Еще о поездке в Санкт-Петербург:
Путешествие налегке по российским столицам. Долгожданный Санкт-Петербург.
Здравствуй Питер.
Да здравствует жизнь!
Сокровищница Русского искусства.
Утро началось с прогулки по Дворцовой набережной. Прекрасные дворцы, Владимирский, Ново-Михайловский, Мраморный образуют своеобразный дворцовый квартал. Особенно впечатляет вид на Дворцовую набережную с Троицкого моста, ближе к которому и расположен Мраморный дворец, в который мы и направляемся, продолжая знакомиться с Русским музеем и его дворцами. Первый день знакомства с Русским музеем здесь
Мраморный дворец.
Дворцовая набережная. Северный фасад Мраморного дворца.
Мраморный дворец облицованный натуральным камнем выглядит особенным на фоне других петербургских дворцов и особняков. Смотрящий на Неву, он смотрится так основательно и мощно, ощущение, что он вырос из гранита. Этот дворец и должен быть особенным, ведь это подарок самой Екатерины II своему фавориту Григорию Орлову, как знак благодарности за активное участие в событиях, в результате которых она стала полноправной владычицей государства.
Восточный фасад дворца. Памятник Александру III работы П.П.Трубецкого.
Архитектор Антонио Ринальди воплотил все пожелания императрицы, приказавшей не жалеть средств, и лично следившей за ходом строительства. Для отделки фасадов и интерьера использовалось 32 сорта мрамора, который добывался в карьерах Ладожского и Онежского озер, белый мрамор плыл из Италии. «Здание благодарности» — гласит надпись над входом, адресованная Орлову. Однако строительство продолжалось долгих семнадцать лет, и не суждено было фавориту дожить до новоселья.
Екатерина выкупает дворец у наследников Григория Орлова и дарит своему внуку Константину Павловичу, по случаю бракосочетания. Затем здесь жили поочередно сын и внук Николая I, таким образом дворец стал родовым домом великих князей семьи Романовых. Дворцом владели лишь Константины, даже одно время его и называли Константиновский, хотя предназначался для Григория, такова судьба.
Плачевная судьба дворца после революции, здесь располагались и различные министерства, и филиал Центрального музея Ленина, что привело к утрате архитектурной отделки залов второго этажа.
В 1992 год, дворец переходит в ведение Русского музея, а в 1997 году памятник Александру III занимает место перед дворцом. Все логично, дворец принадлежит Русскому музею, когда-то носившему имя Александра III, и памятник императору перед дворцом.
Парадная лестница Мраморного дворца.
Величественная Парадная лестница серебристо-серых и голубых оттенков.
Скульптуры, выполненные из итальянского мрамора и установленные в специальных нишах, основное художественное украшение Парадной лестницы.
В нишах между первым и вторым этажами четыре мраморные скульптуры работы Ф. И. Шубина, олицетворяющие время суток и символизирующие жизненные этапы человека. Утро-детство человека, полдень -юность, вечер-зрелый возраст, ночь-старость.
В прямугольных нишах между вторым и третьим этажами две статуи: Осеннее равноденствие и Весеннее равноденствие.
Статуя "Осеннее равноденствие" - мужская фигура с гроздью спелого винограда в руке.
Статуя "Весеннее равноденствие" - женская фигура с цветочной гирляндой в руках.
На стенах третьего этажа -рельефные изображения четырех добродетелей: умеренность, благоразумие, справедливость, сила духа.
Залы дворца дополняет богатая экспозиция петербургских собирателей братьев Ржевских, которые подарили свою коллекцию картин, скульптур, мебели и декоративно-прикладного искусства Русскому музею. И теперь это постоянная выставка музея.
Однако здесь нет свойственных музеям надписей рядом с выставляемыми предметами, интересующиеся могут ознакомиться в специальной тетрадке.
Нет ощущение музея, мы в настоящем богатом дворце.
В одной из комнат фрагмент сохранившегося оригинального паркета.
Отреставрированные залы, а впереди нас ждет главный зал дворца.
Мраморный зал завершает анфиладу Мраморного дворца.
Первоначальный вариант оформления Мраморного зала в значительной степени сохранился. Выполнен он архитектором А.Ринальди. Стены зала отделаны мрамором более тридцати оттенков и натуральным лазуритом, скульптурное убранство выполнено знаменитыми Ф.Шубиным и М.Козловским.
Мраморный зал претерпел две реконструкции, в 19 веке архитектором А. П. Брюлловым, и в 30-х годах 20 века, которая особенно привела к значительным утратам в отделке интерьера. Были разобраны камины, уничтожен наборной паркет, исчезло мебельное убранство, малые люстры демонтированы и переданы в Аничков дворец.
Мраморный зал открыт после реставрации в 2010 году, и в настоящее время мы видим отреставрированные живописный плафон «Свадьба Купидона и Психеи» и искусственный мрамор второго яруса. Как нам рассказали во дворце, планируется воссоздание каминов и зеркал в рамах, ринальдиевского паркета и золоченых бронзовых люстр. Мраморный зал смотрится необыкновенно красиво.
Однако мы рассчитывали на большее, и обратившись к сотрудникам дворца выясняем, что посещение покоев Великого князя Константина Романова не входит в экскурсию, и нам показывают на это объявление.
Свободных мест на сегодня нет, а дальше и у нас уже все распланировано. Так что если собиретесь в Мраморный дворец и заинтересуетесь Мемориальным музеем Великого князя Константина Романова, номер телефона на фото.
А мы направляемся к Строгановскому дворцу, на перекресток Невского проспекта и наб. Мойки.
Строгановский дворец
.
Строгановский дворец — единственное здание на Невском проспекте, сохранившееся в почти неизменном виде. Дворец Строгановых построен Франческо Бартоломео Растрелли в стиле русского барокко в 18 веке. Старейшее из сохранившихся его творений. Строгановы — знаменитый и старинный род, крупнейших в России промышленников и землевладельцев, коллекционеров и меценатов. В былые времена этот розовый дворец был центром культурной жизни Петербурга, знаменитая коллекция живописи была хорошо известна современникам. Семья Строгановых владела дворцом до 1918 года. А потом у него была печальная судьба, дворец беспощадно подвергался переделкам, в нем располагались различные учреждения, убиралось все лишнее, стены двигались.
В 1988 году после передачи дворца Русскому музею в нем начинается реставрация. Официальное открытие дворца состоялось в 2003 году. Желание побывать в Строгановском дворце появилось после фильма «Строгановы. Елена последняя» (2018), в котором очень много интересных фактов из жизни семьи, и о последней представительнице знаменитого рода. Там речь заходит и о Строгановском дворце, реставрацией которого занимается фонд Елены Строгановой.
Прежде чем подняться по парадной лестнице, наше внимание привлекает витрина с необычными экспонатами. Эти предметы были обнаружены при реставрации дворца, кому они принадлежали можно только догадываться.
Жаль старые вещи не умеют говорить, какие бы интересные истории они поведали.
А мы начинаем знакомиться с дворцом. Поднимаясь по парадной лестнице попадаем в малый кабинет графини С. В. Строгановой.
Следом Большой кабинет графини С. В. Строгановой. Кабинет оформленный А. Н. Воронихиным, был живописной мастерской хозяйки дома. Сейчас стены кабинета украшают портреты Строгановых.
Зал с деревянным камином оформлен по типу охотничьего кабинета для графа С. А. Строганова, последнего владельца этого дворца, который с семьей после революции уехал за границу.
Камин был заделан как ненужный элемент, и обнаружили его уже при реставрации. Об этом нам подробно рассказала сотрудница музея, к которой мы обратились с вопросом. Кроме этого, она рассказала много интересного и о Сергее Александровиче Строганове — последнем представителе знаменитой семьи заводчиков, коллекционеров и меценатов.
.
А мы продолжаем знакомство с дворцом.
Большая гостиная.
Интерьер восстановлен по фотографиям из семейного альбома Строгановых, и даже рисунок обоев повторяет оригинал.
Гостиная предназначалась для светлейшей княгини Е. П. Салтыковой, урожденной Строгановой.
Из Большой гостиной переходим в Большой зал дворца, который украшает лепнина, а полуфигуры атлантов поддерживают балкон.
Интерьер создавался в середине 18 века по замыслу Ф. Б. Растрелли. Единственный сохранившийся интерьер дворца выполненный Рострелли. Паркет набран из экзотических пород дерева, самшита, сандала, лимона и относится уже к 19 веку.
Еще один роскошный зал — парадная столовая.Расположенные между колоннами зеркала, зрительно увеличивают пространство зала. Такое эффектное решение интерьера принадлежит Воронихину.
Украшение дворца —арабесковая комната.
Живописные панно, копии с фресок учеников Рафаэля в лоджиях Ватикана, и росписей помпейской виллы, автором архитектурно-декоративного замысла был П. С. Садовников.
Необычное архитектурное решение у Минералогического кабинета члена Императорской Российской академии А. С. Строганова .
Двухъярусное пространство перекрыто куполом, и создает ассоциацию с храмом. В кабинете кроме коллекции минералов очень много книг.
Знаменитая Картинная галерея Строгановых. Это была лучшая в России коллекция живописи, картины Сандро Боттичелли, Рубенса, Рембрандта и других известных художников. Здесь проходили выставки, на которые съезжался весь Петербург.
Воссоздана атмосфера царящая во дворце, после революции, когда все Строгановы уехали за границу, здание было национализировано, часть коллекции была передана музеям страны, а некоторые экспонаты продана за рубеж.
Мебель, кресла и диваны подлинные, часть из которых еще на реставрации.
Дворец Строгановых был известен еще и тем, что в его внутреннем дворе устраивались обеды, где любой прилично одетый человек мог поесть. Отсюда и произошло слово «бефстроганов» , означающее «мясо по-строгановски».
Познакомившись еще с двумя дворцами Русского музея мы продолжили знакомство с городом, захотелось дойти до Измайловского сада, и поприветствовать Петербургского ангела.
Петербургский ангел с красными гвоздиками. Мы были в Санкт-Петербурге в майские праздничные дни, очень трогательна «Аллея Победы» в Измайловском саду.
Артистам -фронтовикам посвящается.
Конечно мы зашли в Троице-Измайловский собор церковь, который неподалеку от Измайловского парка. Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка- полное название собора. Собор отреставрирован полностью совсем недавно в 2017 году, после пожара 2006 года.
Еще один собор, который мы не могли пропустить, это Никольский Морской собор — первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота, внутреннее убранство которго впечатляет.
Заканчивается еще один прекрасный день в Санкт-Петербурге, а вечер будет еще лучше, нас ждет Михайловский театр и балет «Корсар».
Теги:
Самостоятельные путешествия