то, что я впоследствии побываю здесь на своем авто, было невозможно даже предположить. Так что кто знает, шансы, что попаду сюда еще раз, несомненно отличны от нуля.

Хотел в заключение описать Каппадокию множеством эпитетов, но, пожалуй, оставлю один: красота, бьющая наотмашь. Когда видишь это все в первый раз, даже учащается сердцебиение. Но и второе посещение отнюдь не оставляет равнодушным, просто взгляд становится более зрелым. Да и всегда остается что-то новое, чего не успел посмотреть ранее.

Что ж, пора. Завтрак, сборы, отъезд.
Путь наш лежит на Трабзон, там намечена ночевка. Последующие остановки: Батуми, Тбилиси, Невиномысск, Воронеж, Москва.
Но это уже другая история.