Люблю я эти пешеходные экскурсии с нашим замечательным гидом-экскурсоводом Иваном Сацукевичем по Минску, такому казалось бы так хорошо знакомому, родному городу.
Люблю я эти пешеходные экскурсии с нашим замечательным гидом-экскурсоводом Иваном Сацукевичем по Минску, такому казалось бы так хорошо знакомому, родному городу.
Получается уже третий год мы с женой регулярно-периодически, жаль не часто, бродим с ним и с группой единомышленников по улицам города, в котором живем и узнаем при этом каждый раз что-то новое, порой вообще невообразимое!
Что у нас уже было?
Неожиданные открытия в Верхнем городе.
От Минских Ворот до Красного костела.
Тракторозаводской поселок, как образец советского послевоенного жилого неоклассицизма…
Хотя, я должен обязательно напомнить и о текущем моменте — «Уэлкам ту Беларусь» и еще одной реальности — «Не трогайте истукана». Ну, в смысле — расслабляться, ребята, не стоит…
Во время этой экскурсии нас уже больше интересовали образцы послевоенного неоклассицизма в гражданском строительстве ныне самой, что ни на есть центральной части столицы Белоруссии.
В общем, пошли, там будет видно!
Наш поход начался от ЦУМа, вот примерно отсюда:
Иван сказал пару слов о том, каким он был прежде, а я дополню еще парочкой фото, взятых из просторов интернета.
Прекрасно помню как выглядел этот магазин в 80-х и 90-х, очень рад, что его основательно преобразили и конечно значительно улучшили не только снаружи, но и внутри, правда, ассортимент его товаров, мягко говоря, на любителя, впрочем это мой сугубо субъективный взгляд.
* я указал ссылки, где нашел эти фотографии, но видимо это совсем не первоисточник.
Эта часть проспекта Независимости (ранее — проспект Франциска Скорины, до этого Ленинский проспект, еще раньше Сталинский проспект) до войны назывался Борисовский тракт и именно по нему проходила автомобильная дорога на Москву. Закономерно, что руководство республики еще в 30-е годы задумалось о необходимости превратить его в некую витрину достижений БССР, а поскольку «в те времена… теперь почти былинные» любые задачи были по плечу, то за проектирование коренной реконструкции взялись еще в середине 30-х годов. Уже тогда здесь предполагалось в первую очередь возведение большей частью гражданских, а не промышленных объектов. Война, закономерно внесла свои коррективы в эти планы, хотя как ни странно, эта часть города пострадала меньше всего. Уже в 1944–45 годах они были слегка подкорректированы и затем, не менее закономерно воплощены в жизнь. Не было бы счастья, да несчастье помогло, как говорится. Хотя еще в 1940 году здесь успели возвести первые производственные корпуса предприятия, которое с 1947 года выпускало различные приборы, а также изделия из пластмассы, именовалось даже «Минским заводом авторучек», а нынче его прямой наследник называется «ОАО Завод Белпласт».
В наше время от того завода мало что осталось. На фасадах красуются вывески казино, частного медицинского центра, торгового центра, банков и много чего другого, но здания в целом сохранились в той стилистике конструктивизма, в которой были когда-то построены.
Мы приостановились возле этой мемориальной плиты. Трифон ЛукьянОвич, работавший до войны на этом заводе, по описаниям Бориса Полевого, спас ценой собственной жизни немецкую девочку в апреле 1945 года во время штурма Берлина и именно он послужил прототипом для знаменитого монумента в Трептов-парке:
Но существует и иная точка зрения, ставящая под сомнение эту легенду, как и сам факт существования такого обстоятельства в биографии Т.Лукьяновича. Не берусь судить. На мой взгляд, допустить возможность подобного поступка советского воина в поверженной столице Рейха очень даже реально и пусть лучше останется жива эта история…
Ну, а мы пошли дальше, к тому месту, где на проспект выходит улица Петруся Бровки (до 1980 года — Подлесная), названной в честь известного белорусского поэта и драматурга. На фотографии ниже
возвышается здание одного из корпусов городской больницы № 1, построенного в 70-х годах, но на первом плане — ее довоенные помещения, а это еще один из корпусов больницы, немного дальше:
Ага, как раз конструктивизм.
Больница здесь появилась уже в 1929 году и называлась она «1-я советская»! Уже тогда она насчитывала 14 корпусов, потом перестраивалась, активно используется и поныне, но 2 корпуса уже много лет стоят законсервированными, увы, хватает средств на резиденции нашего «Елбасы», его ледовые дворцы и игрища, а вот на медицину сложновато…
Дело такое — я достаточно далек от вдумчивого понимания архитектуры, но благодаря вот таким «культпоходам» заинтересовался историей конструктивизма, его плавным переходом к неоклассицизму. Оказывается, что хоть и зародилось это течение где-то там в Европах еще в 10-х годах ХХ века как развитие модернизма и даже авангардизма, но наиболее ярко оно проявилось прежде всего в СССР в 20-30-х годах и символизировало собой дух революционной романтики, «… наш паровоз вперед летит…" одним словом. Характеризовалось геометрической четкостью и строгостью форм, лаконизмом, отсутствием излишеств, цельностью внешних форм. Закат этой тенденции четко совпал с событиями, которые в нашей истории называют кратко: «1937 год»… В Советском Союзе стало модно демонстрировать во всем успехи социализма и теперь было необходимо строить «по-богатому» (для пущего понимания этого термина желательно звук «г» произносить как это принято украинцами и жителями южных областей России). Вот так и возник так называемый «сталинский неоклассицизм» с его помпезностью, отработкой дополнительных деталей, колоннами и т. д. Античность, классика одним словом, но уже пару тысяч лет спустя, потому и «нео»- классицизм.
Легко сравнить. Ниже — фасад здания другого учебного заведения: БГУИР — Белорусский Государственный Университет Информатики и Радиоэлектроники (боже, эти термины уже нигде не используются), ранее РТИ — Радиотехнический Институт
Рядом жилые дома в таком же стиле фасадов, но посмотрите на вид этих зданий уже со стороны внутреннего дворика
Очень напоминает картину в Пинске, правда, там такой подход реализован спустя 60 лет:))) Но традиция не умерла, похоже.
А это — во дворе скромный домик довоенной постройки.
Иван заверил нас, в целом генплан 1936 вполне реализован при восстановлении разрушенного войной города. Вдоль проспекта — больница, учебные заведения, чуть дальше довоенный стадион, остатки которого к 70–80 м годам превратили в Дворец водного спорта (очень приличное заведение, доложу я вам), потом Ботанический сад (не менее приличный), парк Челюскинцев, жилые кварталы.
Мы уже подходим к комплексу зданий БНТУ — Белорусский Научно-Технический Университет, в прошлом БПИ — Белорусский Политехнический Институт, в просторечии «Политех».
Башенка на здании корпуса общежития очень характерна для Минска восстановленного в пресловутом стиле послевоенного неоклассицизма. Их насчитывается аж 57 штук по всей центральной и нецентральной части города. Высоток ведь нет вообще, а по урокам прошедшей войны бдить воздушную обстановку надо. Для этих целей и появились на многих самых различных зданиях 40-50-х годов такие башенки, которые легко могли быть использованы в целях ПВО.
Я здесь не был ни разу и не представлял себе, что вход на территорию университета свободный и открытый для всех. Чисто, аккуратно, ухоженно — вызывает большое уважение.
Иван рассказал, что автором проект комплекса являлась Наталья Макленцова, которую считают единственной женщиной-архитектором тех времен.
Видите? Типичный конструктивизм. Сейчас оно выглядит по-другому
Если присмотреться, то по фотографиям легко понять, где постройки довоенные, а где неоклассические и как их соединили уже после войны.
Окна у конструктивистов более широкие, почти квадратные, балкончики утилитарные, разве что для цветов и лестничный пролет застеклен на всю высоту — экономия на освещении.
Это мы уже прошли во внутренний двор БНТУ, который удивил и обрадовал еще больше
Интересно, что уже в 1945 году Политехнический институт продолжил обучение студентов. Город еще весь разрушен, но в числе первых восстановленных объектов были учебные заведения, только представьте! Тогда же подумали о преподавателях, людям ведь реально жить негде. Так во дворе ВУЗа появились домики для ректора и профессоров. Вот они:
сохранились до наших дней, но уже скорее как память тех времен минувших…
Скажу прямо, остались очень теплые впечатления и ощущения от той замечательной прогулки в пределах БНТУ.
Иван продолжил свой рассказ. По его словам, во время войны в зданиях храма науки располагались штабы нескольких немецких частей, в больнице был немецкий госпиталь, а вот чуть дальше был лагерь для советских военнопленных. Мы уже вышли из пределов технического университета и подошли к кинотеатру «Октябрь»,
встав прямо напротив не менее величественного здания Академии наук (проект известного архитектора И. Г. Лангбарда, оставившего глубокий и памятный след во внешнем облике нашего славного города),
также возведенного еще в 30-е годы.
Посмотрите внимательно на эту историческую фотографию. Видите немецкий ДОТ (долговременная огневая точка — обычно из бетона) перед входом? Это ведь в городе, захваченном на 5-й день войны и находящегося глубоко в тылу оккупантов. Чуяли опасность, значит, гады. И было почему — житья спокойного им наши не давали.
Оказывается немцы в Минске построили узкоколейку, которая началась от нынешней Детской железной дороги,
это уже за Парком Челюскинцев, для того чтобы вывозить к вокзалу древесину и торф, которые добывали узники того самого лагеря военнопленных. После войны большую чать колеи разобрали, но кое-что оставили и на этом месте потом и создали Детскую ж.д. Совершенно неожиданная информация, о которой не имел ни малейшего представления!
Еще Иван показал вот это фото:
на площадке между 1-й больницей и Академией наук было кладбище немецких солдат.
После войны кладбище закономерно сровняли с землей, но строить что-то на этом месте ничего не стали. Было здесь разворотное кольцо автобусов, а сегодня, как и много лет назад здесь автопарковка. Увы, погибших и уничтоженных наших пленных немцы просто скидывали в ров. По скромных оценкам где-то под фундаментами жилых домов в этих местах покоится не менее 14 тысяч(!) тел безвестных советских воинов и о них по каким-топричинам просто тихо забыли…
Но вернемся к кинотеатру «Октябрь», в просторечии «Шайба» из-за характерного внешнего вида. Когда-то давно здесь был деревянный кинотеатр «Зорка» («Звезда»), а к началу 70-х появилась идея создать огромный по тем временам настоящий амфитеатр на более чем 1000 зрителей, естественно для простмотра фильмов «важнейшего из искусств» — кино. В 1975 году он принял первых зрителей. Сейчас здесь, конечно, многое изменили, даже функционирует ночной клуб (может кому интересно), но «Октябрь» всё также служит как кинотеатр горожанам и гостям столицы Белоруссии. Добро пожаловать!
Даже и не знал об этой городской скульптуре совсем неподалеку от кинотеатра. Милый, такой добрый почтальон! Автор — всё тот же замечательный скульптор Жбанов, так рано покинувший этот мир. Здесь я спросил, а кто собственно создал того истукана напротив МВД, Иван фамилию назвал, я ее приводить не буду, оправдать его отсутствием средств и готовностью работать над любыми заказами, не буду…
Мы пошли дальше. Перед нами — Дом печати
Здесь с довоенных времен готовились к печати все газеты, издававшиеся в Минске. Легко увидеть характерные особенности конструктивизма: и в размерах окон, и в витражах лестничных проемов, и форме помещений.
В 60-х к основному зданию производственного корпуса пристроили еще один этаж.
*По секрету сообщу автомобилистам, что можно легко заехать в арку в левой части здания и даже найти там свободное место!:)))
Ну, а мы не сильно задерживаясь проходим дальше. Перейдем через пешеходный переход на улице Сурганова,
к зданию Академии культуры, точнее Белорусской Государственной Академии культуры (далее сайт Академии и информация о ней). Обратили внимание, что это уже третье высшее учебное заведение на совсем небольшой площади города Минска. Напомню, напротив еще и Академия наук!
Мы уверенно направились налево, чтобы заглянуть во внутренний дворик этого очень необычного ВУЗа. Понятное дело, Иван обратил наше внимание на стилистику основного здания:
Мы уже были вполне опытные специалисты в этих вопросах, уверенно ответили на все его вопросы и удивились вот этой конструкции
Закономерно удивились, поскольку никто из группы коренных минчан так никогда здесь не был и не видел, что тут творится руками и мозгами отдельных выпускников Академии:)))
Как вам такие дипломные работы? «Кре…« — ни в коем случае не стоит продолжить — «…тинизм», однозначно — «…ативно»!!! Мы там еще заглянули в совсем дальний закуток, увидели вроде как сараи,
но Иван авторитетно уточнил, что это были мастерские, причем опять-таки контруктивистские, но сейчас их используют только в виде подсобных помещений.
Честно скажу, достаточно воодушевленные потянулись дальше.
Знакомое здание на проспекте, примыкающее к Академии культуры. Иван же вновь потянул нас во дворы.
Все просто — проспект возвели строго по прямой, убрав малоэтажную полуразрушенную застройку, а довоенный Борисовский тракт шел левеее и вот это здание фасадом свои как раз выходило на него. Ну, а жилой дом потом его и перекрыл. Уже в 70-е были отстроены вот те дома на проспекте:
Заметно, что в середину встроен типовой довоенный дом. Квартиры в тех домах были предназначены для известных в БССР людей и фасады завешаны мемориальными досками.
Ну, а мы подошли уже к площади Калина. Откровенно говоря, личность этого деятеля СССР, ни разу не бывавшего в Минске, вызывает немало грустных вопросов и я не горю желанием показывать его памятник. Лучше глянем напротив —
Рекламе МАЗа на его крыше очень много лет, но важнее архитектурное решение этой самой крыши в виде некой ласточки, как и самого здания.
Потом мы с большим интересом посмотрели на колоннаду входа в Ботанический сад,
в котором часто бываем с женой и к которому относимся с большим почтением и уважением. Выслушали рассказ Ивана о том, что до войны здесь, со стороны современных улиц Калинина, Мержинского и К.Чорного в чистом поле была сельскохозяйственная ярмарка, своего рода выставка достижений колхозного строя СССР и перешли к еще одному известному зданию — «Генеральскому дому»
Легко догадаться уже — четкий конструктивизм. Как оказалось здесь было два здания и уже после войны их соединили центральным корпусом
вот этим. Вот он уже выполнен категорически в неоклассическом стиле. «Генеральским» называют этот дом, поскольку в нем проживали прежде всего высшие чины Белорусского военного округа, квартиры в нем считались очень престижными и достаточно просторными. По заслугам его жильцов и звездам на погонах…
Вот примерно на этом мы завершили свой поход. Время прошло незаметно, усталости мы не чувствовали, вот что бывает когда тебе интересно…
Хороших путешествий, друзья!