Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 11 июля 9:27
Без секрета всему свету

Жизнь на перекрестке. Часть  5. Замерзший Кара-Куль и козлодрание на празднике в Ташкургане

Ташкурган, Урумчи, Кашгар — Китай Март 2016

После холодной ночевки в деревушке Kuntuoyi Agezi в долине Субаши (Subashi), когда нам всем удалось выжить, мы продолжили свой путь в Ташкурган.

Первая остановка была у озера Кара-Куль (Кара-Кель) — одноименное озеро есть на территории Таджикистана по другую сторону Сарыкольского хребта. Дойдя до берега, Володя замер в недоумении: вместо идеально гладкой водной поверхности озера, в которой мы намеревались снимать отражения Мустаг-Аты, перед нами расстилалась идеально ровная белая снежная равнина, глазу не за что зацепиться. Нет, вижу камешек небольшой — на передний план его поместила. Володя почему-то выпустил из виду, что зимой озеро замерзает, только вчера спрашивал меня — буду ли я купаться в нем, а я сомневалась, надо ли это в принципе делать, ведь местные жители почитают его как святыню.

Да, сегодня явно что-то пошло не так — еще и Мустаг-Ата свою макушку спрятала от нас в облаках.

— А как красиво отражается в воде озера Мустаг-Ата, — говорит Володя, мечтательно закатывая глаза, — сам видел!

Про Мустаг-Ату знаменитый шведский путешественник Свен Андерс Гедин так написал: «Мустаг-Ата считается священной горой. Киргизы становятся на колени и творят молитву, когда проезжают мимо нее или еще только завидят ее издали. Там покоятся 72 святых; уверяют даже. Что гора эта — громадный мазар или святая могила, в которой между другими лежат и Моисей и Али… На вершине Мустаг-Аты находится древний город Джанайдар, воздвигнутый в такие времена, когда все люди на земле были блаженны, и так как потом всякие сношения между городом и прочей землей были прекращены, то обитатели его и до сих пор блаженствуют. Там находятся сады, в которых круглый год растут чудеснейшие плоды и неувядающие цветы; женщины там не старятся и вечно остаются прекрасными. Все блага жизни предлагаются там в изобилии ежедневно; смерть, холод и мрак изгнаны оттуда навсегда».

А вот Свен Гедин написал про Кара-Куль: «Не особенно много времени надо было, чтобы вполне уяснить себе геологическое образование озера Каракуль. Скоро мне стало ясно, что оно обязано своим происхождением моренам, заградившим в долине путь ледяным потокам ледника Ики-бель; теперь остатки этих морен прорезывались рекой, вытекающей из озера. Загражденная ими долина образовала бассейн ледниковых и ключевых вод…. Когда-нибудь, без сомненья, оно и перестанет существовать, а река Каракуль потечет по долине непрерывным потоком. … Подтверждением того, что вся долина была некогда загромождена исчезнувшим ныне ледником, мы находим в кучах щебня увалах и валунах, рассеянных по всей местности».

Знаменитый шведский путешественник Свен Андерс Гедин (1865–0952) был географом и заговорщиком, картографом и писателем, военным журналистом, художником и этнографом. И, кроме того, дипломатом и общественным деятелем. Он сочетал репутацию авантюриста и крупного ученого. Генин на протяжении десятков был членом Нобелевского комитета. Пример знаменитого путешественника вдохновил на экспедиции в Азии многих «кабинетных» ученых.

Несколько разочарованные, что не увидели не только отражение Мустаг-Аты в Кара — Куле, но даже и ее саму, мы отправляемся дальше, проезжаем очень важную для меня точку — отворот на запад, на территорию Таджикистана к Памирскому тракту, к Мургабу. Здесь на территорию соседнего государства самая короткая дорога.

Вскоре наш микроавтобус катил по улочкам Ташкургана:

На сегодня в планах — заселиться в отель и отдохнуть. А с завтрашнего дня мы хотели заняться съемками подготовки к фестивалю Xiaogongbahaer и самого фестиваля.

Но … что это?

Мы проезжаем мимо огромной огороженной территории, на которой явно происходят какие-то праздничные мероприятия: на длинных веревках в небе болтаются связки воздушных шаров, в ярмарочных ларьках продается всякая всячина:

повсюду нарядные люди, особенно красивы женщины и детишки:

милиция/полиция, многочисленные фотографы с огромными объективами, больше похожими на ствол небольшой пушки:

И много-много-много лошадей:

Мы тут же забыли о своих намерениях отдохнуть в отеле, повыскакивали из машины и растворились среди нарядной публики.

Что здесь происходит? Вернее, как мы поняли чуть позже, уже заканчивалось? Это было празднование Навруза, начало которого мы вчера застали в Кашгаре, а завершение наблюдаем сейчас.

Мое внимание тут же привлекла толпа мужчин на лошадях, бешеным галопом носящаяся по огромному полю. Оно было полностью вытоптано, без единой травинки:

Всадники промчались мимо нас, зрителей, поднимая облако пыли:

Это была конно-спортивная игра Buzkashi (буквальный перевод с персидского — «перетягивание козла») или «козлодрание», в нее любят играть многие народы Азии на протяжении уже почти 600 лет! Заключается она в том, что всадники стараются отнять друг у друга обезглавленную тушу козла или ягненка и забросить ее в ворота противника, представляющие собой яму с земляными бортиками. Раньше, в 19 веке, тушу козла надо было бросить к ногам приглашенного гостя:

Тут же, прямо на глазах завязалась борьба, словно из-за мешка с золотом. Люди, лошади — все смешалось в кучу в плотном облаке пыли. Стараясь схватить козла, всадники нагибались к земле, продолжая при этом держаться в седле. Я боялась, чтобы кто-нибудь не свалился на землю, под копыта лошадей. Насмерть затоптали бы тогда! Чтобы пробиться как можно ближе к туше козла, всадники хватали лошадей соперника за узду, препятствуя их движению, старались выбить или стащить друг друга из седла. Наконец, одному всаднику удалось ухватить тушу. Он прижал ее к боку лошади и вихрем помчался по полю в сторону ворот соперника. За ним бросились все остальные:

Со своего места я не видела, чем завершилась эта атака. Моих 200 мм было явно не достаточно. Вот с чем надо приходить на съемки таких состязаний!

Параллельно со мной съемки игры вели несколько фотографов с явно китайской внешностью, явно было — это не уйгуры и не таджики, которых здесь называют сарыкольцами.

Видимо, я так активно переживала за бедного козла, что привлекла внимание блюстителя порядка — тот попросил меня предъявить свои документы. Убедившись, что все в порядке, улыбнулся, козырнул и отпустил. А я с удовольствием продолжила наблюдать за игрой и всем происходящим вокруг:

Увы, мы приехали слишком поздно. Количество празднующих уменьшалось буквально на наших глазах, и вскоре стало понятно — «ловить» здесь больше нечего.

Но на сегодня для меня и этих эмоций и информации больше, чем достаточно! Мне кажется, еще чуть — чуть, и моя голова лопнет от переизбытка и перенапряжения.

Я купила себе на ужин несколько манго, они здесь будто откалиброваны — одинакового размера желто-оранжевые с ярким румянцем на боках. Кстати сказать, есть их можно только над раковиной в ванной комнате и только по локоть засучив рукава, а лучше всего вообще до пояса раздеться: сок вытекает из-под ножа, стоит лишь на кожуре сделать первый надрез. Я вся ухрюкалась, пока расправилась с ними.

А когда белоснежная постель приняла мой организм в свои объятия, поняла, как сегодня устала.

— А как же фестиваль Xiaogongbahaer? — наверняка спросите вы.

Да никак. Информация о нем оказалась дезинформацией. Наш гид краснел, бледнел, заикался и извинялся. В конце концов, нам вернули часть денег. Но… Тур был задуман и организован именно ради этого фестиваля. Жалею ли я о несбывшемся? Да ничуть! Каждый день поездки дарил шквал эмоций, цунами впечатлений, океан радости и открытий.

Поэтому сегодня мы отдохнем в отеле, а завтра вернемся в Кашгар — там еще полно нехоженых нами улочек, не все лавочки исследованы, портреты не всех жителей Старого города сделаны…

Справочная информация:

Музтаг-Ата (высота 7546 м), располагается к югу от Конгура — высочайшего пика хребта Конгурмузтаг. Это третья по высоте вершина Памира после Конгура (7719) и Конгур-Тюбе (7595).

Вместе они формируют почти изолированную группу, отделённую от хребта Куньлунь на востоке и от остального Памира на западе. К северо-востоку от этой горной системы лежит Таримский бассейн и пустыня Такла-Макан. Между вершинами расположено озеро Кара- Куль (Каракёль), рядом с которым проходит Каракорумское шоссе.

Восточный рубеж Памирского нагорья — Кашгарские горы — это гигантский ледяной барьер, отделяющий Памир от величайшей пустыни Центральной Азии — Такла-Макан. Памирское нагорье здесь выдвигается на восток, и этот огромный восточный плацдарм «Крыши мира» строго очерчивается с севера-востока цепью горной системы Конгура, а с востока Музтаг-Атой.

В хребтах Музтаг-Аты и Конгура расположены три высочайшие вершины Памира — Конгур-Таг (Конгур-1) высотой 7719 м, Конгур-Тюбе-Таг (Конгур-2) высотой 7595 м и Музтаг-Ата высотой 7546 м.

Пик Музтаг-Ата (в переводе с тюркского — «Отец ледяных гор») расположен на территории северо-западного Китая. Западный склон вершины полого спускается и плавно переходит в плоскую равнину — «поляну» Субаши.

Источники дополнительной информации:

Серия «Великие путешествия». Свен Андерс Гедин «В сердце Азии. Памир — Тибет — Восточный Туркестан», М., 2017

Другие мои рассказы про Кашгарию:

Жизнь на перекрестке. Часть 1. Алтышар, она же Уйгуристан, Малая Бухария, Восточная Татария, Восточный или Китайский Туркестан… Кашгария

Жизнь на перекрестке. Часть 2. Про статую Мао Цзэдуна, 12 мукамов и верблюжье молоко… Кашгария

Жизнь на перекрестке. Часть 3. Пятничная молитва, сушеные змеи и голопопые дети… Кашгария

Жизнь на перекрестке. Часть 4. Начало празднования Навруза, снегопад на перевале. Нас не ждали…

Жизнь на перекрестке. Часть 5. Замерзший Кара-Куль и козлодрание на празднике в Ташкургане