Официально говорят, что аббатство Клюни одна из основных достопримечательностей Франции. Но мне в Клюни как-то не заезжалось.
Официально говорят, что аббатство Клюни одна из основных достопримечательностей Франции. Но мне в Клюни как-то не заезжалось.
И вот по дороге домой из Оверни нашлась пара часиков. Я уже давно знал о этом месте всё, увиденное только подтвердило заочное представление.
Французы по привычке продолжают привлекать в Клюни туристический поток, но как-то он не создаётся.
Громаднейший паркинг, каким гордился бы аэропорт среднего областного центра, скромно приютил от силы десяток авто. Ошалевший от такого простора в извечно тесной Европе бельгиец долго не мог приткнуть свой «пежо» — а может там, поближе к кассе, или лучше рядом со входом и туалетом, нет — всё же вот там, под деревцем в тенёчек…
Вроде развалины как развалины, даже 10 процентов сохранилось. И сам городок симпатичен.
Большинство посетителей прямиком направляется к кассам музейного комплекса, находящегося на месте старого монастыря. И половина из них потом бродит разочарованно по территории, не понимая, за что берут деньги.
Что спорить, хотелось бы увидеть грандиозный храм аббатства, законченный в 1220 году, который почти 300 лет, до возведения базилики святого Петра в Риме в 1506 году, считался самым крупным храмом на Западе. Хотелось бы ощутить изнутри его 187 метра длины и 200 метров высоты, украшенные витражами и каменной резьбой.
Увы… Кроме построек XVIII века, не имеющих никакого отношения к знаменитому аббатству в период его рассвета, нам предлагают посмотреть только восьмиугольную колокольню Святой воды.
Которую приятнее смотреть снаружи, внутри только неуютная штукатурка.
Остальное — виртуальные картинки. Или многочисленные макеты когда-то стоявших зданий.
Один из макетов находится внизу башни Фромаж, (голубым — то, что не существует), одной из сохранившихся башен бывших монастырских стен.
Можно подняться наверх башни, с которой открывается вид на всю территорию бывшего монастыря.
Или на городок
Часть сохранившихся стен с башнями ограничивает аббатство и с востока.
В отличие от монастыря, башни стоят
Не впечатлило. В недалёком Паре-ле-Моньяль стоит уменьшенная почти-копия базилики в Клюни, в прекрасном состоянии, на которую приятно посмотреть. Вокруг которой сохранился весь комплекс зданий, включая церковную школу и дворец епископа. С точки зрения изучения исторической архитектуры посещение Паре-ле-Моньяль понравилось куда больше.
Безусловно, Клюни — это в первую очередь не архитектура, а явление. Не буду повторяться, многие уже писали, в том числе и на этом сайте, о бывалом величии аббатства Клюни. Только вкратце, освежить.
Основанное в сентябре 909 года герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым, аббатство уже вскоре стало во главе небольшой конгрегации из семи монастырей. При последующих двух настоятелях влияние Клюни взрывоподобно расширилось по всей Западной Европе. Благодаря тому, что монастырь изначально был изъят из-под власти как светских правителей, так и местного епископа и подчинялся непосредственно папе.
Аббатство славилось строгим соблюдением устава Бенедиктинского ордена, своей пространной и великолепной Литургией, в которой отражалась новая волна самосознания и благочестия XI века. Идеалы клюнийского движения были необычны для того времени, жесткий контроль над целибатом духовенства, пристальное внимание к благоговейному совершению литургии и работе монахов нашли быстрый отклик в духовной среде. Плюс выход из-под контроля светской власти. В 1098 году Папа Римский Урбан II объявил Клуни «Светом Мира».
На вершине могущества, в XII-м веке, аббатство Клюни стало центром самой настоящей «монашеской империи», со своими 2000 монастырями раскинувшейся на территории Франции, Англии, Италии, Германии и Испании.
А дальше… медленно, но неуклонно кривая поползла вниз. Вот об этом мне и захотелось среди развалин «Света Мира» более подробно поговорить. При посещении практически каждого религиозного обьекта во Франции возникает штамп — гугеноты, якобинцы… Конечно, имели эти господа прямое влияние на уничтожение части ценностей и в Клюни. Но… почему-то в музее аббатства не хотят напоминать о том, что в своём падении аббатство виновато по большей части само.
В 1156 году настоятель Клюни Петр Досточтимый заявил, что «Клюни — второй Рим». Мне кажется, что такое утверждение — показатель, что-то уже не в порядке. Эта фраза означала начало конца. Ещё долго по привычке каждый новый монах бенедиктинского ордена обязан был провести несколько лет в Клюни, авторитет которого с каждым десятилетием падал.
Монахи аббатства превращались в полную противоположность тому, что было их идеалом. Обет бедности, а что это?… — помещения заставлялись мебелью из орехового дерева, огромными канделябрами из чистого серебра, вино выпивалось из золотых кубков, инкрустированных драгоценными камнями. Традиционная монашеская пища, бульон и каша давно забыты, самое скромное на столе — жареные цыплята и молодой барашек. Ряса? — одежды самого высокого качества, а во время обедни монахи щеголяли в великолепных шелковых нарядах. Что нам короли — чеканим собственную монету и собираем свою пошлину. На столах постоянно были дорогие сыры и вина, к производству которых монахи уже не имели никакого отношения, они стали нанимать не только работников, но и смотрящих за ними, что такое физический труд, бенедектинцы из Клюни забыли. При этом крестьяне на монастырских полях, например в XVI веке, жаловались на жестокое, почти рабовладельческое, к себе отношение.
Времени на молитвы оставалось всё меньше, что ни монах — то ИЧП. Клюнийская империя, решившая в своё время отделиться от всего светского, всё больше связывала себя с тем, что было квинтэссенцией развивающегося того же «светского» мира, с деньгами, с торговлей, с городом. Деньги, полный «выход в свет» и несли в себе приговор Клюни.
Противоречия в монастырской среде постепенно достигли огромных высот. Противоречия между посвящением своей грешной плоти служению богу и жаждой роскоши и власти, между бенедиктинским смирением и желанием сибаритства и господствования над миром. Клюнийский орден зашатался.
Постепенно умирает романский стиль в Европе, громадные базилики уже не строятся. С новыми остроконечными шпилями, возвещающими приход пламенеющей готики, наступает время удивительного расцвета цистерцианского ордена.
К ним, как и к другим реформаторским ветвям бенедиктинцев, начинают в XIV–XV веках от клюнийской конгрегации массово уходить монастыри, сначала за пределами Франции, а потом и внутри страны. Избитая фраза — наступил финансовый кризис. А как ему не наступить? В Клюни давно забыли, что такое две-три монетки, набирали деньги полными мешками там, где они лились рекой, — на рынках и ярмарках, в лавках, выросших в предместьях городов, путём фискальной системы. И тут… И вдруг…
В 1516 году право назначать аббатов Клюни снова переходит к королю Франции, теперь уже окончательно нет независимости от светской власти, нет даже теоретического обоснования существования клюнийской конгрегации.
В 1562 году аббатство Клюни было разграблено гугенотами. Было закрыто после Великой французской революции в 1790 году и через три года сожжено крестьянами. После духовной смерти, случившейся уже давно, это было смертью физической.
Пока я ходил между экспонатами типа «посмотрите, какие толстые основания колонн остались, представляете какие они были высокие?»,… поймал себя на мысли, что не совсем мне клюнийцев и жаль. Пусть стоит, как есть, не надо восстанавливать. В назидание тем, кто, призывая к самопожертвованию и бескорыстному служению богу, стране, окружает себя золотом и личными самолётами. Наверное, тоже считая себя «вторым Римом» и «Светом Мира». … увидят ли только.
Помимо остатков церкви на территории аббатства можно увидеть Дворец Жана Бурбонского XV века, через который, собственно, и осуществляется вход на территорию.
Монастырские здания XVIII века в стиле барокко были задуманы грандиозно, величественно, аббатство, вероятно, планировало возрождение.
Но вместо того прекратило существование как раз в канун окончания строительства этих новых корпусов.
Сейчас здесь самый живописный уголок территории.
Сохранился сарай XIII века, где под дубовой крышей выставлены восемь романских колонн.
Выйдя с территории аббатства, не спешите уезжать из Клюни. В отличие от монастыря, в городе есть несколько прекрасно сохранившихся исторических зданий. Одно из них — дворец Джеймса II Амбуазского XV века, где сейчас ратуша Клюни.
Дворец был расширен Клодом де Гизом в XVI веке, боковые крылья пристроили в XVIII веке. Здание было первоначально построено для важных гостей, посещающих аббатство Клюни. Дворец сохранил свою красивую архитектуру с цветочно-готическим орнаментом.
Почти в прежнем виде сохранилась церковь Нотр-Дам XIII века, принадлежавшая аббатству, но находящаяся за пределами монастыря.
Есть в городе несколько небольших, но по-настоящему уникальных домов.
Они романского периода, а обычные светские жилые дома в романском стиле мало где уже встретишь.
Я обошёл их — на улице Мерсьер, на улице Ламартин, на улице Республики и улице Авриль.
Эти дома такие же старые, как аббатство, а пара из них ещё старше.
Приятно пройтись по типичным провинциальным французским улочкам, городок маленький, центральных улиц в старом городе всего две.
Да, двух часов хватило вполне. Это когда-то здесь был центр духовного мира, куда за благословлением сьезжались монархи и епископы. Сейчас просто точка на карте, среди таких же многочисленных точек-туристических целей в богатой на впечатления Франции.