Мы это поняли, как только увидели длинную улицу с красивыми старинными особняками.
Мы это поняли, как только увидели длинную улицу с красивыми старинными особняками.
Она тянется от Канавинского моста до площади Народного единства параллельно Нижневолжской набережной. Здесь издавна было средоточие деловой жизни Нижнего Новгорода. Современный вид улица приобрела в начале 19 века благодаря Августину Бетанкуру, испанцу по национальности, государственному деятелю и учёному, генерал-лейтенанту, архитектору, строителю, инженер-механику и организатору транспортной системы Российской империи. Он распорядился улицу выпрямить и застроить каменными домами во избежание пожаров. Таким образом, каждый дом на Рождественской — памятник истории.
Здесь мало автомобилей, а тротуар очень широкий. По улице раньше ходил трамвай, сейчас рельсы остались, но регулярного движения нет. Говорят, ходит экскурсионный вагон, однако за пять дней мы его ни разу не видели. Может быть, ещё не сезон?
Что касается зданий-памятников, то знакомство с ними началось, как только мы вышли из такси. Наша гостиница «Мегаполис» расположена в одном из флигелей бывшей усадьбы князей Голицыных (проект усадьбы князь Сергей Михайлович Голицын заказал работавшему в его подмосковном селе Кузьминки архитектору Д. И. Жилярди).
Рядом — усадьба Строгановых. Она была возведена в 1824–1828 годах по проекту архитекторов Иванова и Садовникова. Автором проекта флигелей стал архитектор Кострюков; они были построены в 1872 году.
Усадьбу возвели по заказу графини Софьи Строгановой, которая была фрейлиной четырёх императриц, дружила с императрицей Елизаветой Алексеевной. Некоторые краеведы считают Строганову прототипом графини из пушкинской «Пиковой дамы», поэтому стену у входа в усадьбу оформили вот так.
Ирония судьбы, но самая красивая церковь в Нижнем Новгороде, находящаяся напротив усадьбы Строгановых, тоже называют Строгановской (церковь Собора Пресвятой Богородицы или Рождественская), хотя к графам Строгановым она не имеет никакого отношения. Церковь построена на средства купца Григория Дмитриевича Строганова в 1696–1719 годах.
Видимо, купец Строганов настолько был увлечён возведением храмов по собственному вкусу, что искусствоведы теперь выделяют строгановский стиль, или строгановское барокко.
Главной особенностью строгановского стиля называют обилие декора. Взгляните на наличники и декоративные пояса. Насколько искусная резьба по камню! Трудно поверить, что это не лепнина.
Многое пришлось пережить этой церкви. И горела она несколько раз, и Пётр I её закрывал, и в советские годы она разделила общую судьбу всех церквей. До недавнего времени здесь располагался исторический музей и благодаря этому здание сохранилось в приличном виде, за исключением куполов.
Купола были сначала зелёные, потом разноцветные, как у храма Василия Блаженного в Москве, потом их порушили, борясь с опиумом для народа. Видно, что при восстановлении куполов использовались современные синтетические материалы. Церковь действующая, интерьеры частично восстановлены.
Трудно поверить, что рядом с дворянскими усадьбами и церквями располагались и производственные здания. Этот красивый дом с ресторанами на первом этаже раньше был корпусом завода «Добров и Набгольц», который был создан для оснастки паровыми машинами Нижегородской мукомольной промышленности в 1873 году. В 1885 году владельцы заказали архитектору Н. Д. Григорьеву проект нового, более просторного корпуса. Фасад его должен был выходить на Рождественскую улицу, в линию с усадьбами Строгановых и Голицыных. По этой причине производственному корпусу придавался вид длинного жилого дома. На этом предприятии начинал свою деятельность известный на Волге механик-самоучка Василий Иванович Калашников, внёсший множество усовершенствований в судостроение и редактировавший первый в Европе профессиональный журнал речников.
Напротив не менее интересное здание — Блиновский пассаж. Он был построен купцами братьями Блиновыми в 1876–78 годах. Автор здания пассажа — петербургский архитектор А. К. Бруни, а строил его нижегородский зодчий Роберт Яковлевич Килевейн. В то время пассаж был самым большим зданием в Нижнем Новгороде. Внутри здания располагались конторы, лавки, магазины, склады, гостиница, ресторан, телеграф.
В 1901 году из ресторана Пермякова, который был в этом здании, провожали Максима Горького на лечение в Крым с последующим поселением его в Арзамасе под надзором полиции. Здесь также бывал писатель В. Г. Короленко, проживший в Нижнем Новгороде 11 лет. В гостинице Блиновского пассажа останавливался художник Константин Маковский, автор грандиозного полотна «Воззвание Минина». В память об этом событии недалеко от Блиновского пассажа установлен памятник художнику, работающему над эскизом этой картины.
Уличная скульптура в городе чрезвычайно популярна. Видимо, в знак того, что в каждом здании на Рождественской есть кафе и рестораны, поставили чугунную фигурку приветливого мальчика-пирожника.
На Рождественскую улицу выходят несколько спусков — круто поднимающихся на высокий берег улиц. Вот, например, как выглядит Почтовый съезд. Если стоять на середине подъёма, то вид будет таким.
А если с этого места взглянуть вниз, то можно в полной мере представить, какие горки преодолевают жители близлежащих улиц, чтобы спуститься на Рождественскую.
Идём дальше. Скромный особняк, но на его стене висит мемориальная доска. В этом доме с 1846 года жил и работал выдающийся инженер, автор проекта первого городского водопровода Нижнего Новгорода, барон Андрей Иванович Дельвиг.
В двух шагах от Рождественской — речной вокзал. Жаль, что не лето и нельзя покататься на катере на водах одновременно двух рек — Оки и Волги, ведь именно на этом месте они встречаются.
Вот интересное здание — доходный дом Николая Александровича Бугрова, внука основателя знаменитой купеческой династии Петра Егоровича Бугрова. Дом перестроил архитектор В. П. Цейдлер в 1893 году. Здесь размещалось отделение Волжско-Камского банка, где Бугров брал кредиты для развития своего хлебного дела.
На противоположном углу стоит дом купца I гильдии, почётного гражданина Нижнего Новгорода Ивана Степановича Пятова.
Пятов торговал железом и на свои средства устроил на Нижегородской Ярмарке в Канавино Железный ряд, чем удостоился особого расположения инженера Августа Бетанкура. В 1819 году Бетанкур построитл для Пятова дом, украшенный по фасаду ионической колоннадой. Фигурный аттик с двумя куполами и декоративными вазами в нишах добавили известные нижегородские домовладельцы И. Кудряшов и Н. Чесноков. Сейчас шутники, открывшие в этом доме ресторан, назвали его «Пяткин».
Соседний дом относится к лучшим в России образцам стиля модерн. Это творение Ф. О. Шехтеля — Русский торгово-промышленный банк Сергея Михайловича и Митрофана Михайловича Рукавишниковых, представителей знаменитого рода нижегородских промышленников. Здание на Рождественской улице выстроено в 1908 году.
В самом начале Рождественской улицы стоит ещё одно здание в стиле модерн. Это бывший дом Фёдора Петровича Переплётчикова, владельца канатных мануфактур, общественного деятеля и крупного благотворителя. Дом № 6 по Рождественской построил ещё Иван Ефимович Ефимов в 1822 году. В 1902 году дом надстроил и перестроил архитектор Анатолий Иванович Шмаков, выходец из крепостных графов Шереметьевых.
Шмаков украсил фасады множеством маскаронов в виде женских головок, увитых цветами,
а балконы — орнаментом с плавными линиями.
Несмотря на то, что Рождественская улица находится почти в центре города, за красивыми фасадами можно увидеть почти деревенскую картинку. Заглянув через арку во внутренний двор одного из домов, мы увидели вполне себе свободно гуляющего петуха.
Пройдя по Рожественской, можно не только понять, чем жил и живёт город, но и оценить прекрасное чувство юмора его жителей. Вот, например, какой осветительный прибор висит напротив одного из ресторанов.
А это — символ «честного купеческого слова», остроумно воплощённый в металле. Памятник «Соляная афера» установлен на месте, где в 19 веке располагалась соляная контора. Поводом для его создания послужил исторический факт махинаций начальника соляной конторы Вердеревского, который в сговоре с купцами Блиновым и Бугровым продал в 1869 году в обход казны полторы тонны соли из государственных запасов. После огласки Вердеревского сослали в Сибирь, а купцов обязали возместить убытки.
Но автора скульптуры вдохновил не сам факт аферы, а деяние отца Фёдора Блинова — он подарил сыну-казнокраду чугунные башмаки большого размера и обязал ходить в них раз в году в напоминание о чести семьи. Существует поверье, что чугунные башмаки приносят каждому примеряющему их дар щедрости.
Мы прошли всю улицу Рождественскую. Она привела нас к площади Народного единства. Уже видны мощные стены нижегородского кремля, но это уже другая история.