В середине июля 1918 года в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге и в заброшенной шахте под Алапаевском оборвались жизни царской семьи Романовых… В нынешнем Екатеринбурге спустя 100 лет проходят Царские дни. Прибыл с длительным визитом Патриарх, паломники со всех концов страны и мира съезжаются на Средний Урал, повсеместно проходят мероприятия в память царской семьи… Вот и в Каменск — Уральском ежегодный, уже 14-й по счёту, фестиваль «Колокольные звоны России», прошедший 14 июля, был посвящён семье последнего императора России. Но обо всем по порядку…
В 1701 году дал первую плавку Каменский завод, построенный по Указу Петра I на реке Исеть. В войне со шведами требовались пушки, их то и стали здесь отливать. К битве под Полтавой на заводе изготовили 854 орудия и тысячи пудов ядер. Постепенно, с открытием месторождений меди на Урале, стали здесь отливать и колокола. К 1917 году по всей России было 20 колокольных заводов. После революции перезвон над церквями стих… Колокола были переправлены, и, казалось, секреты их изготовления тоже пропали…
В 1990 году начальник литейного участка Уральского алюминиего завода Николай Геннадьевич Пятков с несколькими единомышленниками решили попробовать отлить колокол для Покровской церкви. Идея получила поддержку в епархии и, методом проб и ошибок, первый колокол был отлит. По «поповскому телеграфу» молва о мастерах разлетелись по округе и дальше. Арендованные участки на алюминиевом, а позже на трубном заводах были оставлены. Теперь это небольшой завод «Пятков и К». Колокола каменских мастеров звучат с колоколен и звонниц тысяч храмов по всей России и миру. Собор Василия Блаженного, Донской монастырь, Новый Афон… С посещения этого завода и начался для нас фестиваль колокольного звона в Каменск-Уральском.
Желающих посмотреть на то, как сплав 80% меди и 20% олова превращается в «живой звук», в этот день было немало. «Неорганизованные» (типа нас) туристы на легковушках и группы на автобусах. Но толчеи не было — экскурсоводы быстренько компоновали небольшие группы.
На портике над входом висит герб заводчан — соболь с крыльями, играющий на дудке.
А у входа — пушки и колокола.
Пушки — как напоминание о том, с чего начиналась промышленность на Урале.
Некоторые колокола — с оторванными «ушами» и «языками», немые свидетели лихолетья начала прошлого века, спрятанные добрыми людьми до лучших времён.
Конечно, непосредственный процесс литья мы не увидим — все-таки опасное производство, и экскурсии проводят в выходной день. Но обо всех фазах процесса экскурсовод рассказывает достаточно подробно. Постараюсь и я донести эту информацию. Уж не пинайте сильно, если ошибусь в терминологии.
С улицы попадаем сразу в, так сказать, формовочный цех.
Здесь рождаются размеры, форма и рисунок будущего колокола. На болванку, т.н. стержень, наносится слой гипса, а сверху тонкие восковые пластины с надписями и рисунками.
Затем все это вновь покрывается гипсом и в печь. При высокой температуре воск выплавляется, на поверхности остается рисунок.
Это — будущая внешняя сторона колокола. Потом стержень
вставляется внутрь, и в образовавшуюся пустоту заливается расплавленная смесь меди и олова. В разрезе колокол выглядит так —
В течении нескольких дней металл в форме остывает, после чего почти готовый колокол поступает на шлифовку.
Рядом с литейным участком — художественный. Здесь рождаются рисунки на будущих колоколах.
А они практически уникальны для каждого.
По этим гипсовым матрицам художник создаёт восковые пластины.
После шлифовки работа над колоколом не заканчивается. Ведь он пока «немой»! Считается, что «язык» должен быть обязательно кованым. В кузнице вот на этом гидромолоте и выковываются «языки».
А на стене рядом — языки колоколов, которые по разным причинам были пущены в переплавку.
Заканчивается экскурсия в цехе готовой продукции. Комплекты малых колоколов ждут отправки.
А колокола с рисунком бережно упакованы в плёнку.
Здесь же своего рода музей завода. Кроме языков отслуживших свой век колоколов, один из старейших, чудом сохранившийся, образец продукции Каменских мастеров.
На импровизированной звоннице «колокол желания». У каждого, ударившего в него, загаданное желание обязательно сбудется!
На выходе всех ждала сувенирная лавка, где можно было приобрести на память каменский колокольчик.
Экскурсия закончилась, до начала гала — концерта фестиваля ещё было время, и мы «пробежались» по старому Каменску. В паре десятков метров от завода «Пятков и К» стоит Покровская церковь. Та самая, с отлива колокола в которую и началась история завода.
«Организованные» туристы после экскурсии быстренько рассаживались по автобусам и мчались дальше. Желающих посетить храм не было. А мы зашли, хоть и не относимся к глубоко верующим. Нравятся мне такие тихие церкви, где в тишине, без шипящих теток — богомолиц (Не там стоишь! Не так поклоны бьешь!) можно постоять у старинных икон, полюбоваться росписью на куполах… Внутри ограды церкви тоже царило.спокойствие. Красочно расписанный забор и детская площадка перед ним.
Два памятника неподалёку от входа. Один — скромный, металлический — в память о каменцах, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной.
Второй — современный, из гранита и мрамора — в память подвига русского народа в Отечественной 1812 года.
С горки, на которой стоит Покровская церковь, хорошо просматривается, стоящая на противоположном высоком берегу Каменки, церковь Иконы Божьей Матери Казанская.
В том направлении мы и пошли. Но буквально через 100 метров, в конце спуска, оказались перед Свято — Троицким собором.
Здесь было оживлённо — на площади перед храмом припарковался кортеж свадебных машин. Не знаю, венчаться ли приехали молодые или поставить свечу за здравие их отношений. Только жених с невестой почему-то скрылись от всех в густых аллеях прицерковного парка.
Середина июля, суббота, +27… Город словно вымер… Кто-то уехал на озёра, на дачи. Кто-то уже тусуется в центре на праздничных мероприятиях. Соборная площадь пустая, ничто не мешает сделать несколько кадров сохранившейся архитектуры прошлых веков.
Только у Краеведческого музея
небольшая группа паломников. Мы же идём на другой берег речки Каменки. Пройдя по мосту у плотинки (только так, уменьшительно — ласкательно. Язык не поворачивается назвать это сооружение плотиной)
поднимаемся к памятнику — символу Каменск — Уральского. На горке, на высоком постаменте стоит пушка. Одна из тех, что были отлиты здесь в начале 19-го века.
На памятной доске читаю, что эту пушку «пятидесятый Октябрь поставил, как символ, в память и честь каменских пушечных дел мастеров». О, как! А вот свежий барельеф у начала лестницы напоминает только о 200-летней годовщине Отечественной войны, никак не вспоминая Октябрь 1917 года…
А какой вид открывается отсюда!
Утопающий в зелени город, золотые купола храмов… И тут я заметил кое-что, напомнившее мне неоднократно виденное в ТВ-репортажах другое шоу. Старый каменный мост в Мостаре. Прыжки с него в реку. Вот и здесь — ребятня карабкалась по каменной кладке здания турбинной до решеток на окнах и сигала оттуда вниз.
Такие вот летние забавы у каменских мальчишек!
Стрелки на часах неумолимо приближались к 17.00. Пора было ехать к храму Александра Невского.
Вот уже 14 лет Каменск — Уральский собирает в гости лучших звонарей России на фестиваль колокольного звона. В этом году фестиваль был посвящён трагической гибели императора Николая I и его семьи.
Подъехали к храму практически к началу гала — концерта.
На площади установлена сцена, две дополнительные звонницы.
Машину-то припарковали совсем рядом с храмом, через дорогу. А вот самим «припарковатьтся» возле сцены не получилось…. И народ все прибывал… Приютившись где-то сбоку от сцены, с трудом нашёл место, откуда можно было сделать хоть какие-то кадры. Ведущие приглашают на сцену участников — звонарей. Каменск — Уральский, Верхотурье, Екатеринбург, Москва, Новгород…
Честно, всех и не запомнил. В числе приглашенных на сцену почетных гостей и владелец завода, на котором мы только что были — Николай Геннадьевич Пятков.
Концерт начался выступлением хора мальчиков «Вдохновение».
Берущие за душу детские голоса дали настрой всему концерту. По-одному, по-двое участники подходили к звонницам у сцены и на колокольне.
Звучали венчальный, коронационный звоны, колыбельный звон цесаревичу.
В глубине сцены все это время на большом экране показывали кадры хроники императорского дома, фотографии царской семьи… Вот только мне сделать хоть какие-то кадры становилось все трудней. И настал момент, когда народ перестал стесняться и заполнил собой все пространство на газоне передо мной… Стоять не имело смысла, и мы ушли в машину и слушали колокольные перезвоны оттуда. Фотоаппарат был зачехлен…
Впервые побывал на таком мероприятии, чтобы за пару часов послушать известные звоны (к примеру, Пасхальный) и малоизвестные (призывной звон рекрутов и звоны различных монастырей). Эмоции зашкаливали! Однако приближался вечер, до дома 100 км, там ждут неотложные дела… Пришлось уехать. Не знаю, получится ли на следующий год попасть на юбилейный фестиваль. Только и эта поездка останется надолго в памяти.
Теги:
Событийный туризм, Культурно-познавательный туризм