Продолжаем путешествие по дунайской долине Вахау пасмурным днём 5 мая 2019. Позади — Кремс (Штайн), Дюрнштайн, Вайссенкирхе, знакомство с винами Ямек https://www.tourister.ru/responses/id_29335 , а также церковь-крепость Санкт Михаэль https://www.tourister.ru/responses/id_29392.
Далее федеральная трасса «Дунай», проложенная по левому берегу Дуная, привела нас в городок Шпиц (нем. Spitz). Первое упоминание о городе относится к 830 году. Сейчас в нём 1620 жителей (2018). Знаменит он прежде всего своими виноградниками, которые начинаются чуть ли не у каждого дома и взбираются высоко по склонам прилегающих холмов, обгоняя одинокие улочки, убегающие от центра.
Съезжаем с федеральной трассы на одну из них
В жёлтом доме с часами — магазин часов с именем Johann Fertl. За ним над мостовой видны массивные клёпаные балки — это путепровод железной дороги, по которой бегают электрички из Вены. На электричке можно доехать до любого пункта на левом берегу долины Вахау, которые мы проехали на машине.
Улочка с непроизносимым названием Ролльферештрассе (Rollfahrestrasse) забирается, изгибаясь, всё выше.
Рядом со строениями XVI–XVII веков попадаются вполне современные здания
На доме справа ажурная вывеска с изображением какой-то зверушки (возможно, лиса?) и надписью BAROCK-LANDHOF BURKHARDT, которую можно перевести как «Гостиница Бурхардта в барочном стиле». Здесь действительно располагается 4-звёздочный отель.
Впереди, на развилке двух улиц — памятник жертвам двух мировых войн. На плитах высечены имена погибших в войнах местных жителей.
В Шпице есть свой полицейский участок (Polizeiinspektion Spitz)
B вот — видим главную архитектурную достопримечательность Шпица — приходскую церковь Святого Маврикия (Pfarrkirche Spitz Hl. Mauritius)
Первое документальное свидетельство о храме относится к 1163 году. Потом он был перестроен в духе поздней готики. На площади перед храмом сооружён фонтан с женской фигурой, выполненной в стиле неоклассицизма.
С правой стороны у наружной стены пристроя заметен портик в неоклассическом стиле с распятием. Вообще такое впечатление, что этот невысокий пристрой с покатой крышей появился значительно позднее основного здания храма — где-нибудь в XVIII–XIX веке.
Также справа, на фронтоне старого здания храма установлены солнечные часы. Не знаю, в каком веке они появились, но время (когда появляется солнце) показывают исправно и довольно точно. Правда, в тот момент, когда мы там были, они как бы отстали на час. Но это потому, что никто их не научил переводиться на «летнее время».
Заходим внутрь. Готические своды. Храм не перестраивали «под барокко», как это было принято в XVI веке. Элементы барокко в храме присутствуют — алтари, кафедра, скамьи для прихожан… Но они не встроены в готический интерьер, а пристроены к нему. Мне такое сочетание показалось не очень гармоничным.
Главный алтарь украшен росписью, выполненной мастером Шмидтом из Кремса. Это прозвище (Kremser Schmidt) закрепилось за Мартином Иоганном Шмидтом (1718–1801, родом действительно из Кремса), очень известным австрийским художником, мастером алтарной и сюжетной живописи, последователем Рембрандта. В январе 2019 в венском Бельведере была организована выставка, посвящённая 300-летию мастера, на которой он был представлен как «последний представитель эпохи барокко».
Обращают на себя внимание изящные оконные витражи с изображениями святых. На некоторых проставлены даты: 1910, 1915… Эпоха не готики и не барокко, но это не умаляет достоинства прекрасных работ.
Балюстрада площадки с органом под сводами храма украшена барельефом с изображениями 13 фигур. Никакой информации об этом произведении не нашёл. Можно предположить, что это изображения Христа (в центре) и его двенадцати апостолов, среди которых выделяются (книга в поднятой левой руке) четыре евангелиста.
На стене церкви обратил внимание на любопытную мемориальную доску, надпись на которой гласит:
«Здесь покоится благородная и добродетельная фрау Элеонора Poltingerin, видная горожанка Шпица, которая пожертвовала своё состояние в благотворительный фонд для здешнего храма с неограниченным сроком наследования, и почила в бозе на 40-м году жизни 9 марта 1749. Покойся с миром».
Снова обращаю внимание, как написана дата 1749. Вместо единицы — строчная буква i с этаким хвостиком в основании. Так писали до конца XVIII века. Поэтому, если увидите на стене старинного здания дату, например 1523, якобы обозначающую год его строительства, но написанную современным шрифтом — засомневайтесь в её подлинности.
Рядом с церковью — небольшая уютная площадь Кирхенплац
с очень приметным громадным каштаном
А ещё вот такая раритетная водоразборная колонка. Кстати, исправно действующая.
Поехали дальше. Анфилада средневековых арок, галерей, тупичков с арочными воротами… Всё это вместе называется Шлосгассе — Замковый переулок, по имени замка Шпиц (Schloss Spitz), вдоль стен которого мы и едем. Иногда его называют «Нижний замок». чтобы отличить от замка Хинтерхаус, руины которого расположены высоко на холме. Сейчас в помещениях и большом внутреннем дворе замка — «Павильон для мероприятий» жителей и гостей Шпица.
В конце Шлосгассе — совсем уж сельская идиллия. Хорошо видны террасные виноградники на склонах холма с названием Таузендаймерберг (Tausendaimerberg), означающего «Холм тысячи вёдер». Название происходит от легенды, согласно которой виноградники с этого холма давали столько винограда, что из него получали тысячу вёдер отменного виноградного вина (в тогдашнее «ведро» помещалось примерно 56 литров вина https://www.tourister.ru/responses/id_24468).
Свернув налево от этой идиллии, попадаем снова на почти городскую улицу. Называется она Ам Хинтервег (Am Hinterweg), буквально — «на задворках». Короче, выселки. Но облюбовали эти выселки виноделы, причём не из захудалых. Справа — большое винодельческое хозяйство Kalmuck, слева — винный дом Laglers, совмещающий в себе винодельню (от собственных виноградников), отель и ресторан с дегустационным залом.
Вот туда мы и направляемся.
Во дворе привлекла внимание необычная конструкция. Кормушка? Скворечник?
Встав спиной к Laglers, видим дом с виноградником, несколько фруктовых деревьев (скорее всего, абрикосовых), дальше — башню церкви Св. Маврикия, а правее неё — приземистое здание с высокими белёными трубами. Это тот самый «нижний» замок Шпиц, мимо которого мы проезжали.
В дегустационном зале по сравнению с пустынными улицами довольно многолюдно. Надо сказать, что в последние 20 лет в Австрии наблюдается бум виноделия, сейчас по качеству вин она входит в небольшую группу стран — лидеров не только европейского, но и мирового виноделия. Экспортные возможности австрийских виноделов невелики (страна-то набольшая), поэтому те, кто хочет попробовать или приобрести, если уже распробовали — едут сюда сами. Между прочим, долина Вахау — один из четырёх основных винодельческих регионов Австрии, поэтому здесь так развит винный туризм.
Вот какая-то небольшая разборка с посетителями, впрочем, никакого шума не было.
Стены дегустационного зала украшены картинами «на тему…». Моё внимание привлекла вот эта, изображающая виноградную лозу на фоне Шпица с его церковью.
От Lagler возвращаемся теми же улочками, но на обратном пути всё выглядит несколько иначе.
Например, бросилась в глаза эта интересная разноуровневая развилка, которую, когда ехали вверх, я даже не заметил. Здание впереди — это Бургершпиталь (Burgerspital), буквально можно перевести как «больничный замок». Возможно, когда-то и было нечто подобное, здание по внешнему виду родом из XVI века, но сейчас здесь ресторан.
Спустившись по левой дорожке и повернув направо, оказываемся на улице Хауптштрассе (Hauptstrasse). Дорогу нам пересекла любопытная процессия. Несколько мужчин разного возраста переходили улицу от кафе Брукнер (Bruckner) к продовольственному магазину Laden (бренд afoch&guat). Все в фирменных костюмах, с непонятными знаками различия. Видимо, намечается какое-то мероприятие, всё-таки 5 мая — воскресенье.
Там же, на Хауптштрассе, трёхзвёздочный отель «Австриец» (Oestereicher) в симпатичном розовом двухэтажном здании, вероятно, XVIII века (справа)
На выезде из Шпица на высоком холме видим старую крепость. Это руины замка Хинтерхаус (Burgruine Hinterhaus), первое официальное упоминание о котором относится к 1243 году.
Километрах в десяти от Шпица пересекаем Дунай по автодорожному мосту. Впереди виден монастырь Мельк, к которому мы сейчас направляемся. Мельк — последний в нашем путешествии, самый верхний по течению Дуная пункт долины Вахау.
В просвете мостового ограждения заметен прогулочный кораблик, который мы видели у St. Michael. Мы прибудем в Мельк одновременно. Разница в том, что за это время мы успели обследовать St. Michael и Шпиц, а речные путешественники созерцали только хмурое небо и нечёткие издалека в пасмурную погоду контуры береговых достопримечательностей.
Про город и монастырь Мельк в многочисленных отзывах на просторах интернета написано так много и так, в основном, однообразно, что мысль не напрягается и рука не поднимается, чтобы сочинить очередную вариацию. Поэтому прошу прощения, но эту часть рассказа даю в режиме фотоальбома, с самыми краткими пояснениями.
С парадного входа в монастырь не попасть, т. к. с трёх его сторон — высокие обрывистые склоны. Поэтому вход на территорию монастыря — только с обратной (относительно главных фасадов монастыря и собора) стороны. Спускаясь по лестнице, слева видим часть небольшого города.
В отдалении виден купол монастырского собора, правее него белеет одна из сохранившихся башен старой крепостной стены.
После наружных входных ворот — небольшой парк, в котором обнаружился любопытный фонтан «Зеркало».
За этими воротами — основная территория монастыря
Дальше идёт длинная череда дворов и двориков, соединённых переходами, арками, галереями…
В конце пути дошли до монастырского собора. Вход в него с правом полного осмотра храма и музея монастыря, а также выхода на парадную террасу перед храмом, в сад и на смотровые площадки — только при наличии билетов. Мы уже подустали и решили, что обойдёмся беглым осмотром интерьера храма с маленькой площадки у бокового входа, куда пускают без билетов.
Даже беглого осмотра достаточно, чтобы понять, почему этот храм считают шедевром австрийского барокко.
После выхода с территории монастыря ещё раз заснял город Мельк, здесь он почти весь.
Вот и закончилось наше скоротечное путешествие по долине Вахау в пасмурном мае 2019. Пожалуй, сейчас, когда всё проанализировано, взвешено и разложено по полочкам, все картинки в памяти и впечатления стали более объёмными, яркими и тёплыми, чем тогда, когда уставшие и продрогшие возвращались «домой», в съёмный апартамент в Вене.
Впереди — целых два дня в Вене!
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм