У меня никогда нет четкого плана моих маршрутов. Но, конечно же, есть места, которые я хочу увидеть обязательно. В Париже в списке обязательных музеев под № 1 стоял музей Орсе. Я про него читала уже давно, знала, что именно там хранятся и выставляются картины моих любимых художников — импрессионистов — Клода Моне, Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Поля Сезанна. Поэтому, планируя маршрут, первым делом посмотрела график работы этого музея на сайте www.musee-orsay.fr . Оказалось, что в понедельник он закрыт, поэтому посещение музея сместился на последний день нашего пребывания в Париже. Изначально я планировала посетить сразу два музея — Орсе и дом-музей Родена, т. к. они расположены рядом и для них даже продают комплексный билет за 21 евро, билет только в Орсе стоит 14 евро. Но потом мы решили, что лучше будем действовать по-обстановке и по времени и ничего заранее покупать не стали. В нашем случае это было верное решение, т. к. большой очереди за билетами в музей не было. Но в более туристический сезон, возможно, стоит озаботиться покупкой билетов заранее.
Для тех, кто собирается в этот музей самостоятельно, немного полезной информации, которая, возможно, вам пригодится. Ближайшая к музею станция метро- Solférino. Когда идешь по улочке от метро, не доходя музея есть прекрасный сувенирный магазин, где продают самые разные милые вещицы с рисунками- репродукциями известных картин музея Орсе. В этом магазине намного шире ассортимент и ниже цены, чем в магазине при музее. Поэтому если вы задумали купить себе что-то в стиле Моне или Ван-Гога, то скорее всего здесь это найдете. Я накупила целую сумку всяких сувениров, включая шелковый платочек с лилиями в стиле Моне. Еще в Москве я была уверена, что в Париже такой точно будет и не ошиблась.
Музей Орсе огромный. Чтобы спокойно наслаждаться произведениями искусства в своем темпе и не совсем выпасть из графика поездки, мы с коллегой, с которой вместе ездили в Париж, взяли внизу аудиогиды и разошлись по залам, наметив место встречи через 2 часа. Этого времени на музей было совершенно недостаточно, поэтому мы дали себе еще час. Но вообще-то, чтобы насладиться этим местом надо закладывать часов 5–6. Я очень надеюсь, что вернусь в Париж и в первую очередь ради того, чтобы не спеша посмотреть картины этого прекрасного музея. Конечно же я не буду подробно описывать экспонаты этого музея. Это надо видеть. Проведу только небольшую фотопрогулку для общего представления.
Музей расположен в здании бывшего вокзала Орсе, который, подобно Эйфелевой башне, был построен к знаменитой Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году. Долгое время он обслуживал движение поездов направления Париж-Орлеан. Но по прошествии лет, с увеличением длины составов пассажирских поездов, вокзал перестал соответствовать техническим требованиям, и ему пришлось удовольствоваться скромной функцией приема и отправки поездов пригородного сообщения. В 1977 году было принято решение о реконструкции вокзала для размещения в нем музейных коллекций. В 1986 году состоялось открытие музея Орсе. Его уникальную коллекцию составили экспонаты разных музеев Европы, это предметы искусства, датируемые от середины XIX века до 1915 года.
В центральной части размещены скульптуры. В настоящее время коллекция скульптур музея Орсе насчитывает около 2 200 экспонатов.
Мое внимание привлекла скульптура, копия которой находится в Люксембургском саду -Фонтан обсерватории (Fontaine de l’Observatoire) создан благодаря совместной работе сразу нескольких архитекторов. Центром его композиции являются четыре девушки, которые держат земную сферу на своих хрупких плечах. Женщины олицетворяют собой четыре материка — Африку, Евразию, Северную и Южную Америку, лицу каждой из них присущи черты, которыми обладают жители этих частей света. Австралия не представлена в этой скульптурной группе, так как, по мнению создателей, она бы нарушила гармонию.
С двух сторон расположены залы с полотнами разных художников.
Какие-то залы были закрыты, т. к. работы были «на выезде» в других музеях мира. Так, нам не удалось увидеть работы Густава Климта. Зато я насладилась работами других художников! Увы, фотографировать в затемненных залах было сложно. Фото получились очень плохие. Да и не передать на фото прелесть живой картины.
Логистика в музее для меня оказалась немного непонятной. Я часто упиралась в закрытые двери и лестницы. На 2 этаже тоже были интересные скульптуры.
Но зато случайно зашла на 3 этаж, где с огромным удовольствием погрузилась в созерцание мебели и прекрасных предметов интерьера в стиле модерн.
В одном месте я выскочила в зону кафе и магазинов, где из-за огромных вокзальных часов, расположенных на фасаде здания, открывался прекрасный вид на холм Монмартр и базилику Сакре-Кёр.
Именно эти места у нас были запланированы для посещения в этот день, поэтому, сжав волю в кулак, со слезами жалости на глазах и твердым желанием обязательно вернуться, и мы вышли из музея Орсе. На обратном пути зашли за покупками в магазинчик, про который я написала вначале и пошли в сторону метро. Музей Родена оставили на следующую поездку в Париж, иначе мы бы больше ничего не успели. Было время обеда. Но у нас не было возможности тратить время на посиделки в кафе. В Париже для таких спешащих туристов всё предусмотрено. Во многих местах можно купить какие-то сэндвичи или салаты на вынос. Именно так мы и сделали. Купили салатики и поехали в Люксембургский сад.
Пока искали дорогу от метро до сада, наткнулись на достаточно большой супермаркет. Их в центре Парижа мы не очень-то видели. А так как это был наш последний день в городе, а подарки ещё не были куплены, то решили заскочить на разведку. К нашей радости полка с сырами была забита всевозможными видами истинно французской продукции, поэтому мы решили, что сюда обязательно вернемся, и поспешили в парк.
Зачем я поехала в Люксембургский сад? Дома и музеи — это интересно, но меня всегда тянет в городские островки природы, поэтому как же было не посетить один из самых известных парков Парижа?
История Люксембургского сада берет свое начало в 1611 году, когда у вдовствующей королевы Марии Медичи появилось желание построить дворец в итальянском стиле и разбить вокруг него сад, напоминающем о родине королевы — Флоренции. Для этого она приобрела у герцога Люксембургского земельный участок в пригороде Парижа. Бывший королевский, а ныне государственный дворцовый парк в парижском Латинском квартале занимает площадь в 26 гектаров. Мы посмотрели лишь небольшую его часть.
С чего мы начали наш обзор сада? Со знаменитой Статуи Свободы. Вы же знаете, что знаменитый символ Америки — Статуя Свободы родом из Франции? Этот монумент в 1885 году Франция торжественно вручила Соединенным Штатам в качестве подарка в честь вековой годовщины подписания Декларации о Независимости США. Через четыре года американцы сделали ответный подарок — уменьшенную в 4 раза копию той же статуи Свободы. Сейчас этой 11 метровой статуей украшена восточная часть Лебединого острова в Париже. Первый макет, по которому впоследствии скульптор Фредерик Огюст Бартольди создал известную «Свободу, озаряющую мир», сейчас хранится в парижском Музее искусств и ремёсел.
Еще одна копия американской статуи была создана Бартольди к проведению Всемирной выставки 1900 года, по окончании которой в 1905 году её передали в Музей в Люксембургском саду. В 2012 году после реставрации и замены украденного в 2011 году факела эту статую переместили в музей д’Орсэ (я её там сфотографировала, но очень неудачно).
Вместо неё в Люксембургский сад поставили ещё одну копию. Там она и стоит в тени вековых деревьев. Её габариты весьма скромные, высота всего около 2 метров. Если не знать, что она там есть, то и не заметишь! Итого в Париже сейчас независимо «живут» аж 4 «Свободы»! Свободному городу «Свобод» мало не бывает.
Да, так часто бывает в жизни, что оригиналы менее известны, чем копии. Ну, а мы присели на стульчики недалеко от статуи Свободы и пообедали принесенными салатиками, после чего пошли осматривать сад. Народ блаженствовал под последними лучами осеннего солнца. Париж — он такой, располагает к расслабленности и созерцанию.
Но у нас времени не было совсем. Пришлось трусцой проскакать по аллеям по центральному кругу вокруг лужайки в окружении клумб с осенними цветами.
Конечно же, центром сада является Люксембургский дворец. Его строительство началось в 1615 году и продлилось до 1631 года. Архитектор дворца Саломон де Брюс, потомственный архитектор, имеющий большое влияние во Франции XVII столетия, использовал в качестве основы проект флорентийского дворца, в котором выросла будущая королева Франции — Мария Медичи. Для внутреннего оформления палат Мария пригласила своего любимого живописца — Питера Паула Рубенса. По просьбе королевы Рубенс написал для галереи Люксембургского дворца 24 картины. Сейчас они выставляются в музее Лувра. Большая часть коллекции Люксембургского дворца сейчас перекочевала в музей Орсе, где мы только что были. Так что у нас получился маршрут очень связанный тематически. Кстати, бывшая королева закончила свой век в возрасте 67 лет в одиночестве и бедности в доме Рубенса в Кёльне. Вот как непредсказуема жизнь, даже у монархов.
Статус королевской резиденцией замок сохранял вплоть до 1789 года, но уже в 1791-м был объявлен Государственным дворцом, где вскоре поселилось революционное правительство — Директория. В 1794 году дворец на время превратился в тюрьму, в которой содержалось 800 заключенных. Среди них оказался и Жорж Дантон — один из основателей Первой французской республики. В 1815 году тут обосновалась палата пэров, ну, а в 1879-м здание занял сенат, который до сих пор здесь и заседает. В центре парка привлекает большой восьмиугольный пруд Гран Басен (Grand Bassin).
На улице заметно похолодало, надо было зайти в отель утеплиться, заодно закупиться сырами в супермаркете. Впереди у нас был Монмартр с базиликой Сакре-Кер.
Конечно это место просто невозможно пропустить. Монмартр — это душа Парижа.
Художники, музыканты, творческие люди всех направлений в течение многих десятилетий собирались именно в районе этого холма. Едем на метро до станции Аббес и идем по узким улочкам вверх в сторону Сакре-Кер, цепляя глазами сценки парижской жизни, а ушами обрывки песен уличных музыкантов.
Впереди показались стены знаменитого парижского собора. Википедия: Базили́ка Сакре́-Кёр (фр. Basilique du Sacré-Cœur или просто Сакре-Кёр, буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) — католический храм в Париже, построенный в 1875–1914 годах по проекту архитектора Поля Абади в римско-византийском стиле, расположенный на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке (130 м) города. Мне было очень интересно посмотреть на него не с классического ракурса.
Мои любимые горгульи вытягивали шеи, много лет спасающие белоснежные стены храма от излишков дождевой воды.
У входа в базилику две конные статуи — Людовика Святого и Жанны Д’Арк.
Мы попали в базилику во время вечерней службы. Разноцветные блики вечернего солнца, пробившегося сквозь огромные витражи, раскрашивали строгие стены. Мозаика на тему «Благоговение Франции перед Сердцем Господним», выполнена в 1912–1922 годах художником Люком-Оливье Мерсоном.
Звуки органа, слова молитвы «Отче наш…" , понятные без всякого перевода. Всё создавало такую атмосферу, что хотелось сидеть, молиться, думать, именно здесь ощущалась необыкновенная энергетика этого намоленного места.
Служба в церкви Сакре-Кёр в Париже
Мне очень хотелось остаться здесь хотя бы до окончания службы, но увы-увы у нас совершенно не было времени. Надо было идти дальше. Вышли на смотровую площадку. Вечерний Париж раскинулся перед нами во всей красе.
Сколько тысяч людей сидели на ступеньках этой знаменитой лестницы и сколько тысяч ещё будут сидеть, вглядываясь глазами в город любви и ощущая отголоски этого чувства в уголках своего сердца. Ещё бы не залюбоваться. С этого места в хорошую погоду открывается вид на 50 км!
Но здесь очень сильно расслабляться не надо. Зная, какое благостное настроение наступает у туристов и что они теряют бдительность, этим пользуются местные воры. Для кого-то отдых, а кому-то «работа». Один парнишка «пас» меня, очевидно полагая, что в погоне за очередным красивым кадром я потеряю бдительность и оставлю без внимания свой рюкзак. Я это заметила, мне стало очень некомфортно. Благостное настроение сменилось на напряженное, захотелось побыстрее оттуда уйти. Парнишка сопровождал нас почти до середины спуска, но потом понял, что тратит время напрасно отвалился в поисках новой жертвы. Можете сказать, что мне показалось, но двоим одновременно вряд ли покажется.
Настроение слегка подпортилось. Мы хотели дождаться вечерней подсветки, но так и не дождались. Сделали несколько кадров у подножья лестницы, ведущей к собору, и нырнули в лабиринты улочек, стекающие с Монмартра в центр Парижа.
Забежали в кондитерские магазинчики. Здесь большие искушения для сладкоежек, удержаться от которого нет никаких сил. Разнообразные конфеты, печенья, мармеладки, сладкие мечты, ставшие явью.
Постепенно стекая по улице вниз сладкие магазины стали сменяться на магазины с своеобразными нарядами, париками, и прочими товарами.
Вокруг были только темнокожие выходцы из Африки. Они стояли группами и что-то обсуждали. Думайте про меня что хотите, но меня эта атмосфера напрягала. Я спрятала фотоаппарат и старалась быстро идти не смотря на этих людей. Я не знала, вдруг им не понравится как я на них смотрю или что я фотографирую. Когда мне что-то непонятно, я стараюсь это обойти. Но здесь обойти не получалось. Мы шли, а афрофранцузов или совсем не французов, а просто африканцев, вокруг становилось всё больше. Мне хотелось как можно быстрее нырнуть в метро и оказаться в понятной для себя среде. В метро я буквально вбегала, на негнущихся после дневного «марафона» ногах и отламывающейся от дневной носки рюкзака спиной. Всё-таки Париж очень неоднозначный для восприятия город.
Но вернуться в него я хочу. В первую очередь ради неспешной прогулки по тем основным местам, которые мы пробежали за три дня, особенно хочу вернуться в Орсе, Сакре Керр и Сент — Шапель. Хотя в Париже столько всего интересного, что можно приезжать много раз и находить новые интересные места. Так что вряд ли я пройдусь по нему неспешным шагом. Ну, а кто еще не читал мои предыдущие рассказы, то можно почитать здесь и обязательно поехать в Париж.
https://www.tourister.ru/responses/id_25053 — общий рассказ про Париж
https://www.tourister.ru/responses/id_25159 — 1 день
https://www.tourister.ru/responses/id_25654 — 2 день
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм