Турист Ольга Канунникова (Olga-Valeriia2017)
Ольга Канунникова — была вчера 18:17
70-й рассказ, красивая цифра!

Санкт-Петербург — Россия Май 2019

Другие рассказы о нашей весенней поездке:

Путешествие по российским столицам. Москва майская.

Путешествие налегке по российским столицам. Долгожданный Санкт-Петербург.

Здравствуй, Питер.

Сокровищница Русского искусства.

Второй день с Русским музеем.

Да здравствует жизнь!

В гостях у Примадонны.

Настало время познакомиться с Петропавловской крепостью, которую называют «историческим ядром» Санкт-Петербурга. От Марсова поля по красивейшему Троицкому мосту мы перешли на Троицкую площадь, а затем по Иоанновскому мосту прямо на Заячий остров. Троицкий мост сам по себе место очень красивое, по нему просто приятно гулять, а вид с него на Дворцовую набережную Санкт-Петербурга просто потрясающий.

Крепость на Заячьем острове

Иоанновский мост соединяет Заячий остров с Петроградской стороной с 1703 года, и в это же время была заложена крепость, по плану Петра I с участием Ламбера — российского инженер-генерала с французскими корнями.

Для начала мы погуляли по крепости, осмотрелись, поняли что нам особенно интересно и куда бы мы хотели зайти, и после этого направились в инфоцентр к кассам. Петропавловский собор, усыпальница российских императоров, тюрьма Трубецкого бастиона Петропавловской крепости, музей «Истории Санкт-Петербурга-Петрограда 1800—1918 гг.». — мы решили остановиться на этом. Когда же мы начали знакомиться с ценами, оказалось, что намного выгоднее взять единый комплексный билет куда входило все вышесказанное, а также музей космонавтики и выставка «Музей архитектурной художественной керамики». На музей космонавтики мы были не настроены, а вот на керамику посмотрим с удовольствием. Еще один нюанс, купив комплексный билет можно разделить посещение музеев на два дня, тоже очень удобно. Нас ожидал еще один приятный сюрприз, как обладатели комплексного билета мы имеем право на экскурсию с гидом по Петропавловской крепости. Это нас очень порадовало.

До встречи с экскурсоводом оставалось минут пятнадцать, и мы поспешили поближе к Нарышкину бастиону понаблюдать за полуденным выстрелом.

Крепость на Заячьем острове

Какого-то особого шоу или церемониала не было, подошли люди в военно-морской форме сверили часы и выстрелили. Так все просто и буднично.

А нас уже ждала экскурсовод, чтобы начать рассказ об истории Петропавловской крепости. Начался рассказ про равелины и бастионы, кронверк и куртины. Любопытно, что крепость построенная как военное сооружение для защиты Санкт-петербурга, так никогда и не принимала участие в военных действиях.

Петровские ворота Петропавловской крепости.

Петровские ворота, построенные по проекту первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини, создают впечатление триумфальной арки. Трезини используя свои европейские впечатления задумал ворота в Петропавловскую крепость с нарядным декором, что не соответствовало строгости крепостных стен.

Герб Российской империи на Петровских воротах.

В центральной части двуглавый орел с державой и скипетром в когтях. На барельефе раскрывается смысл преобразовательной деятельности Петра I, и прославляется победоносное завершение Северной войны. По обеим сторонам арки аллегорические скульптуры.

Женская фигура в шлеме о воинских доспехах олицетворяет победоносную воительницу Афину Палладу.
Интересно, что Петровские ворота, на возведение которых ушло пятнадцать лет, стали первым опытом соединения скульптуры и архитектуры Это самое раннее произведение монументально-декоративной архитектуры в Санкт-Петербурге.

Скульптура Петра I на Центральной аллее пользуется большим интересом, особенно у иностранных туристов. Выполненная в гротесковой манере Михаилом Шемякиным вызывает неоднозначные эмоции, пропорции тела увеличены в полтора раза, длинные пальцы и маленькая голова. Понятно, что у художника свое видение, а мне за Великого Петра было обидно.

Крепость на Заячьем острове

Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница.

Собор строился под руководством все того же Трезини долгих двадцать лет.

Крепость на Заячьем острове

Внутри собор напоминает парадный зал, легкий, светлый с колоннами расписанными под мрамор.

Главное украшение собора — резной золоченый иконостас и напрестольная сень, дар собору от Петра I и Екатерины I. Однако, иконостас и другие элементы собора были утрачены.

Царские врата в Петропавловском соборе.
Позолоченная кафедра для произнесения проповедей, с изображением апостолов Петра и Павла и четырех евангелистов.

Долгое время собор являлся памятником славы русского оружия, здесь хранились трофейные знамена и ключи от завоеванных городов.

Петропавловский собор- усыпальница российских императоров. обычай хоронить представителей правящий династии в соборах основывается на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровские времена храмом-усыпальницей был Архангельский собор Московского Кремля.

Место захоронения Петра I , Екатерины I  и их дочери Елизаветы I
Место захоронения Петра I , Екатерины I и их дочери Елизаветы I

В 1865 году все надгробия были заменены на одинаковые беломраморные саркофаги с позолоченными крестами. Два саркофага отличаются от остальных, их заказал на Петергофской гранильной фабрике Александр III для своих родителей, саркофаг Александра II из зеленой яшмы, а саркофаг императрицы Марии Александровны из розового орлеца(родонита).

Крепость на Заячьем острове

В Екатерининском приделе собора преданы земле останки последнего российского императора Николая II, его супруги Александры Федоровны, Великих княжен Татьяны, Ольги и Анастасии. Вместе с ними погребены медик Боткин, повар, горничная и лакей, разделившие печальную судьбу.

Царские саркофаги в свое время были украшены венками из драгоценного металла. Все это исчезло после революционных событий. Каково же было удивление одного из наследников царской фамилии купившего серебряный венок в антикварном магазине Пушкина. После экспертизы оказалось, что это подлинный венок с Петропавловской крепости.

Крепость на Заячьем острове

Теперь этот венок на своем первоначальном месте.

Великокняжеская усыпальница — место погребения некоронованных особ императорской семьи.

Крепость на Заячьем острове

Подвиг альпинистов, сохранивших в годы Великой Отечественной войны архитектурное наследие Санкт-Петербурга, увековечен на памятной доске около Петропавловского собора. Рискуя жизнью маскировали золоченые шпили и купола соборов, которые становились главной целью. Самыми сложными и опасными вершинами были Адмиралтейство, Инженерный замок и Петропавловский собор.

Памятная доска с именами альпинистов спасших архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Ботный дом , где хранится точная копия бота Петра I, «дедушки русского флота».

Крепость на Заячьем острове

Как утверждала наш экскурсовод, копия выполнена настолько точно и качественно, что уже сама является шедевром.

Однако узкое пространство заставленное прилавками с сувенирами не дает возможность сфотографировать бот полноценно.

Монетный двор .

Крепость на Заячьем острове

Тюрьма Трубецкого бастиона Петропавловской крепости — главная политическая тюрьма царской России.

Крепость на Заячьем острове

С первых дней она выполняла функцию следственной политической тюрьмы. Строжайшая система одиночного заключения, полная изоляция заключенных от внешнего мира и друг от друга. Пройдем по коридорам тюрьмы, заглянем в камеры где сохранились привинченные в пол нары-кровати, ощущение не из приятных.

Списки знаменитых «посетителей» тюрьмы с историей их жизни почти у каждой камеры. Декабристы, народовольцы, социал-демократы, террористы кто только не был в этой тюрьме, а после революции пришла очередь и министров царского правительства. Во времена Первой русской революции Максим Горький будучи узником написал в стенах Трубецкого бастиона пьесу «Дети солнца» . Мировая общественность была настолько возмущена арестом писателя, что его пришлось выпустить, и он поехал восстанавливать здоровье на Капри. Сладкая жизнь в Италии лучше Трубецкого бастиона, таков пролетарский писатель.

Крепость на Заячьем острове
Переодевали заключенных в специальную одежду и обувь, каблуки на туфлях использовались арестантами для перестукивания между камерами. Таким образом была своя тюремная связь. Красная звезда на спине была мишенью на случай побега, но ни одного побега из тюрьмы Петропавловской крепости не было.

Крепость на Заячьем острове

Экскурсия с гидом прошла незаметно, хотя как оказалось прошло полтора часа. Заключительным аккордом был проход по тайному ходу (потерна) , зашли мы в него в казематах, а вышли недалеко от Петровских ворот.

Расставшись с гидом мы направились в Комендантский дом- памятник архитектуры середины 18 века, где располагается выставка «История Санкт-Петербурга. 1800–1918».

Крепость на Заячьем острове

Каждый зал посвящен отдельной теме: торговля и банковское дело, транспорт, много национальная кухня, городской костюм, городские удобства и мебель эпохи модерна.

Изящные курительные трубки с использованием серебра, бисера, керамики, бронзы, чернения и вязки крючком.

Крепость на Заячьем острове

Окончившие автомобильные курсы получали документ следующего образца.

Да и реклама в те времена была очень привлекательная.

Крепость на Заячьем острове

Интересно посмотреть как жили петербуржцы, на что тратили деньги, как развлекались, во что одевались. Петербургские новости можно было послушать сняв телефонную трубку.

После Комендантского дома направляемся в Государев бастион посмотреть на экспозицию архитектурной и художественной керамики.

Крепость на Заячьем острове

Много показывать не буду, скажу лишь, что в экспозиции около двухсот предметов, изразцовые печи и камины 18–20 веков, редкие образцы декора фасадов Санкт-Петербурга.

Крепость на Заячьем острове

Часть предметов прибыла из различных музеев, а часть поступила в ходе капитального ремонта или сноса исторических зданий Санкт-Петербурга.

Каждая уважающая себя фирма выпускала именные кирпичи.

Крепость на Заячьем острове

Выставка очень интересная, если представится случай побывать в Петропавловской крепости и будете располагать временем, обязательно зайдите.

Забавная экспозиция под названием «Двенадцать стульев» на территории крепости.

Крепость на Заячьем острове

На фото хорошо видно расположение стульев, где нет ни одного одинакового. Автор проекта петербургский художник Валерий Галкин.

Первоначально проект был задуман как фонтан-шутиха, позднее автор переработал композицию, и теперь стулья расположены по кругу в виде циферблата.

Крепость на Заячьем острове

До реконструкции композиция размещалась в Летнем саду, а с 2010 года с авторскими изменениями и дополнениями установлена в Петропавловской крепости.

Невские ворота Петропавловской крепости.

Сказать что мы хорошо провели время в Петропавловской крепости, ничего не сказать. Место обязательное при посещении Санкт-петербурга, и нам по хорошему завидно питерским школьникам, у которых уроки истории проходят в действительно исторческих местах нашего государства, и гид переодетый в образ Петра Великого повествует о былой жизни.

Крепость на Заячьем острове
Хотя обычно я не порчу скульптуры своим видом. эта скульптурная композиция так и предлагала пошалить. Всем привет из Петропавловской крепости.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.