«Еще июль лишь на дворе, а отпуск кончился уже…« — так и крутится навязчиво в голове эта фраза. Пролистываю фотографии, погружаюсь в воспоминания и ищу, ищу подходящие слова для рассказа о нашем безумном путешествии. Путешествии, в котором количество явно забило на качество, и при этом нам все равно увиденного было мало. Слишком много интересных мест и красивых городов расположено на этой небольшой территории. Расстояние между крайними точками нашего маршрута было не более 400 километров, по нашим-то российским меркам вообще пустячок, потому и собиралась я самонадеянно везде успеть и все охватить. Единственное, что меня смущало на этапе планирования маршрута, так это некоторое отсутствие логики и целостной картинки. Впрочем, эти сомнения я старательно отгоняла и продолжала привязывать дополнительные городочки к центральной оси, обозначенной как А-А, или Амстердам-Антверпен.
Мне кажется, не так много туристеровцев еще не были в странах Бенилюкса, в отличие от нас, поэтому и неудивительно, что мне хотелось посетить все города из прочитанных рассказов. Я решила расписать вам свой первоначальный план, а потом показать, что от него осталось в действительности.
Итак: дано 16 дней на Голландию и Бельгию с перелетом Екатеринбург-Амстердам-Екатеринбург через Москву любимым Аэрофлотом. Я забронировала 7 (семь!) отелей: Амстердам 3 ночи, Харлем 3 ночи, Роттердам 2 ночи, Антверпен 3 ночи, Брюгге 2 ночи, Гент 2 ночи, Утрехт 1 ночь перед отлетом. Очень хотелось включить в первые дни еще Гронинген, но уже не решилась. В Харлеме мы собирались взять машину, на которой поехать в Волендам, Заансе Сханс и Гитхорн, переехать на ней в Роттердам через Гаагу и Делфт, потом в Анверпен, откуда смотаться на день в Маастрихт и Хасселт, машину сдать в Антверпене, далее продолжить путешествие на поездах, и обязательно из Брюгге добраться до Дамме. Утрехт был включен в маршрут исключительно из-за того, что мы побоялись не успеть добраться поездом из Гента утром до аэропорта Схипхол к нашему рейсу и это, как показала жизнь, было правильное решение. Брать машину на все дни поездки мы не стали из-за очень высокой стоимости парковок и стоянок, и связанной с этим системой штрафов, но на этом неприятном моменте я остановлюсь позже.
Примерно за месяц до отлета мне позвонила моя сестра из Екатеринбурга, они с мужем решились все-таки присоединиться к нам в этом году, что было хорошей новостью, но влекло за собой некоторые корректировки маршрута. Вчетвером путешествовать гораздо веселее, но укладываться в намеченный график практически нереально. За две недели до отлета конкретики и детальной проработки нашей общей поездки по дням все еще не было, из-за большой загрузки по работе времени на подготовку и стыковку наших желаний не хватало совершенно. Я начала волноваться, успокаивая себя тем, что вот в пятницу последний рабочий день, а за три то дня до отлета мы успеем спокойно сесть за компьютер и уложить в голове все планы, нюансы и моменты. Ха-ха и ой-ей-ей! В субботу утром моя мама упала, повредив колено. День прошел в травматологической поликлинике, свое состояние описывать не буду, ведь только поставленный диагноз «ушиб, обезболивающие мази и через два-три дня бабушка сможет приступать на ногу», спас наше путешествие. Но эта ситуация совершенно не оставила времени для подготовки к поездке в оставшиеся два дня. Так что все наши планы дорабатывались и менялись на ходу, в дороге и вечерами.
Амстердам встретил нас гостеприимно, солнечной и теплой погодой. А вот сотрудники погранслужбы не были настроены на теплый прием и проверяли московский рейс с особым пристрастием. Неспешно задавали вопросы, выслушивали рассказы о забронированных отелях, проверяли подтверждение брони по всему маршруту, обратные билеты, сверяли даже отпечатки пальцев для подтверждения личности. Все неурядицы забылись и остались в прошлом, как только мы вышли из электрички на железнодорожном вокзале Амстердама и вдохнули всей грудью свежий ветер абсолютной свободы и независимости.
Забросив вещи в отель и поставив первый жирный крест на разработанный план, мы отправились просто бродить по городу, погружаясь в его атмосферу, наслаждаясь совершенством картинки вокруг и предвкушением грядущих впечатлений. Как же я люблю самый первый день в путешествии, день, когда все еще впереди и я жду встреч со своими мечтами, ведь пришло время им сбываться!
АМСТЕРДАМ
Об отелях. Первый шоковый просмотр цен на Букинге в феврале нас очень расстроил, но потом мы собрались с духом, мысленно привыкая к такому уровню цен, и в итоге даже посибаритствовали с выбором отелей благодаря скидкам Букинга. Я поставила здесь только ссылки на отели, так как целых семь описаний в обзорный рассказ не вставить, но постараюсь попозже сделать отдельный обзор и по отелям. Ибо отели в поездке у нас были интересными.
В Амстердаме мы остановились в отеле XO Hotels Van Gogh, расположенном в музейном квартале города. Прямо через дорогу от нас находились Музей Ван Гога, Музей Стеделейк и Музей современного искусства Мосо. Совсем рядом с нами был Музей бриллиантов, а в 300 метрах от нас Рейксмузеум. Самое удивительное, что квартал этот довольно тихий, уютный и элегантный, и всего-то пять или шесть остановок от Центрального вокзала на трамвае. Перед поездкой мы приобрели карты Holland Pass gross, дающие право на посещение трех «золотых» и трех «серебряных» достопримечательностей и достаточно большое количество скидок в различные музеи и на экскурсии. При оплате карты онлайн можно было приобрести со скидкой и билеты на проезд из аэропорта Схипхол до Амстердама, что мы и сделали. Получили карты сразу по прилету, в аэропорту в офисе Tours and Tickets, к ним прилагался буклет с перечнем «золотых» и «серебряных» достопримечательностей и мест, где по такой карте можно получить скидку. Карта стоит 75 евро на человека и при подсчете дома экономия расходов на музеи и экскурсии у меня вышла приличная. Конечно, сложилось не совсем так, но в этом уже наша нерасторопность виновата. Как видите, кое-какие приготовления мы все же успели сделать! И вот, отмечая начало нашего отпуска пивом у мельницы De Gooyer, мы наперебой стали высказывать свои непременные хотелки, расставляя приоритеты. Первое место в рейтинге у всех занимал Рейхсмузеум, с него утром следующего дня мы и собрались начать. Музей Ван Гога держал второе место, кроме того я настаивала на посещении Дома-музея Возлюбленного Бога нашего на чердаке, мой муж непременно хотел посетить Замок Мудерслот, Олег не мог жить без речной прогулки на катере, а Наташа уверяла, что шопинг в Амстердаме такая же достопримечательность. Другие прогулки по каналам, площадям и улицам я даже не упоминаю, это было само собой озвучено, но вот дней в Амстердаме оставалось уже только два.
В этот вечер я совершенно не ориентировалась в названиях улиц и каналов Амстердама, муж, который разбирался с этим подробнее, отвечал за правильность дороги до отеля поздним вечером. Но и он заблудился. Когда мы поняли, что совершенно не знаем, где находимся, почему-то стало не страшно, а весело. Практически наугад, повернув разок другой, мы неожиданно вышли на площадь Рембранта. Даже скульптурная композиция Александра Таратынова и Михаила Дронова «Ночной дозор» находилась на своем законном месте! Мой муж был счастлив совершенно, так как его первая мечта сбылась! На самом деле эта скульптурная композиция часто путешествует и мы могли ее не застать на месте, но некоторым свезло. Тут и наше местонахождение определилось легко и дорога нашлась тоже, но шли мы до отеля еще очень долго, ведь вечера июньские длинные, светлые, броди себе да броди по улицам.
А еще перед поездкой я сменила наконец старенький телефон HTC, отметивший свой девятый день дарения, на новый айфон, получив при этом дополнительные возможности в лице Siri, регулярно рассказывающей мне о погоде. Так что в поездке каждый вечер я задавала ей один и тот же вопрос:
-«Привет, Siri! Какая у нас завтра будет погода?»
-«Завтра, похоже, в городе Амстердам будет дождь, переменная облачность и такая картина ожидается в течение дня. Максимальная температура воздуха +15, минимальная +11 градусов»
Опа-на! Вот тебе и крутой поворот!
Это я здесь еще радостная на фотографии- день только второй, а дождь- еще первый и есть надежда на везенье! Мне только очень жалко было лошадок, терпеливо переминающихся с ноги на ногу под проливным дождем, по их блестящим подрагивающим бокам струились потоки воды, шкура постепенно намокала и темнела. Но они не могли раскрыть над собой зонтик и стояли, грустно понурив головы.
С утра дождя не было, но мы провели время до обеда в Рейксмузеум, использовав наш первый «золотой» купон. Невозможно за три с половиной часа просмотреть все экспозиции, но на большее нас не хватило. Вообще, правильно бы было в таких музеях осматривать не все подряд, а только выборочных авторов или темы, возвращаясь для остальных работ в другой раз. Но такой идеальный вариант только где-то в возможной перспективе маячит. А пока наравне с шедеврами великих художников я восторгалась от души тем, КАК работают нидерландские преподаватели со школьниками. Я не знаю, когда у них кончается учебный год, но во всех музеях всегда было много небольших детских групп разного возраста. Стандартно дети и преподаватель садились на пол перед картиной, в данном случае перед «Ночным дозором» Рембрандта, и начинали ее обсуждать. И не было скучающих лиц детей, не было монотонного рассказа, ребята вскидывали руки, спрашивали, взрослые отвечали и сами задавали вопросы в стиле «А как вы думаете?» Это все происходило так живо, глаза у всех горели, что часть времени я наблюдала за ними, а не рассматривала картины.
Потом мы отправились в Бегинхоф, но возле Цветочного рынка нас накрыл ливень, причем конкретный, без шуточек, зонтики при таком не очень то и спасают. Сначала попрыгали среди луковиц тюльпанов, потом добежали до трамвая и поехали на шопинг в универмаг De Buenkorf, других вариантов в этой ситуации мы не придумали. Королевский дворец на площади Дам был закрыт, а в музей Мадам Тюссо я никогда не хотела. Дождь грозил сорвать нам прогулку на катере, стоявшую по плану после Бегинхофа. Собственно, он ее и сорвал в этот день.
Дождик активно вмешался в наши планы и эти два дня поливал нас нещадно. Удивительно, что нам удалось пройти без дождя по намеченным мужем улицам вдоль каналов, в том числе по Brouwersgracht, ставни домов на которой он так мечтал запечатлеть.
От судьбы, как говорится, не уйдешь… Через день, взяв билеты на прогулочный катер по каналам Амстердама- «серебряный» купон — мы дошли до нашей лодки и тут опять начался проливной дождь. Промокшие даже сквозь зонты во время посадки, замерзшие, мы смотрели в пупырчатые от воды окна на Амстердам, включив аудиогид, слегка клацая зубами от неуютной мокроты и холода. Муж периодически выскакивал на открытую палубу в хвосте для хоть какого-нибудь кадра, а мы… мы смирились с ситуацией и приняли ее как есть. Замок Мудерслот выпал из нашей программы. В Бегинхоф мы пошли утром в день отъезда в Харлем, как и в музей Ван Гога. Как только мы зашли в Бегинхоф- начался дождь, но не сильный, скорее моросящий и вот в этот раз он добавил атмосферности этому месту. Из всех увиденных в этой поездке амстердамский бегинхоф мне запомнился и понравился больше всего.
С музеем Ван Гога случилась тоже странная история, по Holland Pass нас должны были пропустить без предварительной записи за два «серебряных» купона. Но сотрудники музея сказали, что эта льгота у них уже не действует, только запись и только платно. Записаться мы смогли только на следующий день и приезжали в Амстердам еще раз ради музея Ван Гога. несомненно, это того стоило и не выполнить задуманное мы просто не могли себе позволить!
Чем еще мне запомнился Амстердам и чем больше всего удивил? Наверное, веселыми трамвайчиками, несущимися по рельсам с немыслимой скоростью, в которых пассажиры запросто могут пролететь через весь проход между сиденьями, если не ухватятся вовремя за поручни. Заходить в трамвай можно только в среднюю дверь, остальные для выходящих пассажиров. Прямо при входе натыкаешься на полукруглый стол с восседающим за ним кондуктором-контролером, продающим билеты и проездные за наличные и по карте. Билетиком потом надо пикнуть при входе и в обязательном порядке при выходе. Собственно, такая же система и при железнодорожном переезде, все постоянно держат билеты в руке и пикают ими до умопомрачения. А рельсы трамвая могут проходить и таким образом, как на фотографии ниже. Мы фотографируем через заднее стекло нашего трамвая, который только что пролетел участок одиночного пути, рядом с нами стоит встречный трамвай, пережидает, когда следующий за нами еще один трамвай освободит ему дорогу.
А еще удивлялась стоящим в нескольких сантиметрах от обрывающегося вниз бетонного берега канала машинам. Это ж как водитель вышел, когда так припарковался?
Ну и квартал Красных Фонарей запомнился, потому что жрицы любви не вызвали у меня внутри никакого отторжения. Есть там и симпатичные девочки и страшенные мужеподобные накачанные бабищи — на разные вкусы, кто ж будет спорить. Просто ситуация воспринимается там на месте слишком обыденно- да есть, вот такая вот проституция, никто не смущается. Девочки, закончив работу, опускают штору, переодеваются, в совершенно обычном виде закрывают двери в свои «кабинеты» и отправляются гулять по улицам.
В Харлем уезжали в хорошую погоду… Мужчины требовали продолжения банкета именно в Амстердаме, потому что кто-то запланировал на него слишком мало времени… Я же скромно не акцентировала внимание на том, кто именно составлял маршрут.
Амстердам же как встретил нас хорошей погодой, так ей и проводил.
ХАРЛЕМ
В Харлеме бронировали отель Ambassador City Centre Hotel, рядом с церковью Святого Бавона и центральной площадью Гроте Маркт, месторасположение прекрасное, хотя вид был на какой-то шумный ресторанчик, ночами это слегка мешало. Впрочем, с нашим активным времяпроепровождением, я все равно засыпала сразу, не реагируя на шумные компании. В Харлеме, кстати, кроме церкви Святого Бавона есть еще и Кафедральный Собор Святого Бавона- грандиозное архитектурное сооружение с невероятно красивым внутренним интерьером и с музейными экспонатами епископской одежды. В церкви внутри тоже есть немало «изюминок», в общем на них времени мы не пожалели, это того стоило.
Церковь Святого Бавона, Grote of Sint-Bavokerk Протестанская церковь построена в XIV веке, реконструирована в стиле пламенеющей готики в XV веке
Почему в Харлеме я брала три дня? Из-за стоимости отелей, само собой! Можно было бы все дни жить в Амстердаме и оттуда поездить по близлежащим городкам, но вышло бы дороже. А на сам город у меня был запланирован всего то один день. Но в реальностине получилось и одного, все три дня мы были в Харлеме урывками. Из Амстердама в первый день выехали только в 16–00, на следующий день рано утром уехали опять туда же, у нас были билеты музей Ван Гога, а в третий день, взяв наконец машину в аренду, ударили автопробегом по дорогам Голландии.
А городок настолько милый и симпатичный! Прямо вот виноватой себя чувствую за то, что обделили мы его вниманием. Так и остался только в планах музей Франса Халса в Харлеме, на посещение которого можно было использовать еще один «золотой» купон. Во многих отзывах я читала, что Харлем понравился гораздо больше, чем Амстердам. Я не могу такого сказать и сравнивать между собой эти и другие города не буду. Основной вывод, который мы сделали в этом путешествии, это индивидуальность, харизматичность и неповторимость все посещенных нами городов. Ни один из них не похож на другой. В каждом хотелось остаться. Пусть ненадолго, хотя бы на денёк-два…
Первый вечер мы провели в кафе у Мельницы Адриана. ну и пусть это реконструкция сгоревшей дотла в 1932 году оригинальной постройки, но без нее разве был бы таким колоритным и живописным окружающий ландшафт!
Была пятница и около мельницы проходили соревнования на SUP-досках. Скорее всего мы наблюдали что-то типа корпоративного мероприятия, так как участники были явно не спортсменами, сапбординг осваивали явно впервые, а на берегу находилась группа поддержки. А может это были такие же наблюдатели, как и мы.
Напоследок о том, чем поразил Харлем больше всего. Не поверите, это были велосипеды с коляской для перевозки детей! Велосипеды в Голландии вообще поражают любое воображение, по их количеству и продуманности велесипедных дорожек голландцы точно впереди планеты всей. Приоритет на любых перекрестках, отодвигающий автотранспорт на второй план, а пешеходов вообще на третий. Но в Харлеме велосипеды в большей своей части были с детскими «корытами», как я их окрестила. Возможно, из-за субботы и воскресенья, пришедшихся на наше там пребывание, но нас обгоняли, ехали навстречу, стояли у магазинов именно такие модели велосипедов. А в люльках-колясках сидело минимум по двое, чаще по трое детей. Детей не грудного возраста, а вполне себе способных идти рядом с мамой за ручку, или тоже ехать на велосипеде. Некоторые из таких велосипедов были довольно крутых марок, в некоторых вместо детей сидели собачки. Ничего подобного в других городах мы не встретили.
ГИТХОРН
И снова один и тот же вопрос: «Привет, Siri! Какая завтра будет погода?» Ответ был важен, потому что если бы в воскресенье Siri пообещала дождь, то поездка в Гитхорн не состоялась бы. Это было основным условием моего мужа- поедем в Гитхорн только в том случае, если не будет дождя. Потому что тратить полтора часа на дорогу в один конец и полтора обратно стоит только ради красивых кадров. А во время дождя и на месте можно еще много чего посмотреть. Я мысленно молилась, потому что Гитхорн в моих мечтах жил уже лет шесть-семь, еще до Туристера я увидела фотографии этой деревушки на каком-то фотосайте и они занозой засели в памяти.
Siri пообещала переменную облачность и мы кинули заявку на бронирование машины. Опытные автотуристы знают, что при бронировании заранее цены на аренду машины значительно ниже, а тот, кто долго сомневается и колеблется платит другую цену. Зато с машиной нам открылись дополнительные возможности. В этом году я перестала отвечать за Самсоновну, маршрут и правила дорожного движения, свои позапрошлогодние обязанности я передала Олегу. А мы с Наташей, удобно устроившись на заднем сидении, лопали спелую вкуснющую клубнику с малиной и болтали о своем, о девичьем. Дорога до Гитхорна в плане живописности достаточно скучная, но ехалось по трассе легко, развилки были понятнее, чем во Франции. По приезду в Гитхорн небо затянули облака и стал пробрызгивать дождик.
Больше всего в душе я как раз переживала за ориентировку на местности в самом Гитхорне, по гугл-карте мы так и не разобрались, по каким улочкам надо плыть, по каким ходить и с какой стороны в эту деревню заезжать. У нас был «золотой» купон на прогулку на лодке, но оказалось, что он распространяется только на одну компанию, место дислокации которой еще надо было поискать. В итоге мы взяли понравившуюся нам лодку понадежней, по цене 30 евро за час, прошли инструктаж по управлению лодкой (ответственный Олег), получили карту передвижения, по которой маршрут был нарисован очень неопределенно (за карту и схему движения отвечала Наташа), муж отвечал за фотографии, а я бездельничала. Весело отплыли от причала и тут осознали, что управление лодкой не такое простое дело. На все движения руля она отвечала с заметным опозданием. При каждом движении мужа, который порывался встать во весь рост для фотографирования, устойчивость и управляемость лодки резко нарушалась и мы дружно кричали «Сережа, сядь!». Сережа возмущался, что он в лодке только для фотографирования и требовал свободы действий.
Через какое-то время мы стали сомневаться в умении нашего штурмана разбираться в карте- природа вокруг была красива, но на деревню никак не походила. Вдоль берегов канала тянулись заросли осоки, местами росли кувшинки, где-то ивы полоскали свои длинные ветви в воде, но жилья не наблюдалось.
Из зарослей выплыла стая уток и в удивлении уставилась на нас, было похоже, что люди им в диковинку
А вскоре канал вывел нас на большое открытое водное пространство. Ветер крепчал, лодку раскачивало, муж перестал делать попытки встать, но тут начал вставать Олег, который решительно не понимал, куда ему рулить. В поле зрения попадали и другие лодки, люди в которых стояли-сидели с не менее растерянными лицами. Нас начал душить истерический нервный хохот, мы даже вспомнили и спели песню «Ты правишь в открытое море, где с бурей не справиться нам, в такую шальную погоду, нельзя доверяться волнам». Сейчас я думаю, что владельцы прокатных лодочных станций ни во что не ставят правила безопасности на воде. Вы ж нигде не видите спасателей, нам не выдали спасательных жилетов, а перевернуться в лодке мы могли на раз-два. а лодка, между прочим, может идти только с одной скоростью, моторчик так рассчитан, тихоходный он очень. Убыстрить ситуацию никак нельзя. Наконец мы увидели вдалеке канал, по которому можно было повернуть в сторону деревни
Только радовались мы рано. В узком канале, откуда ни возьмись, оказалось много различных лодочек разного размера, которые постоянно сталкивались, цеплялись друг за друга и тормозили движение. Муж вставал фотографировать, лодка теряла управляемость, Олег кричал, что не видит, куда рулить, мы сталкивались с очередной лодкой, муж требовал высадить его, но где бы мы его потом искали? Тогда фотоаппарат в руки взяла я, встала- лодка даже не качнулась и обзор никому я не перекрыла. Пришлось мужу доверить фотоаппарат мне, Ну что сказать… Мои кривые фотографии муж смотрит и стонет, хотя может быть и вытянет какие-никакие кадры.
Через два часа мы должны были лодку вернуть, уложились в это время с трудом, муж был очень расстроен, хотел было возвращаться в центр деревушки пешком, чтобы сделать нормальные фотографии, но мы сами видели, что там сейчас море туристов и толкаться среди них не хотелось. А тут, на окраине, в уютненьком местечке мы пообедали, переждали получасовой ливень и поехали в Волендам.
ВОЛЕНДАМ
До Волендама дорога была гораздо интереснее, мы проехали по длиннющей дамбе, видели огромное количество ветряков, стада пасущихся коровок на живописных лужках и большое количество лошадей. Красавцы, многие из них паслись в накинутых до самых ног мохнатых попонах, внешне это выглядело реально как «конь в пальто».
Бывшая рыбацкая деревушка восхитила ухоженностью и огромным количеством роз, растущих вдоль каналов и во двориках. Запах роз висел в воздухе, смешиваясь с морским бризом, маленькие аккуратненькин домики выглядели игрушечными декорациями. Русская речь слышна была со всех сторон. Это после нескольких дней полного отсутствия соотечественников в обозримом пространстве. И я не ожидала, что Волендам так раскручен и востребован у нас.
С удовольствием походили по его улочкам, постояли на набережной, выпили кофе. Погода разгуляась, солнышко прогрело воздух и стало гораздо комфортнее. В Волендаме нам хотелось сделать фотографию в голландских костюмах, там на каждом шагу фотоателье с таким предложением, а у нас был " серебряный» купон на такую съемку. Тут, как обычно, включилось одно «но»- ателье работали до 17–00, а время приближалось как раз к этому часу.
Да и у нас в планах стоял на сегодня еще Заансе Сханс. Кстати, мы нашли в Волендаме бесплатную стоянку недалеко от центра и в Гитхорне парковка тоже была бесплатной.
ЗААНСЕ СХАНС
Деревня-музей Заансе Сханс это шесть ветряных мельниц и 35 старинных деревенских дома, собранных в одном месте. Мы приехали сюда уже после заявленных часов работы — потому сами мельницы (они рабочие), мастерские, все магазинчики и кафешки, были закрыты, голландцев в национальных костюмах не наблюдалось. Но само то пространство было открыто, гуляй в свое удовольствие, фотографируй, ни-ко-го вокруг! Просто тайная мечта любого туриста! И очередная бесплатная парковка- обычно здесь платят по 10 евро, но паркоматы тоже уже не работали.
Пусть мы не получили удовольствия от театрального задуманного действа, даже, наверное, жаль, что поздно приехали. Зато мы получили другое, мы ощутили себя единственными посетителями уникального пространства. Мельницы бездействовали, но слегка поскрипывали и нам был виден механизм их устройства и работы. Тишина и красота окружали нас. Познакомились там с местнымми котами-кошками, один из которых некоторое время сопровождал нашу группу в качестве экскурсовода.
В воздухе смешались запахи свежескошенной травы, еще влажной после утреннего дождичка, цветущих полевых цветов, мокрой древесины, просушиваемой на берегу рядом с мельницами, солнце неспешно скользило за горизонт, разбрасывая горстями последние золотые лучи, а по лугу за мельницами к канавке с водой шла стайка диких гусей. Видны были только их мелькающие среди травы головы.
Картинка полной идиллии летнего вечера. И никуда больше не хотелось торопиться.
Хорошо бы было конечно закончить вечер на такой лирической нотке. Но нам же надо было доехать до Харлема и определить машину на стоянку. И вот тут у нас точно появилось несколько дополнительных седых волосков! На трассе то было все отлично, но в городе движение другое, и дорожные знаки мелкие, а местами непонятные, Самсоновна отключилась на раз. Встроенный в машине джипиэс устало нам командовал: «Поверните налево и еще раз налево» Послушно выполняем и — мы на встречке… Здесь односторонняя дорожка, но рядом через клумбу с цветами, еще одна, и надо было поворачивать на нее. Машины встречные бибикают, мы задом сдаем и выворачиваем на нужную. Пока доехали до отеля нарушили правила движения раз десять в разных местах с непривычки и недопонимания. Движение в Голландии отличается от французского и знаки тоже, требуется быстрота реакции и для начала по карте бы посмотреть особенности проезда. Перед Францией муж это делал, а здесь мы не успели. Хотя пока штрафы нам не пришли из Хаарлема, может пронесет. А утром мы выезжали из Харлема в Роттердам. Ну, как утром… Утром мы заехали к Кафедрал Святого Бавона, часа два там провели и только потом выехали. Так что Гаагу отложили на следующий день, только в Делфт по дороге заехали.
ДЕЛФТ
Паркинг приглядели заранее на просторах интернета в центре, чтобы все быстренько посмотреть. Оплатили, побежали по улицам. Сразу ахи-охи: «Ах, какие кувшинки! О, как красивенько это смотрится! Обращайте внимание по дороге на магазины с делфтским фарфором, мне страсть как нужна тарелка очередная на стену!» Ну и далее в том же духе.
Конечно, чтобы уложиться в короткое время, сразу же отправились на главную площадь- Markt, куда и Ратуша выходит и Новая церковь Nieuwe Kerk, и всякие разные магазинчики-кафешечки.
Шикарные виды, глаза разбегаются, а нам захотелось в Новую церковь зайти, все-таки усыпальница нидерландских королей оранской династии.
Вот не скажу, что я ожидала того, что увидела. Безусловно, архитектура впечатляет, но главное то в церкви другое! Красная дорожка, по которой рекомендовано идти, рассказы, документы, фотографии и видео о представителях оранской династии. Надгробие Вильгельму I Оранскому, прозванному Молчаливым, который скончался именно в Делфте после третьего покушения. Официальная же усыпальница Оранских в Бреде на тот момент находилась в руках испанцев. Последними здесь были захоронены бабушка и дедушка нынешнего короля Нидерландов Виллема-Александра, видеосъемка торжественных похорон прокручивалась на боковом огромном экране. Я вгляделась и вдруг поняла, что заходят они в церковь, а в полу открывается ниша, и спускаются они по длинной лестнице вниз, в склеп. Боже мой, да я ж рядом с ней стою! А с другой стороны, под стеклом показан макет-экспозиция захоронений, да так натурально все. Я, как дамочка впечатлительная, глянув на макет комнат с гробами и оценив их месторасположение относительно своего в данный момент, сразу двинулась к выходу.
А вообще сам Делфт понравился очень! Еще бы гуляли до гуляли. По времени не успевали уже в Центр Вермеера (могли использовать там еще один «серебряный» купон) Парковка у нас была оплачена на три часа, время подходило как раз к этому сроку и муж начал нас торопить. Он заранее прочитал, что водителей на парковках штрафуют, если машина стоит, а время парковки вышло. Приходим на парковку, до окончания срока еще 10 минут, на машине лежит квитанция с выписанным штрафом на 65 евро!!! Находим сотрудников стоянки, приводим к машине, тычем носом во время, указанное в оплаченной квитанции. Они задумываются, десять раз что-то смотрят, проверяют, потом со словами «ноу проблем» рвут бланк со штрафом. ХА!!! «Проблем» у нас до сих пор. Через неделю после нашего возвращения домой сумму штрафа плюс 21% НДС заблокировали у мужа на карте. Уже вторую неделю ведем переписку, они разбираются в данной ситуации, но воз и ныне там. Вот такая неприятность. Но Делфт то в этом не виноват.
РОТТЕРДАМ
Прямиком из прошлого в будущее- так бы я назвала наш переезд в Роттердам после Делфта. Меня некоторые от Роттердама отговаривали- почему да почему. Потому что он совсем другой, и он классный, он потрясающий, он необычен своими архитектурными формами. Мне Роттердам показался очень интересным городом. Отель бронировали рядом с кубическими домами, Savoy Hotel Rotterdam, отель очень понравился, лаконично, удобно, не тесно.
Приехали уже вечером, так получилось, что Наташа с Олегом жили в другом отеле и он находился довольно далеко от нас. Они же бронировали гораздо позже свое проживание, но если в других городах мы жили довольно близко, то здесь не повезло. Самое смешное, что мы потерялись в Роттердаме друг с другом и нашлись только в утро отъезда в Антверпен. У нас сглючили телефоны, я считала, что они не на связи, а они, что мы вне зоны постоянно. Мы ходили по одним и тем же местам и так и не встретились. Случилось так, как случилось, и Гаага вычеркнулась из нашего маршрута. Да и когда было ехать в Гаагу? Приехали вечером, успели погулять только в своем райончике, значит на такой большой город у нас и так был всего один день.
Мы облюбовали для ужина ресторанчик в районе Старой гавани Oudehaven, да так нам там понравилось, что и на следующий вечер пришли сюда же.
В ресторанчике подают мясо на горячем камне, которое ты сам отрезаешь кусочками и жаришь. Вид со стороны гавани на мост Вильема очень живописен, особенно когда опустились сумерки и включилась подсветка. А потом мы увидели, как огромная луна стоит ровно посередине пролета опоры и это было нереальное зрелище! Бросив еду, муж побежал ловить кадр, но картинка менялась очень бысто, луну закрывали облачка, она уплывала из-под арки и… получилась уже только такая фотография.
И вот этим вечером я совсем забыла спросить у Siri о погоде на завтра. А погода, как оказалось, решила вспомнить про лето и назавтра выдала +29. А мы без крема солнцезащитного, да и одеты довольно тепло оказались. В общем, в Голландии сначала мы промокли и замерзли, потом запарились и сгорели! На кораблике под морским ветром на верхней палубе нос облупился сразу, так же обгорели лица и шеи. Но зато посмотрите какие виды с палубы!
Такая погода толкнула нас на поиск прохлады и привели в Het Park, где мы часик провалялись в тенечке, наблюдая за местными водоплавающими птицами. Потом дошли до старого города, но он нас не очень впечатлил. Лучше бы в зоопарк сходили, читала, что он в Роттердаме классный.
Наутро мы сдавали машину и отправлялись в Антверпен на поезде. Почему мы изменили опять первоначальный план? Во-первых, наши сопутешественники из Антверпена улетали домой, у них не было возможности продлить свой отпуск еще на 6 дней, во-вторых, взбунтовался муж и сказал, что не поедет в Маастрихт, у нас опять не хватит времени на Антверпен, опять все бегом и ничего не успеем, в-третьих, если бы мы сдавали машину в другой стране, то стоимость аренды резко возросла бы.
Мы наконец «нашлись» с Наташей и Олегом, исправили телефонные глюки, а погода опять резко поменялась. Прошел очередной ливень, о чем нам Siri поведала накануне вечером, и мы успели подготовиться, не убрали зонты в чемоданы. Поезд наш в Антверпен сломался в дороге, посреди какого-то болотистого поля, но об этом и остальных наших приключениях в Бельгии я расскажу во второй части.
Продолжение здесь
Теги:
Самостоятельные путешествия