Продолжаем путешествие по дунайской долине Вахау пасмурным днём 5 мая 2019. Позади — Кремс (Штайн), Дюрнштайн, Вайссенкирхе, дегустация вин Ямек https://www.tourister.ru/responses/id_29335 .
Следующий пункт на нашем маршруте — Санкт-Михаэль (St. Michael), расположенный между Вайссенкирхе и Шпицем. На Гугл-карте его можно обнаружить только при очень большом увеличении — настолько он мал. Старинная церковь и полтора десятка домов рядом.
По мере приближения детали укрупняются, но общая картина становится менее полной и выразительной
На передний план выходит приземистая массивная башня, явно не религиозного назначения. В средневековье монастыри часто становились военно-оборонительными объектами, окружали себя крепостными стенами с бастионами. А здесь даже не монастырь, просто церковь, но тоже со своим бастионом.
Заходим в посёлок, осматриваемся. Вот церковное хозяйство: справа церковь, слева от неё часовня, ещё левее — боевая (сторожевая) башня.
Посёлок крохотный, но в нём несколько отелей и хойригеров. У входа в заведение — баннеры «Вина Вахау».
На фасаде этого, как будто только что отреставрированного домика — дата: 1583. Судя по написанию даты, похоже на правду.
На верхней площадке башни установлен стенд с краткой обзором исторических событий и перечнем основных достопримечательностей церкви Св. Михаила. Из неё можно понять, что христианская история здесь началась в 800 г., когда император Карл Великий повелел соорудить в этом языческом месте алтарь с жертвенником. В 987 году первая церковь была объявлена как приход Святого Михаила (Sankt Michael). В 1395 сооружена кладбищенская часовня с усыпальницей. В 1500—1530 гг. церковь была перестроена. В 1630 был сильный пожар. В 1784 приход Св. Михаила был упразднён, но церковь и часовня сохранились. В 1948–1968 проведена первая большая реконструкция.
На следующем снимке: слева — часовня с усыпальницей (1395), справа — обновлённая церковь (1530).
Стены часовни — каменная кладка, апсида укреплена мощными контрфорсами. Окна в торце, их отсюда не видно из-за контрфорсов.
На фасаде нет привычного для католических церквей портала (хотя, для часовни портал не обязателен). Глухая стена с небольшим сводчатым входом. В центре под козырьком заметны остатки фрески. Фреска, вероятно, была большая, но её нижняя часть то ли закрашена, то ли заштукатурена.
Такой аскетизм, вероятно, был присущ не только часовне, но и самой старой церкви. Обусловлен он тем, что она была не просто приходской церковью (Pfarrkirche), но церковью-крепостью (Wehrkirche). Не зря же к ней пристроена массивная круглая башня явно оборонительного назначения. Говорят, в эпоху турецких вторжений (XVI–XVII век) башня даже использовалась по назначению.
К башне мы ещё вернёмся, а пока пройдёмся около церкви. Основной архитектурный стиль обновлённой церкви — поздняя готика. Узкие высокие сводчатые окна с витражами. На стенах апсиды под окнами просматриваются остатки старых фресок. Такое впечатление, что их просто соскоблили.
Внутри тоже строгая готика, своды и стены практически без украшательств. Исключение — барочные алтари: главный (виден на снимке), работы Йохана Бернхарда Грабенбергера (1748), и левый боковой (изображение Святого семейства), работы мастера из Кремса Йохана Георга Шмидта (1734). Церковь действующая, но мы дальше входа пройти не смогли, т. к. внутрь церкви пропускают только организованные экскурсии.
Если я правильно понял, при перестройке церкви в XVI веке в основном были использованы старые стены. Во всяком случае, характер каменной кладки такой же, как у часовни, построенной в 1395 г.
Об этом же свидетельствуют сохранившиеся настенные барельефы, появившиеся до 1500 г. Например, вот этот — «Христос на Масличной горе» (1500).
Позднее (1631–1634) старые стены были укреплены контрфорсами. Вероятно, укрепление стен стало необходимым после большого пожара 1630 года.
В районе апсиды, где располагается алтарная часть церкви, вероятно, были возведены новые стены, имеющие светлую облицовку.
Около церкви небольшое ухоженное кладбище. Захоронения на кладбище, как мне показалось, в основном XX века, семейные.
Ольга увлечённо рассказывает об истории церкви-крепости Санкт Михаэль.
Помимо кладбищенских, есть ещё захоронения в стене здания церкви — закрытые плитами ниши, куда помещены урны с прахом усопших. Судя по надписям на плитах (нижний ряд), эти захоронения тоже семейные и относительно современные.
Есть и более старые, принадлежащие, вероятно, священнослужителям. Некоторые старые плиты подписаны, как вот эта, но я на ней разобрал только год — 1718.
Мемориал, увенчанный фигурой ангела, датируется предположительно 1100 годом
Слева от мемориала видна относительно сохранившаяся фреска. Вообще, фресок на стенах церкви было много, но сейчас их почти не осталось.
Где-то у стены заметил плиту, мне показалось, что она просто прислонена. Видно, что очень старая. Была расколота, потом «склеена». Надпись неразборчива, прочитать что-нибудь невозможно. В нижней части чей-то герб, над ним противостоящие звери. Возможно, более знающие люди смогут её расшифровать.
Проходим к старой боевой башне (справа) мимо часовни (слева). Точной даты сооружения башни я не нашёл, но, похоже, она ровесница часовни, т. е. конец XIV века.
Поднимаясь по винтовой лестнице, опоясывающей башню изнутри, видим графическое панно явно не из той эпохи. То есть, некоторые эпизоды можно узнать, например, большой пожар 1630 года. Узнаваем также облик монастыря Мельк. Об остальном мы можем только гадать. Но вот что удивительно в этой картине — её стилистика очень напоминает наши настенные росписи эпохи развитого социализма.
И уж совсем загадка — вот этот автограф в левом нижнем углу картины. Две буквы кириллицей (ЯР) и две цифры, вполне вероятно, обозначающие год создания картины — 1960. Вспоминается, что в 1948–1968 проходила реконструкция комплекса. Дальше, за неимением других фактов, рассуждать не буду, каждый может пофантазировать сам.
В башне сохранились бойницы во все стороны, вот одна из них.
Поднялись на крышу башни, здесь удобная смотровая площадка
Вид с башни на церковь и часовню. Крыша, которая ближе, вместе с маленькой башенкой на коньке, принадлежит часовне, а дальше — церковь. Если присмотреться, то на коньке ближней к нам части крыши церкви можно различить цепочку из семи фигурок. Никто не может объяснить, кто это — то ли олени, то ли лошадки, то ли собаки… А в народе пошла гулять легенда о семи зайцах, которые будто бы во время катастрофического наводнения спасались на крыше церкви, а когда вода ушла — не смогли оттуда спуститься, так и остались. Кстати, все зверушки представлены выше — на том самом стенде с исторической справкой. Одна фигурка даже покрупнее изображена — гадайте, мол, что я за зверь.
А с башней обновленной церкви случилась отдельная история. Храм готический, соответственно и башня сначала была готическая. Но в 1532 году, через два года после окончания строительства, какие-то «вспомогательные испанские войска» (стройбат, что ли?) зачем-то эту башню спалили. После этого как раз эпоха готики закончилась, и в 1544 г. мастер Линхард (Lienhard) из Кремса построил новую башню — в форме короны и в духе Ренессанса.
Интересно слегка свысока посмотреть на то, что недавно видели почти в упор. Детали выделить сложновато, зато появляются простор и перспектива.
Хорошо просматривается федеральная трасса «Дунай», по которой мы сюда подъехали. Кстати, этот участок называется Osterreichische Romantikstrasse. Романтишно…
Вид на Дунай. Вблизи — фрагменты церкви и кладбища. В удалении на изгибе Дуная видна приходская церковь Святого Руперта (Pfarrkirche hl. Rupert) в правобережном селении Арнсдорф.
На замыкающий кадр получившейся круговой панорамы попали сразу несколько достопримечательностей. Слева Дунай, в центре ренессансная башня церкви и на её фоне Тихомир, справа от него на коньке крыши можно рассмотреть зверушек, и совсем справа — стенд с историей церкви Св. Михаила, который я поместил в начало рассказа.
Пожалуй, рассказ об этом удивительном месте будет неполным, если не приблизиться к Дунаю, не ощутить его дыхания.
Прогулочный теплоход на Дунае упорно преодолевает быстрое течение
Стандартный прогулочный маршрут — 30 км вниз по течению от Мелька до Кремса, затем с другой группой — обратно, против течения
Буксир-толкач толкает сразу несколько груженых барж, ему против течения вообще тяжко, но он не сдаётся — потихоньку, но двигается
На следующем снимке видно, какая вообще движуха на Дунае — буксир-трудяга под самым берегом пробирается, навстречу ему пассажирский из Мелька туристов везёт…
Теплоход белый-беленький…
На самом деле Дунай — крупная транснациональная транспортная артерия, связывающая 9 государств — от Германии, Австрии на севере до Болгарии, Румынии и Украины на юге. Существуют не только прогулочные туры по долине Вахау, но и более дальние международные туры и круизы.
Не сомневаюсь, что с борта теплохода в хорошую погоду можно поймать все красоты долины Вахау, её городов, монастырей и садов в самом лучшем «открыточном» виде. Но разве смогли бы мы тогда так близко соприкоснуться с глубинной историей Вахау? Да и погода…
А пока наше путешествие по долине Вахау продолжается. До встречи!
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм