Что может быть лучше отдыха у моря в наши осенние деньки где-нибудь на Средиземном море? Можно полететь туда многими авиалиниями, но, чтобы были развязаны руки, лучше всего путешествовать в те края на машине. И самый короткий путь до Адриатики будет из Украины через Венгрию.
Киев — Ужгород
Но добраться до границы с этой страной тоже нелегкая задача — от Киева до Ужгорода почти 820 километров. И преодоление этого расстояния будет непростой работой, учитывая не совсем европейское состояние наших дорог — вроде бы и идет двухполосная дорога в каждом из направлений, но ее кое-где могут пересекать и пешеходы, и делать развороты загруженые автомобили.
В то же время уже много лет на украинских железных дорогах действует сервис по перевозке легковых автомобилей и эта услуга обеспечивает доставку машин в любой крупный город страны. Вот и в направлении Ужгорода есть такой сервис, которым я уже пользовался ранее и решил воспользоваться и в этой поездке. Сколько же стоит этот сервис? Как ни странно — недорого и он равен для автомобилей среднего класса с двигателями около 2–2,5 литра, стоимости расхода их топлива на это расстояние. Дополнительно нужно только оплатить стоимость купейных билетов, которая составляла на тот момент осени 2018 года 500 грн (ок. $18)/чел. Для пассажиров, которые везут свой транспорт, выделяется специальный купейный вагон под номером 20.
Спокойно и совершенно не напрягаясь утром в 9:30 прибыли до Ужгорода и, подойдя к грузовой пощадке в конце станции, получили свой автомобиль. Супер!
Кроме нашей машины был еще выгружен очень серьезный мотоцикл и было видно, что его экипаж — молодая парочка — задумали неслабое путешествие. Так оно и оказалось! Познакомившись, мы узнали, что они собираются проехать от Ужгорода до Марокко! И надо же такому случиться, когда в этом году неделю назад мы снова приехали с машиной в Ужгород, нам снова встретилась эта же парочка! На наш вопрос об их прошлогоднем путешествии в Марокко, они ответили, что их не пустили на паром из-за отсутствия визы. Оказывается, если бы они летели самолетом — никаких проблем бы с визой у них не было. Но так как они ехали своим транспортом, то нужна виза! Оформление ее в посольстве Португалии им обещали сделать за две! недели. И, конечно, ребята тогда отказались от этой долгой услуги.
Куда в этот раз? А снова по побережью Средиземного моря! Но мне показалось, что девушка как-то не очень охотно, глядя на нашу новую гибриднуюТойоту, садилась на седло мотоцикла…
Итак, впереди нас ждет граница с Венгрией! От ужгородского вокзала до погранпоста Чоп всего 25 км. По опыту своему и моих друзей, знаю, что это не простая задача! Иногда проходишь за полчаса-час, а бывают и многочасовые очереди, связанные с потоком машин т.н. «евробляхеров», пересекающих границу для переоформления номеров — когда нужно таким машинам купленных украинцами занедорого, периодически отмечаться за границей. В данном случае — в Словакии или Венгрии. Второй поток образовывали т.н. «контрабандисты», которые таскают в обе стороны нужные для соответствующих стран товары. Это и легковые машины, и микроавтобусы. Какие же товары считаются здесь прибыльными и являются контрабандой? Оказывается, это — сигареты и алкоголь! Недавно почитал одну серьезную статью на эту тему и ужаснулся цифрам этой отрасли народного хозяйства…
И вот, подъехав к погранпункту Чоп и увидев бесконечную очередь грузовых машин-фур, начинавшуюся сразу от последней бензозаправки (около полукилометра), мы сразу развернулись и поехали на юго-восток на следующий погранпереход Горонглаб, до которого было около 35 км. Поначалу дорога была хорошей, но ближе к поселку Горонглаб становилась все хуже и хуже. На погранпост «Звонковое» мы приехали в 11:10 и перед нами было всего три машины! За 15 минут мы, пройдя все таможенные поцедуры, переехали к венгерский границе к погранпосту Lonya. Там тоже была только одна полоса проезда и перед нами было уже пять машин, две из которых серьезно досматривали. Здесь мы пробыли полчаса и в 11:55 въехали на территорию Венгрии.
Венгрия. Дорога к озеру Балатон
Так как мы оказались в венгерской глубинке, нам нужно было выбраться из нее на трассу М3, которая выведет нас на юго-запад страны. По указанной нам дороге мы выехали на берег знаменитой реки Тиса к паромной переправе (85,3 км от Ужгорода). Почему-то сразу вспомнился герой-пограничник 30-х годов Никита Карацупа, обезвредивший сотни врагов нашей социалистической Родины. Но, что интересно, все эти враги пробирались не к нам, а бежали от нас - к проклятым капиталистам ...
Увидели, что паром, загруженный пятью машинами, только-только отошёл. Минут через пятнадцать он вернулся и, загрузившись, мы переправились (2 евро) на другой берег ещё с одной машиной.
Какие еще есть пути пересечения украинско-венгерской границы от Ужгорода до Берегово? Я бы порекомендовал ППП «Боробаш -Косино». Он работает с 7.00 до 19.00. На нем по 2 полосы для автомобилей в каждом направлении. Еще один переход на ППП «Берегшурань-Лужанка». Работает круглосуточно. Там по 4 полосы для автомобилей в каждом направлении, выезд на международную трассу № Е-86.
На ближайшей венгерской заправке купили «виньетку» (9 евро) для проезда по скоростным магистралям страны. В принципе, я нигде не видел в Венгрии никаких в"ездных-выездных ворот с проверкой этих карточек. Заезжай и выезжай свободно на скоростные магистрали. Но — порядок — есть порядок! Не знаю, чтобы было, если бы я не купил ее…
Выехав на трассу М3, мы без проблем доехали до Будапешта, поначалу даже запланировав выпить чашечку кофе где-нибудь в центре города. Но, въехав в город, попали в огромную пробку по центральной улице, которая шла мимо железнодорожного вокзала. Двухкилометровый участок этого проспекта прошли почти за два часа! Затем, после пересечения Дуная, вышли на автобан Балатон #3 и к 18:30 прибыли в отель Korona Etteren Pansio (50 Eu) в городке Balatonbereny на западном конце озера Балатон. Средняя скорость на автобане составила 130–150 км/час.
Отельчик с завтраком, небольшой и уютный. В нем есть парковка, ресторан. Озеро в 400 метрах. Есть здесь и натуристский кемпинг, который находится левее в 700-х метрах по берегу. Был теплый вечер, Солнце тихо садилось за горизонт и народ неспеша купался на балатонском мелководье. Посмотрев на эту идиллию, все же купаться не стали и вернулись на отдых в наш отель.
Утром после завтрака снова подъехали к озеру и ужаснулись — вода была зеленая. Озеро в конце лета обычно зацветает…
Итоги первого дня: проехали 528 км; заправка дизель, 41 л — 61,8 Е (1,5 Eu/л); Курс HUF — Eu (1 Eu = 324 °F); проезд по автобанам — 9 евро.
Утром выезжаем в сторону полуострова Истрия, на котором мы запланировали провести две недели. К нему можно попасть двумя путями: первым через Загреб и Риекку, а вторым — через Словению. Расстояние будет примерно одинаковым, но, как ни странно — прямым через Хорватию, будет дороже из-за того, что на этих дорогах путника ждут четыре платных зоны проезда, на которые нужно потратить 43 евро, а если через Словению, то нужно просто купить единую виньетку за 15 евро. А расстояние, как я уже говорил — примерно одинаковое. Если, конечно, не заезжать на озеро Блед — оно отстоит немного на 230 км в сторонке от пути на Адриатику…
Словения. Дорога на Бановци, отель и кемпинг Sava
Карта автомобильного маршрута Ужгород - Валамар
Выехав с нашей ночевки на зеленом Балатоне, взяли курс на Словению. Там мы хотим провести пару деньков на известном своими горячими источниками курорте Бановци (Terme Banovci) или это место еще называют Солнечний Гай и затем посетить одну из жемчужин Словении — озеро Блед.
128 км, которые были от Балатона до Бановци, проехали не спеша за пару часов, так как большая часть дороги в Словении после Венгрии была в ремонте и для проезда работала только одна полоса. Проскочив мимо первой словенской заправки, на которой можно было купить виньетку, для проезда по скоростным дорогам, проскочили дальше и, свернув уже на Бановци, на первой же заправке заправился (1л-1,35еu) и купил виньетку. За 7 дней езды по дорогам страны нужно заплатить 15 евро. На срок, меньше чем 7 дней, карточек нет. За месяц — 30. Для местных жителей годовая стоит дешевле чем суммарно помесячно.
Курорт Бановци, где мы провели два дня, расположен в сельской местности. На подъезде к нему кругом чистенькие красивые домики, украшенные цветами.
Хорошие дороги со стоящими посреди поля на остановках общественного транспорта скамейками и урнами для мусора рядом с ними. Вот — сразу видна славянская культура!
Прибыв и заселившись в отель (90 eu/n), пошли в знакомый уже нам по прошлым визитам в это место, большой бассейн и термальные ванны. Термальные источники Бана являются наследием бывшего Паннонского моря. Эти воды богаты фтором и хорошо помогают при ревматических заболеваниях. Но и здоровым людям тоже не вредно в них немного поплескаться.
Оздоровительный центр предлагает множество массажей, бань и саун. Есть в нем и большой бассейн под крышей, в котором можно принимать процедуры круглый год.
Центром курорта, который окружен коттеджами отеля и оборудованными электричеством местами для установки палаток и кемпинговых автомашин, находится большой бассейный комплекс, включающий в себя плавательный бассейн для взрослых, детский с водяной горкой и термальный, в котором можно и поплавать, и помассажировать упругими струями воды подуставшие за время жизни суставы…
Тот, кто приезжает сюда действительно подлечиться, получает профессиональные консультации специалистов-врачей и получает специальные термальные водные процедуры.
Чуть в сторонке есть еще один такой же комплекс с большим плавательным бассейном и различными гидромассажными штучками. Но он предназначен для натуристов — людей, которые не любят купальники.
Что еще делать в этом славном местечке? Да — ничего! Просто купаться, плавать и наслаждаться теплыми солнечными сентябрьскими деньками и сервисом этого курорта. А можно поехать в находящийся неподалеку городок Мурска Собота и там провести шопинг в больших магазинах торговых сетей Merkur и Hervis.
Словения. Бледское озеро
Выехав утром следующего дня из Бановци, через 175 км подъехали к городу Любляна — столице Словении. От города сразу вела дорога на Хорватию, но мы решили, немного свернув на запад, посмотреть еще одну природную достопримечательность Словении — озеро Блед. Или — Бледское озеро. Не путать третью букву! До него от Любляны 55 км. У озера, расположившегося на высоте 475 м над уровнем моря, раскинулся и город-курорт Блед.
Карта маршрута Бановки - озеро Блед - Валамар
Красивое озеро в обрамлении невысоких гор. Но с парковками там очень большая проблема и все они находятся далеко от озера. Зато вокруг него идёт асфальтированная дорога. Поэтому мы не стали искать парковку и потом идти к озеру пешком, а решили объехать его по круговой асфальтированной дороге и быстро получить от него все впечатления.
Однако, вью-поинтов — площадок, на которых можно было бы комфортно остановиться и сделать с них фотографии, не было. Так что с фотографиями этого озера было сложновато. Останавливались в неприспособленных для стоянок местах и, быстро сделав фото, сматывались.
Вода в озере была около 18 градусов тепла и на пути встретили несколько мест для пляжного купания. Жемчужиной острова считается небольшой и очаровательный остров с церковью на вершине.
Одна из легенд о происхождении озера Блед рассказывает историю молодых пастухов, которые пасли своих овец на большом зеленом пастбище. В центре пастбища находилась часовня, куда часто забредали их овцы. Пастухам было наплевать на то, что их овцы оскверняли это святое место и они не делали ничего, чтобы это не повторялось. Поэтому Бог решил создать вокруг часовни озеро, чтобы защитить ее от такого непотребства. Вот именно так и образовалось озеро Блед с островом и церковью на нем.
За каждым поворотом дороги остров видится другим. Одна из самых известных вещей, когда рассказывают о церкви этого острова — ее церковный колокол, называемый также колоколом желаний. Говорят, что если, загадав желание, ударить в этот колокол, то желание сбудется…
Эта церковь также является популярным местом для проведения свадебных церемоний. Наверно, можно понять, почему некоторые хотят пожениться в этом месте. К церкви ведут 99 ступенек, и, согласно традиции, жених должен занести свою невесту наверх по всем этим ступенькам, чтобы ее брак был счастливым. Интересно — много ли таких женихов находится после 30–40 лет?
Вот за одним из поворотов возникла еще одна красивая картина — скала со стоящим на ней замком Bled Castle. Он был построен еще в Средние века и, если взобраться туда наверх, нам откроется прекрасный вид на озеро и окружающие его горы. Но — увы — нам еще ехать больше 200 км в сторону полуострова Истрия.
Последний поворот дороги на трассу, ведущую к Любляне и последний взгляд на озеро.
На одной из последних словенских заправок добавились топливом до полного бака. Стоимость литра дизеля здесь — 1,3 евро, а в Хорватии — 1,5. Мелочь, а приятно…
По дорогам Хорватии был только один небольшой платный участок до поворота на г. Новиград. Стоимость проезда составила 11 кун (1,5 евро).
Доехав до нашего резорта Naturist Solaris Residence, раскинувшегося вдоль побережья небольшого полуострова почти на 2,5 километра, устроились на отдых в этом месте. Резорт очень интересный и демократичный. Слово Naturist в его названии означает, что здесь все ходят по территории на пляж и загорают там без одежды. Он предоставляет сотни подготовленных мест для установки автокемпов и палаток. Каждое место 10×10 метров оборудовано краном с водой и электричеством. Туалет и душ — в отдельных фешенебельных комплексах через каждые 100–150 метров.
Цены на такие кемпинговые участки различные и зависят от приближенности к морю. На первой линии такие площади стоят около 60 евро в день и чем дальше от моря, тем дешевле. Но дешевле чем за 30 евро там мест нет.
В резорте есть два больших ресторанных комплекса, плавательный бассейн и спортивные площадки для игры в теннис и волейбол. Справа от въезда — почти два десятка двухэтажных коттеджей с 12–16 апартаментами в каждом из них (65-95eu/n в зависимости от площади комнат).
Что делать в этом месте? Кроме купания в прозрачных водах Адриатического моря, прогулок вдоль набережной и игры в волейбол — ничего. Можно сделать вылазки в близлежащие городки Новиград, Ровиньи, Поречь и Пула, которые, будучи когда-то греческими, венецианскими, австрийскими, итальянскими, имеют и интересные истории, и архитектуру.
А можно и скоростным катером туда и обратно на денек сгонять в Венецию…
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия