Привет, продолжаем прогулку по Щецину…
Рассматривая карту Щецина, которую взяли в туристическом информационном центре замка, мы увидели, что не так уж и далеко от начала маршрута отмеченного «красной линией» — от Главного ж/д вокзала. Вот к нему мы и пошли.
По дороге увидели:
Готическую Церковь святого Иоанна Евангелиста/Богослова,
она была построена в imXIV веке францисканцами и, говорят, хранит интересные картины XV и XVI веков. На одной из них изображен мальчик с гербом города Щецина, на другой картине изображена Мария в окружении святых. Главный алтарь был спроектирован профессором Джоном Пясецким из Познани, амвон и подсвечники принадлежат руке мастера Ромуальда Солтыса. В костеле сохранился барочный орган второй половины восемнадцатого века.
Это единственное сохранившееся здание из всего монастырского комплекса францисканцев. В настоящее время церковь/костёл Святого Иоанна Евангелиста входит в Европейский маршрут кирпичной готики.
Францисканцы пришли в Щецин из Вестфалии примерно в 1240 году. Поморский герцог Барним I Добрый основал в городе монастырь для францисканцев. Сам монастырь был, вероятно, деревянным, а костел строился из кирпича в несколько этапов. Сначала был построен алтарь, примерно в 1300 году, а позже были пристроены 10 часовен.
Во время Реформации монахи покинули монастырь и до 1945 года церковь была евангелической, ее несколько раз ремонтировали — в 1702, 1834–1837 годах. Во второй половине шестнадцатого века монастырские здания были превращены в больницу, а в церкови вели богослужения до французской оккупации 1806 года, когда на семь лет костёл был преобразован в склад.
В последующие годы он был закрыт, так как был на грани обрушения и только благодаря исследованию немецкого историка и реставратора профессора Гуго Лемке, в двадцатые годы началась реставрация церкви, которая спасла здание от разрушения. Старые здания монастыря были снесены в середине девятнадцатого века.
В 1957–1958 годах был проведен капитальный ремонт, после чего храм был передан миссионерскому обществу паллотинцев.
За зданием церкви, в стилизованном здании разместился какой-то Фонд,
а напротив — Центр современного искусства TRAFO.
Мимо TRAFO (Trafostacja Sztuki) мы тоже промчались не задерживаясь. Если честно, я подумала, что в этом здании какое-то производство и в общем-то не ошиблась, т. к. его построили в 1912 году по проекту архитектора Валентина в модернистском стиле для электроподстанции. Здание из красного кирпича отлично гармонировало с церковью св. Иоанна Евангелиста.
Подстанция была там до конца Второй Мировой войны, потом там на короткое время разместился лазарет, а потом там открыли фабрику по производства игрушек, где работали инвалиды. Когда фабрика в восьмидесятых закрылась, здание более 20 лет простояло закрытым. В 2013 сюда въехал цент TRAFO. TRAFO в Щецине стал первым центром современного искусства на северо-западе Польши, он «использует свой географический потенциал — трансграничное местоположение в регионе Балтийского моря и непосредственную близость от Берлина, культурной столицы этой части Европы. Он действует как уникальное „окно дисплея“, через которое Щецин сталкивает свой художественный образ с миром». Так, что в следующее посещение собираюсь сюда непременно наведаться.
Остановку сделали у фрагмента средневековой городской стены — единственного сохранившегося участка. В средневековой Дании было такое выражение: «Пока тебя не защищают городские стены Щецина, Ты в опасности».
Средневековая стена в Щецине была длиной 2510 м, вдоль Одера 610 м. Она имела четверо ворот: das Mühlen-, das Passauer-, das Jungfrauen-, das Heiliggeist-Tor, семь круглых башен, четырнадцать квадратных, одну шестиугольную и пятнадцать полубашен.
Здесь стоит немного углубиться в историю. О первом славянском поселении на месте современного Щецина известно с VIII века. В X веке здесь стали селиться рыбаки, ремесленники, торговцы, стал зарождаться город. С 967г. по начало XI века город был польским. С 1121 по 1181 год Померания и Щецин были вассалами польских правителей. С ХII века по 1637 год Померанией управляла герцогская династия Грифичей. С 1184 по 1227 гг. княжество было зависимо от Дании. В 1243 году герцогу Барниму I. было даровано городское право по Магдебургскому праву. С 1278 года Щецин стал членом Ганзейского союза. С 1630 по 1720 Померанию захватили Шведы. В 1720 году Щецин/Штеттин у шведов купил прусский король и построил современную по тем временам крепость с тремя фортами- Preusen-Пруссия, Wilhelm-Вильгельм, Anhalt-Опора, позднее построили четвертый — Leopold-Леопольд.
В 1806—1813 гг. в Щецине стояли Наполеоновские войска. В 1945 году Щецин отошёл Польше. На этом со стеной прощаемся и идём дальше.
То, что это бывшие казармы, никогда бы не догадалась, вот если бы штаб или комендатура. Сегодня здесь разместилась страховая компания.
Напротив казарм — почтамт.
Он был построен в несколько этапов с 1872—1874 гг. по 1905 г. в стиле неоренессанса. Жалею, что мы не заглянули внутрь здания, говорят, на что посмотреть, например, стеклянная крыша.
Мимо почтамта мы вышли на берег Одры, где я, увлекшись рыбаками,
совершенно не обратила внимания на Длинный мост.(Most Długi).
Он был построен в 1959 году на месте Ганзейского моста и когда-то был подъемным. За мостом находится главный таможенный пост.
Сначала на этом месте была паромная переправа. Первый Длинный мост построили в Щецине в 1283 году, он был деревянный, с пропускной частью для судов. В 1900 году устаревший мост снесли, а 8 мая 1903 года был введен в эксплуатацию современный мост под названием Ганзейский (по-немецки Hansabrücke). Это был разводной, железнодорожный мост, по нему ходил трамвай (линия 1), Тот мост был взорван 20 апреля 1945 года отступающей армией вермахта. С августа 1947 года на столбах разрушенного моста снова навели деревянный мост. А в 1959 году построили разводной мост по проекту Генрика Жолтавского. Во время ремонта 2000 года его заварили.
А Главный ж/д вокзал Щецина (Główny Szczecin) — вот он, на самом берегу Одры.
История железной дороги в Померании начиналась в 1843 году, когда в город прибыл первый поезд из Берлина и тогда центральный вокзал назывался Берлинским вокзалом. Через 100 лет вокзал разбомбили. Сегодня это большой, современный вокзал. Кто-то называет его безликим. Мне он таким не показался. Скорее — лаконичный, даже огромный Стрелочник, он тоже, как вокзал — лаконичный.
Мы пришли к вокзалу по «красной линии» от замка по убывающей, а так как маршрут фактически круговой, то от N1 мы пошли к последним NN 42 и 41 — Красной/новой ратуше и Фонтану с якорем. Для этого мы по переходу перешли над ж/д путями, вышли к автовокзалу и небольшому рынку. По лестнице поднялись наверх и пошли к Новой ратуше.
Здание Новой ратуши (Красной ратуши) было построено в 1875–1879 годах по проекту Конрада Круля в неоготическом стиле для городской администрации. Именно здесь исполняли свои обязанности самого известные мэра Щецина: Герман Хакен и Фридрих Аккерманн.
Мы подошли к зданию с южной стороны,
Западный вход украшен портиком с аркадами.
Фигуры на столбах портика символизируют «промышленность», «сельское хозяйство», «судоходство» и «науку».
Пока мы фотографировали портик, я заприметила группу из четырёх человек, по виду — туристов с гидом, которые вошли вовнутрь. ДорогОй, ввиду присущей ему деликатности туда не пошёл, ну, а я поперлась, что и вам советую сделать. Парадное и лестницы — это стоит увидеть,
особенно, герб города Щецина 1660 года, который перенесли из старой ратуши и встроили в стену Красной ратуши.
С восточной стороны здание тоже выглядит очень репрезентативно — есть терраса с двухсторонней лестницей, остроконечные башни — очень красиво.
В качестве ратуши здание служило до 1945 года. Сегодня здесь расположены Управление водоснабжения и судоходства, Морской офис, Польская палата внешней торговли и Метеорологический институт.и Бизнес-клуб.
Перед Новой ратушей установлен Фонтан с якорем.
Это сейчас всё так простенько, а 23 сентября 1898 года тут был торжественно открыт фонтан, называемый Мансельбруннен по имени его создателя — берлинского профессора Карла Людвика Манцля. Постройку фонтана финансировала городская община и заказала его по случаю открытия нового водного пути на реке Одра и порта беспошлинной торговли. Бронзовая композиция изображала стоящую фигуру женщины — Седину, символизирующую город Щецин. Седина, поддерживаемая якорем и держащая парус, должна была стать аллегорией будущего развития города, расцвет которого был связан с промышленностью и морской торговлей. На носу лодки, в которой находилась Седина, сидел Меркурий и бэоги воды поддерживали её. Композиция была размещена на скале так, что стекающая по ней в чашу бассейна вода, создавала ощущение того, что лодку поднимает волна. Этот памятник был гордостью города более полувека.
Скульптура была снята в 1942 году и. исчезла при неизвестных обстоятельствах. Поиски памятника в районах, обозначенных свидетелем, ни к чему не привели. В декабре 2007 года поиски были официально завершены, Но многие жители Щецина не смирились с утерей покровительницы города, ведь в те годы, что она была на своём месте город бурно развивался. На мой взгляд он и сегодня не выглядит депрессивным, но если Седину реконструируют — будет здорово, тем более, что остатки подземной инфраструктуры фонтана и надземная часть, в виде чаши из песчаника с камнем внутри, сохранены.
Ещё пару слов о Седине (Sеdina). Она не из сонма древнегреческих или римских богов. На самом деле она возникла в девятнадцатом веке. Растущие националистические настроения в Германии в то время побудили берлинских студентов из Щецина создать мистическую фигуру. Седина должна была подкрепить теорию летописца XVI века Томаса Канцова (Tomas Kantzow) о основании Щецина германским племенем сидинов.
Думаю, что тут можно рассказать ещё одну легенду о Сидонии фон Борке (Sydonia von Borck/Sidonia von Borcke).
Это была реальная женщина из известного в Померании дворянского рода. Она родилась в 1548 году. Замуж не вышла, с родней из-за отцовского наследства рассорилась, слыла склочной и неприятной особой. В 1604 году ушла в женский протестантский монастырь — Kloster Marienfließ, но и там нажила себе кучу врагов, поссорившись ни только с монахинями, но и с настоятельницей. Семья написала на неё жалобу, по которой велось расследование, и несколько монахинь подтвердили, что Сидония занимается колдовством. 21.11.1619 года Сидонию арестовали, допросы вели с пристрастием и под пытками она признала себя виновной, в частности в том, что колдовством повлияла на проблемы с деторождением в роду Померанских герцогов. Она была осуждена за колдовство и казнена в Щецине 28.09.1620 года мечом, а труп её сожгли на костре.
О Седине и Сидонии я вам рассказала, а продолжение рассказа о прогулке в Щецине следует...
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм