Муйнак. Бывший порт на бывшем берегу бывшего Аральского моря. В наши дни Муйнак стал перевалочной базой для исследователей высохшего морского дна и для туристов, едущих к остаткам Арала. Единственную его достопримечательность, корабли, практически растащили на металлолом еще до того, как Узбекистан открыл границы для массового туризма.
Тем не менее, кладбище кораблей в пустыне Аралкум стало моим личным must see. Чтобы уговорить Лёлю на эту поездку мне пришлось пол дня ползать за ней по Хиве на коленях, сложив руки в молитвенном жесте. Ладно, шучу. Всего полчаса. Надо сказать, 23 октября день рождения Лёли, и вполне понятно ее желание провести этот день в приятной обстановке, попивая вино в хорошей чайхане. Но любопытство победило, и вместо возлежания на топчане и вкусания вкушения всего разнообразия узбекской кухни, мы тряслись по разбитым дорогам 400 километров в одну сторону и столько же обратно.
Справедливости ради, уточню, что дорога от Хивы до Муйнака не совсем прям плохая, местами даже хорошая. Жаль мест этих мало. Машина, которую нам сосватали в Islambek Hotel, была отличная, водитель вообще выше всяких похвал. А 60 долларов на двоих за такую поездку это не просто по-божески, это даром! Можно сказать, повезло по всем направлениям.
Выехали мы поздно, в 8 утра. Поэтому попадающиеся по дороге зороастрийские башни молчания оставили на обратный путь. Общительный водитель веселил нас шутками всю дорогу, Лёля тарахтела практически без умолку, я на заднем сиденье клевала невыспавшимся носом. В общем, до Нукуса время и пейзажи за окном пролетели незаметно. А затем мы увидели обмелевшую Амударью и соль на земле Каракалпакстана.
Убийство Арала (а иначе эту катастрофу и назвать нельзя) повлекло практически полное вымирание прилегающих регионов. Понятно, что первыми пострадали рыболовство и прочие морские промыслы. Но последствия экологической катастрофы гораздо глубже и обширнее, чем это видится издалека. Изменился климат. Изменился рельеф. Пыльные бури разносят соли с морского дна на тысячи километров. Даже во льдах Гренландии и Арктики находят следы аральских песков, не говоря уж о тающих ледниках Тянь-Шаня. Здоровья токсичная пыль тоже не добавляет. Токсичной ее делают пестициды, которые в Арал смывало с полей. Могильники, где погребены подопытные животные после испытаний биологического оружия тоже вполне себе реальная угроза, хоть и достаточно далекая.
Море погубили ради воды для полива. Но высохло море и практически ушла вода. Когда-то процветающая автономия, сегодня Каракалпакстан — это зона экологического бедствия. После высыхания Арала 80% земель представляют собой пустыни с редкими островками поселков и городов между ними. Стоил ли хлопок таких жертв? Думаю, нет.
С того момента как мы переехали по мосту практически сухое русло Амударьи, меня накрыло гнетущее ощущение произошедшего бедствия. Не знаю, как Лёля, а я как пришибленная смотрела на все больше проступающую из земли соль и на небольшие песчаные вихри на горизонте. Золотистый свет осеннего солнца вдруг стал резким и начал до боли резать глаза. Легкий запах соленой воды, который иногда доносили порывы ветра только усиливал общее впечатление. И единственный вопрос в голове: что же вы натворили?
Возможно, мои эмоции кажутся преувеличенными, но мой родной Казахстан гибель Арала задела напрямую. Только вот кораблей у нас таких совсем уже нет, зато моря осталось чуть больше. Хотя и эта часть испаряется на глазах, несмотря на все усилия. Поэтому тема Арала мне совсем небезразлична.
Пролетая над Аралом. Август 2019г.
На осмотр кладбища кораблей мы решили выделить час. Казалось, этого достаточно, ведь смотреть там особенно нечего: штук десять проржавленных насквозь лодок и пара-тройка таких же трухлявых кораблей побольше. Те, что покрупней и поцелее раскрашены граффити. Хорошая натура для пост-апокалиптической фотосессии. Не то, чтобы мы прям сильно фотогеничные, скорее наоборот портили живописную натуру своими тушками. Но время пролетело совершенно незаметно и проторчали мы на корабельном кладбище без малого три часа. Наш измаявшийся водила Рустам не выдержал и сообщил, что Титаник мы уже не найдем и Жак-Ив Кусто поблизости не похоронен, почести отдавать некому.
Пора было возвращаться, тем более мы собирались на обратном пути заехать к зороастрийской Дахме Чилпык. Википедия сообщает что это круглая башня без крыши, высотой пятнадцать метров и 65 метров в диаметре. Зороастрийцы не оскверняли землю покойниками, а оставляли их в башне на съедение хищным птицам. А что птички не докушали, складывали в кувшины и там же закапывали.
Утром мы видели башню молчания издалека, когда проезжали мимо. И опрометчиво решили отложить ее на вечер. Не рассчитали, что так долго проторчим у кораблей и потом еще будем искать заправку. В итоге к башне приехали в темноте, освещаемой только полной луной, почему-то красного цвета. Несмотря на темень, к Дахме мы все-таки поднялись, стены ее руками потрогали. А вы ловите фото из интернета.
Здесь у нас тоже не обошлось без приключений. Чудом не переломав ноги на спуске, мы заблудились у подножия холма с башней. Дорога никак не желала находиться, Рустам нервничал, что неудивительно, после того как он сам нас запугивал рассказами о степных волках и ядовитых змеях. Кое-как найдя дорогу, мы выдохнули и наконец-то взяли путь на Хиву. Пока доехали, время стало совсем позднее. С освещением в городе туго, поэтому посиделки в ресторане отложили до Ташкента, а Лёлин день рождения отлично отметили пивом и колбасой с лепешкой из ближайшего магазина и впечатлениями от поездки. Прекрасное завершение трудного дня я считаю.
Резюмирую: Хиву посетить стоит однозначно, Муйнак — по желанию. Практически все отзывы о Хиве сходятся в том, что одного дня на город достаточно. Мне этого дня не хватило. Уезжала я с чувством недосказанности, и за прошедший год оно только усилилось. Внешний город и многочисленные памятники зороастризма остались неосвоенными, поэтому в Хиву я вернусь обязательно. А пока наше путешествие подходило к концу, мы возвращались в Ташкент.
Продолжение следует…
По базарам и мазарам. Глава первая. Самарканд.
По базарам и мазарам. Глава вторая. Бухара.
По базарам и мазарам. Глава третья. Хива.
По базарам и мазарам. Глава пятая. Ташкент.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия