Эта серия рассказов о Тихом океане, точнее той его части, с которой моё поколения знакомилось благодаря Роберту Льюсу Стивенсону, Джеку Лондону, Герману Мелвиллу, Полу Гогену. Называется она South Pacific, или South Seas, или Южные Моря. Те самые моря, которые обессмертил Джек Лондон в своих «Рассказах Южных Морей», и которых с тех пор почти не коснулось время.
«Очень далеко!» — подумают многие и будут правы. «И слава богу!» — отвечу я, потому что иначе Южные Моря постигла бы печальная участь более доступных регионов…
Если хватит вдохновения, мы побываем на Самоа, Тонга, Фиджи, отправимся на лучшие в мире острова Французскoй Полинезии, посетим Вануату. Когда-нибудь я надеюсь добавить к этому списку и Острова Кука. Так что добро пожаловать в South Pacific!
Этот рассказ о Новой Каледонии, где мы провели очередной sailing holiday, что в переводе звучит как «плавание под парусом». Это — небольшая группа островов в Тихом океане, и совсем немногие знают о ее существовании. Из островных групп она, пожалуй, самая близкая к Австралии — всего каких-то 800 миль или 1400 км.
Геологически Новая Каледония — часть континента, отколовшаяся от Антарктиды и Австралии 65-80 миллионов лет назад. Постепенно она отошла от Австралии на эти 1400 км и обзавелась своебразной и неповторимой флорой и фауной.
Новая Каледония — не суверенная страна, а так называемая заморская территория Франции. Все говорят только по-французски, по-английски мало кто понимает. Население 250 000 человек и довольно пестрое по составу. В основном меланезийцы (канаки), много европейцев, ну и все остальные по мелочи.
Каледония имеет определенную степень самостоятельности, довольно развитую экономику, собственную валюту — Пасифик Франк, который, правда, привязан к Евро. В каком-то смысле это — кусочек Франции в Тихом океане, где можно почувствовать настоящий французский колорит с соответствующим, простите, бардаком (ну как же без него!).
Главный остров — Гранд Терре — окружен огромной лагуной, в которой разбросаны десятки островов. Это самая большая лагуна в мире. На снимке с самолета хорошо виден её край (или, может быть, начало).
Глубина в лагуне от 5 до 100 м, а за ней — практически сразу многие сотни метров. Понятно, что там, где лагуна, там и кораллы и огромное количество морских обитателей — рыбы, моллюски, морские змеи. Несколько раз нам встречались киты, дельфины, а в одной из бухт у нас были собственные маленькие акулы, которые жили под нашим катамараном.
Экономика здесь традиционно держится на горнодобывающей промышленности. Волею судьбы Новая Каледония обладает четвертью (!!!) всех мировых запасов никеля, который здесь вовсю добывается. На главном острове это видно практически везде — многие районы сильно изрыты в ходе добычи.
Из-за большого содержания металлов почва здесь с сильным красным оттенком. Сочетаниe красной почвы, голубой воды и часто буйной растительности создает красивые контрасты, весьма характерные для Гранд Терре.
Популярный у местного населения забор из "артистических" коряг
Местные канаки — типичные обитатели так называемой Меланезии, постепенно заселившие острова от Новой Гвинеи до Фиджи. Родом они, как и Австралийские аборигены, из Африки, достаточно тёмнокожие и малорослые. Меланезийцы диаметрально отличаются от другой группы обитателей Тихого океана — полинезийцев, которые живут в Самоа, Тонга и Таити. Те — великаны огромного роста с белой кожей, но о них когда-нибудь в другой раз.
Несмотря на различия, у всех народов Океании популярны так называемые аутриггеры (outriggers) — прообразы современных катамаранов.
Аутриггеры были в ходу тысячи лет. Они использовались для поиска новых островов, их заселения, повседневной жизни. Поэтому их важность для Океании трудно переоценить. Даже миссионеры, принёсшие христианство канакам, это хорошо понимали.
Посмотрите как выглядит, например, катoлическая церковь на одном из островов Новой Каледонии. Крест с распятием установлен на… аутриггере!
Столица Каледонии — Нумия — огромный порт, куда заходят любые круизные суда. Здесь же — самые большие marinas (пристани для яхт) в South Pacific, сравнимые разве что с главными городами Австралии. Всё это благодаря французам и их любви к путешествиям и экзотическим островам. Отсюда же и вид местных супермаркетов — не хуже, чем в Париже, а вот цены в 2–3 раза выше чем в Австралии!
Правда, когда речь идет о сырах и масле, о ценах забываешь! Вся продукция из Франции и вкус совершенно изумительный! То же самое относится и ко всяческим терринам и паштетам.
Как и на Таити, в Новой Каледонии популярны OWB (Over-Water Bungalows) — домики на сваях в мелководных лагунах. На этот снимок попал и наш собственный «OWB» — катамаран, который стоял на якоре во время нашего посещения одного из островных курортов.
Ну и поскольку это был sailing holiday, несколько слов о катамаране, на котором мы совершили это путешествие. Это была французская Катана.
Через нашего агента в Австралии мы сняли 42 футовый катамаран, но, прилетев в Нумию, обнаружили, что Катана 42 совсем не соответствует нашим ожиданиям — в ней просто отсутствовала морозилка! Наш австралийский, меньший по размеру катамаран Seawind (39 футов) имеет две огромные морозилки. Кто же мог представить, что на 42 футовой яхте французы могут лишь открывать консервные банки? А мне предстояло кормить пять человек в течение двух недель на далеких, в большинстве своем необитаемых, островах!
Мы позвонили в Австралию и ситуация быстро разрешилась — нам дали бесплатный upgrade до следующего размера — 47 футов — с морозилкой и другими бонусами. Думаю, что здесь помогло то, что мы с ними уже много лет и мой супруг и сын имеют что-то типа VIP статуса.
Главный лозунг Катаны — скорость, и в eё дизайне всё направлено именно на это. Скорость имеет огромное значение не только для гонок, но и для океанских переходов, т. к. позволяет сократить время вдали от суши, уйти от плохой погоды и т. д. К сожалению, погоня за скоростью приводит к тому, что Катана не очень комфортна и вместительна — неважное расположение кухни, мало места, как-то все неудобно и непродуманно.
Но одно преимущество было несомненно — опреснитель воды. Пресной воды уходит много, и без такого опреснителя было бы сложно далеко уходить от базы в условиях Новой Каледонии, где у нас практически не было возможности пополнить баки пресной водой. У нас былo три паруса — главный и два передних, два двигателя, генератор, электрические лебедки для парусов и якоря, полная система навигации и электроники.
Кроме того, на катамаране были четыре двухспальные каюты, a в носу каждой «ноги» две одноместные каюты, в которых мы складировали мусор. Всего много, но уж очень бестолково! Например, helmsman (рулевой) находился просто под открытым небом — никакой защиты от солнца или дождя.
Навигационное оборудование ему не видно, видимость с места управления плохая. Поэтому возле рифов, в незнакомых водах и портах приходилось как минимум трем членам экипажа — Впередсмотрящему, Навигатору и Рулевому — постоянно координировать действия (орать друг другу что делать).
В каком-то смысле Катана — это автомобиль с ручной коробкой передач. Возможностей много, но и веревок, чтобы тянуть, тоже больше.
Должна признать, что под парусом Катана шла здорово, с легкостью справляясь с 2–3 метровыми волнами. Многочисленные возможности управления позволяли легко менять и находить оптимальную конфигурацию парусов. В целом, после нескольких ошибок мы освоились и справлялись неплохо.
Наши новички Денис и Тина без особых дискуссий нашли себе специализацию по душе. Денис стал главным механиком и занимался генераторами, опреснителями, баками и т. д. Он также руководил поднятием главного паруса и в конце полностью взял под свое руководство якорные процедуры. Тина была оператором электрических лебедок и вместе с Денисом отвечала за отсутствие рифов, мелей, яхт, китов и прочих неприятностей по курсу.
Мои супруг и сын рулили и руководили народом в особо ответственные моменты. Я занималась навигацией и кухней, общим руководством и сопутствующей ругней со всей командой.
По определению Дениса - sailing это 2 состояния - когда делать нифига, или когда делать дофига. Во втором состоянии все работали дружно, быстро учились, а все сложное канатное хозяйство и прочие системы поддерживали в идеальном состоянии…
По вечерам капитан временно сдавал полномочия, ибо приготовление обеда было не в его компетенции.
Наше путешествие началось из порта Мозель в Нумие. Мы прошли вдоль юго-восточного побережья Гранд Терре, исследовали огромный залив Прони, потом за один большой бросок перешли на Isle of Pines (назовем его по-русски Остров Сосен), где простояли несколько дней. Затем вернулись в Прони, исследовали заброшенный Turtle Bay (Черепашью бухту) и вернулись в Нумию. В такого рода путешествиях есть всего несколько развлечений. Это море (точнее океан) и острова — обитаемые и необитаемые.
Остров Сосен — жемчужина Новой Каледонии. Он был открыт Джеймсом Куком и назван так был из-за того, что покрыт далеко видимыми одноствольными соснами.
Этот вид сосен растет только здесь. Они очень стройные, аккуратные, достигают в высоту 60–70 метров и потрясающе смотрятся на фоне голубой воды. На острове есть несколько high-end курортов, несколько деревень, но надо сказать, что туристов немного. В основном отдельные европейцы и группы японцев.
Остров Сосен довольно большой. На нем живет около 2,000 человек. Это вид с самой высокой точки — пика Нга. Капитан Кук назвал его «восхитительным и одиноким пиком». Хорошо видны сосны, в несколько раз превышающие всю остальную растительность.
На этом снимке также видны две большие бухты c тонким перешейком между ними. Это очень удобно с точки зрения защиты яхты от ветра — можно стоять или в одной бухте или в другой в зависимости от его направления. Мы стояли в бухте Куто (справа на снимке), рядом с совершенно потрясающим пляжем. Песок на нем мелкий и мягкий как пыль. В нашей коллекции песка, которую я собираю по всему свету, сейчас около 50 экземпляров. Песок из Куто получил третье место, после Мексиканского Канкуна и Элютеры на Багамах.
Вторая бухта — Канумера — поменьше, но не менее красива — океан, песок, пальмы и никого вокруг. Только торчащие выше всех сосны выдают где мы находимся. На песке можно найти много интересного. Например, в одном месте мы нашли целые залежи пемзы. Много крупных ракушек, крабов и т. д.…
Посредине Канумеры находится огромная скала, которая имеет какое-то священное значение для местных племен. Рядом есть даже табличка с просьбой на скалу не лазить. Мы поплавали вокруг в совершенно прозрачной голубой воде. Дело было в самом начале весны и для тропических морей вода была не очень теплой — 22 градуса. Но в солнечную погоду в воде было приятно.
В один из дней мы отправились по острову на взятых в прокат велосипедах. Благодаря этому нам удалось заглянуть в самые дальние уголки и увидеть несколько интересных достопримечательностей.
Например, заехать на ванильную ферму, где ваниль растет как лиана, карабкаясь и опираясь на естественные или искусственные подпорки.
Нам даже удалось сорвать один полуспелый стручок. Он, конечно же, имел настоящий запах ванили, усиливавшийся каждый день по мере того, как стручок темнел.
На другой части острова в заливе Оро находится природный «бассейн» Piscine Naturelle — чистейшее озеро из морской воды. Oнo пополнятся из океана во время приливов. В нем можно купаться (что и было сделано), много всякой рыбы и даже есть немного коралла. Именно это озеро изображено на первом снимке в начале этого рассказа.
В теплом и чистом океане Новой Каледонии много жизни. На Острове Сосен с нами жили маленькие акулы — реморы. Они яростно сражались за тот корм, который мы им бросали, и готовы были это делать бесконечно.
Эти акулы безопасны для человека. Они вообще — «рыбы-прилипалы» и обычно плавают рядом с большими и настоящими акулами в надежде на куски с их стола. Наверное, они принимали наш катамаран за огромную рыбу и в каком-то смысле были правы, т. к. без еды не оставaлись!
В морях Новой Каледонии также водится много морских змей. Они более ядовиты чем кобра. Одна радость — они не агрессивны и имеют очень маленький рот, так что человека могут укусить только за перепонку между пальцами. Мы решили не проверять…
Практически на всех островах мы встречались и с другими местными обитателями — собаками. Обычно они ужасно дружелюбны и с удовольствием показывают все, что умеют.
Когда-то на Таити такой же наш «друг» демострировал нам, как он умеет носить в зубах и закапывать в землю кокосовые орехи. А здесь наш проводник носился по пляжу, вынюхивал и вырывал из песка для нас крабов. Одного из них нам удалось словить перед тем как краб успел удрать в воду!
Здесь наш краб показан крупным планом. Но это не главное. Обратите внимание, что на заднем плане вода меняет свой цвет. Но это не камни и не водоросли. Это огромная стая рыб пришла погреться на мелководье, и если подойти поближе, то из-под ног вспорхнут как птицы сотни мелких рыбёшек!
На островах, как известно, водятся сьедобные вещи. Особым интересом у Дениса пользовались кокосовые орехи. Экспериментальным путем он установил, что их очистить и разбить дело далеко не простое. Но…. тем вкуснее результаты добытого своим трудом!
Среди флоры Новой Каледонии встречаются интересные представители. Здесь много хищных растений, которые умеют ловить насекомых. Скорее всего, это для них источник разнообразного питания, потому что они могут жить как вегетарианцы (если мясноe не ловится).
Ну и напоследок — одна из многих бухт в заливе Прони. Мы тоже стоим где-то там за холмом рядом с катамараном на заднем плане. Зелень, яркие краски, птицы, покой. Вобщем, Новая Каледония, какой мы ее узнали.