В общих чертах о нашей поездке в Голландию и Бельгию этим летом я уже рассказала, и давно бы уже пора поделиться своими впечатлениями более детально. И раз путешествие наше начиналось с Амстердама, о нем и первый рассказ- показ.
У нас было очень удобное время прилета в Амстердам, мы приземлились в аэропорту Схипхол в 12.00 часов дня. А значит уже и отель готов к заселению, и в то же время до конца дня еще далеко, можно многое успеть посмотреть.
Амстердам лучился солнцем, кучерявился облачками, игриво налетал ветерком, в общем был фотогеничен и чертовски обаятелен. Невидимые флюиды кружили вокруг нас в воздухе, цепляли и будоражили все органы чувств без помощи всяких кофешопов. Эмоции распирали меня изнутри, и временами прорывались наружу бессвязными восклицаниями и прыгающей походкой. От вокзала до нашего отеля XO Hotels Van Gogh мы ехали на трамвае номер 12, и он, казалось, тоже был слегка навеселе. Во всяком случае, он лихо подскакивал на всех поворотах на очень приличной скорости и его вагончики при этом мотались из стороны в сторону, а вместе с ними и наши чемоданы. Мы ловили убегающие от нас вещи, умудряясь не отрывать взгляда от мелькающих за окном домиков с необычными барельефами, закрученными фронтонами, огромными незанавешенными окнами на весь фасад.
Отель тоже очаровал сразу, с первого взгляда. Я бы даже сказала — с первых слов администратора, предложившего нам завтраки за 5 евро. Кто был в Голландии, тот поймет, насколько смешная это цифра, и кстати, нигде больше нас не ожидала такая неслыханная щедрость. Тихий элегантный музейный квартал, шаговая доступность до самых известных музеев, чистейший уютный номер с кофемашиной, картиной Ван Гога во всю стену и завтраками по 5 евро- да, это был несомненно везучий случай!
Но времени на осмотр отеля сейчас не было совершенно, мы договорились встретиться с нашими сопутешественниками, Наташей и Олегом, которые бронировали отель совсем в другой стороне города, через 30–40 минут в баре Langendijk у мельницы De Gooyer. Идея начать знакомиться с Амстердамом именно с этого места целиком принадлежала моему мужу, и он легко уговорил всех нас, что начать надо именно с аутентичной, самой высокой из сохранившихся мельниц и продегустировать там голландское пиво. Де Гойер расположена недалеко от центра, и до нее было легко доехать, а неподалеку как раз находились мосты, которые были намечены на первый день: Синий мост, Тощий мост и мост Питон. Мельница высотой 26,5 метров была построена в 1725 году для помола зерна, но располагалась сначала в другом месте. Сюда же ее перенесли в 1814 году. Известна она сейчас еще и из-за расположенной рядом пивоварни Brouwerij’t IJ, где варят своеобразное нефильтрованное пиво, которое, по имеющимся отзывам, стоило попробовать непременно. А после дегустации пива мы намеревались пройти вдоль каналов Oostenburgergracht и Wittenburgergracht до центральных улочек Амстердама.
В этот раз в трамвае нам не пришлось отвлекаться на катающиеся по салону чемоданы, и фотоаппарат был уже в руках у мужа, а он почему-то совсем не спешил его открывать. Проезжая Синий мост, я активно стала толкать его в бок, совершенно не понимая ситуации. Он же невозмутимо заметил, что тратить усилия на плохие кадры из окон трамвая не будет. Ох, и припомнила я ему потом эти слова!
Ведь в каждом городе хочется сделать наиболее удачные кадры, для чего перед поездкой и гугл карты просматриваются и отзывы других туристов читаются, и примерные точки сьемки намечаются. Первое мнение о городах складывается всегда еще до поездки. Когда я планировала то, чего и как я в Амстердаме хочу увидеть, то прочитала много рассказов и на «Туристере» и на других сайтах. Но ключевым стал рассказ Лены Leolik Жизнь в раме. В голове моментально сложился нужный пазл, я просто сразу увидела наши будущие фотографии, которые должны стать маленькими картинами, а не просто фотографиями домиков и каналов. Посетившую меня идею фикс я, как могла, донесла до испонителя задуманного, то есть до мужа. И потом весь отпуск доставала его своими навязчивыми советами, иногда вызывая обратный эффект. Но иногда некоторые фотографии складывались сами по себе, потому что нельзя испортить то, что прекрасно в реальности. И эта мельница, и река Эй, на которой она стоит, и облачка на вечернем небе — я увидела их в своем воображении гораздо раньше этого дня.
Посидели в баре мы недолго- только чисто символически выпили пива, потому как для ужина время было раннее, а нас ждали мосты и каналы. Неожиданно муж начал отговаривать меня от прогулки до моста Питон, так как идти до него было минут 25, но в противоположную сторону от центра, значит 25 минут туда, 25 минут обратно, а потом солнце будет стоять не так, как хочется, в более интересных местах. Мне было очень жаль отказываться от задуманного, ведь другого времени для этого моста точно было не выделить. Но логика мужа была понятна, и ребята тоже его поддержали, тут я оказалась в меньшинстве. До Питона мы не дошли.
Каналы Амстердама живописно украшены пришвартованными к берегу старыми баржами и лодками, переоборудованными в домики для проживания. Возникшая стихийно идея домов на воде после второй мировой войны, когда обычного жилья не хватало, денег тоже, а списанные в утиль суда стоили недорого, стала со временем неожиданно популярной. Сейчас в Амстердаме и его окрестностях зарегистрировано более 2,5 тысяч таких домов. За это время они стали одним из самых дорогих видов жилья, средняя цена одного такого домика колеблется в районе 500 000 евро. Да еще каждые 5 лет их владельцы обязаны отправлять дом на удаление ржавчины с корпуса, внешний вид домов-лодок они могут менять только с разрешения городских властей, плюсом идут еще много разных ограничений и существующих правил для владельцев. Но престижность такого плавающего домика и его привлекательность для жителей очень высоки. Некоторые такие баржи превращены в отели, называемые ботелями. И при планировании поездки у меня не раз возникала мысль зарезервировать проживание в таком домике, но я так и не решилась на эксперимент.
Зато сейчас, когда мы брели вдоль канала и любовались одной из самых изюмных изюминок города, я уже сожалела о своей нерешительности.
По небольшим мостикам мы переходили с берега на берег, чтобы найти поудачнее ракурс и домик покрасивее. Но как выбрать покрасивее, если они все такие разные и магически притягательные, и каждый по-своему интересен? Стоя на очередном мостике и глядя на экскурсионную лодочку с туристами, я размечталась, как завтра мы вот так же поплывем по каналам Амстердама и будем фотографировать город с воды. К этому моменту мы еще не выбрали вариант экскурсионной компании из предлагаемых по карте Holland Pass, и мне очень бы хотелось плыть именно на такой небольшой лодке на четверых, а не на закрытом катере. Не зная еще, как изменит завтрашний день все наши планы, я уже мысленно видела себя на этой лодке и предвкушала будущие приятности.
Тут с другой стороны мостика мы услышали музыку, а повернувшись, увидели разнаряженную лодку с шарманщиком, который прокручивал одной рукой на шарманке нехитрую мелодию, а второй держал по-моему валторну, и играл на ней. В этот и без того восхитительный вечер добавилось праздничные нотки, а губы сами стали растягиваться в улыбке. Шарманщик артистично курсировал между лодками с туристами со своим импровизированным концертом, люди смеялись и хлопали в ладоши, передавая музыканту монетки. Для тех, кто смотрел с моста, то есть для нас, представление было бесплатным. Вообще, есть много способов заработать на туристах деньги, но сделать это так красиво и подарить хорошее настроение — это талант!
Далее канал Wittenburgergracht переходит в канал Kattenburgergracht и мы прямиком вышли к Национальному музею судоходства, возле которого пришвартована копия грузового корабля, построенного в Амстердаме в XVIII веке. В здании музея раньше находилось Амстердамское Адмиралтейство. Удивительно удачно было выбрано место для его строительства- издалека кажется, что оно плывет по воде. Посещение музеев в наши планы не входило, да и вечер уже был, потому мы не спеша обошли всю гавань, подбирая наиболее интересные точки для съемки
Поднялись и на крышу музея Немо, откуда открывался прекрасный вид и на Амстердам, и на еще один интересный музей- Музей Гавань под открытым небом с пришвартованными там 20 раритетными историческими кораблями. Каждый из кораблей находится в рабочем состоянии. На сайте музея написано, что любой корабль можно осмотреть и, как я поняла, владельцем судов является частная компания. Но на корабли мы тоже не заходили, рассматривали их с берега.
Предыдущий кадр сделан как раз с открытой площадки на крыше здания музея Немо, а на фотографии ниже и сам музей Немо. Очень интресное здание, спроектированное итальянским архитектором Ренцо Пьяно в форме плывущего большого корабля. Сейчас оно зеленого цвета, но на самом деле при строительстве его обшили медными листами, постепенно покрывшимися зеленой патиной. Очень эффектно оно смотрится, хотя побегать для выбора оптимальной точки сьемки пришлось немало. Это очень красивое место в Амстердаме, и каждый из расположенных здесь музеев интересен еще своими экспозициями, особенно если вы придете сюда с детьми.
А мы отправились дальше. Скорость у нас была черепашьей. Потому что Амстердам нам раскрывал одну за другой фирменные картины своих набережных и каналов с рядами разнонаклоненных, подпирающих друг друга, узких домов и своих мостиков, сплошь заставленных велосипедами. Какими-то путями дорогами, не всегда сверяясь с картой, больше доверяя своим глазам и настроению, дошли мы до исключительно очаровательной улочки Geldersekade, которая выходит к зданию Весовой палаты De Waag.
Здание палаты является одним из самых старых зданий в Амстердаме, оно построено в 1425 году. Одно время оно входило в состав городских ворот Святого Антония, пока в этом не отпала необходимость. Потом в здании открылась весовая служба для взвешивания товаров на рынке, а на верхних этажах размещались гильдии художников, купцов и врачей. Более того, одно время в нем даже был анатомический театр, в котором врачи вскрывали трупы и изучали строение внутренних органов человека. Нда, а с виду вполне симпатичное здание, несмотря на такую неэстетическую историю.
Тут то нас наконец настигло чувство голода, особенно, когда наш взгляд зацепил рядышком два итальянских ресторана. Вот так всегда! Нет, чтобы бутерброд с селедочкой взять, местный специалитет, так мы никогда не можем отказать себе в итальянской кухне. Первая любовь — она никогда не проходит. Ресторачик Italia Oggi оказался очаровательно уютным и вкусным, но солнце за время нашего чревоугодия снизило угол своего наклона к горизону, синий цвет неба поблек и облачка из кудрявых стали размазанно -ватными.
Зато ярче проявились отражения домов в водах канала, и получилась очередная картина в раме, ставшая теперь заставкой рабочего стола мужа. Правда, я шутливо называю эту картинку «Мир после кофешопа»
После хлеба душа обычно требует зрелищ, да и дорога вела прямиком в Квартал Красных фонарей. Фонарики уже горели, девушки в окнах махали ручками проходящим любопытствующим туристам, а фотоаппарат пришлось пока закрыть. Двоякое чувство испытываешь в этом месте- любопытство борется с неловкостью и стыдливостью. Пожалуй, так было только в первый день. В следующие дни мы еще раза два пробегали мимо по этой улочке к другим достопримечательностям, и все уже воспринимались гораздо обыденнее.
Квартал Красных фонарей выходит прямиком к еще одному самому старому зданию Амстердама- готической Старой церкви Ауде Керк, освященной в 1306 году. Мы оказались на Oudekerksplein уже после ее закрытия, церковь действующая и открыта ежедневно до 17–30. Тут нас озадачили вывороченные и разломанные корни вековых деревьев около церкви. Было непонятно- стихийное бедствие или деятельность городских служб привели к таким последствиям, наверное, с этими деревьями площадь смотрелась красивее. Возможно, возраст у них был настолько солидным, что безопаснее оказалось спилить эти деревья, пока они сами не рухнули.
Вдалеке виднелась Церковь Святого Николая, красиво подсвеченная лучами заходящего солнца, но мы уже не пошли в ту сторону, для этого у нас было выделено отдельное время. Я еще потом пожалею, что мы не дошли до нее несколько метров в тот вечер.
Из этого района мы отправились на Площадь Дам, к Королевскому дворцу. Удивительно, что город, каждый участок земли которого с трудом отвоевывался у воды, домики которого так тесно прижимаются друг к другу вдоль каналов, не поскупился на прекрасно организованные, полные воздуха и света просторные площади и парки. У Королевского дворца все было оцеплено полицией. Не подойти, не посмотреть и нехорошие предчуствия поселились в моей голове. Дворец до сих пор является резиденцией королевской семьи, хотя здесь она бывает редко. Во время ее отсутствия он открыт для просмотра, за исключением тех дней, когда там проходят какие-либо официальные мероприятия. Я очень надеялась там побывать в следующие дни, а вот на сайт Дворца так и не зашла проверить доступность его на время нашей поездки.
Наверное, со стороны тем, кто уже бывал в Амстердаме наши перемещения кажутся хаотичными. Да так оно и было! Конечным пунктом вечерней программы был наш отель и главное было придерживаться этого направления. Но именно в Амстердаме на меня напал географический кретинизм, я запуталась в кольцах каналов и пересекающих их улицах. Причем дома при просмотре фотографий я сразу излечилась от этой болезни, ориентация вернулась. Но я с отчаянием поняла, как часто находилась рядом с тем местом, которое хотела посмотреть, но не догадывалась сделать всего несколько шагов в сторону.
От Королевского дворца мы повернули на улицу Рокин, на которой, а 2017 году был установлен фонтан в виде скульптуры из двух голов девушек, по которым струится вода. Автором является современный скульптор Марк Мандерс, но что он имел в виду — непонятно. Хотя фонтан смотрится интересно, и не чужеродно. Улица Рокин очень симпатичная, широкая, оживленная. И опять около каждого здания, хотя они здесь все гораздо более молодые, хочется остановиться и внимательнее рассмотреть.
Я не очень люблю вертикальные кадры, но без них в Амстердаме не обойтись никак, особенно если хочется деталек. Ведь все дома в городе- сами сплошные вертикали. Потому сложился калейдоскоп разных домиков с орлами, портретами, и особенно львами. Я все время рассматривала львов в Амстердаме и сравнивала с итальянскими. Насколько же совсем другое выражение лица, то есть морды, у них! Жесткие, волевые, даже немного свирепые, худощавые морды амстердамских львов полная противоположность дружелюбным и немного печальным итальянским.
Улицы становились постепенно немноголюдными. А июньские вечера длинные и гулять по мостам и каналам в такую погоду можно долго, находя все новые краски и новые красивые виды, чтобы сохранить их потом бережно в своей памяти. В сумерках реальность и воображение переплетаются и вот уже кажется, что королева Вильгельмина по дружески подмигнула нам, когда мы проходили мимо установленного ей памятника,
а Амстердам специально для нас завязал бантик и пообещал: «Я подарю тебе себя!»
Потом мы свернули не на ту улицу, потом еще раз не на ту, и поняли, что заблудились. Видимо наш мозг стал засыпать на ходу. Потому что за прошедшие сутки мы спали всего часа полтора- два. Мы выехали из дома в девять часов вечера прошлого дня в Екатеринбург, потом ночной самолет до Москвы и утренний в Амстердам. И если в Амстердаме сейчас было только 23 часа, то наши биологические часы показывали глубокую ночь уже следующего дня.
Но закатное солнце так романтично добавило золота в сгущающиеся сумерки… Ужасно не хотелось уходить с очередного мостика, мы пытались поймать волшебные краски этого заката, а нам все не удавалось. Дубль за дублем делал Сергей, я браковала, мы было уходили с мостика на несколько шагов и снова возвращались. Наверное, на этих снимках не совсем реальные цвета, но именно такими они нам показались в тот момент полусна-полубодрствования. Закат первого дня был полон надежд и обещаний на продолжение знакомства с Амстердамом.
Когда я готовила рассказ, то стала рисовать маршрут нашей пробежки по городу в первый день и вдруг неожиданно увидела, что на карте получилось сердечко. Как будто наше признание в любви к тебе, Амстердам!
А вот второй день в Амстердаме стал полной противоположностью первому. Холодный, пронизывающий ветер и водянисто-серые нависшие тучи с утра не обещали нам ничего хорошего. День мы собирались начать с Рейксмузеума, который накануне вечером в том нашем полусонном состоянии все же успели сфотографировать при хорошей погоде. Мы пришли к открытию музея пораньше. Внутренняя интуиция громко кричала мне в ухо, что надо оставить музей на после обеда, а пока дождь не начался, отправиться по другим намеченным маршрутам. Но так сложно решиться резко изменить планы, когда ты уже стоишь у входа в один из лучших художественных музеев, неужели же хватит решимости развернуться в такой момент! Да и как угадать, в какой именно час начнется и закончится дождь?
В музее мы «часов не наблюдали», и я потом даже не могла поверить, что мы провели в нем более четырех с половиной часов. Естесственно, на улице было уже дождливо, но пока вполне себе можно было существовать под мелко моросящим дождичком. Даже понравилось, как город приобрел мужскую серо-стальную брутальность.
Нельзя сказать, чтобы я не была готова к такой погоде, гисметео нас ею запугивал все последние дни перед отъездом, заставив меня купить объемную непромокаемую и якобы непродуваемую ветровку, которая при желании легко складывалась в свой же внутренний карман. Да и не привыкать нам к дождям и ветрам, ведь мы родились в Сибири! Раскрыв зонтики, мы отправились на Цветочный рынок, где и обрушился на нас первый сокрушительный ливень. Он словно захотел доказать, что дожди бывают разные и амстердамские североморские покруче сибирских будут. Холодные потоки воды заливались под зонт то с одной, то с другой стороны, даже если я этот самый зонтик пришпиливала к голове как шляпу. Бурные реки неслись по мостовой, образовывая завихрения, перепрыгивать которые было бесполезно, кроссовки зачерпнули воду на первых минутах. Сразу вспомнилась фраза «хляби небесные разверзлись», очень точно подходящая к ситуации. Весь народ кинулся под навесы Цветочного рынка, потому что по улице идти было невозможно. Но и под навесами, местами неплотно подогнанными и потому пробегающими ручейками, среди тесно набившихся людей, находиться было некомфортно. Эх, была не была! Увидев идущий трамвай, выскочили из-под навеса и, шлепая по лужам, заскочили в его салон. Мы решили доехать до Площади Дам, а там и Королевский дворец, и Ньюве Керк, и Музей мадам Тюссо, и магазины — есть где укрыться от непогоды.
Трамвай остановился недалеко от «Магна Плазы» и добежать мы смогли под непрекращающимся ливнем только до нее. Весь вестибюль и часть первого этажа были в лужах, так как каждый вбегающий посетитель приносил на себе и на зонтике новую порцию дождевой воды. Само здание внутри выглядело очень презентабельно, да и снаружи тоже. Но сфотографировать экстерьер у нас получилось гораздо позже, когда дождик решил немного передохнуть. Построено здание по проекту голландского архитектора Корнелиса Петерса в 1895—1899 вв. стиле неоготики и неоренессанса. Оно считалось техническим чудом XIX века, так как в качестве фундамента здесь были использованы сваи в количестве 4650 штук. Внутри центральный холл перекрывает стеклянный купол, несущие стены заменяют мраморные колонны с арками, магазины и бутики расположены внутри образованных этими арками галерей. Очень красиво и стильно, мы крутили головами, фотографировали, потом прошлись по магазинам, одежда и обувь на нас немного просохли. А что дальше? Ливень никак не прекращался, мне стало скучно и жалко убегающего времени. Интернет обещал, что магазины «Магна Плазы» не разочаруют, но скажу честно- мы ничего в них интересного не нашли. «Обложка» была явно красивее «содержания». Единственный магазин, который впечатлил меня, это фирменный сырный бутик на первом этаже. Все сыры в нем предлагается продегустировать, и это в основном классические сыры с различными добавками: тмином, базиликом, трюфелем, зернами горчицы, перцем. К каждому виду сыра подается соус или горчица нескольких видов, том числе медовая и фруктовая. Эта дегустация немного скрасила нам бестолковое времяпрепровождение. Собравшись с духом, мы все же предприняли попытку двинуться дальше, выбрав момент, когда дождь стал немного потише.
Впрочем, в этот день все было против нас, Королевский дворец оказался закрыт, видимо недаром вчера на площади было столько полицейских, значит там проходили какие-то официальные мероприятия. В здании Ньюве Керк была организована фотовыставка, и вход был платный, но меня выставка не интересовала, хотелось посмотреть только интерьер, но платить при этом за выставку было бы странно. Ребята предложили укрыться от дождя в музее Мадам Тюссо, но это точно не моя тема. А долго раздумывать было нельзя, дождь опять хлынул как из ведра. Мы побежали к зданию музея, обнаружили там еще какой-то магазин, и он стал нашим убежищем номер два. Зато с третьего этажа открывались отличные виды на площадь Дам, а фотографировать такую погоду из-за стекла гораздо приятнее. Но это тоже не заняло много времени и встал вопрос о следующей перебежке до универмага De Bijenkorf, как раз напротив здания музея. Вот никогда я не планировала столько времени потратить на шопинг, у меня есть этому только одно оправдание: в этот универмаг нас загнал и потом не хотел выпускать сам Амстердам! Кстати на пятом этаже универмага расположен прекрасный ресторан самообслуживания. Еда готовится быстро на ваших глазах- рыба, мясо, креветки, мясо-гриль, котлеты, стоят горячие вкусные супчики, салаты, пирожные и вполне демократичные цены.
К вечеру у дождя наконец закончились силы, а у нас появилась возможность погулять по улицам и подвести итоги прошедшего дня. Итоги были не очень. Планы дня были выполнены менее чем наполовину, ушли в минус Бегинхоф, Королевский дворец и прогулка на катере. Конечно, можно было еще успеть и прямо сейчас отправиться в речной круиз, несмотря на сырой и холодный ветер. Но, посмотрев с мостика на туристов, сидящих в катере, мы решили отложить поездку на завтра. А вдруг завтра больше повезет?
Выбрали мы на тот вечер для пешеходной прогулки один из самых красивых районов Амстердама — район Jordaan — который никак не складывался красивой картинкой на наших фотографиях. Выцветшее «никакое» небо убивало всю его живописность. На самом деле переживала по этому поводу я одна, вся остальная компания была хоть и замерзшая и промокшая, но вполне счастливая.
Чтобы на следующий день никакая погода не нарушила наши планы, разработали общую стратегию, и разошлись по отелям, мысленно выпрашивая у Амстердама хороший денек.
Денек был такой же холодный и серый, но не такой дождливый. Тучи в грязном сине-лиловом хоть и заставляли нас напрягаться и торопиться, тем не менее придавали фотографиям Амстердама бОльшую живость и контрасность в сравнении со вчерашним вечером. Местом встречи с Наташей и Олегом мы выбрали железнодорожный вокзал Амстердама, с его стороны очень красиво должна была получиться на фотографии Церковь Святого Николая, точка съемки выбрана была еще дома. Да и в моих планах было как раз посещение этой церкви и церкви нашего Возлюбленного Господа на чердаке. Но сначала здание вокзала. Безусловная его похожесть на здание Рейксмузеума связана с тем, что и здание вокзала и здание музея построены по проектам одного архитектора- Питера Кейперса. Центральный фасад украшает герб Нидерландов и еще 14 гербов тех городов, до которых можно было доехать от него в то время. Очень красиво и эффектно оно выглядит, да и вообще в Амстердаме нет скучных фасадов, глаз постоянно цепляется за интересный декор, скульптуры или панно.
Посожалела, что в первый солнечный день мы не прошли еще несколько шагов вперед от Ауде-керк и сфотографировали церковь Святого Николая только с заднего фасада. А когда дошла до церкви и вовсе огорчилась- она оказалась закрыта.
Может, было еще рановато, потому мы потопали вначале исполнять мечту мужа на Brouwersgracht. Именно вдоль этого канала расположены здания со ставнями разных цветов, которые придают кварталу очаровательный колорит. Сначала шли стандартные голландские домики с окнами на весь фасад, веселые лодочки вдоль каналов и симпатичные мостики, соединяющие берега. Было ощущение, что туристов на этой улице нет, одни голландцы неторопливо занимались своими делами. Молодой человек доехал на велосипеде до канала, погрузил его в лодку и далее поплыл в ней с велосипедом. Припаркованные машины бесстрашно нависали передними колесами над водой. Хозяин кафе, совершенно пустого, сидел на скамеечке около входа и читал газету. Только ветер шуршал листьями деревьев, нарушая тишину.
Уютные улочки. В одно из кафе мы потом заглянули и попили кофе с яблочным штруделем в аутентичной обстановке, с буржуйкой, стенами, выложенными старой потрескавшейся плиткой, тарелками делфтского фарфора. Обслуживал нас неторопливо пожилой джентльмен, даже неловко было сидеть и ждать, когда он поставит чашечку кофе перед тобой.
Наконец дошли до квартала домиков со ставнями, дали мужу возможность насладиться моментом и фотографировать эти дома сколько душеньке угодно. И опять повздыхали по поводу белесого неба.
Ну вот, первое пожелание дня исполнено, прогулку завершила чисто голландская картинка с мостом и велосипедами.
Мы вернулись обратно, так как следующим пунктом стояла церковь Возлюбленного Господа нашего на чердаке. Дело в том, что после Реформации большинство голландцев приняло протестантизм. Католикам же было запрещено иметь храмы и открыто молиться. И в Голландии стали возникать тайные молельные комнаты в домах католиков, чтобы собираться вместе и молиться Господу. В этом доме жил голландский купец Ян Хартман, он купил этот четырехэтажный особняк на берегу Большого канала и два года обустраивал на чердаке конспиративную маленькую церковь для прихожан. Сделана церковь с большим вкусом и ее аутентичная обстановка сохранилась до наших дней. А так же сохранились и жилые комнаты с редкой делфтской плиткой на кухне, тканевые обои в гостиной, мебель, кровати, церковная утварь. Это потрясающее место!
Итак, второе пожелание этого дня тоже осуществилось. Теперь мы побежали на вокзал брать билеты на экскурсию по каналам. И вот в этот момент опять начался дождь, переходящий в ливень! В очереди на посадку толпились в основном китайцы, а зонты в очереди доставляют только неудобство, с соседнего зонта дождь потоком льется тебе на ноги и за шиворот. Вымокли очередной раз и я поняла, что экскурсия будет совершенно не такая, о которой я мечтала. Смотреть на Амстердам сквозь потоки воды по стеклу без возможности сделать хорошие фотографии не слишком весело.
Да, Сергей конечно выбегал на корму для каких-то кадров и даже сфотографировал Синий мост, а я даже толком рассмотреть его не смогла, и припоминала мужу тот солнечный день, когда окна трамвая ему помешали. Осталась на память о мосте только такая «картинка».
Тем не менее все три желания этого дня были исполнены. У нас даже осталось время погулять вечером на Leidseplein.
Вот и пришел тот день, когда нам надо было уезжать из Амстердама. Нам настолько не хватило этого времени и настолько не хотелось расставаться с городом, что даже перспектива ещё двенадцати дней путешествия не могла развеять грусть. Мы отложили отъезд в Харлем на вторую половину дня. Тем более природа сменила гнев на милость, подул теплый ветер, проглянуло сначала несмело, но потом все более и более настойчиво, солнце. Утром купили билеты в музей Ван Гога, но только на следующий день, пришлось приезжать из Харлема для этого специально. Не всегда надо доверять тому, что написано на сайте. Наше право бесплатного посещения музея без очереди за два золотых купона Holland Pass оказалось не актуальным в этом году. Раз не попали в музей Ван Гога- побежали в Бегинхоф и на Цветочный рынок. Мы же из-за проливного дождя во второй день ничего этого не увидели, только под навесом потолкалась. И тут- на тебе! Опять именно в ту минуту, когда мы зашли в Бегинхоф, зашелестел мелкий, не противный, но все-таки дождичек. Но атмосфера внутреннего закрытого дворика в окружении аккуратных домов, с ухоженными клумбами и палисадниками, дышала чувством умиротворения и несуетности.
А потом одномоментно все изменилось. Каких-то полчаса и Амстердам опять засверкал солнечными бликами, небо набрало синеву, а тучки разлетались и скрывались за горизонтом. Аааа, как же не хотелось расставаться!!!
Мы кружили и кружили в районе Монетной башни у Цветочного рынка, виды раскрывались впечатляющие, с перспективой и настроением, не оторваться.
Да я еще зашла в магазин делфтского фарфора и совсем пропала. Коллекция тарелок, привезенных из разных стран, требовала пополнения. А я не смогла выбрать здесь ни одну- потому что настоящий не штампованный делфтский фарфор очень дорогой, но изумительный, а штампованный для широкого потребителя рядом с ним сразу теряется. А по стенам развешены еще и антикварные экземпляры, которые вообще великолепны. Как будто музей еще один посетила напоследок.
Я не ожидала, что Амстердам так западет мне в душу. Я даже не думала, что это «мой» город. Я просто хотела его увидеть. А случилась сумасшедшая любовь. И есть сильное желание непременно вернуться!