Вступление.
Что мы знали о Непале до поездки? Да практически ничего. Страна между Тибетом и Индией. Ничего не знали и ехать не собирались. Но, однажды на сайте Туристер.ру, прочитали рассказ Маргаритки о Панчакарме. Очень интересный рассказ. И попался он как-то вовремя. Годы летят, организм изнашивается и появляются первые мысли о необходимости как-то его подновить, подправить. Вот тут-то мы и встретили это, немного корявое, слово Панчакарма. Ради неё собственно и поехали. Но не только подправили свой организм, а еще и познакомились со страной и её представителями не только с туристической стороны.
Панчакарма.
Вылетев днем из Дубая, к Котманду наш самолет подлетал уже в сумерках. Я сидел у иллюминатора и облако необычной формы привлекло мое внимание. Поднимаясь из глубины размышлений в реальность, я понял, что уже видел это странное облако. Пока я размышлял о возможных причинах-де-жавю, облако снова появилось слева от самолета. Да что же это такое? Я прижался к окну и взглянул вниз, под самолет. Полная темень и ни одного огонька. Самолет кружит в поисках аэродрома — подумал я. А это облако ориентир. Как потом выяснилось, самолет не потерялся, а перелетев через горы по спирали опускался в долину Катманду.
По причине темноты и волнения, мы не смогли разглядеть аэропорт снаружи. Внутри же он больше напоминал автобусный вокзал. Особенно после роскошного аэропорта в Дубае. Заполнив анкету и уплатив доллары за визу на три недели, мы вышли на улицу. Суета. Как хорошо, что нас встречали из клиники! Радостно кивая и вспоминая подходящие английские слова, мы подошли к автомобилю. Мда. Ну что-то типа очень поюзанного пыльного запорожца. На заднее сиденье предусмотрительно постелена вонючая шкура какого-то животного. А что делать? Ехать то надо. Ну здравствуй — Непал!
Водитель включил зажигание. Слабый свет фар осветил метров 10 перед капотом. Мы вывернули на встречку и помчались вслед за красными огоньками других машин. Как же это стрёмно — ехать не по той стороне! Это еще что. Добавьте сюда полное отсутствие уличного освещения, кроме двух-трех проспектов, отсутствие светофоров, отсутствие дорожных знаков, отсутствие дорожной разметки, а часто и дорожного покрытия. Да еще как хотят ходят туда — сюда пешеходы и коровы. Последних кстати не так много. Полный хаос.
Но вот и клиника. Если это можно так назвать. У нас в городе клиника — это серьезное здание в несколько этажей, с вестибюлем, гардеробом, лестницами и так далее. Здесь, протиснувшись по узенькой улочке, мы заехали в ворота и оказались в маленьком дворике метров 5 на 6. Небольшой корпус в три палаты на втором этаже отгораживал двор от улицы. С другой стороны, было трехэтажное здание с офисом на первом этаже и процедурными выше этажами. Где-то сбоку, на уровне третьего этажа, была пристроена кухня-столовая и над ней веранда для йоги. В нашем номере была кровать, тумбочка, вешалка и иногда работающий телевизор. Все только необходимое. Ничего лишнего. Совсем. Хотя для жизни достаточно, если ты не капризен. Как оказалось — для медицины тоже достаточно.
Пора уже собственно переходить к самой этой Панчакарме. Не буду приводить переводов и истории появления и развития этого метода лечения. Расскажу, как я это понял и почувствовал простыми словами. Суть Панчакармы — это чистка организма. Чистится кровь, лимфа, желудочно-кишечный тракт и все внутренности. Чистка сопровождается занятиями йогой, что очень понравилось. Мастер занимался с нами двумя с учетом наших возможностей, но расслабляться не давал. Плюс помогало аювердическое питание. Оно было для нас очень непривычно, и это мягко сказано, но проблем не вызывало. И хотя мы могли каждый вечер покупать что-то мясное или сладкое на улице, во-первых, не хотелось, во-вторых было интересно провести все правильно.
В чем же заключалось само лечение и как это проходило. Для начала нас осмотрел доктор, померил давление, взял анализ крови (на коленке) и выслушал, что нас беспокоит. Общались на английском, сохранив в планшете перевод нескольких особо сложных фраз. Потом нам составили расписание процедур и вперед.
В 6.00 занятие йогой. Потом прием «Ги». Это раствор очень горьких трав, перемолотых в порошок, в топленом масле с молоком. Каждый день количество травы в молоке увеличивалось и пить было все трудней. Это был внутренний прием трав, которые собственно и вытягивали из нашего организма всякую гадость, собирая ее в желудке.
Потом по расписанию шли процедуры. В основном это разновидности массажа с использованием трав, которые размешивали с маслом. О, столько массажа у меня не было за всю жизнь! Так шла пропитка организма травами снаружи. Были еще прогревания проблемных мест ванночками с горячим воском с травами, массаж рисовыми тампонами с травами, прогрев в кедровых бочках в парах с травами и т. п. В день делали обычно две-три процедуры с перерывами. То есть после 16.00 мы были свободны. На обед ели тоже, что и врачи, которые питались не дома, а в клинике. Обычно это желтоватый вареный рис, пареная зелень и чай. С учетом принятого утром стакана «Ги», этого хватало на весь день. Только вечером еще ели фрукты и пили чай.
Периодически нас осматривал врач, мерил давление и скреб ногтем нашу кожу. Однажды, когда он привычно провел ногтем по руке, из кожи стало выступать масло, которым нас так усиленно пропитывали. Все, готовы к главному. В этот день нам отменили процедуры, дали принять маленькую таблетку и велели не отходить далеко от туалета. То есть, поглощённая разными методами трава сделала свое дело. Вся грязь из крови, лимфы, внутренних органов собрана ею в кишечнике и осталось только вытолкнуть это вон. Все прошло нормально. И хотя нас хотели не выпускать гулять из клиники два дня, для восстановления сил организма, мы на следующий день были в уже полной норме и чувствовали себя отлично.
Вот собственно и все про лечение. Могу только добавить, что местные стараются проходить Панчакарму в том или ином объеме раз в два года. Мы за две недели скинули 5–7 кило веса и чувствовали себя необычайно легко. Прямо порхали. И настроение было счастливым и благодушным. О некоторых проблемных местах, например, радикулит, не вспоминали два-три года. Да, чуть не забыл, рекомендуемый возраст для прохождения Панчакармы от 25 до 65 лет.
Улицы.
Как я уже писал выше, мы были свободны в передвижениях во второй половине дня и во всю этим пользовались. В Катманду есть исторический административно-религиозный центр. Рядом с ним торговые улицы и туристический квартал Тамель, который мы прозвали «резервацией для европейцев». После лечения мы с удовольствием туда перебрались на недельку. А пока гуляли по округе. Это совсем другие дома, другие товары в магазинах и сами магазины другие.
Что нам бросилось в глаза? В первую очередь, наверное, грязь. Ну не то, чтобы совсем грязь как таковая. Просто асфальта или мощения почти не было. А грунтовые улицы — это почти всегда пыль и неровности.
Плюс к этому этажность рядом расположенных домов в 3–5 этажей создавала ощущение не столицы, а провинциального города. Причем это не дома на несколько подъездов. Почти всегда один подъезд — один дом. Таким образом они иногда похожи на многоэтажные коттеджи. Тем более, что почти все украшены балкончиками, балясинами, пилястрами и колонами разнообразных форм и расцветки. И что сразу бросается в глаза, это тяга к красоте и искусству.
Застройка не совсем регулярная. Зато живенько. Хотя и запутанно. Однажды мы заблудились вечером и нас выручил смартфон. Закачанная дома карта Катманду помогла сориентироваться на почти не освещаемых улицах и закоулках.
И взятые с собой маленькие фонарики тоже очень пригодились. Так что рекомендуем тем, кто туда собирается взять фонарики и карту города. В смысле безопасности полный порядок. Ни разу ничего не испугались, возвращаясь по закоулкам в полной темноте.
Конечно, всех поражает нагромождение проводов. Такое впечатление, что никто никогда провода не меняет. При необходимости просто вешают новые, оставляя старые, порой уже не нужные, на месте.
Увидели пару раз уличные граффити. Своеобразные герои.
Есть еще одна интересная вещь на улицах Катманду — фонтаны. Так называются ступенчатые углубления в виде чаши для бассейна. В нижней части из стены выходят трубы, из которых течет вода. Здесь набирают воду домой и, здесь же моются и стирают одежду. Прямо на улице. Ведь по религии в жилом доме нельзя ни мыться, ни ходить в туалет, ни стричь ногти или волосы.
Иногда встречается забота о чистоте.
Есть пара мест со светофорами и разделительной полосой.
Реки.
В Катманду — это что-то страшное. Может быть где-то в горах они и могут называться реками, но тут это скорее сточные канавы.
У нас родилась такая теория по поводу их загрязнения. Раньше, когда цивилизация была далеко за горами, у непальцев все было натуральное. Одежда, посуда, упаковка, тара. Когда это приходило в негодность, они просто выкидывали. Жаркое солнце и дожди все это успешно перерабатывали. С приходом цивилизации все это заменилось на синтетику, которая не растворяется и не сгнивает. А непальцы еще не успели это осознать. Вот и плывут по речкам тряпки и бутылки, застревая на прибрежных кустах.
Сразу дам совет — парки-джунгли посещайте с утра. После обеда они могут оказаться закрытыми.
Недалеко от нас был один такой парк с деревьями для прогулок. Вход бесплатный. Открывается с 5 утра!
Как оказалось, это для того, чтобы верующие могли помолиться и оставить жертву богам до того, как сами позавтракают. Этот парк был скорее похож на запущенный сквер.
В центре холма на поляне были какие-то атрибуты для молитв. Это был единственный парк-сквер, который мы посетили.
Местные называют его Дзангл, то есть Джунгли.
В культурном центре Катманду, за забором, мы обнаружили еще один совсем небольшой регулярный парк. Он уже больше походил на европейское понимание этого слова.
Я уже сказал несколько слов о движении и его особенностях. Добавлю только, что удобнее всего передвигаться на такси. Это не дорого даже в соседний город.
Экономнее на автобусах. Они бывают от размера маршрутки (маленькой), до нормального. Обычно, когда едет такой автобус, у него открыта передняя дверь. Из двери свешивается кондуктор и зазывает народ. Стоит в разы дешевле такси. Тут главное понять — куда он едет и вовремя сойти.
Сами непальцы ездят и возят на всем, что движется. На крышах автобусов, на велорикшах, на себе. На мопедах, например, едет столько человек, сколько сможет удержаться.
Только на животных ездоков не видел. Ведь любое животное в прошлом могло быть их бабушкой.
Есть в Катманду и остановки. Я видел только одну.
Основная торговля идет на улицах и первых этажах. Продавцы внимательны и не навязчивы. А иногда и равнодушны. Никакого напряга. Ходи выбирай. Можно поторговаться, но мы этим не злоупотребляли.
Поскольку через Катманду идет почти весь поток туристов-альпинистов в Гималаи, в центре много магазинов соответствующей экипировки. За относительно не дорого можно купить вещи известных фирм. Если верить этикетке.
Совершенно отдельным пунктом стоят мясные магазины. По требованиям веры в доме, где живут люди, нельзя держать мясо. Поэтому мясо продают на улице или в киосках, у которых нет одной стены. То есть это как-бы улица. А козы на привязи, или курицы в клетке, находятся на улице рядом.
Приходишь, выбираешь что надо. Это животное умерщвляют и продают тебе свежайшее мясо, которое только что бегало. Правда мы этот процесс ни разу не видели. Да и не представить, как можно купить курицу, которая в прошлой жизни была твоей одноклассницей?
Что еще удивило. В Катманду периодически среди домов встречаются ступы и храмы. Ступы — это такие пирамидальные скульптурно-культовые сооружения высотой от 1,5 до 10 метров. Маленькие не имеют помещений внутри. Они построены над останками или вещами просветленных. Обход ступы по часовой стрелке улучшает карму. Сама ступа несет добро в этот мир. Особенно тем, кто делает ступе подношения. Разрушение ступы — тяжелый проступок, и наказывается незамедлительной отправкой в ад сразу после этой жизни. А удивило нас то, что непальцы совершенно спокойно раскладывали свой товар и усаживались сами на нижних уровнях таких ступ или храмов. Правда в основном это продавцы желтых цветов, которые используют для подношения богам. Но торгуют и другими товарами.
Товаров в Катманду очень много. Ярких, необычных. И специи, и краски, и золото, и сувениры. Все есть.