Прилетев из России 7 марта, из путешествия на Байкал, прибыв домой в 23.50., я поняла, что не наездилась. Муж все равно ещё в России, сын слабо понимает, что такое Международный Женский День, говоря официальным языком, поэтому, было решено, что мы втроем, подружки, и маленькая дочка одной из нас (не моя, у меня внучки почти такого возраста), едем во Францию. Пандемия ещё не объявлена, но Европу уже вовсю лихорадит. Мы едем в автобусный однодневный тур с твёрдым намерением отметить женский праздник вкусным обедом во французском ресторане.
Утром, после 4 часов сна, слегка похожая на зомби (хорошо ещё, что прилетела с востока на запад, разница в 7 часов), встречаюсь с подружками и мы загрузились в автобус.
Первое, что сделала организатор тура, поблагодарила всех поехавших. Из 50 записавшихся поехали 30, остальные уже боялись, хотя до официальной команды бояться было ещё несколько дней.
Это у нас цель — французский обед, а у остальных — познавательная поездка. И первый пункт — провинция Франш-Конте, капелла архитектора Ле Корбюзье в городе Роншан. Я была там лишь однажды, и то — лет десять назад, подружки — впервые. Я не являюсь поклонницей Ле Корбюзье — ни как архитектора, ни как человека. Но, безусловно, он интересный и своеобразный.
До войны на этом месте стояла церковь Девы Марии, построенная на руинах языческого храма, но она была разрушена, и когда было принято решение о восстановлении, то на деньги меценатов (одна семья) был приглашен Ле Корбюзье. Идея пригласить столь необычного архитектора пришла в голову художника, искусствоведа, монаха — доминиканца, отца Кутюрье. Это он дал Корбюзье полную свободу самовыражения. Денег было не очень много, постройка должна была быть максимально экономной. От разрушенной церкви остался камень, который желательно было использовать. За пять лет постройки, предварительно совершив многолетние исследования, Корбюзье создает «Акустику в формах». Версий необычности капеллы множество, одна из них (прямо скажем — не самая популярная, но самая интересная для нас) рассказывает о том, что Корбюзье, возвращаясь из Москвы (он там строил здание Центросоюза на Мясницкой улице), заехал в Псков. Его настолько впечатлил храм Богоявления, что он использовал элементы псковского храма при строительстве Роншана. Псковский сама не видела, и сравнить не могу. Судите сами — фото из интернета:
1
Видно капеллу издалека, не зря полное название — церковь Девы Марии на высоте. Но, пока мы едем по городу и поднимаемся на холм, создается полное ощущение, что она исчезла. В этом была хитрость задумки — она открывается внезапно, выныривает из-за деревьев. Думаю, что летом это проявляется еще более ярко. Очевидно, почему ее прозвали «шляпой монашки». с восточной стороны — уникальность постройки проявляется во всей красе: наружный алтарь.
1 из 5
Толстые стены церкви слегка наклонены внутрь, стены снаружи набрызганы штукатуркой (типичный Корбюзье), стены прорезают маленькие окна, больше похожие на бойницы. После белых стен и яркого солнца снаружи, и так мрачное внутреннее пространство кажется еще более темным. Вход внутрь через черный запасной вход северного фасада, большая редкость для церкви, но дело в том, что главная дверь — это достаточно массивная плита, которая поворачивается на своей центральной оси. Я думаю, что ею не пользуются из-за сложности и боязни поломки механизма.
1 из 8
Главный вход.
Чисто субъективно — внутри непонятно — куда делось пространство? Все-таки, цвет очень меняет объем, снаружи она кажется гораздо больше, чем внутри.
Как будто специально для нас — зазвонили колокола.
Колокола капеллы.
Знаменитый лозунг Ле Корбюзье: «Дом — это механизм, в котором живут», вполне применим и к этому творению. Он предвосхитил то, что спустя пять лет после окончания строительства (а церковь строилась 5 лет — с 1950 по 1955 год), сформулировала церковь на Соборе: «Церковь разрешает искусству такие изменения материала, формы и декора, какие сделал возможным технический прогресс». Возможно, это решение консервативной Церкви было принято, в том числе, под влиянием Ле Корбюзье, который писал: «Мы не можем быть уверенными в его (религиозном искусстве) возрождении, если мы не решимся призвать мастеров современного искусства — их вкус, их интуиция дадут больше этому ренессансу, чем любая ученость и все доктрины…»
Ацтекская пирамида, стоит здесь с незапамятных времен, как специально — площадка для фото:
1 из 3
"Пирамида ацтеков".
Вот главный турист из нашей четверки — маленькая Лера, она что-то записывает в блокнот! А мы (стыдоба) — в телефонах ковыряемся, хотя наша гид Александра очень интересно что-то рассказывает.
1 из 2
Нравится мне это или нет, но Международная Академия Архитектуры назвала десять лучших архитектурных произведений 20 века. Первое место досталось Роншану!
А мы стремительно приближаемся к главной цели — ресторану города Бельфора! Группа отправляется на экскурсию в крепость и по городу, а я здесь периодически бываю — привожу туристов, а посему веду свою «группу» на обед. И это стоило поездки! Мы замечательно отметили женский день в женской компании, и из ресторана выйти не смогли — выкатились! Отзыв о ресторане здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/france/city/belfort/cafe/36294/responses/6156
Я не буду описывать Бельфор подробно, я это уже делала. Расскажу только о том, что мы увидели во время короткой прогулки. Подробное описание Бельфора здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_27038
Городок небольшой, около 50 тысяч жителей, он точно является «стыком» немецко — французской культуры и архитектуры. На улице настоящая весна, все цветет, светит солнце, люди сидят в кафе на улице! Настроение празднично — весенне — воскресное, что особенно приятно, учитывая, что через несколько дней объявят карантин.
1 из 3
Начали с центральной площади, на которой и располагался наш ресторанчик, — Площади Армии или площади Оружия. Площадь небольшая, четырехугольная, с обязательным зданием Мэрии, когда-то здание принадлежало Франсуа Нобла, известному адвокату и королевскому советнику. В конце 18 века здание перестроили в Ратушу и пристроили к ней часовую башенку. Перед зданием ратуши установили беседку начала 20 века. Ограда отлита в стиле бель эпок, что очень характерно для 3-й Республики. Памятник на противоположной стороне площади — Защитникам Бельфора. На нем изображен первый президент Третьей Республики Тьера и полковник Денфер-Рошро, благодаря которому город в очередной раз не стал немецким, а остался у французов. Представляете, сколь важен для города этот человек, если на двух главных площадях, расположенных в сотне метрах друг от друга, его фигура отлита дважды! Этот памятник был создан на деньги, собранные в качестве пожертвований, по подписке, на Льва Бартольди.
1 из 2
Центральное строение на площади Оружия — Кафедральный Собор святого Кристофа. Церковь построена в 18 веке, из красного песчаника, местного — из Вогез, королевским инженером Жаком Филиппом Марешалем. С недавних пор — с 1979 года — это Кафедральный Собор.
2
Вторая (или, скорее, первая) площадь города — Площадь Республики. тоже небольшая, и тоже прямоугольная, она застроена общественными зданиями. В центре возвышается памятник, созданный Огюстом Бартольди в 1912 году. Называется он: «Памятник Трем Осадам крепости Бельфор — 1814, 1815, и 1870–71 годов». На постаменте — аллегорические фигуры, сверху, над ними — бронзовые воины — комендант крепости Легран, генерал Лесурб и полковник Денфер-Рошро.
1
С севера площадь замыкает красивейшее здание Зала Торжеств, в силе ар-нуво. Местный архитектор Эжен Люкс построил его на месте манежа кавалерийского манежа.
Остальные здания — Дворец Правосудия, Банк и Префектура.
И, как вишенка на торте, вывела девочек к месту, откуда открывается изумительный вид на Цитадель и прекрасного Бартольдиевского Льва! Бартольди (автор Статуи Свободы, между прочим) ваял своего 22 — метрового Льва (в высоту — 11 метров) в течении 7 лет. Лев — это память о франко-прусской войне 1870–71 годов, когда гарнизон выдержал прусскую осаду (при общем позорнейшем поражении Франции). Сама цитадель — авторства Вобана. Как говорят во Франции: «У нас что ни крепость — то Вобан, что ни скульптура — то Бартольди».
1 из 2
Собственно, львы здесь везде:
А нам, к сожалению, пора идти в автобус, в планах сегодня — посещение Собора города Тан.
1 из 3
Переезд короткий, после сытого обеда даже вздремнуть не успели.
Городок маленький, около 8 тысяч населения, и, сравнительно, молодой — 13 века. В наших планах посмотреть только Собор Святого Убальда (Тибальда). Он строился около 200 лет, и жители Тана считают его самым красивым в округе (ошибаются, на мой взгляд). До 17 века, до самого окончания 30-летней Войны, Собор, как и весь город, принадлежал Габсбургам, но потом отошел Франции и Людовик 14 — Король — Солнце — подарил все это хозяйство кардиналу Мазарини (спасибо Дюма, ничего не надо рассказывать).
Собор с его 78-метровым шпилем, действительно, хорош — образец средневековой рейнской готики. В 1841 году Собор включили в список Исторического наследия Франции. На запрадном фасаде скульптурные изображения Иисуса и Богоматери, ближе к романскому стилю, нежели к готике.
1 из 8
2
Мы, три сибирячки (две новокузнечанки и одна новосибирчанка — не знаю, можно ли так сказать), встретили в группе земляков — новокузнечан, да еще и знакомых по «прошлой жизни»! С удовольствием пофотографировались!
1 из 7
Тан входит в список «Самых красивых городов Франции, расположенных вне больших дорог» (еще и такой есть). Это самая южная точка Винной дороги Эльзаса. Фонтан перед Собором — одноименный, фонтан Святого Тибальда.
1 из 8
Видимо, здесь живут самые ленивые жители, так как рождественское убранство, соседствующее с весенними цветами, 8 марта — это несколько анекдотично выглядит.
1 из 7
На этом наш прекрасный женский день закончился, и мы все, втроем, очень рады, что съездили. Сейчас очень трудное время, две из трех работают в туризме — нам очень тяжело материально, но денег, потраченных на эту поездку (да, собственно, на любую поездку), совсем не жалко — мы вспоминаем это воскресенье с радостью и обязательно повторим его, как только эпидемия закончится.
3
Здоровья всем, и немного терпения. Спасибо за внимание.