Раннее утро на берегу озера Лача вселяло какие-то надежды на улучшение метеоусловий. Даже небольшие просветы в облаках появились.
Раннее утро на берегу озера Лача вселяло какие-то надежды на улучшение метеоусловий. Даже небольшие просветы в облаках появились.
Но, пока собирались, все вернулось на круги своя, и опять пошел мелкий нудный дождик.
Почти всю поездку мне не давал покоя один вопрос. Почему на Русском Севере сохранилось так много деревянных церквей и часовень? Стоило пересечь границу Архангельской области, как в каждом селе недалеко от дороги или на пригорке возвышались эти творения деревянного зодчества. Состояние их было различным — и сильно «уставшие» под грузом прожитых лет, и опоясанные строительными лесами в надежде на скорую реставрацию, и, сверкающие серебром осиновых лемехов на главках, возрожденные к новой жизни.
Вот и в село (как хочется избавиться от казенного понятия «куст деревень»!) Калитинка, что стояло на нашем пути от гостевого дома «Колокол» до Каргополя, заехали взглянуть на несколько часовень, без всякой надежды попасть внутрь. С первой часовней, Ильинской, так и получилось. Старенькая, 19 века простройки, с пострадавшими от пожара после грозы крестами.
Долго корил себя, что доверился своей памяти и не просмотрел с утра маршрут предстоящего дня… Эта неказистая с виду часовня могла подарить нам первое знакомство с «небесами» — росписью потолка внутри! Только вечером обнаружил свою оплошность, но — поезд уже ушел.
Казалось, со следующей часовней в этом селе, Крестовоздвиженской, повторится та же история. Снова замок, но вид посвежее — десять лет назад часовня была восстановлена участниками проекта «Общее дело».
Часовня Флора и Лавра еще 5 лет назад была практически руинирована — упавшая на крышу часовни колокольня, завалившийся набок притвор, внутри слой химикатов — удобрений, оставшийся с колхозных времен, в человеческий рост… Огромную работу проделали «Общедельцы». Ныне часовня полностью восстановлена.
Вот и Каргополь. И сразу — море позитива, заставившего забыть о ненастной погоде. Вот такая, увеличенная в сотни раз, каргопольская игрушка встречает нас практически на въезде в город.
Появившееся хорошее настроение не смогли испортить ни ямы-воронки на многих улицах Каргополя, ни перекопанный асфальт у Соборной площади.
И эта траншея сделала нам день! Ну разве увидел бы на предложенном навигатором маршруте эти замечательные деревянные домики?
А как вам это старое название одной из улочек, от которого так и веет дореволюционной Россией?
Почтамтская. Сейчас назвали бы проще — какой-нибудь Почтовой. В поисках путей подъезда к Соборной площади почти уперлись во что-то, похожее на большую беседку, на берегу.
Полоскальня. На дворе 21 век, практически в каждой семье имеется стиральная машина, а жительницы Каргополя продолжают пользоваться этим сооружением предков. Видите, как здесь чисто?
Хотя, наверное, сейчас полоскальня — больше своеобразное «тусовочное» место. И постирать, и посудачить с кумушками, обсудить последние городские новости.
Поднявшись от «портомойни» вверх по небольшому склону мимо памятника П. П. Баранову — основателю первых русских поселений на Аляске,
оказываемся на Соборной площади, где единым ансамблем стоят три церкви. Иоанна Предтечи, Введенская, собор Рождества Христова и колокольня.
Наверху нас ждали два неожиданных сюрприза. Вначале на колоколах обнаружили клейма нашего Каменск-Уральского колокольного завода «Пятковъ и К».
Спустившись вниз, пошли в собор Рождества Христова, где нас ждали шедевры древнерусских иконописцев. Этот храм, построенный в 1552–62 годах, считается последним, построенным на Севере во времена царствования Ивана Грозного. Хотя есть еще и Благовещенский собор в Сольвычегодске, строительство которого было закончено в год смерти Иоанна Васильевича.
В Рождественском соборе расположена коллекция расписных «небес» из пяти деревянных церквей и часовен Каргополья «Шестой день творения». «Небеса» в деревянных церквях Севера — это усеченная пирамида внутри свода купола. В центральном круге, как правило, изображена Троица. На гранях, ближе к вершине — серафимы. А ближе к основанию — архангелы и евангелисты. Центральную грань занимает Распятие. В некоторых храмах «небеса» были сюжетными, с изображением сцен Ветхого и Нового Заветов. Такие росписи из разрушенных ныне церквей и часовень и собраны на первом этаже храма-музея.
На гранях «небес» из Никольской церкви в Ловзанге изображены Библейские сюжеты. Поражает мастерство работ. А ведь иконописец П. П. Булатов в конце 19 века «просто» перерисовал сюжеты с гравюр Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. Но для копирования у русского художника-самородка были лишь черно-белые изображения с гравюр размером не больше почтовой открытки.
На гранях «неба» из Георгиевской часовни в деревне Низ тоже библейские сюжеты, но выполненные по-другому — в иконописном стиле, блоками в два яруса.
И третий вид «небес», выполненный в самой распространенной манере письма — с серафимами, архангелами, евангелистами. Ранее находились они в Рождественской церкви в Большой Шалге, возле которой мы были накануне.
Можно было бесконечно долго в одиночестве и тишине созерцать эти творения мастеров 18–19 веков. Но в зал зашла группа туристов. Хоть экскурсовод и старалась рассказывать шепотом, чтобы не потревожить безмолвие среди древних стен храма, молодежь разбрелась по залу, который сразу наполнился монотонным гулом тихих голосов…
На втором этаже собора-музея фотографировать запрещено. Большой резной иконостас с несколькими иконами и немного фрагментов «небес». Запрет на фото я обосновал той же причиной, по которой мне запретили фотографировать в фондохранилище Ирбитского мотозавода — «неважнецкое» состояние экспонатов.
После Соборной площади проехали на бывшую Торговую, где стоит еще один храмовый ансамбль. Действующая церковь Рождества Богородицы и закрытые Никольская и Благовещенская церкви.
Было у меня большое желание посетить музей, посвященный Русской Америке, первым правителем которой был П. П. Баранов, уроженец Каргополя. Экспозиция эта размещается в церкви Зосимы и Савватия.
Вот только разгулявшийся дождь заставил изменить планы. Впереди ждала неизвестная дорога по глухим уголкам Каргопольского уезда, и с предстоящим ночлегом тоже была полная неопределенность. Покидал Каргополь с надеждой, что когда-нибудь вернусь сюда. Город требует более полного погружения в его историю.
Следующей остановкой на маршруте была деревня Саунино (Кипрово). Опять эти двойные названия! Здесь, в церкви Иоанна Златоуста (1665 год постройки) сохранились «небеса», и она является одним из самых посещаемых туристами ввиду своего месторасположения — всего 7 километров от Каргополя по неплохой дороге.
Из отчетов в Интернете мне были известны координаты смотрительницы с ключами. Подъехали сразу к церкви с надеждой, что какая-нибудь группа из большого числа туристов, виденных в Каргополе, сейчас здесь на экскурсии. Увы — замок. Поехали на поиски в деревню, где гуляющие под дождем местные девчонки дали точный адрес. И когда казалось, что все, птица удачи поймана, в руках не осталось ни перышка из ее хвоста… Видимо, устав от постоянного наплыва путешественников-одиночек и поездок от дома к церкви, смотрительница сдала ключи в Каргопольский музей, в ведении которого находится церковь. Настроение стремительно падало к нулю и было от чего. Сначала — Туровец, где не уговорили открыть церковь с иконой Богоматери Одигитрии, после — нескончаемый дождь, выматывающий нервы, сейчас — эта неудача. Без особого энтузиазма продолжили путь… Забегая вперед, скажу, что на этом наши злоключения закончились. Дальше все шло, как по-маслу. И, больше того — посетили место, о котором не думал, и которое стало достойнейшим финалом знакомства с «небесами»!
Я уже упоминал об Ассоциации самых красивых деревень России. Подъехали к мостику через речку Чурьега.
Мост деревянный, под старину, но реконструирован с использованием современных материалов — деревянные быки-ледорезы обшиты стальным листом, под полотно моста заложены мощные швеллера. А на другом берегу проезжающих встречает вот такой стенд.
Ошевенский Погост. Хотя это снова «куст» деревень, куда входят Погост, Ширяиха, Низ и Большой Холуй. Только сильно неудобной соседкой возле такого-то стенда чувствует себя заброшенная часовня Николая Чудотворца.
Проезжаем чуть вперед по деревне и перед нами — Музей Ошевенской волости. Дома-корабли с лабазами, колодец-журавль, огороженная площадка для гульбищ, стоящий вдоль реки ряд банек.
Нескончаемый дождь заставил задуматься о ночлеге, чтобы не столько отдохнуть, сколько просушить одежду и обувь. Возвращаться в Каргополь? Вдруг с какой-то полочки кладовой памятивсплывает информация, когда-то мельком прочитанная в одном из отчетов. В Ширяихе есть гостевой дом, нигде не рекламируемый, но где могут приютить заблудших путников! В поисках хоть какого-то указателя проехали до деревни Низ, где посмотрели на Георгиевскую часовню, «небеса» из которой видели утром в музее, вернулись назад. Уже отчаявшись, остановился возле каменных купеческих домов, в одном из которых сейчас сельский магазинчик.
Монастырь этот основал в 1460-е годы преподобный Александр Ошевенский. За пять с лишним веков монастырь не раз подвергался различным бедам. И разоряли его, и неоднократно горели деревянные церкви, и монахи роптали. К началу 20 века в монастыре были каменные надвратная Никольская церковь, Успенский собор с колокольней и деревянная Покровская. В Санкт-Петербурге монастырь имел подворье с часовней Св. Пантелеймона. В 1922 году монастырь закрыли и он потихоньку превратился в руины. Возрождение монастыря началось в 2001 году.
И вот мы у древних стен. Конечно, следы запущенности видны, но в сравнении с фотографиями 15-летней давности — проделана огромная работа. Стены с башенками на большом участке восстановлены, на колокольне установлены колокола, идут работы в игуменском корпусе.
Приехав обратно к нашему временному пристанищу и начав его изучать, я просто обалдел — это было 100-процентное попадание в тематику и настрой нашего путешествия! Жилой дом постройки 19 века — двухэтажный дом-корабль. И сейчас подробно расскажу, что это такое. На первом этаже, где-то посередине боковой стены, входная дверь. В маленьких сенях лежат, стоят, висят различные нужные в хозяйстве вещи — деревянная соха, вилы-рогатины, хомут, серпы, на стоящей в углу кадушке лежат постиранные домотканые половики. Поднимаемся по лестнице наверх. Двери, а за ними оборудованные современные ванная и туалет. Еще одна дверь. Со щемящим душу скрипом открываю ее, и — та-там! — мы в жилом помещении. Длинный коридор вдоль стены, сбоку двери в комнаты. А там — деревянные диваны и кровати позапрошлого века, застеленные лоскутными одеялами. Немного портят вид современные обои на стенах, но это — мелочи. В красном углу — небольшая тумбочка-киот с иконами. А на стене в «нашей» комнате — тот самый гобелен с оленями. Ностальгия по давно ушедшему детству и прабабушкиному дому…
Наше одиночество длилось недолго — подъехала еще машина с тремя молодыми людьми. Так мы познакомились с участниками проекта «Общее дело». Цель этого проекта — «укрепление морально-нравственных ценностей и популяризация здорового образа жизни в российском обществе». Одно из направлений деятельности — восстановление забытых и заброшенных памятников деревянного зодчества. Ребята возвращались из Масельги, где немного подремонтировали древнюю часовню. Быстренько натаскали дров, затопили печь и в доме запахло живым. Было не до разговоров — все устали. Беседы отложили на завтра.
Наутро — да, были долгие разговоры в монастыре с отцом Феодосием. Были затронуты многие темы, в т. ч. и так заинтересовавшая меня тема реставрации. Оказывается, на объектах под охраной государства нельзя даже гвоздь забить — нужны проект, смета и проч. Соответственно, стоимость реставрации возрастает в десятки раз. И если находится благодетель, согласный за пару миллионов сделать ремонт, то 20 ему не потянуть. Так и стоят старинные шедевры архитектуры, опоясанные строительными лесами и, разрушаясь, ждут своего часа…
Потом все проехали к Богоявленской церкви, полюбовались ее «небесами». По просьбе отца Феодосия не стал фотографировать — побаивается он лихих людишек, выискивающих в сети фото шедевров и затем похищающих их. Попрощавшись со священнослужителем и получив от него благословение в дальний путь, мы отправились дальше.
Село Архангело (Шелоховское). Здесь стоят церковь Сретенья Господня постройки начала 19 века
и, старше ее на добрую сотню лет, церковь Михаила Архангела, одна из нескольких сохранившихся с кубоватым куполом.
Еще за месяц до поездки в отчете нашего блогера Lene не было и намека на какие-то работы в Архангельской церкви. А сейчас… Слышны звуки бензопилы, стук молотков. Дождалась старушка реставрации! Соблюдая осторожность, зашли внутрь, задрали головы. «Небеса» во всей красе! Ни единого утерянного фрагмента! И трубящие ангелы на «парусах» (изображения в углах четверика), немного подпорченные временем.
Выехав из Архангело, попали на отличный асфальт, ведущий через Плесецк в областной центр. Но недолго наслаждались тишиной и шуршанием покрышек по гладкой дороге. Перед Конево свернули, и вновь начался уже привычный грейдер. Древний мост через Онегу давно разрушен, сейчас только понтонная переправа.
До Кенозерья оставалось чуть-чуть, но грусти добавляли поля борщевика вдоль дороги,
а вроде красивые виды вдоль реки Кены лишь немного добавляли положительных эмоций.
Мост в Корякино меня убил…
Вроде бы, пусть и «уставший», но крепкий издалека, вблизи он оказался…
Прошлись по нему пешком, боясь провалиться, хоть и были видны свежие следы протектора мотоцикла. Посмотрели снаружи на церковь Параскевы Пятницы начала 19 века и колокольню, находящиеся под государственной охраной…
Через несколько километров нас встречала стела на границе Плесецкого сектора Кенозерского национального парка.