Как я уже писала в обзорном рассказе про Париж, моя поездка в эту страну была очень спонтанной. Выкроив ровно неделю из рабочего графика и купив билеты с субботы по воскресенье, мы принялись строить план, куда нам надо обязательно попасть во Франции за 6 дней? Как это не странно, но № 1 у нас был Мон-Сен-Мишель, который расположен очень далеко от Парижа, но нас это ничуть не смутило и первый день мы посвятили именно этому Сказочному острову. В обязательной программе был Версаль и Фонтенбло (последнее место не такое раскрученное среди туристов, но не менее исторически важное и очень красивое, а самое главное — там работает подруга моей подруги из-за которой вся эта поезда и затеялась). На каждое из этих мест мы выделили по дню, чтобы остатки этих дней использовать по возможности и по оставшимся силам.
Итого у нас осталось полных 3 дня для того, чтобы покорить Париж. Я же такой человек, что мне нужно обязательно всё и сразу, а то вдруг потом не будет возможности, поэтому коллегу я предупредила, что ходить будем очень много и выжимать из дней по-максимуму. Рейтинг мест в Париже у нас получился такой (по мере обязательности посещения для нас лично): Часовня Сент-Шапель, Нотр-Дам де Пари, Эйфелева башня Базилика Сакре-Кёр, Триумфальная арка, Елисейские поля, парк Тюильри, бульвар Сен-Жермен, Дом инвалидов, Люксембургский сад. Естественно предполагалось, что мы все эти места должны не только увидеть снаружи, но и обойти, заглянув во все уголки, и подняться везде, где возможно. Кроме этого, в обязательной программе было 2 главных музея — Орсе и Лувр (для меня — именно в этой последовательности!). Музеи тоже нужно было обойти целиком, а не посетить пару залов. Вот такой грандиозный список мы составили, решив, что если что-то успеем ещё, то будет здорово, но эти места мы обязаны посмотреть. Теперь осталось всё это скомпоновать по 3 дням и выстроить хронометраж, чтобы всё успеть. При планировании обязательно нужно учитывать выходные дни в разных местах. Так, Орсе закрыт в понедельник, а Лувр — во вторник. С учетом вышеизложенного в Лувр решили идти в понедельник, предварительно купив билеты на сайте https://www.ticketlouvre.fr/louvre/b2c/index.cfm на 10–30 за 17 евро. Очень рекомендую покупать билеты заранее, этим вы сэкономите огромное количество времени и нервов!
Итак, предварительный план по дням:
- Лувр, далее через сад Тюильри и Елисейские поля до Триумфальной арки. Далее — как получится по времени.
- Нотр-Дам, Сент-Шапель, переход через Сену на бульвар Сен-Жермен, по нему и соседим улицам дойти до Дома инвалидов, после его посещения пойти на Марсово поле и подняться на Эйфелеву башню.
- Музей Орсе, Люксембургский сад и окрестности (хотели посмотреть Сорбонну и Пантеон, они рядом, но у нас не получилось), Монмартр и Сакре-Кёр.
Так как мы не были завязаны ни на какие обязательства, то решили идти по каждому маршруту так, чтобы получить от каждого места по-максимуму. Что у нас получилось? Предлагаю прогуляться со мной вместе, покажу и расскажу всё, что успели увидеть.
День 1. В нашей поездке — третий после прилета. В день прилета мы только успели спуститься к Сене вдоль сада растений, из которого жутко воняло навозом (ну так нам повезло!) и понять, что то, что на карте казалось близким, то на самом деле — очень даже далеко. Во второй день мы ездили в Мон-Сен-Мишель и вернулись поздно ночью. Третий день стал первым днем в Париже. Вот как выглядел наш дневной 10 километровый (без учета внутренних перемещений) и 10 часовой (без учета вечернего возвращения в гостиницу) маршрут.
Так как мы жили через реку от Нотр-Дама, то по карте до Лувра казалось совсем близко. Но, еще в Москве трезво оценив, что после целого дня в пути нам нужно будет хорошо отдохнуть, мы решили взять билеты в Лувр на 10–30, что было абсолютно верно. Не заворачивая к Нотр-Даму (к нему мы пойдем завтра), мы вышли на набережную Сены. Отмечаю взглядом и кадром на фотоаппарат классический вид на Дворец Правосудия с торчащей за ним шпилем Сент-Шапель.
Переходим по мосту Менял (Pont au Change) через реку и идем по другому берегу Сены. Этот мост, впервые построенный в этом месте в IX веке, многократно перестраивался. Когда-то на нем велась оживленная торговля, откуда он получил свое название. Потом по нему королевская семья ездила на богослужения из Лувра в Нотр-Дам, в то время его украшали скульптуры императоров, которые сейчас хранятся в Лувре. В 1860 году во время перестройки Парижа, перестроили и этот мост, украсив его инициалами Наполеона III.
Отсюда лучше всего видно готическую крепость Консьержери, которая занимает большую часть острова Сите. В VI веке (вероятно, в 508 году) король франков Хлодвиг выбрал остров Сите для возведения дворца, и впервые Париж стал официальной резиденцией короля. Он прожил в нём до своей смерти в 511 г. В эпоху династии Каролингов центр империи переместился на восток; монархи забросили свой дворец, и город опустел. После этого в разные века это место вновь становилось королевским дворцом. В конце XIV века завершилась история королевского дворца. В 1358 г. произошло народное восстание под руководством парижского прево Этьена Марселя. Утратив роль резиденции короля, дворец в Сите превращается во Дворец Правосудия.
Название «Консьержери» обозначало то частный особняк консьержа, то тюрьму при судебных органах. Покидая дворец, король доверял его охрану консьержу. Столь важную должность могли занимать только очень влиятельные особы высокого ранга, в числе которых была королева Изабелла Баварская. При Консьержери внутри дворцовых стен во все времена имелось тюремное помещение. В конце XIV века, когда соседняя тюрьма в Шатле оказалась переполненной, некоторых узников перевели в камеры дворца. В 1391 году здание стало официальной тюрьмой. В ней содержались и политические заключённые, и мошенники, и убийцы. В настоящее время в этом здании находятся муниципальные службы, суд и прокуратура.
Мы же идем дальше по набережной, откуда за мостом Нёф открывается прекрасный вид на купол института Франции и Эйфелеву башню.
И вот мы видим внутренние дворы здания Лувра. Вход через боковые ворота закрыт.
Идем к главному входу. Вот где мы поняли, какие мы молодцы, что заранее приобрели билеты на сайте! Иначе стояли бы в этой огромной очереди несколько часов.
А так — показали билеты охраннику, и без всякой очереди спустились в фойе одного из самых известных музеев мира. Этот музей не только известный, но и огромный. Экспозиции из разных стран и разных эпох разделены по разным зонам. Советую заранее ознакомиться с планами этажей, где что расположено. Площади очень большие!
Про Лувр отдельно писать не буду. И так все знают, что там роскошно
собраны шикарные коллекции скульптур разных эпох и культур
Копию бюста этого античного красавца люблю с детства, всегда подхожу к нему в Пушкинском музее Москвы.
картин самых выдающихся художников мира
ювелирных изделий тончайшей работы.
Есть в этом музеи особые реликвии, увидеть которые стремятся ВСЕ туристы. В музее стоят указатели с направлениями движения ИМЕННО к этим объектам культуры. Конечно, № 1 — это самая знаменитая картина мира, Мона Лиза или Джоконда Леонардо да Винчи. Она хитро улыбается своей загадочной улыбкой из-за пуленепробиваемого стекла за многометровым ограждением.
А все туристы снимают эту знаменитость и делают при возможности и желании селфи на её фоне. Правда, в такой толпе фото «Я и Джоконда» вряд ли получится, рядом обязательно будут другие фигуры.
Почти такая же толпа вокруг другой знаменитой женщины — Венеры Милосской. Греческая скульптура, ставшей эталоном женской красоты, снисходительно взирает на суету под своими ногами.
Кажется, она говорит: «Как же вы мне все надоели за столетия! Оглянитесь вокруг, ведь женская красота совсем не в идеальных пропорциях и чертах лица. Это камень может быть идеален веками. А женщина изменчива, она прекрасна каждым своим движением, поворотом головы, взмахом ресниц, улыбкой и грустью, надо только её любить такой, какая она есть. А я что? — кусок холодного мрамора. Я никогда не смогу стать ЖИВОЙ женщиной.»
Хотя, конечно, многие женские скульптуры так реалистичны, что не верится, что они не живые.
Ещё одна скульптура, притягивающие туристов, Ника Самофракийская, расположена на лестнице Дарю галереи Денон, поэтому иногда её можно сфотографировать без толп туристов.
Я не буду описывать все знаменитые экспонаты этого музея, это просто невозможно. Их очень много, они прекрасны. За три часа мы пробежали по основным залам и даже спустились в подвал, где мне было очень интересно посмотреть на то, как выглядела эта крепость изначально.
Какое мое мнение об этом музее? Пока возвращаться туда меня не тянет. То ли от огромных пространств залов, то ли от обилия туристов, то ли от моих внутренних мыслей в определенных залах о разграблении одних стран другими у меня было желание побыстрее оттуда уйти. Возможно, это было именно в тот момент так и в другой раз у меня было бы другое впечатление. Не знаю. Пишу, как есть. Выход из музея через большой магазин, где многие делают фото у этой перевернутой пирамиды. Но желающих сделать такое фото так много (вы же знаете китаянок, делающих сто тысяч фото в разных позах), что я поняла, что без людей здесь сделать фото невозможно.
Выходим из Лувра, бросаем прощальный взгляд в его сторону и идем через дорогу в сторону Триумфальной арки на площади Каррузель, возведённой по приказу Наполеона для увековечивания его побед в 1806–1808 годах. От арки на северо-запад была проложена 9-километровая историческая ось, которую составляют площадь Согласия, Елисейские поля с гораздо более масштабной Триумфальной аркой и Большой аркой Дефанс. Именно по этой оси мы сейчас и отправимся. Только перед этим надо немного подкрепиться, ведь уже время обеда!
Я всегда говорю, что путешествовать голодными нельзя. Пустой желудок не дает возможности объективно реагировать на окружающую действительность. Поэтому нам надо было срочно подкрепиться. Справа за аркой есть палатка, которая торгует местным фаст-фудом. Это куски багета с разными наполнителями и напитки. Для перекуса то, что надо! Садимся на газончик, как это делают парижане и гости города, и устраиваем себе обед на траве (правда же, в Париже ничего не меняется столетиями?). Меня эта трапеза на фоне Парижа вводит в такое блаженное состояние, что я даже начинаю подкармливать кусками багета местных голубей! Те, кто знают мою хроническую нелюбовь именно к этим птицам, понимают, почему я на этом заострила внимание. Значит, мне было ОЧЕНЬ хорошо! Мне было так классно, что я решила запечатлить этот миг в нашей фирменной туристеровской футболке.
Мы вошли в парк Тюильри, который был частью дворцово-паркового комплекса французских королей. 23 мая 1871 года королевский дворец, который был соединен с Лувром, был подожжён парижскими коммунарами. Потушить его удалось только через два дня, когда все интерьеры уже выгорели. В отличие от Лувра, также пострадавшего от огня, правительство Третьей республики решило не восстанавливать символ королевской и императорской власти в сердце Парижа. А парк остался и сейчас является излюбленным местом отдыха. Даже скульптуры предпочитают здесь полежать.
«Bonjour! Je m’appelle Paris! Heureux de Vous rencontrer!» — услышала я приятный тихий баритон. Перевода не требовалось. Париж решил, что пора уже познакомиться.
«Bonjour! Je m’appelle Larissa! Je suis ravie de vous rencontrer aussi.», — ответила я, хотя никогда не знала французского. Далее переведу сразу наш разговор на русский, чтобы не вводить в смущение читателей, которые не знакомы с многолетним языком аристократии.
— Куда вы так спешите? Посмотрите, какая чудесная солнечная погода! Неужели Вам не хочется посидеть здесь и послушать журчание воды в фонтане?
— А может быть, Вам расположиться в кресле и просто предаться мечтам?
— Ну, если не мечтать, то возможно, хотя бы почитать в тиши этого парка Вам понравится?
— Или посидеть за столиком, выпить бокал вина и съесть кусочек сыра?
Предложения были одно заманчивее другого. Моя голова закружилась, я почти потеряла самообладание и чуть не поддалась на уговоры коварного искусителя.
— Кар! Кар! Кар!, — услышала я над ухом, — Не расслабляйся, у тебя же туристеровская работа, тебе же потом рассказы писать! Вперед, к Эйфелевой башне!
Умные черные французские вороны вернули меня в реальность.
Да-да, надо идти вперёд, ведь мы только начали нашу прогулку.
Выходим из красивых ворот парка.
Попадаем на площадь Согласия, самую большую площадь Парижа. Изначально она носила имя Людовика XV и была разбита между Елисейскими полями и садом дворца Тюильри по заказу самого короля его первым архитектором Габриэлем в 1755 году. В 1792 году на этой площади был казнен его наследник, низложенный в годы Французской революции Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта. В 1795 году площадь получила свое современное название. В 1831 году египетский правитель Мехмет Али предложил французскому правительству в дар луксорский обелиск фараона Рамзеса II. Он был доставлен в Париж 21 декабря 1833 года и по решению короля Луи-Филиппа был установлен в центре площади Согласия 25 октября 1836 года. Этот обелиск стоял раньше у входа в Луксорский храм Амона-Ра. Их было два — с двух сторон от входа, словно воины, охранявшие вход в святыню. А потом одного забрали и увезли на чужбину. И остался на родной земле только один охранник. А другой украшает собой центральную площадь европейской столицы. Ему надели золоченый колпак, только разве здесь его место? Не знаю, как вас, но меня сворованные обелиски, раскиданные по миру, всегда сильно расстраивают. Они предназначены для других мест и другой культуры.
Слева - обелиск в Луксоре. Справа - его вывезенный напарник в Париже.
На месте гильотины, стоявшей на площади в годы революции, где, помимо короля и королевы, казнили более 1000 человек, художник Давид предложил установить статую «Кони Марли», которая ранее украшала дворец Людовика XIV в. пригороде Парижа.
После установки в центре площади Луксорского обелиска, для завершения облика площади с двух сторон установили фонтаны, являющиеся уменьшенной копией римских фонтанов с Площади Святого Петра. Один из них получил название Фонтан четырёх рек, а второй — Фонтан Морей. Эти названия и их архитектурное оформление не случайны — на площади Согласия находится Министрество Морского Флота Франции.
Сразу за площадью Согласия начинается самая знаменитая парижская улица Елисейские поля. Сначала она идет вдоль парка, который как бы продолжает парк Тюильри. Ах какие там деревья!!!
А потом после круговой развязки переходит в ту улицу, которую все знают, даже если никогда не были в Париже.
Здесь расположены знаменитые магазины, кабаре Лидо, много кафе и ресторанов. Мы шли по правой стороне улицы по направлению к Триумфальной Арке.
Конечно же, мы не могли не зайти в магазины в этом знаменитом месте и не купить там что-то. Я купила сыну осеннюю куртку, а коллега — себе пальто. Все бы хорошо, но нам потом пришлось ходить с этим до вечера!
На пешеходном переходе через Елисейские поля открывается самый удачный ракурс для съемки Триумфальной арки. Единственный минус — мешают проезжающие машины. К моей радости, я там увидела остановившийся автобус с рекламой предстоящего в России Чемпионата Мира по футболу. Тогда мы ещё не знали, что попадём на этот чемпионат, и что он станет главным событием 2018 года. Но предвкушение праздника посреди Парижа захлеснуло меня огромной волной.
Сделав фото Триумфальной Арки и себя на её фоне, решила обязательно подняться наверх. Обратите внимание на самый верх арки, где расположена смотровая площадка, какими крохотными выглядят отсюда фигурки людей.
Моя коллега не захотела подниматься и выделила мне 40 минут на это мероприятие. Этого времени, скажу я Вам, крайне мало! Надо спуститься в подземный переход. Там в кассе за 12 евро покупаете билет и вверх! Сначала поднимаетесь до 1 уровня, там есть сувенирный магазинчик и туалеты, а потом по винтовой лесенке на смотровую площадку.
И весь Париж перед Вами!
От Триумфальной Арки расходятся 12 улиц-лучей. Такое ощущение, что стоишь посреди огромных часов, где переходя по кругу циферблата, ты проходишь полный часовой круг. Только это — часы Парижа! Не даром, у площади Шарля-де-Голля есть ещё название — Площадь звезды. Звезда Парижа, по-моему, тоже неплохо… С этой площадки прекрасно виден Монмартрский холм с возвышающейся белоснежной Сакре-Кёр.
Елисейские поля, переходящие в дальнюю даль, которую мы сегодня всю прошли пешком.
Красавица Эйфелева башня, которую я полюбила с первого взгляда и на фоне которой, конечно же, мечтала сфотографироваться, несмотря на солнце, бившего прямо в объектив.
С противоположной стороны от Елисейских полей идет продолжение линии, которая заканчивается современным районом с Большой аркой Дефанс. Она завершает череду из 3 арок по одной линии. До нее мы не пошли. Оставили до следующего визита в Париж.
Я очень быстро сфотографировала снизу Триумфальную арку и вечный огонь около неё, но из-за того, что коллега ждала меня уже около часа на скамеечке на Елисейских полях, то я бегом побежала назад к ней.
От Триумфальной Арки повернули назад, и пошли на сей раз по нечетной стороне улицы. Здесь тоже много магазинов и кафе. Немного чем-то подкрепившись, решили пойти в сторону Сены. План сегодняшнего дня мы выполнили, но на часах было только около 17 часов, поэтому можно было продолжить маршрут. В объектив моего фотоаппарата попали круглые окошки (вытяжки?) с очаровательными лепнинами вокруг каждого. Я шла, стараясь не потерять из виду мою коллегу, и на ходу снимая эти разнообразные барельефы. Качество не получилось, но суть понять можно. Только дома в Москве, путем долгой виртуальной прогулки по всем Елисейским полям, я вычислила, что это дом № 109, но больше никакой информации про этот красивый дом так и не нашла. Но Туристеры знают всё! Катюша накопала мне информацию на французском сайте, вот её перевод: Это здание называется Элизе-Пале, и построено оно ко Всемирной выставке 1900 года, наравне с Большим и Малым дворцами. А эти круглые штучки - это просто окошки такие, элемент декора. А уже намного позже в этом доме была арестована Мата Хари.
Мы дошли до круговой развязки на площади Франклина Рузвельта и свернули на авеню Монтень. Это та самая улица, на которой сосредоточены знаменитые модные дома Франции. Мой любимый Ralph Lauren, Chanel, DIOR, Louis Vuitton — я шла, завороженно глядя на витрины и не веря, что нахожусь здесь — в центре мировой моды… Очень хотелось зайти во все эти шикарные магазины, но я понимала, что они — не для меня (лучше себя не дразнить). Поэтому просто снимала витрины. Они мне так понравились, что решила сделать отдельный альбом с витринами Парижа. А в этом рассказе покажу внешний вид роскошной гостиницы Plaza Athenee, расположенной на этой улице. Конечно, в таком отеле остановиться по карману только очень избранному кругу лиц (специально посмотрела цены — от 100 тысяч рублей за ночь!), но полюбоваться снаружи можно бесплатно.
Выходим на набережную Сены около моста Альма. У въезда на мост в 1989 году была установлена копия пламени факела статуи Свободы, известная под названием «Пламя свободы». В этом месте находится выезд из автомобильного тоннеля, в котором 31 августа 1997 года случилась страшная авария, унесшая из жизни истинно народную принцессу Диану. После этой трагедии скульптурная композиция была переосмыслена как памятник в её честь. Сейчас на этом месте много фотографий любимой принцессы, письменных признаний любви, и сотни замочков, развешанных на ограждении памятника, в знак вечной памяти простых людей.
Мы же идем вдоль Сены и я замираю от восторга, заметив, как на Эйфелевой башне начинают зажигаться вечерние огни. Стою и не верю в то, что это правда. Теплый вечер, вековые платаны и огни самой знаменитой башни в мире. Собрав весь остаток сил, который уже был на исходе после 10-часового непрерывного хождения, я рванула на пешеходный мостик, чтобы увидеть во всей красе её — самую элегантную парижскую красавицу (кто бы что бы про неё ни говорил, но для меня именно так!).
Потом мы решили дойти до смотровой площадки Сады Трокадеро, а я всё выглядывала сквозь деревья на мою красавицу, боясь, что она куда-то сбежит.
Как мы поднимались на смотровую площадку я уже не помню. Знаю, что это было ОЧЕНЬ тяжело. Ноги не шли, спина отваливалась (мы же ещё несли тяжелые купленные вещи!). Но мы поднялись наверх и рухнули на ступеньки лестницы. Вокруг были толпы людей, которые пришли сюда любоваться самым романтичным видом вечернего Парижа. Они ворковали на всех языках мира, обнимались, целовались. Для особенно романтичных особ тут предлагают вино. Мы же ограничились покупкой энного количества сувениров в виде Эйфелевой башни. Они здесь продаются «на развес» по оптовым весьма гуманным ценам.
Наших сил не хватило даже на то, чтобы сесть где-то поужинать. Мы буквально доползли до метро и, не помню как, но доехали до своего отеля. Безумно уставшие и в той же степени счастливые мы завалились спать, ведь завтра утром нас ждал следующий не менее насыщенный день в Париже!
https://www.tourister.ru/responses/id_25654 - 2 день. Нотр-Дам, Сент-Шапель, Дом Инвалидов, Эйфелева башня.
https://www.tourister.ru/responses/id_28464 - третий день. Музей Орсе, Люксембургский сад, базилика Сакре-Кёр.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм