Год назад дела и работа заставили меня забросить «Туристер» на много месяцев. Так прервалась моя «сага» о поездке на северо-запад, в Псков и Новгород. Долго не могла вернуться к этой теме, теперь самое время — лето близко, вдруг кому-то захочется в эти края…
Итак, Псков. Здесь мы уже погуляли по Завеличью и только начали знакомство с псковскими храмами. Пришло время зайти в самое известное место города, где бывают все без исключения туристы — Псковский Кром (привычнее «детинец», но здесь так повелось), ядро Псковской крепости. Именно ядро, потому что на самом деле крепостные стены опоясывали город далеко за пределами Крома.
Место для крепости было выбрано удивительно удачно — на узком мысу при слиянии двух полноводных рек — Великой и Псковы. Будто корабль выходит на просторы вод — такое впечатление производит Кром, если смотреть на него с этого места.
Вам повезёт больше, чем мне, вы сможете сделать очень эффектный снимок с высоты башни, охраняющей вход в устье Псковы, а мы попали сюда в тот момент, когда башни реставрировали.
Войти внутрь крепостных стен можно только через Троицкие ворота, и не просто так, а через «захаб» — длинный узкий коридор между внешними и внутренними воротами. Такой узкий, шириной всего 3–5 метров, коридор должен был замедлить движение противников в случае нападения на крепость.
Кроме того, захаб использовали как ловушку — атакующие, зашедшие в захаб, оказывались в тесном коридоре, а сверху, со стен, их обстреливали защитники крепости. Такой приём в крепостном зодчестве на Руси использовали в основном на северо-западных землях — новгородской и псковской. В общем-то, уже по церквям можно понять, что русская архитектура северо-запада отличается от архитектуры других земель. Может быть, потому что значительно древнее, чем та же самая владимирская, а тем более московская.
Захаб Пройдя через захаб, вы окажетесь в самом сердце Пскова — на вечевой площади. На вече решались гражданские и военные дела, утверждались законы, торговые договоры, приглашались князья. Когда-то здесь кипела жизнь, вокруг Троицкого собора теснились деревянные дома и церквушки, по сигналу вечевого колокола сюда приходили все жители, которые имели право решать судьбу города.
Троицкий собор — легендарный памятник нашей истории. По преданию, первый, тогда ещё деревянный, Троицкий собор был поставлен на том месте, где княгиня Ольга, вернувшись в 957 году из Киева в родные места, увидела три светящихся луча. Увидев в этом знамение свыше, Ольга основала на этом месте собор именно во имя Святой Троицы. Однако это уже четвёртый собор на том месте, где был заложен первый, деревянный: деревянный сгорел, второй, каменный, в котором перед решающими битвами молились князь Александр Ярославич, получивший после победы на реке Неве прозвище Невский, а также его брат Ярослав Ярославич, бывший избранным на вече псковским князем, и литовский князь Довмонт, принявший в соборе Святое крещение с именем Тимофей, обрушился, третий тоже был уничтожен пожаром.
Строительство этого здания собора было закончено в 1699 году, уже в царствование Петра I, поэтому его внешний вид так резко отличается от вида древних псковских храмов, которых на территории Крома уже нет. На месте одного из таких храмов, Благовещенского собора, правда, тоже позднего, первой трети 19 века, взорванного в 1933 году, стоит поклонный крест.
Любителям и знатокам крепостей здесь есть на что посмотреть, однако я не настолько «подкована» в этом вопросе, могу оценить лишь толщину и мощь стен и башен, удивиться их гармоничному сочетанию в такой, казалось бы, утилитарной постройке, найти красивые и интересные детали.
Выходим из Крома в ту часть, которую называют Довмонтов город. Здесь с 9 века формировался посад, а в 13 веке его тоже окружили крепостной стеной. Утверждают, что Довмонтов город — единственное в древней Руси градообразование — центр церковного административного самоуправления Пскова и Псковской земли. Древние церкви 12–16 веков здесь были разобраны задолго до эпохи исторического материализма, веке в 18-м, видимо, по программе тогдашней реновации — место-то лакомое!
Многие знают мою маленькую слабость — забраться повыше и посмотреть на красоту сверху. Здесь я тоже стала оглядываться: нельзя ли подняться на какую-нибудь колокольню или башню. И нашла-таки! Власьевская башня, в которой в свое время располагалась псковская таможня, дала добро, и за символическую плату мы смогли подняться наверх. Ах-ах! Снимки делать пришлось через стекло! Ну, попалась мушка на объектив, ничего страшного. Зато Старый Псков как на ладони! 1
Решив обойти крепость, мы попали в ЗАпсковье — так называют территорию за рекой Псковой — и сделали немало открытий. Просто были там давным-давно, и город, и парк, и церкви тогда выглядели совсем по-другому. Во-первых, как только выходите из-за крепостной стены, открывается великолепная панорама Золотой набережной. Это шуточка такая. «Золотая набережная» — название элитного жилого квартала, выстроенного с сохранением стилистики губернского города 19 века, а набережная на самом деле Советская, хотя всем нравится её ненастоящее название.
Во-вторых, здесь река красивая, и можно подойти к ней совсем близко.
И, наконец, в-третьих — и это самое главное — великолепные виды Крома.
Кстати, здесь, у устья Псковы, есть очень хороший ресторан с таким же названием, как и наш отель — «903», по дате первого упоминания Пскова в летописи. Грех было не пообедать.
Возвращаться по Золотой набережной не стали, заметив сквозь листву парка подряд несколько белых церквей на параллельной улице Леона Поземского. Как оказалось, любопытство привело нас в очень интересные места, о которых до сих пор вспоминаю с удовольствием.
Пройдя по дорожке через парк, мы обнаружили церковь Варлаама Хутынского на Званице, памятник истории и культуры федерального значения (с 1960 г.) 15–19 веков. Почему такой временной интервал огромный? Усовершенствовали бесконечно, поэтому и главы луковичные, а не шлемовидные, окна большие, колонны…
Не прошли и ста метров — бог мой, какая красотка! Церковь Воскесения Христова со Стадища. Люблю я эти псковские названия! Вот это типичная псковская геометрия! Памятник 15–16 веков, с минимальными позднейшими перестройками.
А вон чуть дальше и в стороне ещё одна! Церковь Ильи Пророка Мокрого -церковь бывшего Ильинского монастыря. Нынешнее здание церкви было построено в 1677 году. Интересно, что церковь была одной из двух парных церквей, посвящённых Илье Пророку: на Завеличье находилась церковь Ильи Пророка Сухого (не сохранилась). В дождливое лето совершали молебны о ниспослании хорошей погоды в «Илье Сухом», а в засушливое лето, соответственно, молились о дожде в «Илье Мокром».
Подряд так много церквей! Если отойти от нашей улицы вглубь окружающих кварталов, найдётся ещё не одна. Такое впечатление, что на каждый десяток домов была своя церковь. А может, так и было? Поворачиваем к реке. Вот и ещё одна — церковь Косьмы и Дамиана с Примостья. Да-да, перед самым мостом через Пскову. 15–16 век. После масштабной реставрации в прошлом году внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (в списке храмов псковской архитектурной школы).
Надо сказать, что хоть мы шли и наобум святых вокруг Крома, но цель всё-таки была. Давно, лет 40 назад, мы были в Пскове в гостях у однокашника моего мужа. Однажды он поинтересовался, что мы успели посмотреть в городе, выслушал и сказал: «Вы не видели моё самое любимое место. Гремячая башня». Я помню, какое впечатление она произвела тогда, и мне хотелось непременно ещё раз её увидеть. Мы снова по мосту переходим Пскову и спускаемся в парк реки Псковы. Этот парк плавно перешёл в другой — парк Купио, и эта неспешная прогулка по дорожкам вдоль реки запомнилась красивыми пейзажами и хорошим настроением.
Даже здесь, в пойме Псковы, древние храмы. Белые, они выглядят особенно выигрышно в зелени. Вот, например, напротив Богоявленской церкви (15–16 вв.) с Запсковья даже смотровая площадка оборудована. Красота, конечно.
В этом месте перед мостом маленькая плотинка. Кажется, поток воды быстрый, а утки стоят на перекате совершенно спокойно.
Вот, вот, узнаю это место. Гремячая башня, руины стены Окольного города и маленькая Космодемьянская церковь. Когда-то от Гремячей башни через Пскову была переброшена мощная стена с четырьмя водобежными воротами, которые в случае опасности закрывались решётками. От башни шёл «подлаз» — спускающийся к Пскове каменный туннель, обеспечивающий город водой во время осад.
С Гремячей башней связаны легенды о тени псковского князя, заточённого в башне тевтонами и помогшего псковичам своим чудесным явлением разгромить врагов, и о заколдованной княжне, проклятой матерью и лежащей в золочёном гробу в мрачном подземелье в ожидании смелого освободителя.
На обратном пути была возможность полюбоваться Кромом ещё не один раз.
С Ольгинского моста мы увидели, как шла подготовка к Дню российского флага.
И наконец, из Завеличья, где мы жили, каждый вечер можно было любоваться этой картиной.