Итак, в нашем весеннем путешествии по Юго-Восточной Азии, которое мы начали в Сингапуре, на Бруней было выделено два полных дня. Много это или мало для такой страны? В принципе, достопримечательностей там немного — одного дня вполне хватило на столичный Бандар-Сери-Бегаван, чтобы увидеть парочку основных музеев и парочку главных мечетей. Интересной и необычной была также прогулка по реке и знакомство с водными деревнями, в которых все еще живет довольно значительная часть столичных брунейских жителей.
На второй день, снова взяв в отеле машину с водителем, мы совершили вояж уже по всей стране. Этого дня было вполне достаточно для знакомства со всеми основными уголками Брунея. Свою поездку начали с посещения самой восточной и портовой части страны — города Муара (Muara) и, проехав по побережью океана, завершили ее у границы с Малайзией в западном портовом городе Куала Белайт — самом известном месте добычи нефти в Брунее. Общий километраж такого дневного пробега составил чуть меньше 500 км.
Восточная часть Брунея
Хорошая и незагруженная дорога быстро привела нас от отеля к Муаре. Там находится главный порт страны и, вроде, по рекламе — хороший пляж. Городок небольшой и расположен как бы на большом мысу. С южной стороны мыса, защищенной от ветров островом Pulau Muara Besar, раскинулся порт, а с северной — жилые кварталы и пляжная зона. Вдоль дороги много коттеджных поселков с небольшими аккуратными домиками, разделенными между собой зелеными зонами, по которым свободно разгуливали аисты. Жилые кварталы в основном двух-трех этажные, но попадались дома и более высокой этажности.
Объехав не спеша весь городок, подрулили к парку и, оставив машину на стоянке, прошли к берегу моря - Южно-Китайского. Прямо на север над нами будет Вьетнам, на запад — Малайзия с Сингапуром, а на восток — Филиппины. Длиннющая пляжная линия с прекрасным песочком и лениво набегающей волной. И по обе стороны — ни души…
Но как-то купаться не хотелось — раздеваться, переодеваться, заходить далеко по мелководью в море — только потеря времени. Побродив немного по пляжу и возвращаясь в парковую зону к нашей машине, увидели направлявшуюся к морю группу брунейских женщин. Шли они явно целенаправленно на какой-то свой дамский пикничок. Неужели будут и купаться? Прямо в одежде?
Любопытствовать не стали и поехали в сторону самой западной точки страны — к границе с Малайзией. Там основная кормушка Брунея — ее нефтяные запасы. По пути сделали еще пару заездов на океан — картина была та же самая — прекрасные океанские пляжи с пальмами, чистым песочком на берегу и — снова ни души…
Все дороги, по которым мы ехали, были великолепного качества. Движение левостороннее, но будучи пассажирами, особых неудобств не испытывали. Да, думаю, любой из нас справился бы с этим и за рулем без проблем — машин на дорогах ведь практически не было.
Согласно справочникам, в стране есть несколько Национальных парков, которые рекомендуют посетить. К ним обычно относят: Улу-Тембуронг; Змеиное озеро Тасек-Меримбун; Водопады Аир-Терджун-Меньюсоп; Заповедник Сунгай-Лианг; Заповедник Усаи-Кандал. На водопадах мы были в прошлый раз — они «впечатлили» нас своим отсутствием воды.
Заехали, свернув с середины трассы километров на 20 вглубь материка к заповеднику Taman Rеkreasi Hitan Luagan Lalak и прогулялись по его длинному мостику.
Скромные пейзажи — большое озеро болотистого типа со множеством кочек-островов. Где-то вдалеке летали какие-то крупные птицы. Возможно аисты. Получасовой прогулки по километровому мостику вполне хватило на обзор этих скромных пейзажей и, вернувшись к машине, вырулили снова на запад — в сторону города Куала-Белайт, который находится на границе с Малайзией. Другие парки, судя по отзывам, были такого же малоинтересного плана, поэтому больше никуда в такие природные места не поехали. Зато в Куала Белайт можно посмотреть процесс добычи брунейского «черного золота».
Среди интересных вещей, еще в Брунее есть аттракцион с аборигенами под названием «Охотники за головами», но, к сожалению, за два моих посещения этой страны, нам так и не удалось его увидеть. «Охотники за головами» являются свирепой народностью, которая коллекционирует отрезанные головы своих врагов! Их потомки и сейчас проживают в западной части Брунея - как раз там, где мы сейчас и проезжаем. Но здесь их всех вывели из джунглей и расселили по выстроенным для них домам и, судя по нашей прошлой поездке, они не хотят участвовать в такого рода спектаклях. Может быть в соседней Малайзии нам удастся встретиться с ними — говорят они там тоже обитают ...
Западная часть Брунея
Городок Куала Белайт (в переводе с малайского языка — Устье реки Белайт), куда мы приехали, находится на самом западе Брунея на границе с Малайзией. Сам по себе скромный, чистый и низкоэтажный и имеет очень важное значение для страны. Может быть — самое важное. Здесь находится кормушка султана — нефтяные запасы Брунея. Ещё один интересный момент для посещения этого города — любители алко могут «смотаться» туда-сюда в Малайзию и подзаправиться. Правда, провозить с собой обратно в Бруней такой товар нельзя…
Дома в Куала Белайт в основном коттеджного типа. Особых достопримечательностей в городе нет. Ну, разве что довольно скромный музей развития нефтепроизводства в Брунее, которое открыли и начали развивать британцы еще в конце 19 века. Это дело успешно продолжается и сейчас, принося основной доход султанату. По численности населения, которое составляет около 70 тысяч человек, город является вторым по величине после столичного Бандар-Сери-Бегавана.
Значительная часть его населения занята в нефтяном бизнесе — торговле, переработке и транспортировке. В городе выстроен большой порт, а собственно нефтедобыча находится немного в другом месте, в которое мы заехали на обратном пути. Это город нефтяников Сериа в 16 километрах восточнее Куала Белайт.
В нем находится интересный памятник, посвященный добыче миллиардного барреля нефти с месторождения города Серия. Он был заказан добывающей компанией Brunei Shell Petroleum Company Sdn Bhd (BSP) в 1991 году. Открывал памятник сам султан Болкиах.
Он выполнен в виде гигантской арки, представляющей поток сырой нефти, вырывающейся из-под поверхности Земли. Монумент окружен шестью колоннами, символизирующими шесть десятилетий разведки и добычи нефти для достижения миллиардного барреля, в то время как национальный герб на вершине означает процветание Брунея-Даруссалама.
Памятник расположен на береговой линии в городке Серия как раз недалеко от места первой скважины, пробуренной в Брунее в 1929 году. Ну, а если заглянуть в историю, то первая скважина в мире была пробурена в 1847 году в районе города Баку на берегу Каспийского моря. Вскоре после этого в Баку, входившем в то время в состав Российской империи, было пробурено столько нефтяных скважин, что его стали называть Черным городом. Вспоминая мое посещение этого места в 80-х годах прошлого века, в памяти всплывают бесконечные ряды «качалок», стоявших по всему периметру города и даже находившихся иногда во дворах многих частных строений. В метро пахло нефтью…
Да и чего тужить — вот немного статистики: Бруней при населении около 500 тыс. человек, является 105-й по величине экспортной экономикой в мире и основными статьями его экспорта являются нефтяной газ (2,83 млрд долларов США), сырая нефть (2,28 млрд долларов США), ациклические спирты (154 млн долларов США) и даже авиационные запчасти (44,6 млн долларов США).
По данным последних лет в год Бруней экспортировал 5,53 млрд долларов и импортировал 3,14 млрд долларов, в результате чего положительное сальдо торгового баланса составило 2,39 млрд долларов. В 2017 году ВВП Брунея составлял 12,1 млрд долларов, а ВВП на душу населения — 78,8 тыс долларов. Для сравнения, в России, входящей в первую тройку добытчиков нефти — 30,3 тыс. долларов США, что соответствует 73 месту в рейтинге.
Прямо с дороги, по которой мы возвращаемся на восток, видны многочисленные «качалки», поднимающие «черное золото» с глубин Земли и рядом с ними стоят громадные хранилища для этого добытого продукта.
Эти качалки или как их еще называют местные жители — «кивающие ослы», расставлены по всему городу и даже стали эдаким его неофициальным символом. По дороге нас еще долго сопровождали многочисленные резервуары хранения нефти и ее продуктов.
Да-а! Не случайно султан является одним из богатейших людей и бизнесменов нашего Мира. Вот он, источник этого богатства — черная маслянистая жидкость, основная забота которой, сгорая, дать энергию всему, что движется или крутится…
Возвращаясь, уже на подъезде к столице, свернули снова к океану и заехали на еще один знаковый объект Брунея — отель The Empire Hotel & Country Club 5*dlx. После султанского дворца, крыши которого мы видели в столице, это самый шикарный дворцовый комплекс, который был превращен в отель для простого народа — как для брунейского, так и для нас — туристов.
Заглянем туда?