Небольшая деревушка Анадолу Каваги стоит практически у слияния Босфора и Черного моря. Это последняя остановка туристических паромов перед отправкой обратно в Эменью.
3
В античные времена недалеко от этого места находились храмы и жертвенники. Согласно легенде, в этих местах аргонавты пополняли запасы провизии по дороге в Колхиду. Сегодня чтобы отправиться в Анадолу Каваги есть как минимум три причины.
Во-первых, место это рыбное. Вся набережная утыкана ресторанами, ресторанчиками и забегаловками, в большинстве которых дары моря лежат в витринах на льду. Не могу сказать, что ассортимент тут уж слишком разнообразный, а кухня отличается какими-либо изысками. Напротив, три-четыре сорта рыбы, как правило, прямо при вас готовят на гриле. Зато вкусно и цены ниже стамбульских. Опять же неповторимый рыбацкий колорит со всех сторон — море, чайки, рыбацкие суденышки, сваленные на берегу снасти… Во-вторых, недалеко от деревни на холме находятся руины Генуэзской крепости или как её еще называют крепости Йорос (вход свободный). Поднимаясь к крепости (около 20 минут). Йорос является единственной крепостью византийского периода в Стамбуле.
Рядом со стенами полуразрушенной крепости можно насладиться прекрасной панорамой Босфора и местом его соединения с Черным морем.
По мнению некоторых историков крепость Йорос и есть развалины древнего Иерусалима И, в третьих, самые любознательные и выносливые могут отправиться отсюда на могилу Юши, которая согласно одной из легенд является могилой Геракла, согласно другой — могилой царя Амика, убитого аргонавтом Полидевком, мусульмане считают её местом упокоения Иисуса Навина, а самая смелая теория называет Голгофой, где был распят Христос. Мы оказались не настолько любопытными путешественниками, чтобы искать могилу.
Паром стоит в Анадолу Кавагы 3 часа. За это время можно успеть забраться к крепости и попробовать местные рыбные блюда.
Как добраться:
Первый вариант. Сесть на туристический паром в Эмененю (примерно полтора часа в один конец).
Есть два основных типа экскурсий — на полтора-два часа за 10–15 лир, и на весь день за 25. Поездка в Анадолу Кавагы входит в так называемый «Большой тур по Босфору», который существует с 1841 года. Паром отходит от Эминью дважды в день в 10–35 и 13–35. В зимний период в Анадолу Кавагы ходит только один паром в 10–35. Стоимость путешествия — 25 турецких лир. Кстати, терять билет не стоит, так как по дороге туда с него отрывают один корешок, обратно — второй.
Такая экскурсия стартует с пристани Эминёну — немного правее Галатского моста стоит крытый павильон с оранжевыми вывесками над кассами.
В кассе можно взять программку с маршрутом — по дороге корабль причаливает то к европейскому, то к азиатскому берегу, а финальная точка — городок Анадолу Кавагы на азиатском берегу. Туда он приплывает около полудня, отплывает в три дня, соответственно, есть 2,5–3 часа свободного времени. Назад в Стамбул он приплывает в районе 5 вечера.
1
1
Второй вариант. У причала Кабаташ сесть на автобус 25Е, доехать до причала Сарыер (Sarıyer), там сесть на катер до Анадолу Каваги.
Третий вариант. На автобусе 15 Ускудар-Бейкоз или15FКадикёй-Бейкоз доехать до остановки «Бейкоз» (примерно час). Там пересесть на автобус 15А и доехать до Анадолу Каваги.
Многие на форумах советовали не ждать пока паром поедет обратно к Эминью, а уехать из Анадолу Каваги на автобусе 15А или сесть на паром до Сарыёра, а оттуда автобусом уехать до Кабаташа или Таксима. Мы решили не выбирать такой вариант, т. к. времени погулять по городу у нас ещё было достаточно и хотелось прото морской прогулки, не стаптывая ноги.
Наш Третий День начался как всегда с завтрака в 8.00 и в 9 утра мы, сытые и бодрые, были готовы провести еще один незабываемый день в Стамбуле. До пристани Эминью отправились пешком. Дошли минут за 20, по дороге конечно же был выпит свежевыжатый гранатовый сок и решена проблема турецкой наличности в ближайшем банкомате.
1
4
По дороге к пристани мы увидели тот самый знаменитый вокзал Сикерджи, но красивыми фото не разжились, так как шла реставрация….и в музей вокзала тоже не попали. Обидно.
2
С вокзалом связано название «Восточного Экспресса» приходящего в Стамбул (с 1889) окуталось дымкой романтического флера и стало синонимом роскошного, увлекательного и немного таинственного путешествия. Наибольший расцвет славы легендарного поезда пришелся на первую треть XX в. Заполненный особами королевской крови, утонченными европейскими аристократами, хамоватыми американскими миллионерами, ослепительными кинозвездами, неотразимо обаятельными авантюристами, шпионами и прочими знаменитостями, наслаждавшихся роскошью пульмановских спальных вагонов, великолепной кухней и прекрасными винами, экспресс три раза в неделю отправлялся с Восточного вокзала Парижа, чтобы промчавшись за 80 часов около 3 тыс. км. через всю Европу доставить их на вокзал Сиркеджи, в самое сердце пленительного Стамбула.
Кассы нашли быстро, миновав всех назойливых зазывал на водные прогулки частных катеров. Билеты купили еще не было и 10 утра.
2
3
2
1
3
3
1
3
Купив билетик можно сидеть и ждать, пока начнут пускать на корабль в том самом павильоне, а можно успеть пройтись по окрестностям.
2
6
Мы решили побыстренькому осмотреть Новую мечеть. Строительство мечети (1597) начала Валиде Султан Сафие. Честолюбивая албанка, бывшая любимой и даже почти 20 лет единственной женой султана Мурада III, она полностью подчинила своему влиянию слабовольного и сладострастного старшего сына, ставшего после смерти отца султаном Мехмедом III. Могущество Сафие наиболее очевидно воплотилось в желании сооружения нового религиозного комплекса. Место, выбранное архитектором Давудом-агой для возведения мечети, находилось в квартале, где жили евреи-караимы, которых переселили на другой берег Золотого Рога. Комплекс зданий включал помимо мечети (диам. купола 17,5 м, высота 36 м) с монументальным внутренним двором, больницу, медресе, мавзолей-тюрбе, общественную баню, два мраморных фонтана и огромный рынок, известный под названием Египетский базар. Со временем комплекс стали называть — Йени Джами (Yeni Camii — Новая мечеть), хотя его полное официальное название — Йени Валиде Султан Джами (Yeni Valide Sultan Camii — Новая мечеть Валиде Султан).
6
1
4
2
3
4
2
1
1
1
3
3
1
2
1
На площади перед мечетью кормят голубей. Фото получились как из Италии.
1
3
Но нам стоило поторопиться, мы же хотели занять хорошие места на кораблике.
Могу сказать наверняка: прогулка по Босфору должна быть обязательно в программе пребывания в Стамбуле. Босфор потрясающе красив. Панорамы по обоим берегам действительно стоят того, что бы их увидеть. И даже если вы не собираетесь осматривать каждую достопримечательность города, то с воды Вы сможете увидеть максимально много.
3
2
2
Дворец Долмабахче
3
2
2
2
1
2
Дворец Долмабахче
1
1
1
Музей современного искусства
1
2
2
Девичья Башня
2
Крепость Румели Хисары
6
2
2
Некоторые домики — просто сказка. Двухэтажные, аккуратные, стоящие прямо на берегу моря, с собственной пристанью…
2
1
2
1
В начале первого наш корабль в очередной раз пересек пролив (при этом с левого борта уже было видно Черное море) и причалил в Анадолу Кавагы на азиатской стороне Турции. В этом месте две основные достопримечательности — куча рыбных ресторанов рядом с пристанью, и очередная генуэзская крепость, стоящая на холме, вернее даже не сама крепость, не представляющая из себя ничего примечательного, а вид на Босфор, открывающийся сверху… Вид был всем видам вид…
1
1
6
3
1
2
1
1
2
1
4
Дойти до крепости не сложно, стоят указатели. Туда ведут крутые дорожки и тропинки в горку, а если вы устанете подниматься (30–40 минут), то можно остановиться в одной из местных кафешек.
Крепость Йорос, точнее её руины (внутрь не попадешь, нет этой внутри) Вход бесплатно.
4
3
1
Прыгая и бегая по развалинам крепости, мы не заметили как прошло около двух часов, а ещё ведь нужно пообедать и успеть на корабль!!!! Помчались вниз. Миновали все вдольдорожные кафешки и спустились к пристани, тут-то мы и пообедаем тем, что ловится и готовится при тебе. Кафешек достаточное количество, но ассортимент достаточно однообразен. Повторюсь: несколько сортов рыбы, осминожки и кальмары, НО все только что пожаренное и совсем недавно выловленное. Советую Вам брать комплексный вариант один на двоих, можно конечно и два. Но такой вариант удобно, быстро и вкусно. Рыба и кольца кольмаров или осминожки, салат, напиток. Наш обед обошелся нам в 10 лир (170 руб) Как-то даже смешно.
Обратная дорога была не менее красива.
1
2
3
1
1
1
2
2
1
2
Единственное, что нам конечно не понравилось…-очень сильный холодный ветер. В деревушке даже купили себе палантины на голову (25 лир)
1
В начале шестого корабль пришвартовался на Эминью, и вновь возник вопрос, чем занять оставшееся до вечера время.
Сначала мы отведали знаменитую булку с рыбой на пристани Эминью (5 лир). На самом-то деле…ничего тАкого вкусного лично я не нашла…рыба с костями, а булка похожа на хот-дог, но вот шоу как это готовится произвело впечатление. Рыба ловится прямо на пристани в лодку. Лодка оборудована как ларек: рыба обжаривается прямо тут и начиняется в булку вместе с салатом. При нас лодку раскачивало так, что непонятно как у этих работников получалось все делать так быстро и аккуратно.
3
А после мы решили прогуляться по мосту через Босфор, и далее по пешеходной улице Истикляль Джадесси и району Таксим.
Получились отличные вечерние фото.
1
6
1
1
4
4
Истикляль Джадесси — полуторакилометровую пешеходную улицу, застроенную красивыми домами, первые этажи которых заняты магазинами. Обыкновенная такая прогулочная улица, которая есть в каждом уважающем себя городе.
1
1
По улице ходит маленький, красный трамвайчик. Кроме такси это единственный вид транспорта на этьой улице.
В гостиницу возвращались уже на такси, так как было поздно и ноги ходить отказывались.
О крепости:
Кепость Йорос находится на высоком холме при слиянии Босфора и Чёрного моря у деревни Анадолу Кавагы. Часто эту крепость называют Генуэзской (Ceneviz Kalesi), так как генуэзцы контролировали её во второй половине XIV в. Еще раньше это место облюбовали греки и финикийцы. Греки называли этот район Ιερός (т. е. священное место). В античный период здесь находились храмы, посвящённые античным богам и жертвенники. Крепость, руины которой дошли до нас, предположительно была построена по приказу императора Мануила Комнина для защиты Константинополя от набегов викингов. Крепостные стены тянулись вдоль берега примерно на полкилометра. Их ширина составляла от 60 до 130 см. Очевидно, что крепость не только подходы к берегу с моря, но и должна была отражать нападения с суши, т. к. самая укрепленная её часть была обращена на восток, т. е. к Анатолии. Кепость давала стратегическое преимущество в районе, поэтому за господство над ней боролись византийцы, генуэзцы и османы. Османы завоевали крепость в 1305 г., но уже в 1348 г. она вновь перешла под власть генуэзцев. Вернуть Йорос себе и установить контроль над европейским берегом Босфора османы смогли только в конце XIV в., когда крепость взял штурмом Баязид I. Йорос стал первым опорным пунктом турок при подготовке к осаде Константинополя. Чуть позднее, в 1394 г., Баязид построил рядом Анатолийский замок (крепость Анадолу Хисары). Йорос не был заброшен и после завоевания Константинополя в 1453 г. В частности, Баязид II отреставрировал крепость и построил здесь мечеть. Восстанавливали Йорос и после землетрясения 1509 г. Однако сегодня мечеть и большинство башен разрушены. Хорошо сохранилась только две двадцатиметровые восточные башни с воротами, которые заложены кирпичом. Кроме этого на стенах можно различить надписи на греческом и символы династии Палеологов. Сейчас большая часть окрестностей Йороса — это приграничная территория. Рядом находится военная база, но саму крепость никто не контролирует. Йорос находится в запустении, но отсюда открывается прекрасный вид на Черное море. Подъем в крепость достаточно крутой, а идти придется по булыжникам, поэтому необходима удобная обувь. Также нелишним будет захватить с собой воды.
Руины замка Йорос смотрят на Черное море.
Вероятно крепость Йорос была построена по приказу императора Мануила Комнина. Император был вынужден пойти на этот шаг для того, чтобы защитить Константинополь от набегов викингов. Предположительно, на противоположной стороне Босфора также была крепость, к которой протягивалась цепь для защиты пролива от нападения военных кораблей.
Византийцы, генуэзцы и османы боролись за этот стратегический пункт на протяжении многих лет. Она была завоёвана Османскими силами в 1305 году, однако не смогли удерживать в течение долгого времени. В 1348 году генуэзцы, взяв крепость, восстанавливают господство над торговыми путями Чёрного моря. Однако в конце XIV столетия османы повторно захватывают крепость и устанавливают полный контроль над Анатолийским берегом Босфора.
Руй Гонсалес де Клавихо, посол Испании к Тамерлану, считал крепость «ключом, открывающим путь к Чёрному морю». Он отметил надёжность укреплений Йороса и наличие турецкого гарнизона в нём. В то же время Клавихо не обнаружил цепи, которой перегораживался вход в пролив, а крепость на противоположном, европейском берегу Босфора нашёл в разрушенном и брошенном состоянии.
Длина крепости составляла 500 метров, а ширина колебалась от 60 до 130 метров. Самая укреплённая часть крепости обращена к востоку, то есть Анатолии. Это доказывает, что помимо контроля над входом в пролив, крепость была призвана отразить нападение с суши. Считается, что стены крепости спускались к проливу и здесь располагался причал для приёма кораблей и маяк. Развалины цитадели и некоторых стен до сих пор существуют, хотя мечеть, большая часть башен и других сооружений разрушены. Сохранилась только восточная сторона: две башни высотой 20 метров и ворота. Этот вход был заложен кирпичной кладкой и снаружи, и изнутри в целях предотвращения обрушения арки. В стенах крепости и по сей день сохранились надписи на древнегреческом языке, а также символы семьи Палеологов, которые правили Византией до её падения.