В особняке на Новой Басманной улице, принадлежавшем Николаю Дмитриевичу Стахееву, московскому коммерсанту, золотопромышленнику и меценату, хорошо сохранились парадные комнаты, которые можно увидеть только в составе организованной экскурсии. Особняк был построен в 1898―1899 гг. по проекту архитектора М. Ф. Бугровского. Стоимость дома составила 1 миллион рублей. Даже по тем временам это было дорого. Однако, если познакомиться с некоторыми фактами биографии хозяина этого дома, мы не найдем в этом ничего удивительного.
3
Н. Д. Стахеев, представитель елабужского купеческого рода, получив наследство в несколько миллионов рублей (по разным сведениям, от пяти до восьми), сумел многократно преумножить капитал, занимаясь различными видами предпринимательской деятельности: торговлей хлебом, чаем, лесом, драгоценными металлами, строительством доходных домов (об одном из них я упоминала в рассказе «От Китай-города до Тургеневской»). Кроме этого, он имел золотые прииски, владел ткацкими мануфактурами и нефтяными месторождениями. Чтобы не особенно тратиться на перевозку своих товаров, Стахеев организовал их транспортировку на собственных поездах и судах. К началу 20 века он увеличил полученный от отца капитал в десять, а то и больше раз ― до 80 миллионов рублей.
Дом на Новой Басманной улице Стахеев строил для своей семьи, в которой, кроме собственных двоих детей, воспитывались семеро племянников, потерявшие родителей. В доме проводились многочисленные приёмы, о чём свидетельствует галерея парадных покоев, которые теперь можно посетить. Кроме прочего, Стахеев продумал отделку интерьеров так, чтобы была возможность прорекламировать разнообразные строительные и отделочные материалы, которые хозяин мог предложить потенциальным покупателям, поэтому экскурсантам нужно обратить внимание и на это.
Дом построен из белого камня в новогреческом стиле.
Особняк был окружён парком, который сохранился до сего дня как сад имени Баумана. О том, что в усадебный парк можно было выйти, минуя парадное крыльцо, свидетельствует лестница и галерея со стороны, противоположной парадному крыльцу.
1
Перед домом вы увидите фонтан «Богиня ночи», купленный Стахеевым во Франции.
6
Парадный вход оформлен колоннами из модного в то время диабаза.
2
Но стремятся сюда для того, чтобы полюбоваться великолепно сохранившимися интерьерами, оформленными с большим вкусом. Интерьеры были сохранены благодаря тому, что в 1918 году особняк попал в ведение Народного комиссариата путей сообщения, как и многие здания в окрестностях трёх вокзалов: Казанского, Ленинградского и Ярославского, да ещё и недалеко от них расположенного четвёртого ― Курского. Там в разное время находились различные учреждения: клуб железнодорожников имени Дзержинского, Деловой клуб транспортников, Всесоюзное объединение лесной и деревообрабатывающей промышленности на транспорте. В 1940 году дом отдали под клуб детей железнодорожников, в этом статусе он существует до сих пор.
Интерьер ошеломляет сразу, как только вы открываете парадные двери. Огромная парадная лестница из белого мрамора, стены с панелями из цветного каррарского мрамора, на удивление хорошо сохранившаяся метлахская плитка на полу, высокие лепные потолки с многочисленными декоративными деталями не дают ощущения архитектурных излишеств.
8
3
1
3
Посмотрим с лестницы на входные двери. Не очень хорошо видно сразу, но входная группа со стороны улицы оформлена двумя красивыми витражами.
2
Всё пропорционально и гармонично. Хотя чему удивляться: архитектор Бугровский окончил курс в знаменитом Училище живописи, ваяния и зодчества в 1880 году, по окончании получил Малую серебряную медаль и звание неклассного художника-архитектора. Одновременно с Бугровским в этом же учебном заведении учились Шехтель, Клейн, Мазырин, Эрихсон, Кондратенко, так что школа была одна. Кроме того, заказчик, предприниматель Стахеев, будучи племянником художника И. И. Шишкина (его мать была родной сестрой художника), обладал отменным художественным вкусом и хорошо разбирался в искусстве.
Чем дальше, тем большее впечатление производит декор внутренних помещений особняка. Аванзал можно рассматривать очень долго.
11
7
6
6
В конце 19 ― начале 20 века в моде была эклектика, в этом мы можем убедиться, вспомнив знаменитый Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге или дом Смирнова на Тверском бульваре. Стахеев учёл модные тенденции, но воплощение идей в оформлении интерьеров парадных комнат было оригинальным.
Приёмная Стахеева. Стены обшиты деревянными панелями, а над ними не обои, а покрытие для того времени редкое. Помните жёлтые стены с тиснением из какого-то полимерного материала в старых вагонах метро? Здесь подобное.
3
Большой камин с огромным зеркалом.
1
В доме особое внимание обратите на потолки. Это поистине произведения искусства. По причине того, что их нельзя было унести, как мебель, или затоптать, как паркет (хотя и он неплохо выглядит после реставрации), они сохранились очень хорошо.
4
5
Зато следующее помещение — кабинет — наоборот, утратило декор, зато здесь находятся вещи, принадлежавшие Стахеевым: письменный стол, часы, зеркало, каминные щипцы… В этом помещении собраны портреты людей, строивших железные дороги с самого начала развития этого вида транспорта. Правда, эти вещи с портретами совершенно не сочетаются…
1
1
Самый большой зал — белый. Он был предназначен для больших приёмов и балов. Белый мрамор стен контрастирует с наборным паркетом оригинального рисунка в светло-коричневых тонах и шикарным плафоном на потолке. Большие зеркала между окнами зрительно увеличивают и без того большой объём зала.
2
2
4
4
Стены украшены барельефами с античными сюжетами.
2
3
Столовая выполнена в стиле рококо (помните рокайльную у Смирнова?). Обратите внимание на оконные откосы: в каждой комнате они отделаны поделочным камнем подходящего под цвет интерьера оттенка.
2
2
Отдельный экспонат — длинный белый стол со стульями. Он не принадлежал Стахеевым, зато знаком тем, кто смотрел кинофильм «Статский советник», сцену приёма у губернатора.
5
Не поленитесь нагнуться и буквально залезть под стол, увидите много интересного.
1 из 5
5
Не только парадные комнаты, но и переходы между ними имеют декоративную отделку, сохранившуюся, конечно, на потолках.
4
3
Как и было принято, в доме был зимний сад со стеклянной крышей. Его восстановили, как смогли.
2
2
Если отодвинуть штору, можно увидеть статую Флоры, которая украшает дом снаружи, напротив среднего окна зимнего сада.
2
Последней комнатой, которую нам продемонстрировали, был мавританский зал.
5
Отделка стен и потолка изумительна.
3
4
4
Откосы окон оформлены настоящей яшмой.
2
В одном только нам не повезло: готический зал был закрыт на реставрацию. А впрочем, те, кто смотрит о телевизору передачу «Битва экстрасенсов», точно его видели. Ну, а для тех, кто не видел, пришлось украсть фотографию из Интернета.
2
Думаю, ради того, чтобы увидеть готический кабинет своими глазами, стоит ещё раз сходить на эту экскурсию, когда реставрация будет завершена.
О Н. Д. Стахееве и его особняке ходит легенда, которая вроде бы стала отправной точкой в сюжете «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Помните, как встретились Киса Воробьянинов и Остап Бендер?
«На верхней ступеньке стоял Ипполит Матвеевич Воробьянинов, черноусый и черноволосый. Глаза его сияли под пенсне довоенным блеском.
— Барин! — страстно замычал Тихон. — Из Парижа!
Ипполит Матвеевич, смущенный присутствием в дворницкой постороннего, голые фиолетовые ступни которого только сейчас увидел из-за края стола, смутился и хотел было бежать, но Остап Бендер живо вскочил и низко склонился перед Ипполитом Матвеевичем.
— У нас хотя и не Париж, но милости просим к нашему шалашу.
— Здравствуй, Тихон, — вынужден был сказать Ипполит Матвеевич, — я вовсе не из Парижа. Чего тебе это взбрело в голову?
Но Остап Бендер, длинный благородный нос которого явственно чуял запах жареного, не дал дворнику и пикнуть.
— Отлично, — сказал он, кося глазом, — вы не из Парижа. Конечно, вы приехали из Кологрива навестить свою покойную бабушку.
Говоря так, он нежно обнял очумевшего дворника и выставил его за дверь прежде, чем тот понял, что случилось, а когда опомнился, то мог сообразить лишь то, что из Парижа приехал барин, что его, Тихона, выставили из дворницкой и что в левой руке его зажат бумажный рубль.
Тщательно заперев за дворником дверь, Бендер обернулся к все еще стоявшему среди комнаты Воробьянинову и сказал:
— Спокойно, всё в порядке. Моя фамилия Бендер! Может, слыхали?
— Не слышал, — нервно ответил Ипполит Матвеевич.
— Ну, да откуда же в Париже может быть известно имя Остапа Бендера? Тепло теперь в Париже? Хороший город. У меня там двоюродная сестра замужем. Недавно прислала мне шелковый платок в заказном письме…
— Что за чепуха! — воскликнул Ипполит Матвеевич. — Какие платки? Я приехал не из Парижа, а из…
— Чудно, чудно! Из Моршанска».
Владелец особняка Стахеев покинул свой дом задолго до революции, уехал во Францию. Большую часть средств и драгоценностей он переправил за границу, часть денег и драгоценностей была спрятана в подвале особняка на Новой Басманной улице в Москве. В 1925 году Николай Дмитриевич тайно вернулся в Москву, чтобы забрать свои сокровища из дома, который к этому времени был передан Наркомату путей сообщения.
А помните финал «Двенадцати стульев»?
«Бриллианты превратились в сплошные фасадные стекла и железобетонные перекрытия, прохладные гимнастические залы были сделаны из жемчуга. Алмазная диадема превратилась в театральный зал с вертящейся сценой, рубиновые подвески разрослись в целые люстры, золотые змеиные браслетки с изумрудами обернулись прекрасной библиотекой, а фермуар перевоплотился в детские ясли, планерную мастерскую, шахматный клуб и биллиардную.
Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но его нельзя было унести. Оно перешло на службу другим людям».
Стахеев был задержан, сокровища конфискованы. Он не сопротивлялся, отдал всё добровольно, за что получал от государства пожизненную пенсию. На деньги бывшего бриллиантового короля в 1928 году по проекту А. В. Щусева был построен Центральный дом железнодорожников рядом с Казанским вокзалом (фотография из Интернета).
Такова была плата за жизнь. Хотя… Предки Николая Стахеева никогда за деньги не держались, большинство доходов отдавая на благотворительность. Доказательство этому — стихи, написанные отцом нашего героя:
Не славословь своё значенье: богатство — тлен, а слава — дым, Чем выше чин и положенье, тем ниже Бог даст цену им. Иди дорогою смиренных, не замечаемый никем, Прощай врагов, будь чужд надменных, к людским порокам глух и нем.