Рукавишниковы — одна из тех громких фамилий, с которыми крепко связан Нижний Новгород: купцы, заводчики, банкиры Рукавишниковы в 19 веке были известны всей России. Как многие купцы-староверы, они тратили много средств на благотоворительность, строили больницы храмы, однако в городе наиболее известны дома, принадлежавшие членам семьи. Интересно также проследить судьбу этого рода: несколько поколений семьи Рукавишниковых проживают в Москве.
Родоначальник нижегородской династии Григорий Михайлович Рукавишников был обычным кузнецом посёлка Красная Рамень Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Перебравшись в 1817 году вслед за Макарьевской ярмаркой в город, он купил несколько лавок и начал торговать железом. Довольно скоро Григорий Михайлович основал собственный железоделательный завод.
Сын Григория, Михаил Рукавишников, «железный старик», стал монопольным поставщиком железа в Нижегородской губернии.
После смерти Михаила Григорьевича с согласия родственников единоличное руководство фирмой осуществлял его старший сын Иван Михайлович, член совета Нижегородского купеческого банка, гласный городской думы почётный мировой судья. В городе сохранился дом, который Иван Михайлович купил у Алексея Узатиса — руководителя сормовского пароходного завода и майора корпуса горных инженеров, чтобы привести сюда молодую жену — дочь полковника Бирина. Купец женился на дворянке, дом для неё нужен был на центральной улице — Большой Покровской. Как долго жила здесь чета Рукавишниковых неизвестно, но в Большой российской энциклопедии написано, что в конце 19 — начале 20 века в доме находилось общественное собрание, ставшее центром музыкальной жизни города, в советское время — областная филармония, с 1929 года — Театр кукол. Вот так он выглядел в 2017 году.
Рано или поздно потомки родоначальников династий промышленников получали хорошее образование и воспитание, становились ценителями искусства, собирателями коллекций художественных произведений, строили дорогие усадьбы и особняки, заказывая проекты у самых талантливых архитекторов. В роду Рукавишниковых это пришлось на третье поколение — внуков Григория Михайловича.
Митрофан Михайлович был знатоком и собирателем предметов искусства. Многие картины из его частной коллекции (в т. ч. работы В. М. Васнецова, в частности «Ковёр-самолёт», И. Н. Крамского, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи) и сегодня украшают залы Нижегородского художественного музея.
В.М. Васнецов. Ковёр-самолёт. Снимок сделан в Нижегородском художественном музее
Дом Митрофана Михайловича в своё время был диковинкой для Нижнего Новгорода: окна из цельного стекла, маркизы были необычны.
Митрофан Михайлович Рукавишников и его дом на Большой Печерской улице. Коллаж из фотографий, взятых в Интернете
Алексеевская церковь Благовещенского монастыря, построенная в 1831 году, в 1883 году была капитально отремонтирована с устройством двух приделов на средства М. М. Рукавишникова.
Благовещенский монастырь напротив Канавинского моста. Алексеевская церковь – с золотыми главами
Сергей Михайлович Рукавишников оставил память по себе строительством великолепных зданий, которые и сегодня являются украшением Нижнего Новгорода. В 1910 году он построил здание на улице Рождественской, в котором разместился Русский торгово-промышленный банк, один из крупнейших в стране.
Через год на Нижне-Волжской набережной началось строительство торгового дома. Архитектором обоих зданий, составлявших единый комплекс, стал Фёдор Шехтель.
Один фасад — собственно банка — выходит на Рождественскую улицу. Банковское здание так и осталось по своему назначению административным.
Торговый дом, псевдоготический фасад которого выходит на Нижне-Волжскую набережную, был достроен уже после начала Первой мировой войны. В его просторных помещениях тогда расположилась военно-обмундировочная швейная мастерская, эвакуированная из Варшавы. Затем в бывшем торговом доме долгое время находилась швейная фабрика «Маяк», прекратившая свою работу в 2015 году.
Но самой великолепной постройкой Сергея Рукавишникова считается его дом на Верхне-Волжской набережной.
Вернее, не постройкой, а перестройкой. Отец Сергея, Михаил Григорьевич купил в 1840 году двухэтажный дом купца Серпиона Везломцева. Надо сказать, что до этого времени никакой Верхневолжской набережной не было, место это было застроено избами с задними дворами, огородами и выгребными ямами, обращёнными к берегу Волги. В 1835 году по распоряжению Николая I все постройки были снесены и на их месте заложен парк, впоследствии названный Александровским в честь супруги императора. Улица вдоль сада, названная позднее Верхне-Волжской набережной, должна была стать парадной и застраиваться только каменными домами. Когда закладка сада подходила к концу, Михаил Рукавишников и купил в то время еще скромный двухэтажный дом Везломцева. Сергей Михайлович, унаследовав дом, решил превратить его во дворец. Старый дом он «спрятал» внутри нового, в его левом крыле, потому что маменька не хотела расставаться со своими привычными комнатами. Площадь, занимаемая домом, получилась раза в несколько раз больше.
Но главное было украсить его так, как никто в городе позволить себе не мог. Предполагают, что над проектом перестройки работал архитектор Пётр Бойков (впоследствии создатель проектов особняка Святополк-Четвертинского в Москве, ныне Центрального дома литераторов, замка Храповицкого в Муромцеве и многих других интересных зданий) и скульптор Михаил Микешин, к тому времени уже автор проекта памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, но документально это не подтверждено.
Дом был готов в 1877 году. Здание обильно украшено лепниной:
балкон 2-го этажа поддерживают атланты,
оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид,
Не забыты и пухленькие ангелочки-путти.
Особняку повезло в том, что в 1918 году в нём был устроен музей, сыновья Сергея Михайловича Иван и Митрофан помогали в оформлении экспозиции и некоторое время жили в своём доме, однако вскоре их выселили.
После очередной реставрации в 1997—2010 гг. музей здесь вновь открыт.
Музейные экспозиции представляют собой, на мой взгляд, некий винегрет. Здесь и краеведение, и народное декоративно-прикладное искусство,
и предметы дворянского быта. Однако мебель, наряды и прочие вещи не принадлежали Рукавишниковым, они привезены в Нижний Новгород из села Юрино, из огромного особняка на берегу Волги (бог даст, я его покажу), и принадлежали Шереметевым.
Но нас ведь дом интересует, правда? Тогда пройдём по его помещениям и посмотрим.
Как положено в подобных домах (мы с вами уже видели дом водочного короля Смирнова и золотопромышленника Стахеева в Москве), всех приходящих встречает парадная лестница. Как и на фасадах, здесь обилие лепнины.
Поднявшись по лестнице, гости попадали в бальный зал.
Если на парадной лестнице и в бальном зале прослеживается единый стиль, то в отделке других комнат первого и второго этажа есть некоторое разнообразие. Вот, например, кабинет хозяина. Возможно, модно была именно кабинет стилизовать под готику, ведь у Смирнова и Стахеева та же история.
Возможно, стилевая направленность в оформлении других интерьеров либо утрачена, либо изначально не задумывалась. Однако украшательств, на вкус хозяина, было довольно много. Более всего они сохранились в оформлении потолков, стен и дверей.
Осмотр этого особняка вызвал противоречивые чувства. С одной стороны, дорого-богато, местами изящно, с другой — откровенный купеческий китч.
Интересно, что жилые комнаты были на третьем этаже, оформленном очень просто. Семья была староверческой, детей воспитывали очень строго. Значит, остальное напоказ, чтобы подчеркнуть достаток? Один из сыновей Сергея Михайловича, Иван Сергеевич, написал роман под говорящим названием «Проклятый род», сюжетом которому послужила история Рукавишниковых и, в частности, этого особняка.
Потомки Сергея Рукавишникова делом своей жизни выбрали искусство. Иван, написавший роман, после революции 1917 года служил в Нижегородском наробразе, занимался обустройством Нижегородского художественно-исторического музея, в 1918–21 гг. в Москве, в Наромате просвещения, возглавлял Дворец искусств, в 1921 году участвовал в создании Высшего литературно-художественного института.
Митрофан Сергеевич стал скульптором, графиком, театральным художником, а его сын Иулиан Митрофанович, тоже скульптор, получил звание народного художника СССР (1988), стал действительным членом Российской академии художеств (1997), он автор памятников А. П. Чехову (1960, Таганрог), И. В. Курчатову (1971, Москва), А. В. Щусеву (1974, Москва).
С работами сына Иулиана Митрофановича, Александра Рукавишникова, знакомы все. Взгляните на этот коллаж. Эти работы и многое другое создал потомок нижегородского «проклятого рода».
Памятник Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище; памятник Владимиру Набокову в Монтрё; памятник Юрию Никулину на цветном бульваре; памятник Мстиславу Ростроповичу в Брюсовом переулке. Фотографии для коллажа взяты в Интернете
Кто знает, не построй Сергей Михайлович дом на Верхне-Волжской набережной, стали бы его потомки скульпторами?
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм