Привет, продолжаем прогулку по Щецину…
И от Собора св. Якуба
Привет, продолжаем прогулку по Щецину…
И от Собора св. Якуба
мы прямиком попали в царство барокко и классицизма.
Первой нас встретила барочная скульптура Флоры 18-го века, изображающая римскую богиню весны и плодородия.
Первоначально она украшала дворец Грумбкова, потом, после перестройки дворца перекочевала в сад, а потом ей определили место на площади Белого Орла.
А названа эта площадь так из-за барочного фонтана «Орёл», 1732 года постройки, который находится в самом центре.
В городе готовились к большому празднику — это чувствовалось повсюду: у дворца Грумбкова установили открытую сцену с рядами стульев.
Этот дворец ещё называют Дворцом под глобусом.
Дворец Грумбкова (F.O. von Grumbkow) построили в 1723–1726, с 1757 по 1763 гг. в нём проживал принц Фридрих Ойген фон Вюртемберг (Friedrich Eugen von Württemberg) с женой, где у них родилась дочь — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская, которая позже вышла замуж за русского царя Павла I и стала русской царицей Марией Федоровной.
Дворец перестроили в 19 веке и тогда Флора перекочевала в сад.
Ещё один дворец в стиле классицизма — Дворец Фельтхузен.
Его построили в 1778–1779 годах как резиденцию для голландского коммерсанта Фельтхузена (Velthusen). Он приехал в Щецин в 1769 году, занимался виноторговлей, производством сахара, табака и уксуса, экспортировал лес. В подвалах резиденции были устроены винные погреба и даже был кабак «Под зелеными сводами» («Zum Grünen Gewölbe») где можно было всё продегустировать. После смерти Фельтхузена его предприятиями управляли наследники. В 1874 году дворец купил фабрикант Волкенхауер (C. Wolkenhauer), — на его фабрике производили пианино. И в здании дворца были частично производственные помещения и демонстрационный салон. В 1921 году сюда заехал банк. После Второй Мировой войны здание значительно пострадало, но в 1959–1962 годах его восстановили и сегодня в нём разместилась музыкальная школа. Над окнами второго этажа разместили скульптурные портреты известных польских композиторов, а на самом верху, на тимпане фронтона, — аллегория, обращена к вину, в память о первом владельце дворца.
Мимо зданий Национального музея (Muzeum Narodowe) дорогОй промчался резвым аллюром, т.ч. я даже рта не успела раскрыть, с предложением хлебнуть культуры.
В барочном дворце Pałac Diety (автор проекта Gerhard Cornelius der Walrave), который был построен в 1726—1728 гг. для Поморского государственного совета, по приказу прусского короля Фридриха Вильгельма I, сегодня находится Управление дирекции национального музея Щецина и выставочные помещения Музея Региональных традиций, где выставлены образцы померанского искусства, портреты правителей и драгоценности с XII по XVII века.
И рядом Музей Современного искусства.
Его экспозиции разместили в доме, построенном в стиле классицизма в конце XVIII для гарнизона щетинской крепости. Его много раз перестраивали, и до 1970 года оно относилось к военному ведомству, потом его передали министерству культуры, отремонтировали и в 1980 году открыли Музей Современного искусства.
Ну не судьба в этот раз по музеям, да и ладно — опять впереди замаячил Замок померанских герцогов (Zamek Książąt Pomorskich). Тут мы плюнули на «красную линию» и пошли к замку.
У ворот замка нас «встретили» герцог Померании Богуслав X Великий и его жена Анна Ягеллонка.
Памятник создали скульпторы Леониа Хмельник и Анна Пашкевич (Leonia Chmielnik Anna Paszkiewicz) и установили его у замка 22.07.1974 года. Эта чета заключила брак в 1491 г. и они самые яркие представители померанского герцогского рода Грифичей:
Богуслав X Великий (польск. Bogusław X Wielki; 1454 — 1523) унаследовал прежде разделённое герцогство Поморское и в 1478 году стал его единоличным правителем, а его вторая жена — Анна Польская, или Анна Ягеллонка (польск. Anna Jagiellonka; 1476 — 1503) — польская принцесса и литовская княжна из династии Ягеллонов, дочь короля Польши Казимира IV и Елизаветы Габсбург. Благодаря этому браку герцог Богуслав X стал шурином императора и трёх польских королей
И вот он — Замок Померанских Герцогов.
Поморские правители облюбовали высокий холм на берегу Одера, или Одры ещё в 13 веке и построили первый деревянный замок. Более 100 лет спустя Барним III поставил на его месте каменное здание. Северное крыло сейчас носит его имя.
Южное крыло с часовой башней построили при Богуславе X в. 1503 году, в честь свадьбы с Анной.
Правда часы на башне появились только в году 1639.
Мы на часы не очень обратили внимание, а зря.
Их спроектировал Иоганн Фридрих Эозандер фон Гёте, а выполнил Каспер Нитард из Дравска. В верхней части часов находятся два шведских льва и сине-золотой шар, вращающийся согласно фазам луны. Под ним бюст шута, правая рука которого бьёт в гонг каждую четверть часа, а левая — каждый час. Одновременно с этим шут щелкает зубами и вращает глазами. По центру — циферблат с головой горгульи, со стрелой на носу, за ходом которой следят её глаза. Во рту виден текущий день месяца. Нижняя часть часов обрамлена поморскими грифами. Даты на часах — даты их ремонта.
Целый аттракцион, не пропустите (как мы).
Восточное крыло носит имя Барнима XI и было построено в 1538–1569 года.
Западное крыло — Яна Фредерика (ну, или Йохана Фридриха), было последним этапом ренессансной перестройки проведённой в конце XVI века. Именно в этой части замка прошло детство княгини Софии Августы Фредерики (Фике, как её звала мать), позднее — царицы Екатерины II Великой.
На углу северного и Западного крыльев располагается колокольня с выходом на обзорную площадку.
Есть ещё Монетное (Музейное) крыло, построенное в начале XVII века по инициативе братьев Филиппа II и Франциска I (Франтишека I) — князей Щецина и Померании, и …. — поклонников и меценатов искусства. Именно в этом крыле находится музей.
В последующие века, вплоть до конца XIX века, замок был увеличен еще в несколько раз. Во время Второй Мировой войны он сильно пострадал и с тех пор постоянно реконструируется. Сегодня он почти вернулся к былой славе. В замке два внутренних дворика, функционирует музей, приютилась Опера,
есть ресторан. Вообще, даже при беглом осмотре замок впечатляет.
От замка мы спустились к Сенному рынку (Rynek Sienny) — он получил такое название из-за того что в давние времена здесь торговали сеном. Рыночная площадь окружена улицами Сенной (ulica Sienna) и Мучивоя II (ulica Mściwoja II; Mściwój II, 1220 -1294), также на площадь выходит улица Осиек (ulica Osiek).
В центре рынка в XIV веке была построена деревянная ратуша, а позднее, в XV веке на том же месте было построено новое, каменное здание в готическом стиле, и тогда её называли «новой». На рыночной площади стали строить барочные дома, они принадлежали богатым горожанам и соответственно были богато украшены. Затем было построено здание биржи, и начали продаваться товары повседневного спроса. В центре площади всегда было несколько прилавков, и народу здесь всегда хватало Еще до войны многоквартирные дома на углу улицы Осиек были перестроены в классическом стиле, ратушу в XIX веке также перестроили в стиле барокко. Во время Второй Мировой войны территория Рынка была сильно повреждена, повсюду валялись обломки, а поврежденные здания находились под угрозой обрушения. После войны было принято решение перестроить ратушу в готическом стиле (согласно первоначальному варианту). Реконструкцию проводили с 1968 по 1975 годы и здание снова приобрело готический вид с южным фасадом в стиле барокко.
Ратуша получила новую черепичную крышу, готические орнаменты внутренних стен и другие детали были восстановлены и она стала называться Старой Ратушей (Ratusz Staromiejski). На представительских этажах, предназначенных для членов городского совета сейчас находится Национальный музей истории Щецина, а в Погребке ратуши (Rathauskeller) есть стильно оформленный ресторан, с красивым звездным сводом, и джаз-клуб. Ресторан и винный бар были очень популярны у жителей Щецина ещё с 1869 года.
Многоквартирные дома вокруг рыночной площади, тротуар, фонари и колонка-водокачка тоже реконструированы.
В настоящее время ведутся работы по реконструкции (строительство многоквартирного дома на углу от улицы Мучивоя II), и площадь постепенно оживает.
Во всех домах с историческими фасадами, выходящих на Сенной рынок, открыты ресторанчики и кафе, которые редко пустуют.
Так как мы уже перестали строго следовать «красной линии», то до Дома Лойца (Kamienica Loitza), мы добрались позже, но я покажу его в этой части рассказа, т. к. он находится рядом с Замком и Старой ратушей на ул. Паненской (ul. Panieńska).
Дом Лойца был построен в стиле поздней готики в 1547 году для богатой купеческой, а позднее банкирской семьи Лойц. Оранжевый дом — прекрасный пример патрицианских домов, построенных в XVI веке для богатых граждан. Сейчас в нём находится художественная школа.
И это не всё о нашей Щецинской прогулке, будет продолжение…