Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1.
Швейцария. Спроси меня который час. Часть 3.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. 04.09.2019, СР.
ПЕРЕВАЛ ЗУСТЕН (SUSTENPASS)
Утро порадовало хорошей погодой. Значит не зря после Цюриха внесли изменения в маршрут и поехали в Берн. Сегодня в солнечный день нас ждали Фирвальдште́тское (Vierwaldstattersee) озеро и Люцерн. Заранее скажу, что в самом городе мы провели не более пяти часов. Мало? Возможно и да. Но проехав вокруг озера могу утверждать, что Люцерн всего лишь небольшая и точно не основная часть всех тех красот, которыми природа наделила эти места. Слово «Люцерн» в моем восприятии стало не просто названием города, а обобщенным наименованием всего региона.
Мы не ищем коротких путей и выбираем 46 км потрясающей горной дороги Route 11 Иннерткирхен-Вассен (Innertkirchen-Wassen). Одной из самых красивых в Швейцарии.
Ранним утром в горах все смотрится по-другому. Особенно завораживает своей загадочностью и упорством надоедливый туман. Длинной полосой низко выстилается над землей, пытаясь спрятаться от достающих его солнечных лучей. Никак не хочет растворяться и уходить с лугов. Но мы понимаем, что сегодня это всего лишь вопрос времени.
Вдоль дороги пролетают нескончаемые зеленые поля, дальше на склонах ютятся украшенные цветами деревянные шале. Мы никак не ожидали, что такие захватывающие виды будут нас сопровождать практически всю дорогу. «Да это какое-то сплошное гольф-поле!», — воскликнул я после очередной незапланированной остановки.
В районе Иннерткирхен проехали мост через реку Аре. Я упоминал о ней при посещении городов Тун и Берн. Здесь, ближе к горам, она больше похожа на небольшую горную речушку.
Дальше пошли серпантины, тоннели, мостики… С горных вершин растаявшая вода светящимися на солнце ручейками бежит в низины, чтобы наполнять местные реки. Кажется, что в некоторых местах время застыло в весеннем настроении.
Наконец-то добрались до перевала Зустен (2224 м) с его знаменитым Каменным ледником (Steingletscher). Можно прогуляться к нему, может даже нужно, пока не растаял. Вероятность такого исхода в последние годы реально существует. Пока что его длину определяют в четыре километра.
Но нас больше заинтересовали барашки. К ним можно было подойти совсем близко, даже погладить. Но только тихонько и очень ос-то-рож-но, чтобы никто не видел. К животным в Швейцарии особенное отношение. Не дай бог спугнуть, например, коровок, просигналив перед ними. Могут и штраф выписать.
Через 4.5 км после перевала можно перекусить в ресторане Sustenbrüggli (46.747674, 8.465791), имеет хорошие отзывы, работает с 8:00 до 21:00.
ФИРВАЛЬДШТЕТСКОЕ ОЗЕРО (VIERWALDSTATTERSEE)
После города Вассен мы должны были ехать к Tellskapelle. Капелла расположена на восточном берегу Фирвальдште́тского озера.
По легенде, именно в этом месте сумел сбежать арестованный Вильгельм Телль, швейцарский национальный герой. Наместник австрийского императора Гесслер решил проверить лояльность жителей кантона необычным способом. На шесте повесили шляпу в австрийских цветах и приказали, чтобы все прохожие кланялись ей. Вильгельм Телль отказался. В качестве наказания его заставили стрелять из лука в яблоко на голове сына. Телль приготовил две стрелы. После удачного выстрела наместник спросил, зачем ему вторая. Тот ответил, что она предназначалась для Гесслера, если бы промахнулся и убил сына. Бунтовщика схватили, посадили в лодку и отправили в тюрьму. Но на озере поднялись волны, лодку понесло на скалистый берег. Возле большого камня, называемого теперь Tellsplatte, Телль неожиданно для всех спрыгнул на берег и убежал. Наместник до своего замка Kusnacht так и не добрался. Стрела Телля, выпущенная из засады, поразила его насмерть.
Увы, увы, увы… Дорога вдоль восточного берега озера, с лета перекрытая из-за ремонтных работ в тоннелях, так и не была открыта к нашему приезду. По запасному варианту направились в сторону городка Beckenried Niederdorf. На противоположный берег озера, на радость М., будем добираться на пароме.
Но по дороге никак не можем пропустить некоторые смотровые площадки.
Кажется, в этом месте «зависнем» надолго. Знаете, чем мне нравятся такие места? Здесь нет обмана. Не давят обретенные знания, закостеневшие стереотипы. Ты находишься наедине с природой и воспринимаешь окружение только через СВОИ ощущения.
Пока я созерцал и восхищался, М. вживалась в роль фотомодели.
Паромы до Герзау (Gersau) ходят каждый час. На пристани работает хороший ресторан Seerausch, где мы наконец-то поели, а заодно скоротали время до отправления очередного парома. Удивительно, в этом месте даже высоченные пальмы выросли.
Передвигаться на паромах нам нравится. Сидишь расслабленно на палубе, рассматриваешь озеро, парусники, на берегу, прямо у воды, стоят украшенные цветами деревянные домики, коровки пасутся на зеленых лугах. Все настолько красиво, что иногда кажется ненастоящим. Но нет, это не «потемкинские» деревни, все реально.
С нами на пароме ехали байкеры. Мы часто встречаем их на горных серпантинах, как в Швейцарии, так и раньше в Италии, Австрии. Гоняют большими группами, особенно их много по выходным. Поглядывая на мотоциклы, подумал, может и нам стоит вкусить немного такой романтики? Крутые серпантины, горные перевалы, М. плотно прижимается к спине на заднем сидении, ее растрепанные волосы разлетаются в разные стороны… Мечты, мечты.
Заехали на смотровую площадку в Моршах (Moschach). Везде установлены лавочки, небольшие информационные стенды. Хороший обзор как в сторону Зизикон (Sisicon), так и в сторону Бруннен (Brunnen). Да, крюк в 20 км от парома сделали не зря. Действительно, стоило заехать.
В планах был пешеходный маршрут вдоль озера от капеллы в сторону городка Флюелен (Fluelen). В том месте противоположные берега ближе всего подходят друг к другу. Высоченные горы с обеих сторон угрожающе нависают прямо над озером. Завораживающая брутальность скал мало кого оставит равнодушными.
Пешеходная дорожка сначала идет по старой дороге Alte Axenstrasse, пробитой в скале, дальше спускается к самому озеру. Этот участок считается самым живописным на известной швейцарской тропе Weg der Schweiz: Brunnen->Morschach->Sisicon->Fluelen->Isleten->Bauen->Seelisberg->Rutli. Полный маршрут вокруг озера Untersee составляет 35 км. Тропа была проложена в честь 700-летия образования Швейцарской конфедерации. В 1291 г. на луге Rutli представители трех швейцарских кантонов заложили основу нового государства, дав клятву совместно бороться против господства австрийской империи.
Времени оставалось все меньше, надо было уже чем-то жертвовать. Решили, что это будет тропа Weg der Schweiz. Едем вдоль берега обратно, по плану у нас Веггис. И снова незапланированные остановки, обещания самому себе больше этого не делать, а дальше … снова остановки. «Мы когда-нибудь доедем до Люцерна?», — подумал я снова.
ВЕГГИС (WEGGIS)
В Веггис приезжают, чтобы на канатной дороге подняться на гору Риги (Rigi). Сверху замечательные виды на озеро и окрестности, много легких пешеходных маршрутов. От верхней станции канатной дороги Rigi Kaltbad до вершины горы Rigi Kulm пешком около 3 км, перепад высот всего 300 метров. Обычная прогулка по альпийским лугам. А можно пройти по маршруту Марк Твена: Weggis->Felsentor->Rigi Kaltbad->Känzeli->Rigi Staffel->Rigi Kulm. Подъем длиной 10.4 км на высоту 1358 м, занимает примерно 5 часов. Это уже посерьезнее, для взрослых и подготовленных. Говорят, Марк Твен осилил, молодец.
В этих местах хорошо провести выходные, как советует Даша Сиротина: «Мои идеальные длинные выходные в Park Hotel Vitznau [отель в соседнем городке] выглядели бы так: Прилет в пятницу в Цюрих, поезд до Люцерна, круиз до Вицнау. СПА, аперитив, ужин в Focus. Субботнее утро посвятить длинному завтраку, бассейну или СПА, после ланча выбраться в Люцерн, прогуляться, шопинг и музеи, вечером сходить на концерт в KKL [Центр культуры и конгрессов] и вернуться в отель. Воскресенье — для подъема на Риги и прогулок по Альпам. Понедельник — возращение домой из Цюриха».
Мы же заехали, чтобы просто посидеть на террасе Seehof Hotel Du Lac. Отель находится в красивом месте, прямо на берегу озера. Сели за столик, заказали напитки и с восторгом рассматриваем все вокруг. Пристань, белые кораблики проплывают по озеру, горы в легкой дымке на горизонте. Уютно, тихо, спокойно.
На этапе подготовки маршрута планировал остановиться здесь на пару ночей, а в Люцерн добираться на кораблике. Но потом все переделал, выбрав за базу Интерлакен. Пока М. допивала вино, я все-таки зашел в отель и мне показали номер с видом на озеро, в котором планировали останавливаться. Что сказать? Хорошо, что осматривал его один …
Прокатиться по озеру на кораблике удовольствие не дешевое. Стоимость билета -way ticket из Веггиса в Люцерн 14CHF, по времени 41 мин. Ходят кораблики в первой половине дня примерно каждые 30 мин, во второй — каждый час. До Люцерна оставалось всего 19 км, ехать не более 25–30 мин.
ЛЮЦЕРН (LUZERN)
Вот так прошли восемь часов с того момента, как мы выехали в сторону Люцерна. Самая удобная, но и дорогая, парковка Parkhaus Seehof, сразу за мостом Seebrucke, который разделяет озеро и реку Ройс (Reuss). Мы запарковались в City Parking. Рядом супермаркет COOP, до набережной 450 м, до Часовенного моста (Kapellbrücke) 800 м, а главное — намного дешевле. За 2 часа-5CHF/3-7CHF/4-9CHF.
Через дорогу от парковки установлен монумент «Умирающий лев». Прямо в скале высечена фигура льва — аллегорическое изображение умирающего швейцарского гвардейца. Они погибли в Париже во время французской революции 1792 года, защищая во дворце Тюильри короля Людовика XVI. Марк Твен назвал этот памятник «самое грустное и самое трогательное каменное изваяние в мире».
Много пишут о жестокости восставшего народа, меньше о тех, кто доводит до проявления такой жестокости.
Пошли в сторону набережной. Дорогой вспомнили сад Тюильри, где мы любили отдыхать во время посещения Парижа. Считается, что набережная в Люцерне одна из самых красивых в Швейцарии. Возможно, и так. Посидели на берегу озера, наблюдая за лебедями, прохожими, корабликами. Бросили беглый взгляд в сторону гор, но, после увиденного, этот вид нас уже ничем не зацепил.
Вдоль озера прошли к Часовенному мосту, он всегда ярко украшен цветами. Название получил от капеллы — небольшой церкви у берега реки. Построен в 1333 году и является самым старым крытым деревянным мостом в Европе. Под крышей находятся картины, посвященные некоторым значимым историческим событиям Швейцарии. После пожара 18 августа 1993 года мост и многие картины сильно пострадали. Теперь о той трагедии напоминают лишь несколько обугленных рисунков.
У середины моста возвышается 43-метровая водонапорная башня Wasserturm. Она была построена посредине реки на небольшом утесе, раньше моста. Сейчас в башне размещается небольшой сувенирный магазин.
По неширокой набережной вдоль правого берега реки Ройс направились ко второму крытому деревянному мосту — Spreuerbrücke (Мельничный мост). Надо пройти всего лишь 500 метров. Мост старинный, настоящий, стоит на реке с 1408 года, о чем напоминает потемневшее и потрескавшееся от времени дерево. Мне мост понравился.
Но на многих угнетающее действие производят картины на стропилах кровли, изображающие «пляску смерти». Образ смерти персонифицирован в виде скелета. Не пытайтесь углубляться в философские размышления — потеряете восприятие реального мира вокруг вас. Зачем на отдыхе изводить себя всевозможными мыслями о бренности человеческого бытия? Относитесь к картинам проще, как к средневековым «постерам». А то и вовсе не обращайте на них внимание.
Рядом с мостом еще в XIX веке построили небольшую плотину в виде частокола из деревянных планок. Такое сооружение называется «игольчатая» плотина. Планки позволяют регулировать уровень воды в реке и озере. В зависимости от необходимости их вручную или убирают из плотины, или добавляют. В этом месте интересно наблюдать за течением реки.
Перешли мост и направились к городской стене Museggmauer. Хорошо сохранился участок длиной около 870 метров с восемью башнями. Для посещения открыты три из них — Mannliturm, Zytturm и Schirmerturm.
Mannliturm — самая высокая башня, расположена ближе всего к озеру. Можно даже подняться наверх. На башне Zytturm висят самые старые часы города, изготовленные в 1535 году. Они на 3 года старше часов, установленных на башне церкви Святого Петра в Цюрихе.
В конце крепостной стены можно спуститься в Старый город. Но если честно, виды мне от стены на город не понравились, просто жаль потраченного времени. Город лучше всего смотрится с другой стороны, например, с крыши Центра культуры и конгрессов (KKL).
После посещения башни Mannliturm стоило вернуться обратно на набережную. Взять по чашечке кофе или бокалу вина в одном из ресторанчиков на площади Мюленплац (Mühlenplatz) с видом на Мельничный мост и наблюдать за течением реки у плотины.
После крепостной стены мы спустились в Старый город, побродили по улочкам, прошли в сторону Ратуши (Rathaus). Многие дома украшены красивыми росписями и лепниной. Чем то напомнили нам деревню Обераммергау в Германии.
Мне больше понравились дома с обычными светлыми фасадами в сочетание с темно-серыми или коричневыми черепичными крышами и выделенными разным цветом оконными ставнями. Просто, красиво и чувствуется дух старины.
При наличии времени можно подняться на гору Pilatus. Но его то как раз катастрофически и не хватает.
Ужинали в ресторане Pfistern, столик взяли прямо у реки Ройс с видом на уже знакомый нам Часовенный мост. Там и дождались вечерней подсветки.
В Интерлакен выехали уже в сумерках через перевал Брюниг (Brunig). Рекомендую выбрать дорогу вдоль озера Лунгерн (Lungern). Места очень красивые, настоящая Швейцария. Нам не повезло. Ночью освещения никакого, озеро совершенно не просматривается, не говоря уже о горах. Зато хорошо видны звезды. Изучали созвездия через смартфон с помощью приложения Star Walk. Было интересно.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ, 05.09.2019, ЧТ.
LAUTERBRUNNEN, WENGEN, MANNLICHEN, KLEINE SCHEIDEGG
Для трекинга в горах у меня на выбор было два варианта. Mannlichen-Kleine Scheidegg (5.5 км) или First-Bachalpsee-First (6.4 км). Остановился на первом варианте после просмотра фильма «Северная стена» (2008).
Рано утром собрали вещи, погрузили в автомобиль и поехали уже знакомой нам дорогой в долину Лаутербруннен. Самая удобная парковка возле вокзала (46.598328, 7.908986). Крытая, многоэтажная, широкие места, но и дорогая. Недалеко есть большая открытая парковка (46.592222, 7.907694), по парковочным часам 1CHF в час. В сентябре оплата добровольная.
Улицы были еще пустынными, деревню медленно обволакивал легкий туман. Прошлись от парковки в сторону вокзала. От Лаутербруннен до деревни Венген ехать 12 мин на горном поезде, ходит каждые 30 мин. Можно сэкономить, если купить комбинированный билет Lauterbrunnen->Wengen->Mannlichen и Kleine Scheidegg->Lauterbrunnen. По дороге из поезда открываются одни из лучших видов на долину.
Дальше на канатной дороге поднялись на станцию Меннлихен (Männlichen, 2222 м). Здесь впервые мы смогли близко «пообщаться» со швейцарскими коровками. Выглядят они действительно как на рекламных фотографиях шоколада Milka. Коровки дальше по маршруту встречались нам достаточно часто.
От станции пешком поднялись до самой высокой точки перевала Меннлихен (2345 м). Прогулочная тропа называется Королевской (Royal walk). Расстояние небольшое, около 700 м, но подъём достаточно крутой. Наверху находится обзорная площадка в виде короны. Хорошо просматриваются горы, долина Лаутербруннен, даже далекие озера и город Интерлакен.
Неожиданно появился туман и начал медленно обволакивать вершины гор. Сначала легкий и воздушный, он незаметно подкрадывался к вершинам, затем мгновенно всей своей плотной массой застилал весь горизонт.
Так и не дождавшись больше хорошей видимости решили идти в сторону станции Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg). Тропа называется Panorama Trail. Перепад высот небольшой 2230–2061 м. Так что под силу пройти даже детям.
Перевал Меннлихен расположен между двух долин — Люченталь (Lütschental) и Лаутербруннен. Наш маршрут проходил со стороны Люченталь. На маршруте туман также становился более плотным, но было интересно наблюдать за туристами, которые постепенно в нем растворялись. Мы также поиграли в «ежика в тумане».
Где-то совсем рядом позванивали колокольчики альпийских коровок.
Мы нашли скамейку и начали с интересом наблюдать за долиной. Столп солнечных лучей, пытаясь прорваться сквозь облака, немного ярче освещал некоторые части долины. Особенно необычно было в те непродолжительные моменты, когда солнцу удавалось полностью прорваться в долину. Тогда туман сначала отползал в стороны, а затем, медленно растворяясь в воздухе, и совсем исчезал. Но ненадолго. Тучи снова закрывали солнце и туман возвращался в долину.
Издалека к нам доносились приглушенные звуки клаксонов. Это были почтовые автобусы. Узнать их можно по ярко-желтому цвету, ходят из Гриндельвальда (Grindelwald) с конца мая до конца октября. Каждый раз, подъезжая к очередному повороту на узкой горной дороге, они сигналят, чтобы предупредить о приближении других водителей.
Я это знал, потому что планировал поездку на почтовом автобусе на перевал Гросе-Шайдегг (Grosse Scheidegg), а на автомобилях передвигаться по долине запрещено. На перевале есть ресторан при отеле Berghotel Grosse Scheidegg, можно вкусно поесть, с балкона открывается чудесный вид на долину Гриндельвальд. Но есть смысл ехать только в солнечную погоду.
После очередного поворота на нашем маршруте открылся вид на гору Eiger. Она была почти полностью окутана туманом, поэтому не казалась угрожающе страшной. Больше невидимой.
Кстати, полдень, в хорошую погоду, также не самое лучшее время — солнце будет стоять прямо над вершинами Eiger, Mönch и Jungfrau.
Поскольку туман никак не хотел покидать эти места, решили не задерживаться и уехать в Венген. Тем более, на станции Клайне-Шайдег уже стоял наш поезд. В дороге пришли к общему мнению, что туман абсолютно не помешал нам на маршруте. Главное сохранить хорошее настроение.
Деревня Венген (1274 м) — один из самых известных горнолыжных курортов Швейцарии. После непродолжительного осмотра, зашли на кофе в отель Alpenrose Wengen. Там красивая видовая терраса и вкусный кофе. Могу рекомендовать отель как для небольшого отдыха, так и проживания. Минус проживания в Венген один — автомобиль надо оставлять внизу на платной парковке и добираться в отель на поезде. А это дополнительные затраты.
В долину Лаутербруннен спускались пешком. Дорога не оправдала наши ожидания, так что лучше ехать на поезде. При спуске не пропустите вниманием водопад Staubbachfall. Это третий по высоте водопад Швейцарии, высотой почти 300 метров. Он хорошо просматривается из Венген.
ГРЮЙЕР (GRUYERES)
Выезжаем в сторону Грюйер. Быстрее автобаном, но мы поехали через перевал Jaunpass (1509 м). Швейцарская идиллия продолжается и здесь. На лугах пасутся альпийские коровки, на нижних склонах, дополняя красоту взгляда, ютятся украшенные цветами милые шале. Над вершинами гор серой массой нависают облака, нам они не мешали.
Спустившись с перевала, заехали на шоколадную фабрику Maison Cailler (46.606734, 7.108042). Фабрика основана в 1819 году и является родоначальником шоколадного производства не только в Швейцарии, но и в мире. Принадлежит компании Nestle Suisse SA. Выбор шоколадных изделий огромный, закупились на всю поездку и домой на подарки.
Дальше остановились в деревне Gruyers (46.582044, 7.080355). Главные достопримечательности — сырная фабрика, прекрасно сохранившийся замок XIII века, а также музей Гигера (HR Giger Museum). Швейцарский художник и оформитель Гигер создал декорации и персонажей к фильмам «Чужой», за что и получил премию «Оскар».
Здесь сумели сохранить аутентичный средневековый облик деревни, что и привлекает туристов. Размерами она совсем крохотная — одна улица со старинными домиками, ресторанами и возвышающийся на холме замок.
А может главная достопримечательность все-таки местное фондю? А вы думали зачем мы сюда приехали?
Самыми популярными видами сыров для приготовления фондю считаются Gruyère и Emmentaler Switzerland. Данные бренды являются контролируемыми и могут производиться только в этой местности. Подлинные сыры данных марок могут быть нескольких возрастов: Classic — 4–5 месяцев выдержки, Réserve — 8–10 месяцев и Premier Cru — 14 месяцев. Gruyère двухлетней выдержки продают под названием Fribourgeois. На изготовление одной головки сыра весом около 90–110 кг уходит до 1200 литров качественного молока!
Для ужина выбрали ресторан Le Chalet de Gruyeres. Кроме фондю из основных блюд заказали еще раклет. Готовят его из расплавленного сыра одного вида и не настолько изысканного. А рецепт совсем простой. Кладут головку сыра близко к огню и медленно соскребают плавящийся сыр. Затем сервируют картофелем, маринованными огурцами, различными видами ветчины. Вкусно!
Дальше был длинный ночной переезд в Шамони (Chamonix). Ехали через Мартиньи (Martigny). Рекомендую остановиться на парковке у пиццерии Sur les Scex (46.103992, 7.064617). Ночной Мартиньи в долине, весь в огнях, выглядит завораживающе.
Мы во Франции! Нас ожидают горы, озера, а также такие любимые М. сыры и настоящие круассаны.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ, 06.09.2019, ПТ.
ШАМОНИ (CHAMONIX)Основными целями поездки в этот регион были город Анси (Annecy) и подъем на Aiguille du Midi (3777 м), ближайшую вершину к Монблан (Mont Blanc, 4810 м). Планировал брать за 65EUR суточный MultiPass, куда входит: 1. Aiguille du Midi (3777 м); 2. Brevent-Flegere (2525 м); 3. Grands Montets (3275 м); 4. Les Houches (2380 м); 5. Tramway du Mont Blanc.
Реально посещение за один день пунктов ½/5. Поэтому забронировал отель в Шамони, а не в городе Анси, чего очень хотела М. У меня были грандиозные планы и на бумаге все выглядело идеально. Правда, очень беспокоила непредсказуемость погоды. На этот случай перестраховался, чтобы была возможность осуществить свои планы в течение трех (!) дней. Увы! Но обо всем по порядку.
По приезду в отель, посмотрели погоду на следующий день — переменная облачность. Аналогичная информация была и на табло в отеле. Утром действительно все подтвердилось. Облака закрыли Монблан, было похоже, что надолго. Это немного насторожило, но впереди еще 2 попытки.
Едем в Анси по горной дороге через Межев (Megeve). Первую остановку делаем в деревне Ангон (Angon). Вокруг непривычная тишина, на берегу озера несколько рыбаков. Выпили по чашечке невкусного кофе и поехали дальше.
Заехали в симпатичный городок Таллуар (Talloires). Здесь на месте древнего монастыря открыт роскошный отель Abbaye de Talloires 4*. Среди его именитых постояльцев были Наполеон III, Марк Твен, Уинстон Черчилль. Говорят, что совладельцем отеля является или был известный актер Жан Рено. Неплохая инвестиция.
Открытая терраса со столиками расположена в тени деревьев и выходит прямо к озеру. Наверное, здесь очень красиво на закате, солнце должно садится в горах над озером прямо перед отелем. И до Анси всего 12 км вдоль озера, можно и по озеру.
Жаль, что поспешили и выпили кофе в Ангон. Лучше бы здесь посидели. Место очень понравилось.
Дальше поднялись в горы к замку Château de Menthon-Saint-Bernard. Прочитали и услышали в названии знакомые слова? Вы не ошиблись, действительно в этих местах была выведена порода собак -спасателей сенбернар. Замок красивый и виды в сторону озера заслуживают внимания.
АНСИ (ANNECY)
Оставили автомобиль на бесплатной парковке Parking Impérial (45.904722, 6.142870). Рядом казино, до центра города всего километр сначала через парк, затем вдоль озера. Прогуливаться вдоль озера очень приятно — везде ухоженные дорожки, зеленые газоны, растут огромные платаны, деревянные мостики-настилы, разноцветные лодочки. Велосипедные дорожки проложены вокруг всего озера, а это примерно 40 км.
Мы начали с прогулки в парке Сад Европы (Jardin d’Europe), парк старый, разбит еще в 1863 году. Везде лавочки, фонтаны, скульптуры и цветы, цветы, цветы. Прямо от озера Анси через весь город проходит канал Тиу (Thiu) с многочисленными мостиками.
Самый романтичный из них — мост Влюбленных (Pont des Amours). Считается, что если влюблённые поцелуются на середине моста, то сильные чувства друг к другу сохранятся на всю жизнь.
Вся набережные канала украшена многочисленными цветами, а также оригинальными желтыми фонарями. Вода красивого бирюзового оттенка.
Маленькими улочками вошли в Старый город, там все еще присутствует дух Средневековья. Проходим старинные ворота, сохранившиеся от старых городских укреплений, и попадаем на площадь Святой Клары (Sainte-Claire). На площади рядом с воротами стоит самый известный в Анси дом — дом Галло XVIII века. Огромные окна на фасаде украшены …. да, цветами.
Вдоль канала прошли к старому каменному мосту Pont Morens, запечатлели классический вид на Островной дворец (Le Palais de I’lle). Он построен в 1132 году посреди реки на естественном скалистом островке. Фасад дворца является визиткой карточкой города и встречается на всех рекламных проспектах Анси. Во внутреннем дворе ничего особо интересного.
Замок Анси (Annecy Chateau) расположен на небольшой возвышенности. Сначала им владели графы Женевские, затем герцоги Савойские. В XVII веке замок сгорел, долгое время стоял заброшенным. В 1953 году его приобрели городские власти, отреставрировали и открыли исторический музей. Особо смотреть нечего, можно смело пропускать. Но если бы я работал гидом, то конечно убеждал бы вас, что надо и обязательно.
На самом деле в Старом городе нечего искать и экскурсии не нужны. Надо просто прогуливаться вдоль канала, можно даже по одним и тем же местам. Все равно будет интересно, там везде красиво, царит атмосфера спокойного, размеренного отдыха. Много кафе, ресторанов, есть и совсем уединенные места.
Обедали в ресторане Le bistrot 7 Perrière.
На обратной дороге заглянули на минутку в Кафедральный Собор Святого Петра (Cathédrale Saint-Pierrе). В XVI веке, во время Реформации, он стал убежищем для изгнанных из Женевы католических епископов. С того времени Анси становится оплотом католической веры в регионе. Вот почему его называют Альпийским Римом.
Рекомендую побывать в Анси в первую субботу августа на празднике озера. В этот день можно посмотреть различные водные шоу, а вечером фейерверк со световыми эффектами. Исторически это началось в 1860 году после приезда в Анси императора Наполеона III по причине присоединения Савойи к Франции. Праздничное мероприятие постепенно вошло в традицию и теперь происходит каждый год.
Город и озеро понравились. Для пляжного отдыха Анси мало подходит, набережная слишком переполнена туристами, вход в воду неудобен. Но если остановиться в отеле Abbaye de Talloires, то отдых запомнится надолго.
ЖЕНЕВА (GENEVA)
Запарковались в Villereuse car park (46.200411, 6.159006). Цена 5CHF/1:55, 8CHF/2:55, 11CHF/3:55. Идем на набережную Quai Gustave-Ador, чтобы посмотреть на фонтан Jet d’Eau. Фонтан выбрасывает 500 литров воды в секунду на высоту 147 метров. Выше только фонтан короля Фахда (King Fahd’s Fountain) в Саудовской Аравии, высота которого 312 метров! Но, оказывается, что даже при небольшом ветре его не включают. Хотя, скорее всего это лишь повод для экономии средств города.
М. приступила к своему любимому занятию — кормлению лебедей. Настолько увлеклась, что не заметила неожиданно набежавшую волну. Стоит заметить, что озеро — единственное, что может вас очаровать в этом городе, да и то только в хорошую погоду.
Набережная большая, но совсем неуютная. Нужна, чтобы только пробежаться из точки, А в точку Б вдоль озера.
В Цюрихе, Люцерне, Монтре, даже в маленьком городке Эвиан (Évian-Les-Bains) понравилось намного больше. На другую сторону реки перешли через мост Monte Blanc, обратно — по мосту Bergues. Старый город находится на возвышенности. Главные улицы — Rue du Rone, Rue du Rive. Чувствуется, что Женева — центр швейцарской часовой индустрии, много дорогих магазинов известных брендов.
Дошли до Кафедрального собора. Собор протестантский, внутренним убранством не поразит. Разве что витражами, но их лучше смотреть в солнечную погоду. Главная достопримечательность — стул известного церковного реформатора Жана Кальвина. В Женеве Кальвин оказался случайно. В то время во Франции протестанты жестоко преследовались. Кальвин решил сбежать и в 1535 году по дороге в Страсбург остановился на ночь в Женеве. Город с 1533 году был протестантским. Здесь его нашли местные протестанты и уговорили остаться для проведения реформ. Но крайний радикализм его взглядов не нашел должной поддержки и в 1538 году он и его сторонники были изгнаны. Однако, уже в 1541 году ветер церковных перемен вернул его снова в Женеву, где он проповедовал свои взгляды до самой смерти. Можно подняться на смотровую площадку Кафедрального собора, но я бы не рекомендовал. Разве что есть желание с высоты посмотреть на фонтан Jet d’Eau, если тот будет работать.
Через старую площадь Bourg-de-Four прошли к Promenade de la Treille — самой длинной деревянной скамейке. Ее длина составляет 126 метров. Дальше соблазнились на горячий шоколад в кафе Bourg-de-Four. Обманулись, самый обычный какао.
К вечеру ветер совсем утих. Мы спустились на набережную в надежде, что включат и фонтан, и подсветку. Не включили. В целом город разочаровал. Тот случай, когда ожидания превысили реальность, причем значительно. Женева большая, монументальная, но без души и уюта. Это совсем не значит, что не стоит посещать. Не стоит ожидать чего-то особенного и удивительного, и не обманитесь рекламными фотографиями.
По приезду в отель, посмотрели погоду на следующий день — обещали солнце, но только на короткий промежуток времени с 14:00 до 16:00, а в воскресенье начинались дожди. Это означило, что из Эвиан возвращаться в Шамони не будем. Вся надежда только на завтрашний день. Договорились, что MultiPass брать не будем, поднимемся во второй половине дня только на вершину Aiguille du Midi.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Круиз, Автопутешествия