Отдых в хорватском Resort Naturist Solaris Residence на полуострове Истрия хорош, но однообразен. С утра, как на работу — на пляж, потом часик-полтора игры в волейбол, вечером то же самое — и день пролетел. Как более активно разнообразить это времяпрепровождение? Только поездками по близлежащим городкам. Их на этом полуострове несколько и каждый из них по-своему интересен. К таковым местам можно отнести Новиград, Ровиньи, Пореч и Пулу. Все они имеют долгую и славную историю и были когда-то под управлением Греции, Венеции, Австрии, Италии и СФРЮ — социалистической Югославии. А сейчас принадлежат Хорватии.
Но неподалеку есть настоящая жемчужина Италии — Венеция! И до нее — рукой подать! Можно проехать к ней на машине (всего каких-то 230 км), но дорога только в один конец займет не менее трех часов. Однако, самой большой проблемой будет не потраченное на дорогу время, а поиски автостоянки и затем задачи с попаданием от нее в город через систему общественного транспорта в виде всякого рода катеров. Поэтому мы выбрадли самый комфортный вид поездки — плановую однодневную экскурсию из портового городка Пореч. Такие экскурсии проводятся ежедневно и стоят 65 евро с трансфером из отеля в порт и обратно.
Дорога в Венецию
В 6:15 нас подбирает большой дежурный автобус и подвозит к портовой части г. Пореч. Там нужно пройти паспортный контроль и иметь шенгенскую визу. Хорватия, как известно, пока не член ЕС, а только кандидат. Ровно в 7 утра катамаран отходит от причала и, набирая скорость, выходит в открытые воды Адриатического моря. Позади нас остается остров Изабелла со стоящим на берегу фешенебельным отелем Valamar Collection Isabella Island Resort, 5*.
За три часа пути, который проделал наш катамаран Adriatic Jet компании Adriatic Lines, мы успели и отдохнуть, и выпить по чашечке кофе, и узнать информацию об этом судне. Его длина — 42,30 м, ширина — 10,30 м, вместимость — 343 пассажира, развиваемая скорость до 36 узлов (66 км/час).
И вот, по прошествии трех часов плавания, мы увидели берег. Катер снизил скорость и еще около получаса медленно подходил к международному причалу Сан Базилио, на котором находится пограничный пропускной пункт.
Вскоре стала видна и вся старая часть Венеции — вечного города романтики! Перед нами медленно проплывают венецианские дома, выходящие фасадами прямо на залив. Многим из них уже не один век и все они используются так или иначе и сейчас либо как жилые, либо как складские помещения. Торговля с Венецией уже сотни лет не затихает ни на минуту.
Вот наш катамаран проплывает мимо церкви Джезуати (Иезуитов). Почему у нее такое название? Все дело в том, что неподалеку находится еще одна церковь — Сант-Мария делла Визитационе, которую и в самом деле построили для иезуитов. Построенная в 1493–1524 годах, она претендует на звание первой церкви Венеции в стиле ренессанс. Позднее от иезуитов она перешла к доминиканцам, которые решили построить новую церковь, а старую превратили в библиотеку, но название Джезуати сохранилось и перешло на новый храм.
Особое восхищение вызывают мосты. Каждый из них — свое уникальное произведение строительного и архитектурного искусства и многие из них сделаны из мрамора. В этой части Венеции, пока видны только обычные катера и шлюпки. Красивые туристические гондолы мы увидим на центральных венецианских каналах. С импозантными гондольерами и их песнями за нехилую плату 80 долларов за индивидуальную получасовую поездку на «своей» гондоле по каналам.
Многие мосты сделаны из мрамора
Высадившись на причале Сан Базилио (Marina of San Basilio) на канале Джудекка, мы прошли мимо памятника встречающих нас музыкантов на паспортный контроль. Далее нам озвучили программу: добираемся до центральной площади Сан Марко (сами пешком ок. 1,7 км или за 13 евро катером), затем обедаем (20 евро), катаемся на гондолах (28 евро/чел) и добираемся к 16:30 к нашему катамарану — самостоятельно пешком или экскурсионным катером вокруг островов (28 евро). Бумажная карта Венеции стоила у гида 5 евро. Мы, имея загруженные на iPhone карты MapsMe, работающие без интернета, решили только добраться катером до центра, а дальше действовать самостоятельно и обратно к причалу придти пешком.
Венецианские впечатления и достопромечательности
Итак, заплатив по 13 евро, присоединились к группе русскоязычных туристов с нашего судна (таковых набралось около 20 человек). Нашим гидом был хорват Антонио, хорошо говоривший по-русски. Больше всего было немецких туристов.
Венеция…
Город, основанный на болотистых островах почти 1500 лет тому назад. Десятки тысяч туристов, посещающих это место, сделали его поистине золотым. Вот. проплывая по каналу Джудекка мы видим Собор Санта Мария Делла-Салюте, стоящем на углу острова, граничащего с Гранд Каналом.
Мыс Punta Della Dogana. Сейчас в одном из его старых таможенных зданий находится художественный музей
Собор построен в честь избавления города от чумы, свирепствовавшей в этих местах в 1630–1631 годах. Эта зараза унесла тогда около 100.000 жизней, что составило более трети населения города. В 1631 году с одобрения главы города дожа Николо Контарини, строительство собора начал молодой архитектор Бальтазар Лонгена. Возведение храма продолжалось более полувека и закончилось в 1681 году. По архивным данным, для фундамента церкви было использовано более миллиона деревянных балок, из которых около 100.000 было забито в дно в качестве свай. Следует отметить, что на сваях стоят и все остальные дома Венеции.
Далее мы проплываем мимо одной из самых главных достопримечательностей города — площади Святого Марка, на которой видим башню колокольни и Дворец Дожей, позади которого находится Собор Святого Марка. А правее Дворца Дожей в невысоком доме с красивыми арками-колоннами находится — никогда бы не подумал! — тюрьма! Этот тюремный дворец Palacco Delle Prigioni на венецианской набережной Рива-дельи-Скьявони был построен для дополнения тюрем герцогства Палаццо в период 1589—1614 гг.
Между ними находится мост под названием «Мост вздохов». Почему? Да просто в тот период романтизма это должно было означать вздохи заключенных, которые, проходя из зала суда в камеру, в которой они отбывали наказание, в последний раз через эти окна, видя лагуну, смотрели на свободу…
Кругом толпы народа. Говорят, что Венецию в день посещают до 10 тысяч туристов
О! А вот и Палаццо Дандола! Этот дворец был построен в 1400 году семейством Дандоло. За свою историю здание поменяло большое количество владельцев и сейчас в нем находится гостиница Hotel Royal Danieli.
Ну, вот! Напротив этого отеля наш кораблик причалил к берегу и вместе с гидом Антонио мы вышли на мостовую, попав сразу к каналу Rio del Vin, что в переводе с итальянского может означать либо винная река, либо река победителей…
Пройдя с нами к площади Святого Марко, Антонио провел краткую экскурсию по ее основным достопримечательностям и показал, где можно сесть и прокатиться на гондоле, а также место встречи на ланч.
Площадь Святого Марко
Чем знаменита эта площадь (ит. Пъяцца)? Кто-то может сказать — голубями, кто-то — мостками для наводнений, но все знают, что это душа и сердце Венеции. На этой площади стоят Дворец дожей, колокольня и башня со старинными часами.
С трех сторон площадь обрамлена зданиями с колоннадами — это Старый Прокурат, Новый Прокурат (судебные органы и прокуратура) и Крыло Наполеона, соединяющее оба эти здания. На его ступеньках приятно посидеть в тени в жаркий летний полдень. Сегодня часть залов исторического Нового Прокурата и Крыла Наполеона занимает Музей Коррер, посвященный истории города, жизни Венеции и венецианцев.
Доминирующим архитектурным элементом площади является Колокольня (Кампаниле) церкви Святого Марка. Свою историю она ведет еще с 8 века — тогда на этом месте находилась часовая башня. В 1514 году она была перестроена и приобрела современный вид, однако, дав трещину, в 1902 году рухнула, но через десять лет была восстановлена. У башни было много функций — была одновременно и маяком для кораблей, и сторожевой башней. А ее подземные помещения в Средневековье использовалась для пыток провинившихся горожан и священников, уличенных в гомосексуализме. На башню можно подняться лифтом и с высоты птичьего полета (96 м) полюбоваться Венецией. Стоимость входного билета 8 евро. Плюс очереди.
А чего только стоит стоящий рядом красавец Собор Святого Марка! Вход в него платный и очередь порой бывает немаленькая. На мой взгляд, это, пожалуй, самый посещаемый храм Венеции не только из-за его потрясающей архитектуры в византийском стиле, но еще и потому, что в нем находятся мощи апостола Марка. Кроме того — этот храм является и уникальным музеем — в нем хранятся многие предметы искусства, привезенные из Константинополя еще во времена крестовых походов. Вход в этот музей стоит 4 евро.
Как и для всех остальных венецианских зданий, для постройки собора Сан-Марко архитекторы использовали десятки тысяч свай из лиственницы. Дело в том, что это дерево при соприкосновении с водой становится очень прочным, что как нельзя лучше подходит для строительства зданий в Венеции. Наш гид сказал, видимо, чтобы польстить слушателям нашей русскоязычной группы, что много такого дерева поставлялось еще в Те Средневековые времена из Сибири. На мой вопрос — как и на чем оттуда за тысячи километров проводилась транспортировка этого колоссального количества бревен, ответа дать не смог. Также не смог внятно объяснить — как и чем забивались эти сваи (30–40 сантиметрового диаметра длинные, до пяти метров брёвна!).
Интересно — наши блогеры архитекторы-строители, что-то могут об этом сказать? Как забивали эти сваи? Мне на ум приходит только идея канатного блока с молотом. Но какая же это тяжелейшая работа!!!
Другой гид — англоязычный, пояснил мне на этот же вопрос, что лиственницы росли в Те времена и на береговых склонах Италии. Растут они там и сейчас. Ну, может не в том количестве…
Своё достойное место в ряду самых известных площадей мира, Сан-Марко заняла благодаря немалому количеству исторических зданий по своему периметру, о которых я упоминал выше. Ну, и наверно, многие помнят эту площадь по сценам в многочисленных итальянских кинофильмах.
Не сделать в этом месте селфи, для многих — преступление!
Вторым по посещаемости местом в Венеции будут ее каналы. Для тех, кто никогда здесь не был, трудно представить, что, допустим, каждая улочка в его городе — это канал. Да ведь еще и улочки-то непростые, а маленькие, с узенькими кварталами. И получается, что через каждые 30–50 метров идет своя улочка-канал и передвигаться вдоль большинства из них пешком — невозможно! Только на плавсредствах. И — даже в отель…
Так как в городе нет дорог, то нет и никаких автомобилей. Поэтому все приходится носить на себе, ибо старая Венеция — город, в котором нет ни одной машины. Более ста островов, соединенных каналами, мостами и узкими улочками. Тот, кто поселяется в нем — вынуждены таскать свой багаж сами…
Каналами пронизаны все территории венецианских островов. На редких улочках можно найти тротуары, по которым можно ходить. Но таких мест все же немало — в городе много магазинов, кафе и ресторанов и подход к ним везде удобный.
Гондольеры - самая почетная и знаковая профессия в Венеции. Желающих прокатиться по каналам всегда много
В нескольких местах, находящихся недалеко от площади Сан-Марко, можно взять для любимой девушки напрокат гондолу с шикарными креслами и сидеть, наслаждаясь проплывающими мимо стенами мокрых домов. Распевающих оперные арии красавцев-гондольеров мы не встретили.
Но интересные типажи все же попались! Вот, например, на этом снимке гондольер красавец-блондин. Что-то я не встречал еще блондинов итальянцев. А ведь говорят, что эта профессия передается по наследству…
Как правило, большинство других гондол просты в своем устройстве и убранстве. Просто длинная лодка с деревянными поперечными скамейками. И — с гондольером, управляющим этим судном с помощью длинного шеста.
В Венеции около 300 гондол, обслуживающих туристов. Длина лодки составляет 11,05 метров, ширина 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой гондолы составляет около 400 кг. Гондола имеет асимметричную форму. Корпус лодки имеет закруглённую форму, нос и корма подняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой, и задать гребцу ориентиры направления движения.
Большинство других каналов просматриваются в основном только с соединяющих их мостиков.
Видно, что стены многих домов на метр-полтора мокрые и чувствуется, что они никогда «не просыхают». Да и как они могут просохнуть при отсутствии в годы их строительства элементарной гидроизоляции. Большинство улочек между каналами очень узкие. Двум человекам порой трудно разойтись. На многих стенах видны белесые покрытия — это выступила, высохнув, морская соль…
А водопровод и канализация? Когда-то это было одной из самых больших проблем города! Воду привозили с гор, а канализация работала «у дома». Венеция этого года удивила чистыми каналами и практически без канализационного запаха, который присутствовал несколько лет тому назад. Что-то совершенствуется в этом деле! Представляю, какие трудности были у инженеров. Сейчас все сделано на современном уровне — есть вода и канализация в каждом доме. Но все равно, проходя, кое-где слышался знакомый с детства ароматец…
А так, для нас — туристов — сплошная красота! Стройные мостики соединяющие берега, красивые длинные гондолы тихо скользящие по неглубоким каналам и потрясающая, порой, архитектура домов, стены которых были выложены резным мрамором.
После короткого ланча с пиццей и пышным итальянским капучино, взяли пешеходный курс на наш причал Сан Базилио. Сначала вышли на площадь Ponte de San Paternian, где познакомились с памятником одному из выдающихся венецианцев, боровшихся за его независимость своего края — Даниэлю Манину. Даниэль был политическим и военным деятелем и возглавлял в середине 19 века борьбу за объединение разных регионов Италии в одну страну.
Потом, не спеша пройдя по мостам через пару каналов и площадь Святого Ангела, вышли к церкви Святого Стефана (Chiesa di Santo Stefano) — прекрасному католическому храму, построенному в готическом стиле еще в 14 веке. Интересной особенностью этого здания является то, что под его алтарем есть канал, по которому во время отлива можно проплыть на лодке.
Недалеко от нее на этой же площади находится Музей музыки. А чуть подальше — на Гранд-канале — дворец Грасси (18 век), используемый сейчас как казино и как выставочный зал.
Славу Венеции добавило и т.н. Муранское стекло. Оно изготавливается по старинным технологиям, возникшим на острове Мурано близ Венеции. И, если захотите, то прямо при вас, мастер, виртуозно покручивая кусочек стеклянной заготовки, изготовит очередной шедевр…
На Гранд Канале трудно не остановиться — здесь широкий и, пожалуй, самый большой пешеходный мост в Венеции. В основном по этому каналу осуществляется движение катеров, которые потом расходятся по различным внутренним водным дорогам…
Сувенирные магазины Венеции полны всякого рода масок для традиционного Венецианского карнавала — ежегодного костюмированного праздника, проходящего в конце зимы. В этом году он проходил в период 16 февраля — 5 Марта 2019 г. Последний день карнавала — т.н. Жирный вторник, за которым всегда следует сорокадневный пост перед Пасхой.
Дойдя до нашей пристани Сан Базилио, уставшие, но счастливые от встречи с таким замечательным городом, поднялись на наш катамаран и вышли обратно в Пореч. Как-то быстро сгустились вечерние тучи. Но на прощанье они немного раскрылись и сквозь них брызнули лучи Солнца.