Привет, это заключительная часть о нашей прогулке по Щецину…
От Новой/Красной ратуши открывается чудесный вид на Поморский медицинский университет.
Привет, это заключительная часть о нашей прогулке по Щецину…
От Новой/Красной ратуши открывается чудесный вид на Поморский медицинский университет.
Поморский медицинский университет в Щецине (Pomorski Uniwersytet Medyczny w Szczecinie) был основан в 1948 году и является государственным. Белое, точнее светло-серое, здание Ректората с его поразительной башней были построены в период с 1901 по 1904 год в качестве резиденции городской администрации и местной Сберегательной кассы по проекту архитектора Вильгельма Мейера-Швартау в стиле северо-германского неоренессанса.
От медицинского университета, мы каким-то образом опять оказались недалеко от Собора св. Якуба на надземном пешеходном переходе через оживленную улицу Вышинского.
Где-то вдалеке виднелись Портовые (а раньше Берлинские) ворота и нам надо было выходить к ним,
но тут мы зацепились взглядом ещё за одно здание в стиле необарокко. Как оказалось, это Академия художеств, но построили здание для Померанского земельного банка в 1893 — 1895 гг. и до 2014 года здесь находился банк ПКО.
Вдохновленная видами парадного Красной ратуши, я затащила дорогОго и в это парадное. Вахтёр разрешил нам взглянуть на лестницу и только.
Рядом с академией находится здание Королевской Прусской Почты (ныне Польское Почтовое отделение), которое построили в 1901–1905 годах. Глядя на здания почты в Щецине, понимаешь — прав был Ильич: почта и вокзал — важнейшие объекты.
И снова мы пошли на маячивший шпиль церкви. Это оказалась Церковь св. Иоанна Крестителя.
Её построили в 1890 году в неоготическом стиле для католической общины. Информации о церкви немного, например, написано, что внутри церкви есть памятная доска с именами католических священнослужителей, убитых нацистами, но я такой не заметила.
А вот в 2004 году справа от центрального входа установили Пьету и на постаменте выбит похожий список погибших в годы войны.
Во дворик тоже не поленитесь заглянуть, там тоже очень красиво.
От церкви мы прошли через парк Генерала Владислава Андерса. Сегодняшний парк находится на месте бывшего гарнизонного кладбища. Говорят, здесь есть полевой камень с мемориальной доской о французских пленных франко-прусской войны 1870–1871, но мы его не искали, а вышли прямиком на генерала Андерса, скучающего на дорожном сундуке. По этому чемодану, как по карте, можно отследить всю его жизнь.
И снова церковь — Церковь Святого Сердца господа Иисуса Христа.
Она была построена в 1913–1919 годах и стало первым сакральным железобетонным зданием в Пруссии. (Первый камень в фундамент церкви был заложен 13 октября 1913 года принцем Эйтелем Фридрихом, который представлял здесь своего отца — кайзера Вильгельма II). Немецкую протестантскую гарнизонную церковь строили по планам архитектора Бернхарда Шталя на месте старого гарнизонного кладбища. Освятили её в 1919 году. Церковь оставалась протестантской до конца Второй Мировой войны, после войны, 29 июня 1945 года, она перешла в собственность Католической церкви Польши. Следует отметить, что церковь практически не пострадала во время Второй мировой войны.
Бросается в глаза необычная бетонная конструкция высокой и массивной башни с медной крышей. Её уже меняли, т.ч. Зелёной патиной она ещё не покрылась, а с одной стороны медь ещё блестит и впечатление, что зияет дыра.
У Церкви Святого Сердца есть визави — Гарнизонная церковь Святого Адальберта (Kościół Garnizowony św. Wojciecha) , расположенная на площади Победы (площадь Zwycięstwa).
Это она с 1948 года стала польской католической гарнизонной церковью, а в 1906–1909 годах Бугенхагенскую приходскую церковь (Bugenhagenkirche) строили по проекту архитектора Юргена Крёгера для немецкой протестантской общины, и назвали её в честь Иоанна Бугенхагена, отца Реформации в землях Померании. Здание выполнено в неоготическом стиле с элементами нео-романского стиля и стиля модерн. Башня церкви высотой 65,5 м.
В результате бомбардировки союзников церковь была сильно повреждена, но восстановлена после окончания войны.
Прошли мимо ещё одной достопримечательности Щецина, расположенной на западной стороне Портовых ворот — памятника Корнелю Ужейски.
Ужейски был ярким представителем польской романтической поэзии. Бронзовый памятник был создан в 1901 году в Вене и в Щецине был установлен только в 1956 году, а до 1944 года он был установлен во Львове. (Помните, и во Вроцлаве есть памятник из Львова — памятник автору комедий Александру Фредро?)
Бюст Ужейски стоит на высоком постаменте, где можно найти следующую надпись: «Мой народ, будь счастлив».
Борочные Портовые ворота, с богато украшенной верхней частью, тоже хороши.
Их построили между 1725–1727 годами по поручению прусского короля Фридриха Вильгельма после того, как Щецин был куплен Пруссией у Швеции. Назывались они тогда Берлинскими воротами и являлись частью городских укреплений.
От Портовых ворот мы решили выйти к Одре и прогуляться по Валам Храброго (Wały Chrobrego) или их называют ещё Хакентерассе, но сначала надо было подкрепиться. И мы зашли в ресторан «Spizarnia Szczecinska» (Щецинская кладовка).
А уже оттуда на Валы или их называют ещё Хакентерраса (Hakenterrasse).
Набережную, длиной 500 метров, с лестницей посередине, высотой 13 метров, обрамленной двумя башнями-беседками построили в начале 19-го века и назвали в честь одного из самых успешных и уважаемых мэров Щецина — Германа Хакена. После Второй Мировой войны поляки переименовали террасу в Валы Храброго, в честь первого польского короля — Болеслава Храброго.
Именно здесь находятся впечатляющие здания Морского музея,
Морской академии и здания администраций, построенные в начале 20-го века.
Посреди террасы стоит большой фонтан со статуей Геракла.
Летом терраса являются популярным местом для отдыха с видом на Одер и с портовыми кранами на горизонте.
Вот и мы угодили на праздничные мероприятия польских моряков и их НАТОвских друзей.
Поглазели сверху на «разгул вояк», но так как мы и сами уже изрядно нагулялись, да ещё и перекусили, а вечером намечался прощальный банкет на курорте, то решено было закругляться.
Правда мы дошли ещё Девичьей башни или её ещё называют Башня Семи Плащей/Покровов (Baszta Siedmiu Płaszczy).
Расположена она между Замком Померанских Герцогов. и эстакадой. Башня — бастион средневековых укреплений. Её постройка датируется XIV веком и до начала XVIII века она использовалась в качестве тюрьмы.
Девичьей башню называют, т. к. она была построена на месте женского монастыря Ордена св. Лазаря, а с названием Семи Плащей/Покровов связана ещё одна легенда. Будто в старые времена герцог заказал придворному портному семь плащей из прекрасной и дорогой ткани. Ткань была так хороша, что жена портного уговорила мужа выкроить плащи так, чтобы и ей хватило на платье. Дурень портной повёлся на уговоры и сшил ей платье, а ума не хватило, что ткань редкая и во всём герцогстве такой не достать. Герцог красовался в нарядах, при дворе не скупились на восторги, о прошёл слушок, что у жены портного платье из такой же ткани, как и плащи герцога. Ну и всё: платье отобрали, мужа расстреляли в темницу — Девичью башню на долгие месяцы, на исправительные работы: учиться не красть, а кроить с запасом.
Да, хочу ещё показать граффити рядом с Девичьей башней:
старые (похоже, что за этой стеной тюрьма)
и новые (на опорах эстакады)
На этом мы с Щецином распрощались, но думаю, не навсегда.
Хотя большинство зданий — реконструкции утраченных во время Второй Мировой Войны зданий, но всё же архитектура впечатляет и города свой, северный характер.
Список музеев, которые бы хотелось посетить, огромный, даже есть экскурсии по подземельям Щецина. Так, что с удовольствием вернёмся сюда снова.