Продолжая наше путешествие по Балканам, выехали из Дубровника около десяти часов утра и только к вечеру приехали в албанскую столицу Тирану. Хоть расстояние между этими городами было относительно небольшим (около 280 км), но однополосные горные дороги с их тянучкой из-за невозможности обгона медленно идущих грузовых машин, существенно замедлили скорость нашего передвижения. Вдобавок по пути мы пересекли еще одно балканское государство — Черногорию. Там вышла задержка не только на двух пограничных постах на въезде и выезде из страны, но и из-за ее красот на Которском заливе — несколько раз останавливались на видовых точках и восхищались пейзажами этих мест.
Переезд границы с Албанией занял около получаса. На ближайшей заправке сразу купили виньетку для проезда по албанским дорогам (около 5 евро). Хотя на некоторых наших сайтах типа Винского говорилось, что проезд по всем дорогам там бесплатный, на границе нам сказали, что купить виньетку надо. Проехав около 20 км до городка Шкодра, дорога вышла на хорошую двухполосную трассу Е762, которая и привела без проблем к албанской столице. Надо сказать — дороги в Албании неплохие! Однако об албанских водителях комплименты выдавать не хочется — подрезают и гоняют вовсю, не подавая при этом никаких сигналов поворотов.
Наконец, вырулив к нашему отелю Hotel Relax City Center и с трудом пробравшись во двор отеля, припарковались на еще свободном местечке и, поужинав, совершили небольшую прогулку по центральной части города. Однако более детальное знакомство с албанской столицей оставили на следующее утро. У отеля было очень удачное расположение в самой центральной части города. Для парковки автомашин был небольшой дворик и если ты вставал первым, то выехать мог только последним — как патрон в патроннике! Это был единственный минус этого места. А так, местоположение отеля было замечательным — прямо в историческом центре Тираны. Все окружающие нас улицы были забиты до отказа припаркованными автомобилями.
г. Тирана, 21–23.09.19
Для познания албанской столицы нам хватило первой половины дня — все ее основные достопримечательности находились в пешеходной доступности от нашего отеля. Выйдя из него, через триста метров вышли к памятнику Сулейману-паши Барджини — османскому генералу албанского происхождения, основателю Тираны.
Пройдя чуть дальше вперед, выходим на большую площадь Скандербега. Она доминирует в городе и ее пропустить никак нельзя. На ней находятся Оперный театр, больше похожий на областной клуб, супергостинница для высоких гостей канувшего в лету коммунистического режима и несколько административных зданий.
Отель Tirana International
Национальный Исторический музей
На этой же площади находится и самый знаковый объект Тираны — памятник Скандербегу — вождю антиосманского албанского восстания, национальному герою Албании.
Перед площадью находятся две основные реликвии албанской столицы — башня с часами и мечеть Эхтем Бей.
А чуть в сторонке находится музей Тоталитаризма — Бункер Bunk Art2. С ним мы более детально познакомимся в отдельном материале.
На улицах столицы мирно течет своя спокойная жизнь — молодежь веселая и, так же как и у нас — понемногу дурачится.
Люди постарше занимаются своими делами — зарабатывают на жизнь кто как может. Нищебродов нигде не было видно.
Дети выглядят ухоженными и счастливыми, особенно играясь на таких современных игровых площадках.
Несколько печальную картину оставил после себя только один объект, который мы увидели на одной из центральных площадей города. Это была какая-то недостройка-заброшка в виде громадной пирамиды.
Что же это такое? Оказывается, после смерти албанского диктатора Энвера Ходжи, правившего страной с 1946 по 1985 г., его близкие соратники во главе с дочерью Пранверой, соорудили эту Пирамиду для Интернационального центра культуры, рассказывавшего о его жизни. Но, время стремительно полетело вперед, власть им удержать не удалось и музей закрыли. Пытались было перепрофилировать под какие-то другие задачи, но ничего не вышло. И что делать сейчас с этим архитектурным чудом, не знает сейчас никто.
Закончив прогулку по центральной части албанской столицы, в 14:30 выехали в Дуррес, считающийся в Албании не только главным портом страны, но и эдаким городом-курортом типа наших Сочи или Одессы.
Город Дуррес
От Тираны до Дурреса всего 38 километров, и вырулив на хорошую скоростную двухполосную трассу № SH2, через полчаса мы прибыли на главную набережную этого курорта Rruga Currila. Легко найдя платную стоянку, оставили на ней машину и пошли знакомиться с городом.
Посетив находившийся неподалеку от автостоянки старый римский амфитеатр, прогулялись по набережной города. Как потом мы узнали вечером, оказывается, пока мы ехали сюда, по дороге было землетрясение, затронувшее Албанию и соседние страны. Был легкий толчок и вечером, когда мы укладывались спать — что-то чуть тряхнуло и дверка шкафа открылась сама по себе, но мы как-то и не подумали ничего плохого…
Пройдя от амфитеатра мимо помпезного, выстроенного в эдаком сталинском стиле, здания албанского колледжа бакалавриата, в котором преподают на английском только зарубежные профессора, вышли на набережную.
Набережная довольно ухожена и на ее зеленых лужайках выставлено много интересных скульптур.
Однако пляжи оставили не очень приятное воспоминание — на них было много грязи и мусора. А на некоторых стояли даже и вереницы припаркованных машин.
Вдоль берега понастроены жилые кварталы и отели, но пляжи пустовали. Может быть уже «не сезон», а может быть что-то иное. Во-всяком случае, нам совершенно не хотелось располагаться здесь и пойти купаться — в воздухе стоял легкий аромат, как бы это культурно сказать по-французски — parfum d'égout (запаха канализации) …
Закончив нашу прогулку у недостроенного паркинга со скульптурой обезглавленной женщины, за которыми уже шла дорога и частные постройки, мы повернули в обратном направлении и, выбрав на набережной ресторанчик, пообедали и выехали обратно в Тирану. Завтра утром нам предстоит дорога в Грецию — до прославленных и уникальных монастырей Метеоры, которые парят над скалами.
Дороги и вождение автомашины по Албании
Что можно сказать о дорогах в стране? Почти все основные дороги двухполосные и с довольно активным трафиком. Однако трасса Тирана-Дуррес-Тирана во время нашей поездки в воскресный день была практически пустая в обоих направлениях. На дорогах видели большое количество полицейских мобильных постов. Кроме того, существуют жесткие ограничения по скорости (вне населенных пунктов — до 80 км/ч, в населенных — 40 км/ч). Может быть, это и оправдано — вдоль дорог, как когда-то и у нас, часто попадались памятные таблички и букеты пластиковых цветов на обочине и такая жёсткость имеет под собой некоторое основание. Я уже упоминал, что албанские водители совершенно не пользуются сигналами поворотов и поэтому во время езды нужно быть всегда начеку, хотя никакого особо агрессивного стиля вождения у албанцев не заметил. Стараются «пролезть», но как=то вежливо. Однако были случаи и внезапного перемещения албанцев из одной полосы дороги на другую. В этом плане у нас даже чаще попадаются такие водилы, особенно на «крутелыках» — навороченных лексусах и мерсах — им ведь всегда надо быть впереди!
В самой Тиране более хаотичный стиль вождения, но опять же — всё в пределах нормы (по нашим столично-украинским меркам). К иностранным номерам относятся спокойно, никакого негатива на себе не почувствовали. Заправок много — не то, что в Хорватии на трассах, а совсем почти как у нас — на паре километров может быть штук пять разных фирм. Перед выездом из Албании в Грецию, мы заправились на последней албанской заправке до полного бака (95+ € 1.44/1л). В Греции литр бензина стоил уже € 1.76. Самым дешевым на нашем пути бензин был в Болгарии (€ 1.158) и ПМР (€ 0.8). В Украине разброс цен на марку 95 больше и составляет в зависимости от заправок € 1.1–1.3/1л).
Общие впечатления об Албании
Такого количества мерседесов я не видел даже в Германии и по моим примерным оценкам их на столичных улицах былогде-то около 60–70% местного автопарка — разных модели этой марки! Среди них очень много старых машин, но — Мерсы…
Постоянно попадались мусор и грязь, но как-то особо в глаза это не бросалось. Во всяком случае, много мусора по пути я не видел, но, в целом, отношение к выкидыванию мусора очень философско-прагматичное — захотел и выкинул…
Местное население показалось довольно дружелюбным и приветливым. Проблем в общении не было и многие, особенно молодежь, разговаривали на английском. В беседе с двумя старшими товарищами затрагивал тему жизни при «советах». Кем они были, что делали? Ведь по статистике, одна треть «сидела», вторая треть их охраняла, а третья работала. Эти двое отнесли себя к третьей группе…
Что касается безопасности, то за всё время путешествия по стране мы ни разу не почувствовали даже намёка на напряженность и совершенно спокойно гуляли по городу даже поздно вечером. Правда — в его историческом центре…
Дорога на Грецию в Метеоры
Карта проезда от Тираны до Метеор (Греция)
Выехав утром по дорогам SH3 и E86 в сторону Греции, мы легко добрались до пограничного поста Kapshtice-Kristallopigi (188 км). По дороге сделали только две остановки — на видовой площадке на Охридское озеро и возле взорванного бункера, остатки которого были прямо у дороги километрах в десяти от границы.
Согласно статистике, таких бункеров для защиты каждой албанской семьи от агрессии со стороны Всего мира — и капиталистов и предателей коммунистической идеи, было построено около 700 тысяч штук!
Остатки взорванного бункера. Говорят, что их было построено на случай вражеских атомных бомбардировок около 700.000 (семисот тысяч!) по всей стране
Итак, попав через пограничный пост Kapshtice-Kristallopigi на территорию Греции, на ближайшем дорожном посту с нас взяли 2,10 евро и мы въехали на двухполосный скоростной хайвей, по которому благополучно и комфортно проехали около 90 км по дорогам № 29 и Е90. Больше никаких денег за проезд по греческим дорогам до выезда в Болгарию мы не платили. Около городка Grevena свернули с трассы и еще около 70 км петляли по горным серпантинам дороги Е015. Наконец, за одним из поворотов открылся прекрасный вид на нашу цель — Метеоры.
Еще десять минут и мы — дома! В поселке Кастраки в Guesthouse Patavalis — уютном двухэтажном доме, владелицей которого была пожилая гречанка. Наша комната на втором этаже была с таким же видом на эти уникальные скалы. Можно было бы больше и никуда не ходить, а сидеть на балконе и любоваться этим уникальным пейзажем. Но, здесь сидеть нельзя и весь следующий день с рассвета и до заката мы провели на ногах и колесах, исследуя все монастыри этого необычного места.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия