Посещением Бержерака закончился наш маршрут по Гиени и Гаскони, но это совсем не означает, что уже не о чем рассказать. По дороге домой мы посетили несколько городов, монастырей и замков в Оверни, Бургундии и Эльзасе. В этом рассказе мы прощаемся с прекрасной страной Перигор и Дордонь и переезжаем в Овернь, к началу Центрального горного массива. Символично, что в этом «пограничьи» нас проводил замок на гасконской стороне, а встретил замок на стороне Оверни, к которому мы пробирались по узким дорогам два часа через густые леса глухой овернской провинции.
Замок Отфор на восточной границе Перигора явился достойным заключительным аккордом солнечной гасконской симфонии, игравшейся все две недели. Один из самых ярких образцов архитектуры эпохи Ренессанса во Франции — прекрасный пример того, что замки эпохи Возрождения можно найти не только на Луаре. Величественно замок возвышается на скалистом уступе, где первая крепость появилась в X веке.
С тех давних времён не сохранилось практически ничего. В X веке была разрушена на вершине скалы деревянная крепость, стоявшая там с незапамятных времён, и на её месте возник первый каменный замок. Построил его некий Ги де Ластур, о котором известно немного. А вот правнук его прославился во время Первого крестового похода 1096 — 1099 годов, куда он отправился во главе небольшого отряда из 30 рыцарей со всей округи.
Второй раз о замке заговорили в эпоху Ричарда Львиное Сердце в конце XII века благодаря одному из самых знаменитых трубадуров Франции Бертрану де Борну, виконту де Отфор. Бертран был отважным рыцарем, честь и доблесть рыцарства воспевал в своих стихах, а вот Ричарда не любил. Что ж было не совсем безопасно во времена, когда вся юго-западная Франция входила в «английскую зону оккупации». Благодаря Бертрану к будущему английскому королю прикрепилась кличка Господин Да-и-Нет, подчеркивавшая «умение» Ричарда резко менять свое мнение, даже во время одного разговора.
Позже сам Данте Алигьери опишет Бертрана в своей «Божественной комедии». Когда виконт изгнал из замка Отфор своего младшего брата Константина, тот, понятно, побежал жаловаться Ричарду Львиное Сердце и попросил помочь вернуть ему права на замок. У Ричарда способ решения семейных споров был один — замок осадить. Отфор сдался через 8 дней.
Посмотреть на известного поэта-рыцаря в замок Отфор приехал даже отец Ричарда, король Англии Генрих II. А Бертрану это только и было надо. Он так раскрасноречился, сложив по ходу пару четверостиший в честь действовавшего и будущего королей, что расстрогал черствых британцев. Был прощён и оставлен хозяином замка.
Де Отфоры правили замком до самой Революции. Увлекшись вопросами металлообработки, они стали главными поставщиками оружия для армии короля.
Во время Великой Французской революции вокруг замка произошли события, не укладывающиеся в общую, стандартную канву. Маркизы де Отфор были добрыми, щедрыми правителями, помогали нуждающимся, строили больницы, школы для бедных, церкви. Как давным давно, во времена «франкской правды Хлодвига», в господский дом приходили со всей округи. С радостью и с горем, за советом, за помощью, предлагая свою работу.
В канун революции богатые маркизы уехали «временно» за границу, не дожидаясь, пока за ними придёт гильотина. Замок стоял с закрытыми воротами, дожидаясь, пока его «экспроприируют» и разграбят.
И тут на защиту замка от «революционно-люмпенских масс» встали все жители городка Отфор.
Они даже собрали все свои медяки, на которые приобрели оружие. Но спасшие замок благодарные жители так и не дождались его хозяев обратно. Как и после случившейся позже Русской революции, «временное» переросло в «постоянное», старая дворянская Франция не возвращалась, не вернулись обратно и маркизы де Отфор.
Весь XIX век замок стоял пустой и постепенно саморазрушался. В начале XX веке в замок вьехали барон и баронеса де Бастард. (странная конечно фамилия, ну да ладно, главное, люди хорошие). Они удачно сколотили себе приличное состояние, владея акциями строящегося Панамского канала.
Они полностью восстановили замок,
красивый парк и сад, воссоздав истинную атмосферу Ренессанса.
Замок пережил огромный пожар 1968 года, крыши замка повредил сильный град в 2003 году, но каждый раз всё было быстро восстановлено. Семейство Бастард владеет замком и сегодня.
Не все помещения открыты для посещения, но то, что удалось посмотреть, оставило приятное впечатление.
Интересно посмотреть на конструкцию крыши одной из башен. Дерево сравнительно новое, восстановленное после пожара 1968 года, и тем не менее…
Замковые парки считаются одними из самых лучших в юго-западной Франции.
Невозможно определить визуально границу между Перигором и Овернью. Те же холмы, леса, поля. Разве что меньше стало виноградников, больше пастбищ. Практически исчезли бесконечные городки и туристические цели, заполнявшие долину реки Дордонь. Плотность населения в этой части Оверни намного ниже, чем в соседних областях.
Открываются панорамные пейзажи без присутствия Большой цивилизации.
Туристов здесь, на провинциальных дорогах, не то что мало, их здесь практически нет. И даже пасущийся скот настороженно удивляется — кого это занесло?… Лучше едем дальше, не будем нервировать. А то быки они такие…
А вот и первый овернский страж на нашем пути — замок Анжони. Ни разу не разрушенный, находящийся во владении одной и той же семьи вплоть до нашего времени, он и внешне и внутренне абсолютно не изменился за 700 лет.
С таким замком просто обязана быть связана какая-нибудь история. И она нашлась. Итак, слушайте ещё одну средневековую историю от Бориса. История о добрососедстве, переросшая в кровавую вековую вражду с примирением, которое заключили два оставшихся в живых. Прямо вендетта какая-то, не принёс ли её один из участников, происходением из Италии? Хотя первым начал как раз француз, правда способами, из-за которых можно было бы усомнится в его высоком происхождении. Но обо всём по порядку.
В городке Турнемир жил издавна в своём замке местный маркиз, естественно, по фамилии де Турнемир. Ничем особо знаменитым семейство не выделялось, в великих подвигах не участвовало… не состояло, не привлекалось, замечено не было… Но было очень древнее, чем бесконечно гордилось и что отображало в гербах над камином своего замка, от которого сейчас не осталось и следов.
Одного не уточнённого дня, где-то в XIV веке, в Турнемире появляется Джианни Жоанини, богатый буржуа родом из Италии, сколотивший в Орияке себе состояние на торговле кожей. С желанием построить себе дачку на кусочке земли, который ему продал маркиз де Турнемир. Титулов у маркиза было намного больше, чем экю в кошельке, и итальянский иммигрант подоспел вовремя. Обладатели голубых кровей потратили полученные деньги довольно быстро и после размышлений решили снова получить их у Жоанини. В виде ссуды. Заложив часть своих земель. … Правильно, долг не вернули, и полгектарчика поменяло владельца. Механизм понравился. Маркизы (как Карабасы) владели всем, что видно вокруг, и гектары их владений представлялись им бесконечными. Соседи прекрасно ладили между собой. Долг — полгектара — долг — полгектара. Пока с удивлением не обнаружили, что землицы то осталось п-фуй и маленько…
Возможно, осознание того, как собственность уплывает и растрачивается, не было бы настолько трагическим. По принципу, на наш век ещё хватит.
Но возникает другая проблема. Приезжий негоциант время даром не теряет, сначала он адаптирует свое имя на французский манер и в 1360 году Джианни Жоанини превращается в Гийома Анжони. Ближайшие потомки Гийома всё более участвуют в жизни Франции, дальновидно в период междоусобицы и Столетней войны приняв сторону короля Франции. Людовик Анжони, верный соратник Жанны Д’Арк и преданный слуга короля Франции Карла VII получает от него в XV веке право к своей фамилии прибавить «д с чёрточкой». И счастливый д’Анжони, переполненный ощущениями принадлежности к элите государства, возвращается на бывшие гектары де Турнемира. По соседству со старым замком Тернемиров, вырастают четыре высокие угловые цилиндрические башни, тесно прижавшись к узкой четырехугольной крепости, формируя будущий облик замка сеньора д’Анжони.
Риго де Турнемир сначала с удивлением, а потом со всё возрастающей злобой наблюдает, как с 1439 года по соседству воздвигается прекрасный замок. Сравнивает его со своим, долго не видевшим ремонта, вокруг которого к тому времени практически совсем не осталось никакой земли. Теперь такое соседство считается злостным недоразумением. Сосед мало того, что богаче его, а теперь ещё и с одинаковым социальным статусом. И укрепляется при дворе, куда Турнемиры так и не пробились.
И началась война. Аристократическое семейство Турнемир настолько пало, что предпочло методы далеко не аристократические. Благородные походы и осады под флагами были забыты, мстили мелочно, пакостно, подло. Д’Анжони, сами аристократы без году неделя, помня принципы кровной вражды по-итальянски, отвечали не лучше, хотя и оборонялись. И вся округа почти 300 лет наблюдала одну из самых длинных историй кровавой мести, которые так почитаются жителями Корсики, но которые являются скорее исключением на французской земле.
В 1465 году замок готов полностью, вскоре умирает Людовик д’Анжони, оставив пока ещё несовершеннолетнего наследника. Во время праздника святого Иоанна дворовые Турнемиров врываются в помещение, где горничные мадам д’Анжони пьют и пляшут со своими возлюбленными. Парней убивают, горничных насилуют. Потом молодчики навещают церковь, которая была по-прежнему на земле Турнемиров, прилепленная к их дряхлому замку, и разбивают скамью мадам д’Анжони, говоря ей, чтобы в этой церкви больше не появлялась.
Сын мадам, хоть и подросток, но горячих кровей, встречает в темноте молодого Эмери де Турнемира и вспарывает ему живот. Сам получает почти смертельные раны, но чудом выживает. После чего погибает от руки другого Турнемира.
Война продолжается на фоне всё более приходящего в упадок замка Турнемиров и всё более богатеющего семейства д’Анжони, многие представители которого переезжают в Париж, где стараются забыть о злобных овернских соседях. В 1557 году Мишель д’Анжони женится на графине Жермен де Фуа из благородного старинного рода и ещё более укрепляется при дворе.
Турнемиры не утихают. Поколениями маркизы соревнуются в гнусности своих поступков. Не буду писать подробно, только один пример. В XVI веке один из Турнемиров поднял руку на священника, убивает Клода д’Анжони. Ему не нравится, что Клода похоронили в местной церкви. Ночью он выкапывает труп и бросает перед входом в замок Анжони, где поутру его обнаруживают наполовину съеденным дикими животными.
Вопрос — а почему не вмешивается король? Конечно, вмешивается. И наказывает иногда. Но короли меняются, и вражда вспыхивает с новой силой. 300 лет большой срок. Уже во времена великих мушкетёров и красного кардинала Ришелье Анжони вызывают Турнемиров на общее сражение. Под замком происходит нелегальная битва «всех на всех», свидетелями которой становятся местные жители. Анжони потерпели поражение и погибли все. Однако несколько оставшихся в живых Турнемиров получили настолько тяжелые раны, что умирают один за другим…
Над побоищем остаются двое — растерянные мальчик и девочка. Когда они вырастают, в 1645 году Мишель д’Анжони II предлагает вступить в брак милой Габриеле, единственной из Турнемиров. Она согласилась и переехала в замок Анжони.
Конец вендетте… Конец истории? Нет, но продолжается она последние 400 лет в светлых тонах. Семейство и замок пережили гугенотов, Революцию и войны. Замок не горел, не разрушался, все последние столетия ощущал заботу и уход. Поэтому мы его и снаружи, и внутри видим таким, каким он был построен первыми новоиспеченными аристократами. Сегодня в замке живёт 24-е поколение фамилии Анжони, за это время они получили ещё и благородный титул маркизов де Мардонь. Они готовы пригласить всех в гости, предлагают оценить их старинную крепость, полюбоваться сохранёнными интерьерами и убранствами, фресками и гобеленами
… только нельзя фотографировать. Поэтому пара фотографий внутри сделаны по-шпионски дочерью на мобильник. Замок типичен для средневековых семейных крепостей Оверни. Правда, многие были разрушены, перестроены в более поздних стилях. Анжони же сохранил раннесредневековую архитектуру, которая крайне проста — к центральному прямоугольному корпусу примыкают четыре 40 -метровые башни.
Центральное здание имеет три уровня, на верхнем — главные помещения. Такие, как главный зал. Над большим камином виден герб семьи Анжони, а над ним девиз Fides hic et semper («Вера навсегда»)
Из него можно попасть в часовню, которая находится в одной из башень. Часовня богато украшена фресками на религиозные темы, в частности они посвящены жизни Христа и его воскрешению. А в маленькой нише по центру стоит местная реликвия — Черная мадонна XVI века.
На втором уровне можно посетить ещё один средневековый шедевр — Зал Героев. Фрески 1560 -1580 годов посвящены популярной в Средние века теме, на них изображены девять героев. Подобный зал видели мы уже в замке Кастельно.
А Турнемиры растворились в веках. В городке о некогда знатном роде уже ничего не напоминает. От замка не осталось даже фундамента, сохранилась только бывшая романская замковая часовня святого Иоанна Крестителя, построенная в XIII веке. Та самая, где когда-то сломали скамью мадам д’Анжони. Но ведь и её вскорости после той подпольной драки переименовали в церковь Святого Креста.
Церковь окружена множеством средневековых каменных домиков, придающих городку единый уникальный облик. Наверняка, по крайней мере в половине из них, живут потомки местных крестьян, на глазах которых поколениями развёртывалась одна из самых продолжительных драм Франции.