Второй день в стамбуле приходился на субботу и мы запланировали посещение одного из самых туристических объектов — Старого султанского Дворца Топкапы. Когда в 1855 г. на берегу Босфора в Бешикташе построили дворец Долмабахче, султанский двор переместился туда, а в Топкапы остались жить только вдовы султанов или жены низложенных правителей. Объявленный в 1924 г. музеем, дворец Топкапы сейчас самый популярный музей Турции. Дворец открыт для посещения ежедневно (кроме вторника) с 09.00 до 17.00. Стоимость билета 20 TL. Экскурсии по Гарему проводятся с 09.30 до 15.30 (стоимость билета 15 TL).
Наша задача состояла в том, чтобы сразу после завтрака двинуться в сторону дворца и попасть к его стенам еще до открытия, пока туристические группы не выстроились в длинную парукиломметровую очередь. У дворца мы были еще до девяти утра.
1
2
Обнесенный единой стеной, дворец делится на две части: внешнюю (первый и второй двор) — бирун и внутреннюю (третий и четвертый двор) — эндерун.
В бирун, предназначавшийся для общения султана с «широкими народными массами», в принципе мог попасть любой правоверный подданный империи. В эндерун, личные апартаменты, допускались только очень близкие султану люди, а также его дворцовая прислуга и охрана. В соответствии с традициями эндерун в свою очередь тоже состоит из двух частей: селамлик — помещения, в которых султан проводил дневное время в многотрудных делах и думах о благе государства, и гаремлик, где жили женщины и дети, в окружении которых повелитель правоверных и верный слуга Аллаха мог отдохнуть душой и телом от дневных забот.
3
Входные билеты приобрели сразу же в кассе у входа и отправились осматривать Гарем.
На гарем у нас ушло примерно около полутора часов.
1
8
2
1
4
3
3
2
4
2
2
2
3
2
2
1
3
4
3
6
3
3
2
1
1
От гарема осталось ощущение роскоши и какой-то интимности. Мне было легко представить, как в этих небольших комнатках разгорались восточные страсти.
Теперь о Дворце в целом. Дворец Топкапы построен на месте древнего Византийского акрополя, в оливковой роще на мысе Сарайбурну (Sarayburnu — Дворцовый мыс), у входа в залив Золотой Рог. В 1463 г. началось возведение крепостной стены Сур-ы Султани (Sur-ı Sultani — Стена Султана) протянувшейся от Мраморного моря до Золотого Pога, которая отсекла мыс Сарайбурну от остального города. Современное название Топкапы Сарайы (Topkapı Sarayı — Дворец Пушечных ворот) дворец получил в XVIII веке, а до этого он назывался Сарайы Джедит-и Амирэ (Sarayı Cedid-i Amire — Дворец Султана).
На территории Дворца несколько прекрасных смотровых площадок с видами на Босфор и город.
4
2
2
8
6
4
2
2
1
1
Первые два двора (второй — Диван Мейданы и третий — Эндерун Авлусу) дворца составляющие ядро дворцового комплекса построили к 1473 году. Внешний двор (Алай Мейданы), в котором размещались административно-хозяйственные службы сформировался в садах между внешними стенами Сур-ы Султани и воротами Баб-юс Селам (Bab-üs Selam — Ворота Приветствий), ведущими в основную часть.
Алай Мейданы (Alay Meydanı — Площадь войска) или «Двор янычар», как его называли европейцы, во времена султанов был доступным для всех, а очень важные персоны могли даже въезжать в него верхом. Двор частенько использовался для проведения торжественных дворцовых церемоний. По его правой стороне (со стороны Мраморного моря) располагалась больница для пажей и янычар, пекарня султана и служба водоснабжения дворца. Сейчас здесь находятся кассы музея и магазин сувениров.
Для входа в Диван Мейданы, отделенного от Алай Мейданы высокой стеной, служат Орта Капы (Orta Kapı — Средние Ворота). Во времена султанов ворота тщательно охранялись специальным отрядом привратников. В их обязанности помимо всего прочего входило поддержание абсолютной тишины в Диван Мейданы.
1
Диван Мейданы служил основным местом для поведения важных церемоний государственного значения. Начало войны, обрезание сыновей султана, замужество его дочерей или прием иностранных послов — все это превращалось в многодневные торжества с замысловатой режиссурой. От Баб-юс Селам через двор веером расходятся мощеные дорожки. Из них самой главной считается Падишах Йолу (Padişah Yolu — Дорога Падишаха) идущая через весь двор до ворот в третий двор дворца. Вторая по важности это Везир Йолу (Vezir Yolu — Дорога Везира), которая идет на северо-запад к зданию Дивана. Диван служил высшим органом управления Османской империей, а его название происходит от названия низкой кушетки — дивана, которые с трех сторон окаймляют зал для совещаний.
Непосредственно к зданию Дивана примыкает Дыш Хазинэ (Dış Hazine — Внешняя Казна). Это здание с маленькими окошками в толстых стенах, увенчанное восьмью куполами одна из самых старых построек дворца. Здесь, в подвалах, хранились деньги, предназначенные для нужд Дивана, в том числе и для выплаты янычарам.
С северо-востока к резиденции султана пристроили четвертый двор, а помещения гарема протянулись вдоль западной стены дворца. Сейчас в помещениях внутри ворот Баб-юс Селам расположен офис туристической полиции, информационное бюро и служба контроля входных билетов. В Алай Мейданы, в который из города ведут ворота Баб-ы Хюмайун (Bab-ı Hümayun — Вход Султана), находятся кассы музея, а также здания церкви Св. Ирины и Монетного Двора.
2
2
1
2
2
1
Выйдя из дворца пообедали и отправились прогуляться в тени аллей парка Гюльхане. От дворца до парка рукой подать. Тут же к дворцу и парку примыкает и Археологический музей.
1
Парк Гюльхане — один из старейших парков Стамбула, лежащий на полого спускающихся к морскому берегу склонах, составлял часть дворцовых cадов Топкапы. В эпоху Османской империи здесь выращивали прекрасные розы (gülhane — двор роз), а на территории стояли многочисленные дворцовые павильоны. Большинство этих изящных строений сгорело во время сильного пожара в 1863 г. С конца XIX в., когда парк открыли для всех желающих, он постепенно стал дичать и приходить в упадок. Из-за многочисленных массовых мероприятий, проводимых здесь во второй половине XX в., парк разрушался всё больше и больше и в 2001 г. его закрыли.
После реставрации (2001—2003 гг.) парк Гюльхане, вновь предстал почти в былом великолепии. В парк можно попасть, либо со стороны города (от остановки трамвая Gülhane, через ворота Soğukçeşme или из первого двора дворца Топкапы), либо с северо-востока, с идущей вдоль берега Kennedy Cad., называемой еще Sahil Yolu (Прибрежное шоссе).
2
5
2
3
2
2
3
3
4
Со смотровой площадки на мысе Сарайбурну от памятника Кемалю Ататюрку открывается вид на бухту Золотой Рог и пролив Босфор.
3
3
В паркеГюльхане остались и исторические памятники — на северном склоне, почти напротив помещений гарема дворца Топкапы, руины византийской цистерны, около которой ведутся археологические раскопки, а рядом с северо-восточным входом высокая мраморная колонна, называемая Колонной готов.
2
В Стамбульском Археологическом музее представлены редчайшие произведения искусств, принадлежащие древним цивилизациям различных регионов от Балкан до Африки, от Анатолии и Месопотамии до Аравийского полуострова и Афганистана, которые входили в состав Османской империи. В 1881 г., через шесть лет после перевода Императорского музея древностей и оружия из церкви Св. Ирины в павильон Чинили его директором стал выдающийся турецкий интеллектуал, художник и археолог Осман Хамди-бей(1842–1910). Новый директор развернул активную деятельность по преобразованию музея, напоминавшего в это время просто склад старинных предметов различной ценности. Проводимые под его руководством археологические раскопки на территории Османской империи обогатили коллекцию музея многими бесценными шедеврами.
2
2
2
1
В 1891 г. по заказу Османа Хамди-бея знаменитый стамбульский архитектор, получивший образование в Париже, Александр Валлури (1850–1921) построил новое здание Археологического музея, названного Музеем саркофагов (Asar-ı-Atika). В 1903 г. в связи с увеличением числа экспонатов к нему пристроили северное крыло, а в 1907 г. и южное. В оформлении фасада этого неоклассического здания явно прослеживаются мотивы стиля самых известных экспонатов — саркофагов Александра и Плакальщиц. Через сто лет (1991) для соответствия потребностям современного музея, к юго-восточному фасаду старого Археологического музея пристроили новое, шестиэтажное здание, два первых этажа которого используются как хранилища. Наибольший интерес среди экспонатов, хранящихся в старом здании музея вызывают мраморные царские саркофаги (IV до н. э.) из некрополя Сидона (г. Сайда, Ливан). Это саркофаг Абдалонима Сидонского, называемый саркофагом Александра Македонского, потому что декоративные фризы на двух его длинных сторонах изображают сцены битвы и охоты с участием великого полководца. И саркофаг Стратона, называемый саркофагом Плакальщиц, из-за обилия изображенных на нем рыдающих обитательниц гарема сластолюбивого владыки. Здесь также представлена коллекция скульптуры от архаичного периода до времен Византийской империи. Это результаты археологических раскопок в долине Меандра, Афродисиасе, Эфесе, Милете и Манисе.
На четырех этажах нового здания размещены тематические выставки. Выставка «Стамбул в течение веков» (Çağlar boyu İstanbul) — своеобразная хроника археологического прошлого города. Тут можно увидеть и мозаичную икону Сретения (ок. 600) из церкви Богоматери (мечеть Календерхане), и бронзовую змеиную голову с колонны на Ипподроме, и фрагменты цепи которой перегораживали Золотой Рог от неприятельских судов. Выставка «Анатолия и Троя в течение веков» (Çağlar boyu Anadolu ve Truva) посвящена истории и культуре Фригийского царства и раскопкам на территории древней Трои. Выставки «Соседние культуры: Кипр, Сирия, Палестина» и «Искусство Фракии, Вифинии и Византии» позволяют познакомиться с редкими и интересными экспонатами и памятниками древних цивилизаций. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника с 09.30–17.00 (касса до 16.00) стоимость билета 10 TL.