После прилета из Сингапура в брунейскую столицу город Бандар-Сери-Бегаван, на которую мы выделили в нашем новом путешествии по Юго-Восточной Азии два полных дня, первым делом с утра познакомились с основными столичными достопримечательностями — двумя главными мечетями и Музеем Королевских регалий. Вторую половину дня будем знакомиться с тем, как и чем живут простые жители столицы одного из самых богатых государств нашего Мира.
Итак, осмотрев обе мечети и слегка перекусив, выходим снова к реке Сангай Кедейн с целью найти там катер для прогулки по руслу реки Бруней, в которую она впадает и там, на наше счастье, сразу подвернулся лодочник. Для приличия немного поторговавшись, садимся в нее и начинаем наше водное знакомство с довольно интересным и уникальным городским районом — Kampong Ayer, который стоит на сваях.
Водная деревня Кампонг-Айер
На самом деле таких Кампонгов (кемпингов?) там можно насчитать больше двух десятков. Но этот — на самом виду. Как говорится — в партере…
Ну, а если взлянуть на данный район с высоты Гугла, то на этом столичном пятачке можно заметить не только эти Кампунги, но и в левом нижнем углу полуостров с громадным комплексом султанского дворца. А вот в правой и центральной частях снимка как раз видны стоящие посреди реки и у берегов коричневатого цвета деревни на сваях.
Ширина реки метров триста-четыреста. Отчалив от берега, с ее середины стала видна вся неброская панорама центральной части столицы, выходящей на набережную.
Панорама центральной части столицы Брунея
Как издавна повелось в Брунее, дома, школы, магазины и мечети в этой деревне стоят на сваях прямо на воде. Собственно, сам город и начинался с этой деревни. Отсюда всего несколько километров до впадения реки в Южно-Китайское море. И сейчас довольно значительное количество населения Бандар-Сери-Бегаван все еще живет в такого рода свайных поселениях. Да и еще в недалеком от нас 19 веке, дворец султана тоже был домиком на сваях. И нынешний дворец также находится на этой же реке Cунгай Бруней, но уже на берегу. Проплывая, мы увидели только его золотой купол над густой береговой зеленью деревьев.
Река — главная улица подобных Кампонгов и моторная лодка является здесь основным транспортным средством. На ней широко развит как частный, так общественный водный транспорт со своими маршрутами и оборудованными остановками.
Остановка общественного водного транспорта
Такого рода поселения являются традиционными для Юго-Восточной Азии, но в Брунее деревня Кампонг-Айер считается самой большой в мире водной деревней. Собственно, это даже не деревня, а город на сваях, раскинувшияся на многие километры по обоим берегам реки. А в старые времена и, тем более во времена Магеллана, все предпочитали жить в этих местах только в таких домах на сваях.
На этой реке таких водных деревень насчитывается аж 28 штук. Границы между ними весьма условны и незаметны. Дома в них самые разные — и старые деревянные, и целые кварталы новых и современных. Так, за поворотом реки ближе к устью, по обоим берегам реки расположены большие и современные кварталы домов A и B Bolkiach (здесь точно чувствуется и рука, и карман султана) современной постройки.
Везде есть электричество и видны много тарелок спутникового телевидения. Наверное, есть и интернет. Но еще много и старых, ветхих дощатых домов, крытых шифером или старой и пожухлой соломой. Но даже у таких домов около причала всегда стоят хоть и недорогие, но автомобили.
На главном причале деревни Кампунг-Айер в одном из современных домов расположился Музей водной деревни. Собрано много экспонатов, рассказывающих о жизни жителей речных деревень. Старых фотографий очень мало и все иллюстрации о старой жизни сделаны на основе чьих-то записей и воспоминаний.
В таких водных деревнях есть все, что нужно для жизни — школы, мечети, госпиталь, отделения полиции, заправочные станции и даже видели пожарную команду. И все это расположено на воде — на сваях и мостках.
Сейчас во многих частях деревни выстроена система водоснабжения и канализации, а раньше таковой не было и можно только представить себе всю ту гигиену, в которой жили люди. Но почему-то мирились с этим столетиями и не переселялись на берег.
Из информации, полученной нами в Музее водной деревни, мы узнали, что большинство живущих здесь брунейцев — довольно успешные люди. Они живут в достатке, имеют хорошую работу и дорогие автомобили, которые стоят на «Большой земле». Почему же они живут здесь, в условиях постоянной влажности, а не на сухом берегу?
По-видимому, многие жители султаната, приемля и современные технологии, и старинные обычаи, сохраняют таким образом свою самобытность. И все это в городской черте столицы — самого богатого государства нашей Земли!
Такое мне трудно представить в Киеве на Днепре или на Москва-реке около Кремля! Это — загадка!
Мечеть водной деревни на причале
Но — это же ведь Восток! И, думаю, местные жители не зря полагают, что Вода все-таки лучше Земли во многих отношениях: она уносит проблемы и не дает разуму застывать в косности, очищает душу и приносит покой. Возможно это и так — ведь это поселение существует уже больше тысячи лет…
Причалив к городской набережной, вышли и прошлись пешком до нашего отеля
Городская жизнь
Улицы города застроены невысокими зданиями в 2–3 и редко в 4 этажа. Никакой особой мумульманской архитектуры в жилых постройках нет. Видно, что много домов построены по единому проекту и являются как-бы коттеджными городками. Скромные двух-трехэтажные дома. Наверно, это и есть тот брунейский «коммунизм», который построил султан для своих рядовых подданных.
Город состоит из нескольких микрорайонов — Kiulap, Gadong, Tutong, Bandar. Сплошной застройки на этом пространстве нет. Районы соединены между собой автострадами и пройти, прогуливаясь, между ними пешком, некомфортно — тротуаров не существует.
Почти все жители ездят на автомашинах. Машины не старые. И все белые или серебристые и без «понтов» и «счастливых номеров». Черный цвет машин — только у официальных лиц. Да ведь он и непрактичен при постоянной круглогодичной жаре. Мотоциклов в городе, в отличие от виденного кошмара в Джакарте или Ханое, не видно совсем. И вообще — улицы и площади кажутся пустынными. Особенно в полдень…
В брунейской столице нужно забыть про общественный транспорт — его попросту нет. Есть только такси, которое можно вызвать по телефону. Никаких стоянок такси на улицах тоже нет и поймать машину на дороге невозможно — слишком уж редко ими пользуются местные жители. Почему? А у всех местных поголовно имеются личные автомобили.
На улицах — никакого особого шика и блеска. Обычные скромно оформленные магазины, банки и бутики на первых этажах уличных зданий. Но все чистенько. Штраф за выброшенный мусор в неположенном месте может достигать 1000 БНД. Вечером народу больше в продуктовых магазинах. Все закупаются по пути домой. А в промтоварных — пусто. Женщины ходят в длинных платьях и с покрытой платком головой. Но их лица открыты.
В целом, это очень опрятный, чистый, современный город с широкими дорогами и многоэтажными современными общественными зданиями, многочисленными мечетями и рынками. Один из этих рынков работает и по ночам.
Никаких согревающих напитков кроме чая-кофе, нигде не продается. На прилавках супермаркетов в этом отношении тоже — хоть шаром покати. Нельзя купить даже пива.
Дойдя до нашего отеля Radisson Brunei Darussalam, заказали там машину и выехали на небольшую автопрогулку по городу.
Султанский дворец
Сначала посетили место расположения султанского дворца, а потом местный рынок, работающий даже по ночам. От нашего отеля султанский дворец Истана Нурул Иман (Большой королевский дворец и мечеть) находится в 4 километрах на улице с длинным названием Jalan Raja Isteri Pengiran Anak Saleha. К красивым воротам с одиноким охранником можно подъехать вплотную и даже спокойно сфотографировать внутренности парадной части дворца.
Проехав по этой улице дальше и выйдя на берег реки Сангай Дамуан, мы увидели верхнюю часть дворца, спрятавшегося за густой зеленью. Этот дворцовый комплекс насчитывает 1788 помещений общей площадью 200 тыс. кв. метров. Помимо них, в резиденции имеются 5 бассейнов, 18 лифтов и 257 комнат для гигиены. Главными материалами, использованными при отделке дворца, являются мрамор и золото. В общем, все сделано в лучших традициях Востока — красиво, роскошно, с размахом и денег на это строительство никто не жалел.
Просто так переплыть эту речку вплавь проблематично — в ее водах водятся крокодилы и об этом красноречиво напоминает табличка.
К сожалению, попасть на территорию дворца нам в этот раз не удается, но, если приехать в конце Рамадана -обязательного для мусульман поста (саум), который является одним из пяти столпов ислама, то будет шанс в течении трех дней (в этом году он будет с 23 апреля по 23 мая 2020), попасть в гости к султану! Кстати, всех таких гостей лично встречает султан со своей семьей и даже можно рассчитывать получить от монарха подарки. Особенно — детям.
На том берегу, где мы остановились, напротив дворца находится большой рекреационный парк, в котором отдыхают и набираются сил жители брунейской столицы.
Говорят, неподалеку отдельно живет и вернувшийся из ссылки некогда опальный брат султана Джеффри, с которым владыка из-за обнаруженных сделанных им растрат на миллиарды! долларов, лет 20 назад «побил горшки». За это он отправил брата вместе с женами в ссылку в Лондон, где «на хлеб и воду» дал всего $300 тыс. содержания в месяц.
Городской рынок
По дороге в отель заехали на ночной рынок. Здесь можно или недорого перекусить, или что-нибудь взять и поужинать уже в отеле. Рынок расположен на перекрестье основных трасс столицы и с него прекрасно видна подсвеченная вечерними огнями мечеть Jame’Asr Hassanil Bolkiah mosque. Он является только продуктовым — на нем богатый выбор фруктов, овощей, рыбы, мяса, сладостей. И все это тут же готовят. Цены вполне приемлемые, так как в основном, здесь закупают продукты и питаются местные жители.
Он похож на большинство других рынков восточных стран и представляет собой очень колоритное и интересное зрелище. Все вокруг вкусно пахнет, кипит или «шкварчит». Можно попробовать на месте или попросить завернуть приготовленные на гриле несколько видов рыб, кальмаров, креветок, куриных бедрышек-крылышек…
И все свежее, только выловленное или выращенное у себя дома и уж точно безо всякого там ГМО. Отравиться здесь невозможно — все что не продается в течение вечера — назавтра уже в продажу не идет и безжалостно выбрасывается.
Что еще приятно — никто из продавцов назойливо не пристает. Они постоянно улыбаются и совершенно не понимают никакого языка, кроме местного. Так что, в основном приходится объясняться на пальцах — рукой покажешь, что хочешь, а потерев большой палец об указательный — спросишь сколько надо платить.
Из иностранцев мы были здесь единственными. Кругом только мусульмане и мы среди них как белые вороны. Да еще и с фотоаппаратами. Люди реально удивлялись, что мы фотографировали их обыденную жизнь — кто-то жарил куриные крылышки, а кто-то рыбу и или бананы. Наверно, это выглядело, как если бы у нас какой-нибудь африканец стал фотографировать на нашем рынке капусту или простоквашу.
Можно было бы набрать приготовленных на гриле безотказных для путешественника в дороге куриных бедрышек с рисом и овощами, фруктов, но, понадеявшись на ресторан нашего отеля, этого не стали делать. А в нем было, в основном, то же самое. Но, правда, сервис на +5*…
Завтра нам предстоит большой автопробег по всей стране — мы проедем вдоль океанского побережья с Востока на Запад и увидим — чем живет глубинка Брунея и где скрываются ее главные нефтяные богатства…
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия