Продолжаем наше европейское путешествие, начатое в Праге. По пути в Норвегию, в которой нас ждала настоящая Скандинавская сказка, «взяли» Рейхстаг, посетили Берлин и «провинциальный» Ганновер. Четыре часа поездом из Ганновера и мы — в Нидерландах — стране, которую наши люди любят называть просто Голландией. Но на самом деле там только две провинции под таким названием — Северная со столицей Харлем и самым большим городом Амстердамом и Южная — со столицей Гаага и самым большим в ней городом Роттердамом.
Остановившись в Гааге, на следющий день решили поехать в ту часть Голландии, которая является ее эмблемой и, как мне кажется, олицетворяет всю сущность этой маленькой страны — в мельничный городок Киндердейк (Kinderdijk). Возле Амстердама тоже неподалеку есть подобный мельничный поселок — Зансе Сханд (Zaandijk). Он находится всего в 16 км от этого мегаполиса.
Со стороны Гааги для нас ближе был Киндердейк. И по пути к нему можно было хотя бы мельком взглянуть на прославленный мега-порт Роттердам и небольшие городки Дордрехт и Делфт. Еще находясь дома, заранее на сайте https://www.kinderdijk.com/ мы взяли туда на экскурсию билеты (27 €/чел).
Карта маршрута Гаага - Роттердам - Киндердейк - Дордрехт
От Гааги до Киндердейка около 40 километров, но прямого сообщения между этими пунктами нет. Сначала нужно доехать поездом до Роттердама, а потом уже катером добираться до мельничного городка. Поезда комфортные и многие вагоны двухэтажные.
На втором этаже железнодорожного вагона
Поезд Haag — Rotterdam ходит часто и за каких-то полчаса (8:28 — 9:05) мы прибыли на центральный вокзал главного порта страны. А может быть — и всей Европы. Билеты на поезд (€5,10) были заранее куплены на сайте https://www.ns.nl/en.
Выйдя с вокзала, я задал на безинтернетном приложении MapsMe наш маршрут к мосту Erasmusbrug до причала № 202, с которого ходят катера в направлении Киндердейка и мы не спеша пошли по заданному нам направлению. Дистанция составила чуть больше двух километров и пролегла как раз через всю центральную часть города.
Карта маршрута от ж/д вокзала Роттердам до причала 202 на реке Ньиве Маас
Город в этой части модерновый и состоит полностью из новых, интересных по дизайну, зданий. Нигде не было видно домов старой, типично голландской архитектуры, которая хорошо сохранилась в маленьких городках страны. И виной этому — Вторая Мировая война, во время которой при вторжении немецкой армии в 1940 году, 14 мая центр города подвергся тотальной бомбардировке. И, несмотря на то, что защитники города приняли ультиматум оккупантов о сдаче города, немецкая авиаци, сбросив около 97 тонн бомб, хорошо «отутюжила» Роттердам. Вся историческая застройка центральной части города так сильно пострадала, что ее решили не восстанавливать.
И действительно, пройдясь по улицам, мы не встретили ни одного старого здания постройки прошлых веков. Прогуливаясь, отметили хорошую инфраструктуру для развлечения и отдыха детей — было видно очень много всякого рода площадок для их игр и развлечений.
Роттердам, расположеный в провинции Южная Голландия, является вторым по количеству жителей (более 600 тыс.) после Амстердама городом в Нидерландах.
В городе было везде много цветов. На всех переходах, перекрестках, перилах мостов и мостиков.
Было также много и арабо-африканцев. Современная европейская толерантность и соответствующая политика в этом вопросе привели к определенному превалированию этой части населения в современных Нидерландах. Хорошо ли это — покажет время.
На полпути к причалу миновали музей Boijmans Van Beuningen, знаменитого своей большой коллекцией картин от Рембрандта до Дали. Увы — времени на посещение было мало, так как такому музею нужно выделять минимум полдня. Решили оставить его и другие музеи «на потом» — может быть удастся сюда попасть поздней осенью…
Выйдя к красивому мосту Erasmusbrug, свернули под него и, выйдя на набережную широкой реки Ньиве Маас, стали искать причал под номером 202, с которого отправлялись катера в сторону нашей экскурсии в мельничный городок Киндердейк.
С обеих берегов реки на нас смотрели высоченные небоскребы — это были отели, жилые дома и офисные помещения.
Пройдя около трехсот метров по набережной, спустились к нашему причаллу № 202, у которого уже стоял готовый к отправлению скоростной катер SpeedBoat, идущий в нашем направлении до города Дордрехт. Наша остановка мельничный городок Kinderdijk будет на полпути к нему.
Билеты на катер продавались прямо у его трапа и стоили по 8 евро/чел. Правда, как мы узнали позже на обратном пути и воспользовались этим, если бы я сказал, что мы Seniors (пожилые люди), то скидка была бы в два раза. Значит, не сошли с первого взгляда за таких, поэтому не так обидно…
Не прошло и десяти минут, как катер снялся с якоря и, вырулив на середину русла реки и набрав скорость, пошел вверх по течению. Через несколько минут остался позади последний роттердамский мост Willemsbrug, легко узнаваемяй по красным опорам и дугам, держащих мост. Поэтому его и называют — Красный мост. Он был построен в 1981 году по проекту архитектора К. Вирлинга и ему было присвоено имя нидерландского короля Виллема III.
Миновав мост, видим с одной стороны пригородные районы Struisenburg и Feijenoord c хорошими добротными, но уже не такими высокими как в центре домами на набережной Роттердама.
А удалившись еще на пару километров, высотки и вовсе пропали, уступив место коттеджным городкам, уютно расположившимся прямо по берегам реки.
Но не забываем, что Роттердам — это прежде всего крупнейший европейский морской порт. И, хотя мы находимся в отдалении от линии морского побережья, вся портовая инфраструктура продолжается и вдали от моря. Это, прежде всего, складские помещения. Но все они выполнены в современной «обложке» и совершенно не портят красивую недерландскую пасторальную картинку.
Фактически, это все ещё пригороды Роттердама.
Оставив позади себя мост Van Brienenoordbrug, мы видим с его правой стороны интересный комплекс домов. Это офисные здания, в которых работают такие крупные компании как Mazars Paardekooper Hoffman Holding N.v. , занимающаяся владением ценных бумаг компаний и банков. Или такая как Clever Strategy BV, использующая в широком диапазоне самые современные методы IT-разработок.
Нигде нет ни клочка свободной от использования или застройки кусочка берега. Нигде не видно выходящих в воде пасущихся на лужайках коров. Наверно, каждый его метр ценится на вес золота. А коровы просто так и с пастухами не гуляют на прибрежных полях.
Но все же попадались и вот такие раритетные постройки, да еще и под соломенной крышей — эдакой голландской изюминкой сельского домостроения. И делается это не от бедности, ибо сейчас это очень дорогая крыша, а от желания сохранить экологию в собственном доме. Правда, и черепица решает эту задачу. Но, крыша из соломы в наше время — круче…
И вот, наконец, последний небольшой зигзаг реки и мы причаливаем к Kinderdijk Molenkade — небольшой пристани мельничного городка Киндердейк. На ней прибытия нашего скоростного трамвайчика ждет группа школьников, уже познакомившихся с таким старинным и узнаваемым лицом Голландии.
Выйдя на причал, будем знакомться с этим феноменом и мы. И тогда узнаем — как, зачем и почему голландцы строили эти мельницы. Где жили и что на них мололи…